скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Правовая охрана вод

Эта ситуация по мере диверсификации форм собственности в нашей стране постепенно изменяется: в собственности самых разных организаций и даже отдельных граждан (фермеры, домовладельцы, собственники транспортных средств) повсеместно оказываются такие объекты и технические устройства, неправильная эксплуатация которых может привести к чрезвычайной экологической ситуации.

Поэтому необходимо усовершенствовать текст статьи 250 УК следующими особо квалифицирующими обстоятельствами: совершение преступления с нарушением правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; а также совершения преступления специальным субъектом, лицом, в силу профессиональных обязанностей или служебного положения признаны не допустить причинение вреда водным объектам и контролировать соблюдение установленного законом режима использования водного объекта.

Поскольку определенные сложности вызывает квалификация деяний, связанных с загрязнением вод, но повлекших причинение вреда и другим охраняемым уголовным законом природным объектам (прибрежным землям и лесам), а также различным особо охраняемым природным территориям[47], то в совершенствовании нуждаются также и квалифицирующие признаки ч.2 ст.250 УК. Уголовно-правовая охрана водоемов только заповедников и заказников, а также зон экологического бедствия и ЧЭС является явно недостаточной.

Например, огромную антропогенную нагрузку несут зоны отдыха, расположенные на берегах рек в черте населенных пунктов (рекреационные зоны), они в первую очередь заполняются несанкционированными свалками различных отходов, захватываются для самовольного строительства самых различных объектов. Данные прибрежные участки во многих местах фактически превратились в локальные зоны экологического бедствия. Поэтому необходимо усилить ответственность за причинение вреда рекреационным зонам, прибрежным землям и лесам.На основании изложенного, автором предлагается следующая редакция ст. 250 УК РФ:

«1. Нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования, повлекшее причинение по неосторожности крупного ущерба или иных тяжких последствий, - наказывается....

2. Те же деяния, если они повлекли:

а) причинение вреда здоровью человека;

б) массовую гибель животных и растений, включая промысловые породы;

в) причинение особо крупного ущерба зонам отдыха (рекреационным зонам), прибрежным землям и лесам, - наказываются...

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:

а) неоднократно;

б) в границах особо охраняемых природных территорий и объектов, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

в) с нарушением правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

г) лицам, в силу профессиональных обязанностей или служебного положения призванным не допустить причинение вреда водным объектам и контролировать соблюдение установленного законом режима использования водного объекта, - наказываются...

Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются...»; а статью 252 из Особенной части УК РФ нужно исключить.

3.5. Возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства.

До настоящего времени в деле обеспечения рационального использования и охраны вод еще недостаточно применяется материальная гражданско-правовая ответственность - возмещение вреда.

О.С.Колбасов подразделяет две категории убытков, возникающих при нарушении водного законодательства:

1) убытки, возникающие у государства-собственника вод;

2) убытки, которые возникают у предприятий, учреждений, организаций и граждан[48].

В обоих случаях убытки должны определяться на основе общей нормы - ст.36 Основ гражданского законодательства, предусматривающей три элемента в составе убытков: расходы, произведенные кредитором (потерпевшей стороной), стоимость утраченного или поврежденного имущества и не полученные кредитором доходы, которые он получил бы при отсутствии в данном случае нарушения водного законодательства.

Для усиления материальной ответственности за причинение вреда водохозяйственными мероприятиями и изменениями условий водопользования Совет Министров БССР принял постановление №57 от 11 марта 1991 года «О введении платы за загрязнение природной среды и порядок ее применения». Оно предусматривает плату хозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс их в водоемы, в том числе и через канализацию, за свалки в не отведенных местах.

Устанавливаются два вида платы: за лимиты выбросов и превышение этих лимитов. В случае нарушения режима работы предприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, аварийных выбросах в водоемы, при размещении промышленных отходов в не установленных местах взимается десятикратный тариф. Внесение платы за загрязнение природной среды не освобождает предприятия от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, соблюдения природоохранного законодательства.

Размер убытков, причиненных организациями, предприятиями и т.д. определяется комиссиями в составе члена районного (городского) Совета народных депутатов, представителя районного комитета охраны природы, представителя финансового отдела райисполкома, сельского Совета народных депутатов, представителей предприятий и организаций и т.д., ответчика и истца, а также представителей других органов по усмотрению исполкома районного Совета народных депутатов.

