скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Творчество Е.И. Чарушина

Нам могут возразить: «Малыш 1,5— 3 лет уже знаком с собачками, кошками, козочками. Знаком по песенкам, потешкам,— словом, на основе фольклора для самых маленьких». Это так, но «герои» жанра — животные — действуют в этих миниатюрах как люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. И действительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят «ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушку мести». Однако уже к 2—2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 3—4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Чарушина — бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира — реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко»... Бесконечная цепочка образов животных — зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.

Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане. При этом ребенок спокойно «возвращается» к реалиям действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котик понарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливать кошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает: животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менее животные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персона жами, любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому — инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая, тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»). Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами. Переход занятия в игру один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.

И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

2.2 Игра-занятие «Гусь»

Для детей 2,5-3 лет

Цель: Сложившийся ранее фольклорный образ птицы (по сказке «Гуси-лебеди», по потешке «С гуся вода - с дитя худоба», по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся») дополнить реалистическим представлением о живой природе. Отметить характерные особенности птицы - длинная, тонкая шея, тело, покрытое оперением, красный большой клюв, красные лапки с перепонками: любит и умеет плавать (в отличие от курицы) в реке, в пруду, шипит, а не кудахчет, может ущипнуть клювом того, кто «не нравится» и т. п.

Учить детей внимательно прослушивать текст, пересказывать его последовательно. Развивать речевые навыки: учить строить предложение из 3-4 слов; способствовать формированию обращенной речи, ее интонационной выразительности («Ты цветочков не мни, ты травку не рви; «Иди ко мне. Я тебе хлебца накрошу»).

Использовать звуковую палитру рассказа для работы над правильным произношением трудных звуков: «г», «х», «ш», «щ».

Эмоционально обогащать, включая в занятие игровые приемы, элементы кукольного театра, пение, речитатив, игру на ложках и т. п.

Примечание. Если есть возможность, желательно показать детям домашних птиц: кур, гусей, уток; понаблюдать за ними, отмечая отличительные признаки, повадки.

Материал: 1 «Гусь» - персонаж кукольного театра - длинная «перчатка», имитирующая шею, головку и туловище.

Способ изготовления, Первая часть: имитирует шею, голову, клюв домашней птицы. Выполняется из белого детского чулка (колготок), который исполнитель натягивает до локтя. Носок и пятка имитируют «головку», с каждой стороны которой пришиты две черные пуговички-«глаза»; на чуть-чуть оттянутый носок чулка пришивается красный клюв.

Вторая часть игрушки: оборки (белая ткань шириной в 6-7 см), выкроенные по косой нитке и пришитые вкруговую в 3-4 ряда (закрывают руку взрослого по плечо). Слева и справа у нижней оборки пришиваются лапки из красной ткани в форме полузвездочки (одна звездочка, разрезанная пополам).

Самодельная кукла-игрушка, натянутая на руку исполнителя роли, создает возможность поворачивать головку в разные стороны, разевать клюв, наклонять головку, плавно раскачиваться, подпрыгивать. Вторая рука выполняет как бы сдерживающую функцию: удерживает птицу, которая находится «на руках», обхватывает снизу, как бы прижимая к себе и т. д.

2. Журнальный стол, покрытый зеленой тканью; детский стул - для воспитателя.

Ход занятия

1. Для знакомства с «гусем» воспитатель вновь читает уже знакомые фольклорные строчки - «Гуси-гуси!? Га-га-га!» или «Жили у бабуси веселые гуси...»

Воспитатель. Кто же так кричит «Га-га-га»? Правильно, гуси... А вы не слышите, что кто-то за ширмочкой повторяет за мной «га-га-га»? Кто же это? Пойди посмотрю, а вы подождите немножко.

Педагог отходит в сторону и натягивает на руку «чехольчик» так, чтобы ребята не видели. Обхватив «гуся» второй рукой, выходит к детям, имитируя голосом «га-га-га!»

Посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришел? Правильно, гусь. А как вы узнали? По тому, как он приветствует вас? По длинной шее? (Ответы)

Педагог садится за журнальный стол, кладет руку, облаченную в чулок, на его зеленую поверхность, демонстрируя повороты длинной и гибкой гусиной шеи. Погладив другой рукой птицу от «головки» до «хвостика», еще раз обращает внимание детей на длинную шею гуся, на его красный клюв, красные лапки, блестящие глаза, на то, как он, красуясь, «ходит» по зеленой «травке» (зеленая ткань, покрывающая стол), поворачиваясь влево и вправо. Дети должны рассмотреть птицу (4-5 мин.).

В конце этой части занятия можно ввести игровой прием.

Что это ты зашипел? Да еще щиплешь меня за руку! Ай, как нехорошо ты себя ведешь! Тебе что-то не нравится? Скажи мне на ушко. Вот что! Ребята, оказывается, гусь хочет, чтобы я прочитала про него рассказ! Хорошо, я исполню твое желание, а дети послушают.


2.3 Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Книга с иллюстрациями

Воспитатель начинает занятие с обсуждения проблемной ситуации: что делать, если вдруг нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика? Можно ли его брать? Выживет ли он? Обобщая ответы детей, педагог утверждает, что прежде чем брать крошку, нужно выяснить, что ему нужно для жизни.

Воспитатель сообщает детям, что прочтет им не сказку, а настоящую историю, которая случилась на самом деле,- рассказ о двух мальчиках.

После чтения рассказа воспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.

-О ком говориться в рассказе? Как можно назвать зайчат по-другому?

-Каких зайчат нашли дети? Какими словами можно сказать о них? (Маленькие, малюсенькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, легонькие, мягонькие.)

