скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке Кукрыниксов изображен момент, когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и «по какому это случаю» на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка спрашивает: "Чья это собака?.. Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица его говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями. На иллюстрации В.М. Бескаравайного запечатлен другой эпизод рассказа: когда вторично возникает версия, что собака генеральская. Об этом можно догадаться по тому, что шинель на Очумелова не надета в рукава, наброшена на плечи, значит, уже прозвучали его слова: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло… Знобит…» Паузы в этом монологе соответствуют жесту, изображенному художником: Очумелов держится рукою за подбородок, раздумывая, как поступить и к какому мнению склониться. Лицо его выражает сомнение и растерянность.

II. Закрепление

Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа «Хамелеон» – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

– Какие качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?

– Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

– А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?

– Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство выражается в следующих чертах:

– по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

– по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

– по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

(Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

III. Домашнее задание

В качестве домашнего задания предложим ребятам письменно ответить на вопрос: «Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение»

Этот урок построен на групповых занятиях, кроме того, в нем велика часть самостоятельной работы учеников. Учитель лишь направляет их в процессе творческого поиска, к нужным выводам ребята приходят сами на основе текста. Урок интересен такими приемами, как сопоставление иллюстраций, демонстрация слайдов, оформление результатов и выводов в виде таблицы. В дополнение к этому в уроке используются компьютерные технологии. Все это позволяет признать, что подобный урок может быть поставлен в один ряд с лучшими разработками методистов России и Беларуси.


Заключение

Чехов дорог нам своими высокими этическими принципами. В своих произведениях он не только показывал, каким не должен быть человек, но и давал почувствовать, каким бы он хотел видеть человека. Высмеивая жестоких, несправедливых, эгоистичных, ограниченных людей, писатель высказывал мечту о людях, справедливых, свободных, нравственно красивых, живущих широкой общественной жизнью. Сам труженик, он своими произведениями стремился воспитать любовь к созидательному труду, непримиримый враг пошлости, рабства, он учил уважать человеческое достоинство, быть правдивым, честным, духовно свободным.
Для нас дороги также постоянные искания Чехова. Он не останавливался на достигнутом. Требовательный, взыскательный к себе художник настойчиво изучал жизнь, людей, много и тщательно работал над своими произведениями, отшлифовывая их содержание и форму. Превосходный знаток русского языка, он находил точные, ясные, простые слова для выражения в своих художественных произведениях глубокого содержания.
         В данной работе было осуществлено исследование курса рассказов Чехова в средних и старших классах, основных путей работы с учащимися, направленности работы педагога. Были решены следующие задачи:

·          Выяснено, что основными особенностями рассказов Чехова являются: лаконизм изложения, краткость, точность, внешняя развлекательность при глубокой нравственной проблематике;

·          Рассмотрено содержание школьного курса творчества Чехова. Рассказы Чехова изучаются в средних и в старших классах, что определяет разнообразие форм и приемов работы на уроках русской литературы (в старших классах имеет место более глубокий анализ произведений, изучение биографии автора);

·          При изучении рассказов Чехова в школе может использоваться огромное количество форм и приемов работы, от таких известных и традиционных, как рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями до таких нетипичных, как работа с компьютерами, создание речевого портрета, фантазия на тему по рассказу и т.д.

·          Проведено знакомство с опытом работы могилевских педагогов (Горбуновой Н.Н., Исаевская М.Г. и т.д.), проведены опросы в средних школах города Могилева (сш №8, 22, 43, 35 и т.д.).

Таким образом, цели данного исследования можно считать частично достигнутыми. Однако в разработке данного направления намечаются перспективы, в основном связанные с исследованием драматургии Чехова в школе, развития темы внеклассной работы по творчеству А.П. Чехова и т.д.

Как уже говорилось выше (опросы, проведенные автором данной работы, это подтверждают), во многих случаях ученики воспринимают лишь внешнюю, развлекательную сторону рассказов Чехова. Нравственная же проблематика, которая поднимается в рассказах, ускользает от их понимания. Таким образом, основной задачей учителя становится донести до учащихся всю смысловую ценность произведений русского классика.