В состав убытков включаются:

1) расходы по восстановлению нарушенных условий    водопользования    отдельных    предпри ятий, организаций, учреждений и граждан;

2) стоимость       поврежденного имущества

(зданий, сооружений и посевов и т.д.);

3) доходы, которые могли бы быть получены соответствующими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами при отсутствии нарушения водного законодательства;

4) расходы на восстановление прежнего благоприятного состояния водных объектов.

В случае, если убытки причинены в результате действия (бездействия) двух или более водопользователей, нанесенный ими ущерб возмещается каждым из них в соответствующих долях.

Возмещение убытков, причиненных предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, производится в порядке судебно-арбитражного производства. А убытки, причиненные государству, взыскиваются в порядке арбитражного производства на основании исковых заявлений органами по регулированию использования и охране вод, если нанесен ущерб водным объектам[49].

В этих условиях наряду с мерами юридической ответственности в области охраны природы важное значение приобретают меры профилактического контроля и право прекращать экологически вредную деятельность. Имеется в виду экологическая экспертиза проектов, планов и др. Хозяйственно-технических решений, а также право государственных органов приостанавливать или прекращать работу предприятий, нарушающих законы об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Но и эти меры могут оказаться действенными только при условии, если они будут проводиться открыто, при широком участии и под контролем общественности.


Заключение

В процессе работы над проектом дипломной работы были рассмотрены вопросы права водопользования. Основное внимание было уделено изучению содержания права водопользования, ответственности за нарушение законодательства о водопользовании. В результате рассмотрения этих вопросов мы пришли к следующим выводам.

Каждый здравомыслящий человек обязан заботиться о сохранении природы на земле, ибо речь идет о сохранении жизни и человеческой цивилизации.

Увеличилось давление человека на планету из-за невиданного раньше развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта - и природа взбунтовалась. Покоряя планету, мы забыли, что человек - часть ее.

Современное состояние экологической проблемы характеризуется тремя тенденциями:

-     гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первое место общечеловеческие приоритеты, прежде всего право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;

-     экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятия, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;

-     интернационализацией   охраны   окружающей среды. Природа не имеет государственных границ.   Она   едина   в   масштабе   нашей   планеты. Это достояние всех государств и народов. Количество правонарушений в области охраны окружающей   среды   за   последние   годы   возросло.

Это    обусловлено    несколькими    взаимосвязанными причинами:

-     Во-первых, в условиях научно-технического прогресса и всестороннего развития общества значительно расширились масштабы антропогенного воздействия на природу. Увеличилась общая численность населения. Вырос процент городского населения. Усилилась миграция людей. И пространственно и в качественном отношении деятельность людей, связанная с воздействием на природу, стала во много раз более интенсивной. Соответственно увеличилась масса людей, непосредственно втянутая в процессы взаимодействия общества с природой и природной средой. При совокупности этих явлений, если даже относительная величина (коэффициент) экологической правонарушаемости остается неизменной или несколько снижается, абсолютное число экологических правонарушений должно закономерно возрастать.

-     Во-вторых, за последние годы расширилась и продолжает расширяться сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды. Увеличились численно и ужесточились по содержанию конкретные требования, соблюдать которые обязано всевозрастающее число людей. Многие ви ды деятельности и поведения граждан, еще не так давно считавшиеся правомерными, сегодня на фоне новых экологических требований считаются правонарушениями. Сознание людей до некоторой степени отстает от современных требований, люди еще не привыкли всегда соблюдать новые для них экологические требования.

Есть и другие причины роста правонарушений в области природопользования - эгоистическая, хищническая направленность отдельных категорий людей на обогащение в условиях рыночной экономики, стремление руководителей различного ранга обеспечить себе хозяйственную и политическую карьеру, ошибки планирования, безразличие к общественным интересам, общая недисциплинированность некоторых должностных лиц и граждан и т.п.

Подавляющее большинство вскрытых экологи ческих правонарушений расценивается как административные правонарушения. Для определения эффективности административной ответственности за нарушение водного законодательства представляется вопрос о реальном исполнении наложенных на правонарушителей взысканий. В настоящее время органы административной юрисдикции не придают должного значения этому вопросу, и поэтому, например, зачастую постановления о наложении штрафов и применении других административно-правовых мер не исполняются по причине истечения срока, либо по другим причинам. В то же время фактор оперативности играет очень важную роль в повышении эффективности мер административной ответственности в области охраны вод. Ведь психологическое воздействие наказания значительно усиливается, если оно следует непосредственно за установлением вины нарушителя. В противном случае факт правонарушения забывается и у общественности создается впечатление о безнаказанности нарушителя. Тем самым снижается эффективность административной ответственности за нарушение водного законодательства.

