скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства

Глава 4. Информационное поле концерта.

Концерт, исторически сложившийся как специализированная форма коммуникации по поводу ценностей самого музыкального искусства, не предназначенного для какого-либо прикладного и целевого назначения, создает феномен контактного музыкально-информационного поля, посвященного целенаправленно созданию ментальных общностей в социумах, сложных ментальных форм мимезиса.

Информационно-полевые феномены концертного жанра освещают внутренние механизмы действия личностных и полевых категорий культуры, удостоверяя и доказывая важное значение высоких ценностей, генерирующих все остальные уровни культурных ценностей (см. публикации Л.Гаккеля, В.Григорьева, В.Горностаевой, Р.Шато, Ю.Капустина, Л.Березовчук, С.Савенко).

Концерт исторически сложился как специализированная форма коммуникации по поводу ценностей самого музыкального искусства, не предназначенного для какого-либо прикладного и целевого назначения, но сосредоточивавшего специализированные механизмы выработки музыкально-информационных феноменов эмоциональной и ментальной общености, сложных ментальных форм мимезиса, миметического поведения высшего порядка. Длительный процесс выделения музыкального искусства из сферы бытового музицирования, общественного ритуала, культа и других форм прикладного использования музыки привел к институализации духовного отношения к самостоятельным эстетическим ценностям в надбытовй сфере «возвышенного досуга», к выделению и специализации деятельности музыкантов, а также концертной публики, к утверждению и развитию концерта как основного духовно ценностного и социально значимого художественного общения в сфере музыкальной жизни.

Высокое искусство музыки, функционирующее в обществе, поднимает уровень духовной значимости и других слоев культуры. Элитные уровни культуры сосредоточиваются на взращивании всеобще-адаптационных способностей человека и создании культурных ценностей, создаваемых им в процессе творческой деятельности.

Информационное поле концерта, генерируемое музыкантами-исполнителями, относится к акциональным контактным формам музыкальной культуры, имеющим как долговременное, так и кратковременное действие на полевое сознание. При использовании произведений, несущих информацию высокого духовного значения, концерт служит действенным механизмом стратегической коадаптации человеческих общностей. При использовании же музыкальной информации первичных миметических способов воздействия, действие концертных форм определяет кратковременные информационные общности. При преобладании акциональных форм в культуре она теряет энергетический потенциал долговременного развития, подвергаясь деструктивным процессам. 34

Глава 5. Массовые музыкальные зрелища как акциональные полевые феномены

К началу 60-х годов XX века массовое сознание определено наукой в качестве теоретической данности (Е.С.Кузьмин, В.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, В.Е.Семенов, А.К.Уледов и др.). Теоретические и методологические основы исследования массовой культуры разработаны в трудах виднейших философов к. XIX-XX века Г.Лебона, Ф.Шлегеля, И.Ильина, Н.Бердяева, М.Вебера, О.Шпенглера, З.Фрейда, С.Московичи, С.Булгакова, А.Белого, П.Муратова, Э.Фромма, К.Юнга, Т.Адорно, Х.Арендта, А.Камю, Х.Ортега-и-Гассета, Э.Фромма, а так же под влиянием идей К.Леонтьева, Ф.Достоевского, В.Соловьева, Б.Вышеславцева, В.Налимова и др. В наши дни проблемы массовой кульуры разрабатываются в трудах Е.Карцевой, А.Кукаркина, И.Куликовой, М.Овсянникова, Е.Яковлева, Ю.Капустина, А.Мигунова, В.Федотовой, Э.Баталова, Ю.Давыдова, а также в исследованиях последних лет (В.Рыбин, Н.Кириллов, Т.Решетникова, Н.Володина, Г.Юсифова, Л.Судас, К.Теплиц, Т.Адамьянц, Е.Дуков и др.).