В заключение работы, хотелось бы привести несколько фрагментов из проведенных опросов учащихся средних школ города Могилева. Ученикам 6 и 10 классов был задан вопрос «В чем вы видите ценность рассказов Чехова». Ответы показали, что ученики в основном хорошо осознают то, чем ценен русский классик не только для молодых читателей, но и для известных литературоведов. Ответы были такими:

·          «Чехов дорог нам своей горячей любовью к Родине, к своему народу, своим стремлением помочь им пером художника» (Юля Т., 6 кл.);

·          «Произведения Чехова дороги нам широтой и глубиной постижения автором жизни» (Алексей О., 6 кл.);

·          «Перед читателем проходят картины русской природы, люди различных профессий, возрастов, психологии» (Александра Ю., 10 кл.);

·          «Чехов учит нас наблюдать природу, проникать в душевный мир человека» (Владимир С., 10 кл.);

·          «Не стремясь выдумывать необыкновенное, он пишет о простых жизненных явлениях, о незначительных событиях, но в этих будничных эпизодах раскрывается перед нами сама жизнь» (Ольга М., 10 кл.).


Приложение 1

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия»

На стене Московского Дома-музея А.П. Чехова, к которой ведут три невысокие ступеньки, висит мемориальная доска «Здесь жил с 1886 по 1890 год великий русский писатель А.П. Чехов» (на классной доске – фотография этого дома-музея). Эта большая мраморная доска с золотыми буквами, естественно, затмевает едва приметную, прибитую к двери, чугунную табличку, на которой написано: Докторъ Чеховъ. Именно так я и решила назвать урок. Профессия врача не могла не отразиться на его литературном творчестве. Врач «выглядывает» из многих его рассказов. Поработаем над одним из таких рассказов – «Хирургия».

Детали мира вещей играют двойную роль у Чехова: они служат для описания быта и раскрывают переживания героев, их состояние. Вот пример из рассказа «У знакомых»: «Он вдруг вспомнил, что ничего не может сделать для этих людей, решительно ничего, и притих, как виноватый. И потом сидел в углу молча, поджимая ноги, обутые в чужие туфли». А в начале рассказа эти самые туфли были просто старые домашние туфли хозяина, герой чувствовал себя в них очень удобно и уютно.

Есть такая деталь мира вещей и в рассказе «Хирургия». Давайте проведем небольшую викторину. Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

Просфору (называют дети). Иначе ее еще называют просвирка – белый круглый хлебец, употребляемый для причастия. Кто ее съест – на того сходит божья благодать. Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь?

– Вспомните фамилию дьяка, который пришел вырвать зуб.

Вонмигласов. Фамилии у Чехова вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Есть у Чехова генерал-майор Булдеев, полицейский надзиратель Очумелов и т.д. Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов? (Дети высказывают предположения: вон глас, голос; вон глаз.)

Объясняю ученикам: Вонмем! – это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке внимайте. Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте Верно – слова одного корня. Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви.

– А фамилия Курятин? Куриная слепота, мокрая курица – вот ассоциации, которые она вызывает. О каком человеке говорят «мокрая курица?» – О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег, он писал: «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте!

Третье задание нашей викторины: назовите отрицательную черту, присущую герою рассказа «Толстый и тонкий», а также и Курятину.

– Правильно: чинопочитание. Сам Чехов никогда не смотрел на социальное положение больного. Его учитель, профессор Захарьин говорил об этом: «Врач должен быть независим не только как поэт, как художник, но выше этого как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь». Антон Павлович шутил но поводу своей клиентуры: «…лечу в аристократических домах. Например, сейчас иду к графине Келлер лечить… ее повара, а к Воейковой – лечить горничную».

Есть еще одна черта характера, близкая чинопочитанию. Человека, приспосабливающегося к обстоятельствам и извлекающего из этого выгоду, называют так, как назван один из рассказов Чехова. О каком рассказе я говорю?

Молодцы. Конечно, о «Хамелеоне».