При сравнительно высоком уровне развития природоохранительного законодательства имеется много недостатков в деятельности природоохрани-тельных и правоприменительных органов. Нужно создать в стране экологическую милицию, выставить экологические посты, чтобы в сравнительно короткий срок добиться снижения правонарушаемо-сти в области охраны окружающей среды, необходимо систематически вести профилактику экологических правонарушений.


Библиография

Нормативные акты

1.   Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2.   Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1993.

3.   Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995.

4.   Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа,1993.

5.    Экологический кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1993.

6.   Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.. "Юридическая литература", 2001.

7.   Уголовный кодекс Российской Федерации.М., "Инфра",199б.

8.   Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995 г. //Собрание законодательства РФ, 1995, №12, ст.1024.

9.   Закон  РФ «Об охране окружающей  среды» от 10 января 2002 г..

10.            Постановление Правительства РФ от 17 марта 1989г. №91 "Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РФ".

11.            Постановление КМ РБ №10-44-7 от 22 июня 1989г. "Решение о работе государственного комитета РБ пo охране природы, по улучшению экологической обстановки в республике".  

12.            Распоряжение КМ РБ '№274-р от 11.04.89 "О разработке экологического паспорта района по охране природы".

13.            Постановление КМ РБ №57 от 11.03.91 "О введении платы за загрязнение природной среды и порядке ее применения".

14.            Сборник нормативных актов по экологическому праву Российской Федерации. Том 1-2, М.,1995.

Научная литература

1. Беличенко    Ю.П.    Охрана    водных    ресурсов. К М.,1976.

2. Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Ответственность за корыстные посягательства на социалистическую собственность. М., 1986 г

3. Газета "Экономический вестник", Набат, №3,1991.

4. Городинская B.C.,  Иванов Ю.Ф.  Природа,  человек, закон.   М.,   "Юридическая   литература", 1990

5. Дубовик  О. Л.,   Жалинский Л.Э.   Причина экологических преступлений. М., "Наука", 1988.

6. Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к гл. 26 УК РФ. М.,1998

7. Ерофеев Б. В. Экологическое право. М.,1992.

8. Желваков Э.Н. Уголовно - правовая охрана окружающей природной среды в РФ М.,2002.

9. Журнал "Природа и человек" №10,1999.

10. Каверин A.M.  Правовая охрана вод от загрязнений. М.,1977.

11. Кирюшкин М.В. О толковании части 2 ст. 24 УК РФ// Юрист ХХI века: реальность и перспективы. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 2002

12. Колбасов    О. С.     Водное    законодательство    в СССР. М., "Юридическая литература", 1972.

13. Колбасов  О. С.   Правовая охрана природы.   М., "Знание", 1984.

14. Колбасов О. С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М., "Знание", 1984.

15. Кутырин И.М. Охрана воздуха и поверхностных вод от загрязнений. М., "Наука", 1980.

16. Кутырин И.М. Охрана водных объектов от загрязнений. Л., "Гидрометсоиздат", 1988.

17. Лукьянов В. Технический прогресс и уголовное законодательство // "Российская юстиция",1999, № 10

18. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. М., "Высшая школа", 1987.

19. Новикова Е.В. Правовые проблемы природопользования в Каспийском регионе//"Государство и право", 2001, №11

20. Охрана окружающей природной среды. Комментарий к закону России. Колл.авторов под ред.проф.В.В.Петрова. М.,1993.

21. Панкратов И.Ф., Богалептов Р. Д. Сеотскохо-зяйственное, природноресурсовое законодательство и правовая охрана природы. М., "Юридическая литература", 1989.

22. Петров В.В. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988.

23. Петров В.В. Экологическое право России. М.,1995.

24. Раянов Ф.М., Зарипов Н.Ш. Бесхозяйственности - правовой заслон. Уфа, 1990.

25. Уголовное право. Особенная часть. Учебник под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова М., "Новый юрист", 1998.

26. Шемшучснко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, "Наукова Думка", 1989.

27. Шемшученко Ю.С. Местные советы и охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1987.

28. Энгельс Ф. Диалектика   природы. Маркс К.,Энгельс Ф.Собрание сочинений. М., 1975.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.20, с.495-496.

