скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Применение методов управления запасами в целях повышения экономической эффективности системы материально-технического снабжения предприятия на примере ОАО "Амурский судостроительный завод"

Надежность процесса транспортировки не зависит от методов планирования поставок, организации перевозок, используемых видов транспортных средств и т.д., но во многом определяется влиянием случайных факторов, проявление которых обладает закономерностью для данного процесса с определенными вероятностными характеристиками. Процесс транспортировки является процессом с дисперсным состоянием. Большинство операций этого процесса развиваются как случайные события, которые в своем развитии и завершении зависят от различных причин случайного характера (дорожные, метеорологические условия, самочувствие водителя и т.д.). Система поставки, как и любая производственная система, характеризуется той или иной степенью надежности. В общем смысле надежность – это мера способности системы работать безотказно. Количественно надежность выражается вероятностью безотказной работы данной системы в течение определенного отрезка времени в заданных условиях. Наступление отказов в работе системы исследуют в определенном временном интервале, величина которого зависит от продолжительности периода протекания технологических процессов. Этим периодом может быть заданное время выполнения единичной операции (поездки) или определенного количества последовательных операций или заданий. Процесс возникновения отказов, равно как и время безотказной работы, носят случайный характер. В качестве теоретических законов распределения времени безотказной работы могут быть использованы любые применяемые в теории вероятностей непрерывные распределения. Однако в теории надежности особое значение имеет экспоненциальный закон. Экспоненциальное распределение безотказной работы часто встречается на практике. Оценка надежности процесса транспортировки по соблюдению плановых заданий по времени (срокам) перевозки, доставке сырья в требуемом объеме и сохранности при этом его свойств производится с использованием соответствующей методики оценки надежности транспортировки. В стандартной схеме взаимодействия поставщика, перевозчика и получателя значение надежности транспортного процесса используется для расчета размера страховых запасов, которые формируются у получателя для сглаживания сбоев в поставках.

Методика расчета страховых запасов позволяет расчетным путем определить размер страхового запаса при известной надежности поставки. Для общего случая величина страховых запасов равняется произведению отрицательной величины натурального логарифма надежности процесса транспортировки на планируемый объем поставок.

При использовании логистической концепции «точно в срок», как было отмечено выше, страховые запасы у получателя не создаются. Но, принимая во внимание закономерность наличия сбоев в процессе транспортировки, следует заметить, что без создания дополнительных методов регулирования поставок по системе «точно в срок», сглаживающих такие отклонения, в результате «очередного» сбоя, например, опоздания транспортного средства, у производителя может остановиться производство или нарушиться технологический процесс. Выход в данной ситуации видится следующий. Зная надежность процесса транспортировки и расчетную величину необходимых страховых запасов, следует не пренебрегать этими данными, но обязательно их учитывать при организации поставки. При работе по концепции «точно в срок» учет «страховых» объемов поставляемых товаров должен производиться при планировании поставок не получателем, как в стандартных ситуациях, а поставщиком, который обязан обеспечить «стопроцентную» надежность поставок.

В любой отдельно взятый момент времени в системе поставок находится некоторое множество транспортных средств с определенным объемом поставляемых товаров. Этот объем находящихся в процессе транспортировки товаров соответствует потребностям в них получателя. При этом не учитываем, что транспортировка «растянута» по времени – период поставки общего объема может превышать период выполнения единичной едки, но в конкретном временном сечении соответствие объема товаров «в пути» потребностям в них получателей – имеется.

Зная расчетную величину недопоставок (страховых запасов), поставщик «выталкивает» в канал поставки дополнительный объем товаров в размере указанной расчетной величины. То есть система поставки искусственно перенасыщается, а дополнительные объемы товаров перераспределяются в зависимости от сбоев в транспортировке. Дополнительные (страховые) объемы поставок могут рассчитываться по каждому получателю, группам получателей, для всей системы, а также по номенклатуре грузов и т.д. Теоретически поставка товаров может быть представлена в виде сплошного или точнее непрерывного потока, состоящего из непрерывно движущихся во времени транспортных средств с грузом – единиц. Сглаживание сбоев в логистической цепи может осуществляться путем регулирования скорости такого потока либо его перенаправления.