Хамелеонство такое название получило поведение человека, который меняет его в зависимости от того, с кем он имеет дело. Встречаемся ли мы с хамелеонством в рассказе «Хирургия»?

В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному. О каком понятии и определениях идет речь?

Молодцы! Итак: в одном случае «Хирургия – пустяки», в другом «Хирургия – дело непростое», «Хирургия – не шутка». Почему такое противоречие?

И последний вопрос: назовите псевдоним художников, которые иллюстрировали рассказы Чехова.

Кукрыниксы. (Учитель может рассказать о художниках.) Показываю иллюстрации к рассказу «Хирургия». Какую надпись сделаем мы к этой иллюстрации? Можно использовать цитату из художественного текста.

Вот и завершилась викторина. (Любой учитель «соберет» ее сам.) Но урок продолжается.

–       Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им «История болезни», сохранившаяся до наших дней. Чехов эти истории называл «Скорбными листами». Попробуем-ка мы с вами составить такой «Скорбный лист» на героев рассказа «Хирургия». Итак, какой диагноз мы поставим героям этого рассказа? (На доске записываем: Диагноз: болезнь безнравственности.)

– О каких ее симптомах поведал писатель? (Признаки: невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.)

– Можем ли мы назвать причины заболевания? (Причины заболевания – низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.) Вспоминаем «Лошадиную фамилию», о знахарях. Антон Павлович, когда хотел дать отрицательною характеристику человеку, писал: «Он ничего не делал, ничего не знал, занимался знахарством».

Размышляем, думаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (Дети говорят: учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков.)

– Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки Когда вы смеялись, читая Чехова?

Медицина подарила миру многих писателей: Ф. Рабле, Ф. Шиллера, М. Булгакова. Случайно ли это? Есть ли общее между профессиями врача и писателя?

– Вы правы: между ними есть связь. Французский писатель Андре Моруа говорит об этом так: «…и те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей».

Антон Павлович скромно предполагал, что его будут читать шесть, от силы семь лет. Прошли десятилетия… Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову». (На классной доске – фотография памятник Чехову).

Встречи с другими рассказами Чехова у нас еще впереди. [15, с. 145–147]

Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

Работа над рассказом Антона Павловича Чехова проходит на сдвоенном уроке, учащиеся приходят на занятие, предварительно познакомившись с текстом.

В начале урока предлагаю вниманию детей фотографию Чехова и спрашиваю каким представляется им писатель по этому снимку. По их мнению, это человек добрый, скромный, внимательный. Затем ученики слушают 2–3 отрывка из первой главы книги К. Чуковского «О Чехове», которые заранее готовят дома, приходят к выводу: Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.

Ученики записывают в тетрадь слово юмор и затем с помощью «Толкового словаря» и «Словаря литературоведческих терминов» выясняют значение этого понятия, подчеркивают ключевые слова, определения:

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе произведения, в которых отражается смешное в жизни, возникающее в результате несоответствия цели и средств, выбранных для ее достижения, несоответствия действий и результата, ими достигнутого.

Теперь организуем поисковую работу, цель которой – проследить, как проявляется юмор в рассказе Чехова. Класс делится на группы по 3–5 человек, каждая получает задание.

Задание 1. Найдите моменты в рассказе «Лошадиная фамилия», которые делают его смешным.

Задание 2. Вспомните элементы сюжета в повествовании. Каков сюжет рассказа «Лошадиная фамилия»? Начертите его схему. Что смешного в сюжете рассказа Чехова?

Задание 3. Проанализируйте речь героев, особенно приказчика. Что в ней вызывает смех читателя?

Задание 4. Составьте список фамилий, которые подбирали герои рассказа, чтобы найти лекаря.

Задание 5. Найдите портреты героев, которые являются источником смешного. Задание 6 (для художников). Сделайте иллюстрацию к самому смешному эпизоду в рассказе.

Задание 7. Найдите в рассказе слова автора, которые передают его отношение к героям и событиям.

При обсуждении заданий учитель делает логические переходы от одного ответа к другому, формулирует вместе с детьми выводы, говорит о том, что ученики должны записать в тетрадь. 2, 4, 6 группы выносят итоги своей работы на доску.