Конец XX века - время глобальных информационных процессов и в сфере музыкального искусства, для которого характерно взаимопроникновение стилистических черт «высокого» и «сниженного», экспансия черт массовых жанров в сферу «высокого» искусства (см. работы А.Сохора, Д.Житомирского, О.Леонтьевой, Э.Леонтьевой, В.Конен, А.Цукера, Е.Шевлякова, А.Селицкого, Т.Чередниченко, П.Поспелова, И.Чучайкиной, А.Парина, Р.Петрушанской и др.)

К массовым жанрам может быть отнесен и театральный, оперный спектакль, особенно если представление аншлаговое и проходит в каком-нибудь каком-нибудь "гигант-холле" или на подиуме древнего амфитеатра и апеллирует к "натуральному мистериальному пространству" оперы -генетически массового жанра. Концерты классической музыки в филармонических залах, в Большом зале Московской консерватории - также представляют собой феномены массового полевого искусства, если концерт идет при заполненном зале и является музыкальным событием, находящим отклик слушателей. Новые праздничные массовые действа, ведущие свое начало от революционных площадных действ и от фестивальных традиций Министерства Культуры, инициируются и поддерживаются на институционном уровне в различных городах России.

В массовых празднествах и представлениях используются различные стили музыки - фольклор, церковная, эстрадная, классическая, рок-музыка - в разных сочетаниях, народная и композиторская музыка46; жанровую систему массовых музыкальных представлений образуют три типологических группы явлений, составляющих единое целое из преломления традиций культового, театрального и концертного генезиса.

Особняком стоит такое явление современной массовой культуры, как молодежная субкультура, функционирующая в русле танцевальных дискотек и концертов, проходящих нередко в гигантских современных залах. Массовые музыкальные празднества нашего времени представляют собой продолжение традиций массовых действ прежних эпох, однако в них превышена привычная прежде мера массовости, поскольку средства современной архитектуры и технических звуковоспроизводящих средств обладают возможностями единовременного собирания масштабных человеческих множеств. Полевые закономерности сознания в «век толп» (Г.Лебон, С.Московичи) диктуют производство массовых действ без ритуальной, когда-то действенной, подосновы. «Третий пласт» (В.Конен) вышел на первое место в современной культуре.

Проблемы массовой молодежной культуры стали наиболее пристально изучаться с 70-х годов, когда в отечественной культурологии началось осмысление процессов, ведущих в западном мире к формированию «массовой культуры» и молодежной «контркультуры" (А.Кукаркин, Ю.Давыдов, И.Роднянская, Э.Денисов, Н.Корыхалова, Э.Леонтьева, Н.Кузьмина, М.Султанова, А.Запесоцкий, Е.Зелинская, А.Костина, Д.Леонтьев, Н.Волкова, В.Сыров).

С точки зрения оценки информационно-полевой роли музыкального искусства, массовые празднества нового времени исходят из особого тяготения человеческого сознания к полевым миметическим формам коммуникаций, действующим в массовых музыкальных формах искусства. Без анализа полевых закономерностей этих явлений их реалистический анализ невозможен.

Поп- (и рок-) музыка соединяет два вида информационных полей -биотическое и электро-звуковое, поскольку здесь используется как живая, так и технологическая музыка - использование звукозаписи, звучания новых электронных инструментов, компьютерного конструирования звука.

Представляя собой основную форму современного акционального массового искуегва, рок-музыка использует основные черты акциональности, помноженные на технологический диктат звуковой среды во имя формирования полевых массовидных форм музыкального действа.

Соединение живого и технологического звучания делает возможным новое качество массовости потребления этих музыкальных артефактов в больших, вмещающих тысячные массы людей, помещениях. Это соединение обусловливает звуковой охват большего пространства, новое содержание музыкального звука, музыкальной интонации, новые адресаты и принципы творчества, новую эстетику и этику массовых контактов и коммуникаций по поводу музыкальных артефактов. Эта новизна обусловливается еще и социально-возрастным единообразием публики - молодежной аудиторией массовых действ. Возрастное единобразие этой аудитории делает ее наиболее уязвимой и внушаемой с точки зрения миметического воздействия массовидного полевого акционального содержания музыкальных артефактов -на интонационном, артикуляционно-звуковом и жанровом уровне предлагающих спектр значений, создающих среду коммуникации, противопоставленную традиционной и замещающую ее.