-Они были такие крошечные и круглые, как... На что похожи? Как... (комочки, шарики, пушинки).

-Глазки у зайчишек, как... (пуговички, блестящие точечки, смородинки, угольки).

-Расскажите, как дети спасли зайчат. Кто помог им в этом?

-Я вижу вам понравился рассказ Е. Чарушина. Придумайте название этому рассказу.

-Вы, наверное, захотите рассказать его вечером своим мамам. Давайте придумаем загадку о зайчиках. Когда мамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.

2.4 Рисование «Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Воспитатель совместно с детьми составляет загадку о зайчике, построенную на сравнении и отрицании:

Он маленький, как ..., но не ...

Он пушистый, как ..., но не ...

Он быстрый, как ..., но не ...

Он серенький, как ..., но не ...

Кто это?

Средняя группа: рисование

«Кролик» (из книги «На нашем дворе»)

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие; стремление любоваться изображением животных в книжной графике; учить видеть красоту животного. Развивать сенсорные способности — умение выделять овальную форму тела, головы, длинные уши кролика и крольчат. Вызвать желание передавать в рисунке образы животных. Познакомить с приемами передачи пушистой шерстки.

Материал: Бумага (размером в альбомный лист); щетинная кисть; кисти; акварельные краски (или сангина); карандаш угольный или просто черного цвета.

Ход занятия

Воспитатель (собрав детей у доски или мольберта). Накануне мы с вами прочитали рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Кролик», рассматривали иллюстрацию. Однако я еще раз прочту вам этот короткий рассказ; мы вновь рассмотрим иллюстрацию. Это для того, чтобы вы легче справились с заданием.

Обратите внимание, как художник изобразил пушистый мех мамы-крольчихи и крольчат; какая у них форма тела, головы, ушей. Прежде чем приступить к рисованию, присмотритесь к маме-крольчихе; ее художник нарисовал крупно. С чего мы начнем? Конечно, с основных частей тела зверюшек. А потом я вам покажу, как передают пушистый мех с помощью сухой щетинной кисти. Я обмакну ее в темно-серую или темно-коричневую краску, сниму лишние капли, потерев кисть о край баночки, и нанесу краску на высохший основной цвет меха (используется сангина, угольный или просто черный карандаш).

Если дети еще не очень хорошо овладели умением рисовать красками, педагог ограничивается заданием: передать основной цвет кролика без прорисовки ворса.

В конце занятия все рисунки выставляются для общего просмотра. Взрослый обращает внимание, сколь разнообразны приемы изображения.

Примечание. Занятие на тему «Кролик» можно провести и в старших группах, однако темой рисунков может стать любое домашнее животное (из книги «На нашем дворе»).

2.5 Занятие: «волчишко» Для детей 3—4 лет

Цель. Продолжать знакомить детей с животными и их детенышами — образами фольклорными, песенными и реалистическими.

Формировать представление о животных — «больших и маленьких», о «братьях наших меньших» — на основе гуманистической прозы Чарушина. Воспитывать доброе, бережное, участливое отношение к животным, их детенышам.

Развивать способность внимательно слушать текст, запоминать последовательность событий. Прибегая к образной и яркой прозе Чарушина, воспитывать любовь к литературе, вкус к художественному слову, «чувство языка». Детей старше 3 лет — при пересказе прочитанного текста — учить умению строить наряду с простыми сложные предложения.

Продолжать учить умению рассматривать иллюстрации.

Воспитывать высокие чувства любви к родной природе и родному краю.

Материал. Иллюстрации Чарушина к рассказу «Волчишко».

Ход занятия

Чтение рассказа «Волчишко».

Воспитатель. Автор этого рассказа Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и художником. Он подарил нам множество интересных и забавных историй о животных, их детенышах, об их повадках. Более того, к этим рассказам Евгений Иванович Чарушин сделал рисунки. Послушайте его рассказ «Волчишко», а потом мы рассмотрим иллюстрации.

Основная образовательная задача — вызвать сочувствие к волчонку, оказавшемуся в новой для него обстановке, «без мамы»; вызвать обостренное чувство любви, жалости к маленькому, беззащитному лесному детенышу и радость благополучного завершения возвращения к маме.

Рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказа

Воспитатель. Посмотрите на этот рисунок. Вот он, волчишко. Маленький, пушистенький. (Побуждает малышей высказаться.) Может, скажете, какого цвета у него шерсть? Какие ушки? Хвостик? Глазки?

Ход дальнейшей беседы и рассматривания иллюстраций во многом зависят от возраста и развития группы.

Где жил волчишко с мамой-волчицей? Как он оказался в доме ? Кого он увидал в комнате? Почему волчишко их испугался? Куда волчишко спрятался? Как он вел себя, когда все уснули? Почему он завыл, «заплакал»? Что же произошло утром? Кто встретил его в лесу? Почему она обнюхала волчонка? Как вы думаете, хорошо или плохо, что волчонок убежал обратно в лес? Почему у волчишки печальные и испуганные глазки ? Поджатый хвостик? Вздыбленная шерстка?

Образовательная задача — пробудить в детях добрые чувства, желание защищать животное, заботиться о нем. Посредством вопросов («Как вы думаете, как повели себя мама-волчица и волчишко, встретившись? Куда побежали?») побудить увидеть что-то свое, так сказать, «за кадром», как бы продолжить рассказ от себя. Этот прием развивает воображение.

Примечание. По схеме данного занятия можно познакомить детей и с другими рассказами Чарушина: «Лиса», «Лисята», «Еж», «Кто как живет», «Заяц», «Белка», «Про зайчат», «Дятел».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.