Рассказ Чехова юмористический, поэтому в нем много эпизодов, которые делают рассказ смешным. Учащиеся находят несколько таких моментов: приказчик забыл фамилию лекаря; генерал после долгих уговоров соглашается лечиться заговором; Иван Евсеич говорит, что лекарь заговаривает зубы по телеграфу; в неожиданной ситуации приказчик вспомнил фамилию, но она оказалась не лошадиной.

Источником смешного в рассказе являются не только отдельные эпизоды, но и сам сюжет, в частности: развитие действия, когда все придумывают лошадиные фамилии, и особенно развязка, описывающая, как Иван Евсеич вспомнил фамилию и как генерал отреагировал на его сообщение.

Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую изобретательность. Он использует общеизвестные поговорки («его каждая собака знает»), к известным фразеологизмам прибавляет новые слова («пошепчет, поплюет – и как рукой», «заговорил зубы – первый сорт»), переосмысливает известные крылатые слова («тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь»).

Ученики находят 40 лошадиных фамилий, придуманных героями рассказа, называют среди них самые неправдоподобные.

Смешным рассказ делает не только поведение героев, но и их портреты, особенно описание внешности приказчика, когда он старается вспомнить фамилию лекаря.

Добродушно высмеивая своих героев, Чехов отмечает в поведении Ивана Евсеича детали, которые делают его смешным: Он «тупо поглядел на доктора», «дико улыбнулся», «побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака».

Готовя иллюстрации к уроку, многие ребята изобразили, как в дверь и окно комнаты заглядывают дети и взрослые, называя лошадиные фамилии.

Прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их поведения, неистощимая фантазия позволили Чехову дать этот любимый многими читателями рассказ. Смех Чехова добродушный, но, и смеясь, писатель предъявляет к людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры.

На последнем этапе урока я спрашиваю у ребят о том, что они взяли с сегодняшнего занятия. Ученики говорят, что открыли для себя Чехова-человека, научились отличать юмористические произведения, увидели в рассказе то, чего не заметили при первом домашнем чтении, поняли, какими средствами Чехов сделал свой рассказ смешным.

Шестиклассникам нравится такая организация урока: каждый может показать себя, получить в случае необходимости помощь от товарищей или учителя. А самое главное для детей, что они работают и общаются, участвуют в разных видах деятельности. [16, с. 145–147]


Сноски

1.     Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М., 1986;

2.     Русская литература: учебное пособие для 11-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения с 11-летним языком обучения / Мищенчук Н.И., Потолков Ю.В. и др.; под ред. Мищенчука Н.И. и Мушинской Т.Ф. – Мн., 2006;

3.     Э.С. Полоцкая. Пути чеховских героев. – М., 1983;

4.     Л.М. Цилевич. Сюжет Чеховского рассказа. – Рига., 1976;

5.     Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения. Русская литература. – Мн., Национальный Институт образования, 2007;

6.     М. Семанова. «Чехов в школе». Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 г.;

7.     Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М., 1987;

8.     А.П. Чехов. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том I. – М., 1978;

9.     Изучение литературы в 7 классе. Методическое пособие для учителя. Под ред. члена-корр. РАО В.Г. Маранцмана. – М., 2002;

10.   П. Бессонов. Калеки перехожие, ч. I. – М., 1961;

11.   И.А. Ажгирей. Изучение рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» в 6 классе: языковая характеристика и литературный портрет // Народная асвета. – 2001, №5;

12.   Зильберман Т.В. Рассказ А.П. Чехова «Толстый тонкий». 6 класс // Литература в школе. – 1997, №1;

13.   Артамонова А.А. Работы с цветом на уроках русской литературы // Русский язык и литература. 2001, №3;

14.   Рубчик Б.И. Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы // Уроки литературы. – 1998. – №11;

15.   Щербакова Е.А. Урок по рассказу А.П. Чехова «Хирургия». 6 класс // Литература в школе. 1997. – №1;

16.   Баенова Т.А. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». 6 класс // Литература в школе. – 1997. – №1.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.