Курсовая работа: Управление природопользованием в России
В 1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформирована система экологической сертификации, разработана соответствующая Федеральная программа, которая является подпрограммой Научно-технической программы "Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.).
В 1994 г. был разработан проект постановления Правительства РФ "О создании федеральной системы экологической сертификации". Однако рассмотрение проекта постановления отнесено на более поздний срок в связи с отсутствием необходимой правовой базы, определяющей сферу действия и объекты экологической сертификации. Была продолжена и работа по подготовке к регистрации в Госстандарте России системы добровольной экологической сертификации.
Минприроды РФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке Указа Президента России от 19 августа 1993 г. "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности" и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии".
В соответствии с этими документами проводилась разработка экологических требований и перечня экологически вредных технологий, используемых на предприятиях Госкомоборонпрома России. С целью повышения эффективности этих работ в июле 1994 г. было подписано Соглашение "О взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификации экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности".
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. "О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники боеприпасов" и во исполнение соглашения между Минприроды России и Госкомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29 декабря 1994 г. "О временном порядке выдачи заключения о выполнении требований экологической безопасности производств предприятий Госкомоборонпрома России".
Основные документы и материалы по экологической сертификации рассматривались на межрегиональных совещаниях и были направлены в территориальные органы. На их основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татарстан, Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).
В 1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе были учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.
Остается нерешенной проблема освобождения от выплаты таможенных пошлин закупаемого за границей природоохранного оборудования; такие вопросы возникают у многих регионов. По Свердловской области, например, с участием Минприроды РФ был положительно решен вопрос освобождения от таможенных пошлин закупленных в ФРГ двух передвижных комплексных лабораторий. Каждый раз при возникновении подобных проблем решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложения" в части, касающейся ст.35 Закона РФ "О таможенном тарифе" о распространении таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров "прямого природоохранного назначения".
2.2 Экологическая паспортизация
Продолжается работа по совершенствованию экологической паспортизации на территории Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на эту проблему, ее решение приняло широкие масштабы. В настоящее время в различных регионах составлено и согласовано значительное число экологических паспортов предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. По данным, полученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 г. составлено и согласовано более 20 тыс. экологических паспортов, в том числе промышленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся данным, в 43 природоохранных комитетах субъектов Федерации информация экологических паспортов введена в базу данных об экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и осуществления мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования.
Совершенствование экопаспортов позволит применять их данные при приватизации объектов, экологическом страховании, сертификации производств и процессов, лицензировании природопользования, экологическом аудировании. Ни один из ранее действующих экологических документов не создает таких широких возможностей.
Требуется разработать макеты экологических паспортов сельскохозяйственного, лесохозяйственного, транспортного предприятий, объектов Минобороны и других отраслей. Все макеты должны предусматривать возможность машинной обработки информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических паспортов как составную часть единой государственной системы мониторинга и Государственной экологической информационной системы (ГЭИС). В настоящее время Кировским областным комитетом проводится работа по созданию макета экологического паспорта природопользователя, построенного на новых принципах и являющегося первичной базой данных о воздухе, воде, почве, отходах. Разрабатываемый макет экологического паспорта позволяет сформировать формы статистической отчетности для любого уровня управления, тома ПДС, ПДВ предприятия, города, территории и стыкуется с комплексным территориальным кадастром природных ресурсов.
С 1994 г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетов экологических паспортов, отражающих отраслевую специфику предприятий. Департаментом речного транспорта, Минтранса РФ разработан и согласован с Минприроды РФ макет экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФ подготовил проект макета экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия, который в настоящее время проходит производственную апробацию в нескольких регионах страны.
Госкомоборонпром РФ завершает работу над макетом экологического паспорта судостроительного завода, проводящего работы по строительству, ремонту и обслуживанию судов с ядерными энергоустановками. Следует отметить, что рад зарубежных организаций, в частности из Швеции, заинтересовались работой по созданию экопаспортов сельхозпредприятий. Планируется провести совместное мероприятие по данной проблеме.