[2] Постановление ВСНХ от 20.02.1919г. "Об образопании секции "Центроводохрана"(СУ РСФСР 1919, №4, ст.45).

[3] Раянов Ф.М., Зарипов Н.Ш. Бесхозяйственности - правовой заслон. Уфа,1990, с.17-19.

[4] Подр.см. Вода - это жизнь. Медицинская газета. 28 июня 1991 года Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., "Высшая школа", 1992, с.287-290.

[5] Подр.см.Петров В.В. Экологическое право России. М.,1995, с.68-83.

[6] См.Водный кодекс РФ. М.,1995, с.3-5.

[7] См.Ерофеев Б.В. Экологическое право . М., "Высшая школа", 1992, с.289.

[8] Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа,1994,с.4 Водный ко деке Российской Федерации. М., 1995, с.8

[9] Петров В.В. Природноресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988, с.50.

[10] Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР. М., "Высшая школа", 1979,с.30.

[11] Петров В.В. Экологическое право России. М.,1995, с. 161.

[12] Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М., "Юридическая литература", 1972, с.76.

[13] Колбасов О.С. Правовые проблемы охраны окружающей среды. Вестник АН СССР,1977, М,с.64-70.

[14] Колбасов О.С. Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. М., 1976, с.289-292.

[15] Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения.  М., "Юридическая литература", 1977,с.6.

[16] Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995, с.6-7.

[17] Колбасов О.С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М., "Знание", 1974,с. 14-15.

[18] Подр.см.Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., "Юридическая литература", 1991,с.25-31.

[19] Колбасов О.С.  Водное законодательство в СССР.  М.,  "Юридическая литература", 1972,с.40-122.

[20] Конституция Российской Федерации. М., 1993.

[21] См.Колбасов О.С., Kaaqmn A.M. Новое в водном законодательстве. М., "Юридическая литература", 1982,с.25.

[22] Петров В.В. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988,с.242.

[23] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23,с.195.

[24] Колбасов О.С. Теоретические основы права водопользования водами в СССР. М., "Наука", 1972.

[25] См.подр.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992, с.287.

[26] См.Ерофеев Б.В. Экологичекое право. М.,1992, с.294.

[27] Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994, Раздел 3.

[28] См.Петров В.В. Природноресурсовос право и правовая охрана окружающей среды. М.,1988, с.240.

[29] См.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992,с.287.

[30] См.подр.Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994.

[31] См.Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994.

[32] См.подр.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., "Высшая школа", 1992, с.287

[33] См .подр. Петров В.В. Природноресурсовое право и охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988, с. 146.

[34] Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994, ст.74.

[35] Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994, ст.51.

[36] Уголовный кодекс РФ. Сборник кодексов РФ. М., "Бизнес-школа", 1997.

[37] Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причина экологических преступлений. М., "Наука",

1988, с.66, 213.

[38] См. Уголовное право. Особенная часть. Учебник под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова М., «Новый юрист», 1998, С.469; Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И. Ответственность за корыстные посягательства на социалистическую собственность. М., 1986 г. С.127

[39] См.: Новикова Е.В. Правовые проблемы природопользования в Каспийском регионе//»Государство и право», 2001, №11, С.76-77

[40] См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к гл. 26 УК РФ. М.,1998 С.34-35.

[41] Утв. Минприроды РФ, Росгидрометом. Зарегистр. МЮ РФ 28.07.1995 г. № 917

[42] Утв. Приказом Минприроды РФ от 27.06.1994 г. №200

[43] См.: Лукьянов В. Технический прогресс и уголовное законодательство // «Российская юстиция»,1999, № 10, С.29

[44] См. Уголовное право. Особенная часть. Учебник /под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова М., «Новый юрист»,1998, С.488.

[45] См.: Кирюшкин М.В. О толковании части 2 ст. 24 УК РФ// Юрист ХХI века: реальность и перспективы. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Екатеринбург, 2002, С.265-266

[46] См.: Желваков Э.Н. Уголовно – правовая охрана окружающей природной среды в РФ М.,2002. Часть 1, С.74.

[47] См.: Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.03.1995 г. //Собрание законодательства РФ, 1995, №12, ст.1024.

[48] Колбасов О.С. Теоретические основы права пользования водами. М., "Наука", 1972, с.216.

[49] См. "О практике применения судами законодательства об охране природы". Бюллетень Верховного суда РСФСР, №5,1991


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.