В данном стиле происходит снижение уровня жанрового и интонационного разнообразия музыки, оборачивающееся усредненностью всех средств музыкальной выразительности и понижением критериального уровня творчества, восприятия и поведенческого стереотипа. Композиторское творчество в этом стиле претерпевает значительное снижение критериев музыкального профессионализма - на первом плане оказываются собственно музыкально-энергетические способности человека, с преобладанием двигательно-моторной динамики, на втором — духовные приоритеты. Таким образом вырабатывается массовидная эмоционально-двигательная энергия, имеющая быстрое энергетическое воздействие на зрительскую массу.

В массовых действах рок-концертов происходит создание особо "плотной" информационной монолитности, связанной с новыми формами массового адаптациогенеза: почти полностью устраняется возможность индивидуальных немиметических противостояний всеобщей заорганизованности. В этой новой разновидности тоталитарного сознания возникает новая возможность управления массами как единицами форм сознания. При этом очевидно, что создающиеся таким образом полевые структуры массового сознания находятся на нижнем критическом уровне полевого эффекта, поскольку нередки случаи прямого разрушения информационной общности людей: нередки сообщения о массовой агрессивности, драках, возникающих в подобного рода массовых рок-действах и после них (см. публикации С.Щербакова, А.Мороза и др.)

Поскольку в большой степени массовые явления рок-музыки связаны с технологиями звукотворчества (при помощи электроинструментов и компьютера) и звуко-воздействия, интонационные смыслы не являются непосредственным содержанием рок-музыки. Интонационные традиции живой музыки, несущие информационные фонды эмоционального адаптациогенеза на протяжении всей истории человечества, в рок-музыке огрубляются и становятся не адекватными тонкому миру человеческих эмоций. Культура эмоций, представленная в мировой традиционной и классической музыке, не только значительно суживается, но и подменяется типовыми (клиновыми) интонациями, пропущенными через электронные "фильтры"

Что же касается жанровой основы массовой музыки, то в ней преобладают первично-миметические жанры - песня-танец, танцевальная песня, с преобладанием бит-инструментального начала.

Регулирование меры распространения подобных акционалыю-ценностных феноменов в культуре крайне затруднено в связи с рыночными механизмами их существования, которые направлены на возможно полный захват массового сознания элементарными полевыми механизмами. Тем более его фклософско-эстетическое освоение и культурологическая трактовка должны быть предметами пристального анализа исследователей, хотя бы для выработки формулы индивидуального иммунитета к этим явлениям.

Для прогнозов относительно массового рок-искусства необходимо верно оценивать его стратегические параметры. Тотальная акциональность представляет угрозу вытеснения стратегических ценностей культуры, направленных на долговременный адаптациогенез человеческого сообщества. Подмена культурных ценностей стратегического значения тотальным господством акциональных ценностей - основная опасность современной массовой музыкальной культуры.

Раздел II. Информационное поле дистантных музыкальных звукотехнологин

Глава 1. Звуко (и видео-) запись и трансляция музыки в аспекте полевых феноменов музыкальной культуры

Возникновение технологий фонозаписи и трансляции звука создало предпосылки развития дистантных форм коммуникаций, действующих как во времени, так и в пространстве. В дистантных формах коммуникаций процесс общения опосредован техническими средствами - грамзаписью, радио, телевидением, магнитофонной и видеозаписью. Это имеет кардинальное значение для судеб культуры. Но, как часто бывает, осознанию глубинного значения перемен препятствует именно их масштаб, их глобальность, привычность и повседневность.

В истории музыкального искусства периодизация информационных технологий соответствует принятой типологии (язык, письменность, книгопечатание, электронные средства, компьютерные технологии - А.Соколов, А.Ракитов), если иметь в виду информацию как фиксацию сообщения: устный, невмо- и ното-письменный, нотопечатный, звукозапись, электронные системы создания и трансляции звука. Звукозапись и видеозапись представляют коммуникации документального типа, сходные с книгопечатанием, но и отличные от него.