Проводится работа по экологической паспортизации военных объектов. Военно-космическими силами разрабатывается документация по паспортизации космодромов, пунктов запуска ракет и объектов, связанных с их обеспечением и обслуживанием. Росгидромет проводит работы по паспортизации объектов гидрометеорологии. Минприроды РФ осуществляет научно-исследовательские работы по макетам экологических паспортов территорий и особо опасных промышленных объектов.
Для усиления эффективности данных работ необходимо подготовить проект основных направлений совершенствования экологической паспортизации, реализация которых позволила бы экологическому паспорту стать одним из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношения природопользователей с органами охраны природы.
В условиях осуществления Программы приватизации важно определить место и роль территориальных комитетов Министерства в этой работе. В этих целях с учетом мнений субъектов федерации подготовлены и включены в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации. (Программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.)
2.3 Приватизация и устойчивое развитие
В пункте 6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизации заключается в проведении экологического аудирования, определении требований по экологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платной приватизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводе части экологически опасных предприятий за пределы городских или иных территорий. Соответствующие нормативно-методические документы, регламентирующие вопросы учета экологических требований при приватизации, подготовлены Минприроды РФ и Госкомимуществом России и должны быть в ближайшее время утверждены. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического фактора при приватизации и невозможность дальнейшего промедления в этом вопросе, было бы целесообразно утвердить соответствующие временные документы на уровне субъектов федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходим именно с точки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практике реализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасности приватизируемых предприятий, определение перечня мероприятий по экологическому оздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. В качестве примера можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельскую и Тверскую области.
В соответствии с планом-графиком разработки нормативных актов, обеспечивающих переход к выполнению "Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом России велась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям. Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы подготовлены списки экологически опасных предприятий по регионам страны. В 1995 г. принято совместное распоряжение Госкомимущества и Минприроды РФ, определяющее процедуру учета экологического фактора. В соответствии с Указом Президента "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития" (февраль, 1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающая сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения. Основными исполнителями были Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации, РАН и органы исполнительной власти субъектов РФ. Документ должен быть оформлен в виде постановления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантов Концепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.
Минприроды ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма природопользования. Планируется отработать такие новые направления, как разработка территориальных комплексных кадастров природных ресурсов, включая социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологическая сертификация и паспортизация; создание экобанков и системы экологического страхования; учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологических услуг. Такая работа могла бы вестись более эффективно при наличии Концепции устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе и экономические, отрабатывались бы комплексно.
2.4 Направление природоохранной деятельности
Глубокие политические и социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации в последние годы, породили новые проблемы в области экономики природопользования. Возникли дополнительные факторы, негативно воздействующие на экологическую ситуацию, — разрушение единого экономического пространства, экономический кризис, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.
Регионы и предприятия в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной деятельности. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.
В настоящее время экономика России является переходной. Сохраняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный механизм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий переходному периоду.
Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование экономических методов управления природопользованием в переходный период будет происходить в следующих направлениях.
1. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.
2. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций.
3. Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологического страхования, экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.
4. Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы экологического страхования от стихийных бедствий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.
5. Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных экобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда банковских услуг.
6. Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях.
7. Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим природоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсе или аукционе "купли-продажи" лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.
8. Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг.
9. Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей.
10. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.
11. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Лимитирование и квотирование природопользования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологической сертификации и паспортизации.
12. Учет экологического фактора при приватизации. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.
Заключение
Управление природопользованием должно осуществляться в рамках каждой страны и каждого уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий стремится нести финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое достижение в развитие управлением природопользованием .
Список использованной литературы
1.Папенов Т.В.Экономика и природопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. – С.233-246.
2.Голуб А.А.Экономика и природопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова – М.: Аспект пресс ,1995 – С.159-167.
3.Орлов Е.П. Природопользование / Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.