С точки зрения информационно-полевого музыкального феномена можно выделить только два этапа, разделяющихся по принципу характеристики самой субстанции музыки как живой, биотической - действующие на живые, биотические общности и - техно-биотической, продуцируемой техногенными средствами, но оказывающей влияние на человека как в контактных формах общения людей, так и в дистантных, охватывающих неисчислимые множества людей. В трансформации современной цивилизации от биотических информационных полей к технобиотическим - электронным - проблема большого технологического и социального масштаба.

Информационное поле музыкальных технологий является доминирующим в современной культуре (Е.Назайкинский, А.Волков-Ланнит, Е.Дуков, Е.Шашеро, А.Коровина, Г.Котляренко, Р.Кунафин, А.Айги, А.Шнитке, А.Варгафтик, Д.Ухов).

В этой связи музыкальные технологии можно подразделить следующим образом: 1. Звукозапись и видеозапись традиционных (в широком смысле) форм музицирования; 2. Технологии конструирования звука: а) попытки конструирования традиционных звуко-тембров в границах воспроизведения традиционного человеческого музыкально-интонационного языка с его уровнем эмоционально-концепционных смыслов; б) конструирование нетрадиционных звуко-тембров на электронных (и компьютерных) синтезаторах на уровнях нетрадиционной интонационности технологического происхождения, восходящей к интеллектуальным формам познания.

Звукозапись, а затем и видеозапись в массовом масштабе кардинальным образом меняют направление потоков культуры - ее движение от полевых структур акциональных общностей - к уединению личности. Эти процессы создают проблемы соотношения массового и индивидуального в восприятии и потреблении музыки, о соотношении в культуре элитарного и массового, индивидуального и тиражированного. Вследствие зафиксированности - не ' вариантности - произведений возникает быстрая смена стилей потребляемых артефактов.

Музыкальные технологии в основном восприняты массовым акциональным искуством, менее требовательным к стихиям тонких пластов выразительности. Многие формы современной музыки появились после изобретения звукозаписи и благодаря ей. Способом своей фиксации они выбрали именно звукозапись, поскольку новые, импровизационные формы музыки принципиально не фиксируются нотной записью - их импровизационная спонтанность, мелодический, гармонический, ритмический язык, вариабельность произведения как концертного феномена не вмещаются в сетку линейной нотации, противятся всякой фиксации, кроме звуковоспроизводящей. Звукозапись обеспечила поп-музыке и аудиторию, и школу, исполнительские кадры, оказалась школой импровизационного исполнительства (Е.Шашеро, А.Коровина).

Звукозапись создает возможность создавать новое качество фиксации художественного произведения - не в форме нотной записи, а в актуальной форме исполнительской интерпретации (П.Грюнберг, В.Янин); благодаря звукозаписи возникают новые уровни потребления музыки. Понятие потребителя используется в позитивном смысле, исходя из того, что потребление - это система удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей как материальных, так и духовных (Я.Иоскевич)47.

Звукозапись может играть роль музыкального инструмента - инструмента инициирования музыкально-информационного поля человеческих общностей -в связи с тем, что музыкальное произведение, записанное на пластинке, диске, аудиокассете, может служить инициирующим источником музыкально-информационного поля контактного вида. Произведения, ранее бытовавшие в культуре как контактные акциональные формы музицирования, в звукозаписи становятся дистантными феноменами, которые в свою очередь могут являться генерирующими компонентами музыкально-информационных полей контактных акциональных коммуникаций как малых социальных групп, так и масштабных человеческих общностей.

Информатизация культуры представляет собой средство, позволяющее осуществлять воспроизводство и экспансию культуры. Информационное самосохранение культуры на современных уровнях технологий становится задачей глобального адаптациогенеза, как способа формирования самоидентичных и жизнеспособных информационных целостностей. Необходима масштабная информатизация культурных сокровищ, делающая их доступными мировому сообществу - в этом видится одно из мощных средств сохранения культуры (А.Ракитов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.