В реальной действительности поставке товаров присуща только некоторая непрерывность потока. Ее определяют находящиеся в пути транспортные средства с грузом, которые в логистике с позиций управления запасами рассматриваются как «запасы в пути». Наличие «запасов в пути» в товаропроводящей сети в определенной степени гарантируют поставку товара в согласованный срок. Но стоит заметить, что каждое транспортное средство с грузом имеет жесткую «привязку» к определенному поставщику, которая определяется местом назначения перевозки (получателем), временем поставки, маршрутом движения и т.д. Перенаправление такого транспортного средства, в случае схода с трассы другого, приведет к нарушению поставки закрепленному получателю. Поэтому для перенаправления потока в системе поставки без негативных последствий необходимо использовать либо дополнительные транспортные единицы с данным видом груза, либо развивать складскую сеть, либо использовать товарные мощности центров распределения. Оптимизация логистической системы, работающей на принципах концепции «точно в срок», может проводиться на основе отыскания вариантов размещения «страховых» объемов либо все-таки у получателя, либо у поставщика в товарораспределительной сети, либо путем сочетания элементов обеих стратегий, которое бы обеспечивало максимальное снижение издержек в логистической цепи. Иными словами при оптимизации логистической концепции «точно в срок» следует ответить на вопрос, что выгодней: создать страховой запас у получателя, или тот же объем товара разместить поставщиком в каналах распределения в качестве «запасов в пути» и осуществлять его перераспределение в зависимости от результатов транспортировки, или может быть стоит сочетать методы создания страховых запасов и «запасов в пути»?

Сочетание указанных методов представляет собой модель регулирования параметров логистической концепции «точно в срок» с учетом результатов оценки надежности процесса транспортировки. Здесь мы говорим именно о регулирование параметров концепции «точно в срок», а не их корректировании, потому что допускаем сочетание указанных выше методов в той или иной мере. А уже после выбора определенной стратегии (модели) должно осуществляться корректирование параметров: планирование объемов поставок с учетом или без страховых запасов, объемов транспортной работы с целью обеспечения максимальной надежности, разработка схем транспортировки в зависимости от выбранной модели, перераспределение транспортных средств на основе данных о протекании процесса транспортировки.

Планирование поставки осуществляется с использованием вероятностных моделей для системы случайных величин, а корректирование параметров системы поставки должно осуществляться на основе информации о выполнения транспортного процесса. При планировании поставок потенциальная величина «недопоставок» должна быть точно спрогнозирована с учетом задания получателя на основе методов оценки надежности и расчета страховых запасов и обязательно учтена при осуществлении логистического управления на данном участке.

 

4.2 Расчет оптимального размера заказа

Одним из наиболее известных и применяемых методов при управлении поставками является метод расчета оптимального размера партии заказываемого товара. Данный метод достаточно прост, для его применения не требуется большого количества данных, высокой квалификации персонала.

Расчет оптимального размера заказа (ОРЗ) производится с использованием так называемой формулы Вилсона:

, (4.1)

где Q* – оптимальный размер заказа, (единиц);

I – интенсивность потребления продукции, (единиц в год)

А – стоимость подачи заказа, (р./заказ)

С – стоимость единицы запаса, (р./ед)

I – коэффициент издержек содержания запасов, (стоимость/в год на единицу капитала, вложенного в запасы).

Формула Вилсона получена из условия минимума среднегодовых затрат на выполнение заказов и их хранение в запасе, которые рассчитываются:

, (4.2)

где Q – размер заказа, (ед).

В формуле (4.2) первое слагаемое показывает величину затрат на выполнение заказов за определенный период времени, второе – величину затрат на хранение их в запасе за тот же период. Путем оптимизации выражения (4.2) определяют оптимальный размер партии заказываемого товара.

Практика применения метода расчета ОРЗ, свидетельствуют не только об его относительной практической ценности, но также и о существовании различий в подходах к определению состава и порядка расчета соответствующих затрат.

В развитие и дополнение поднятых в указанной работе проблем приведем следующие, возможно не бесспорные, замечания.

Предварительно хотелось бы остановиться вот на чем. В ряде работ при описании метода расчета ОРЗ не всегда в должной мере акцентируется внимание на том, что ОРЗ определяется не на основании абсолютной величины затрат на выполнение всех заказов и хранение всего запаса, т.е. планового объема поставок, а только на основании средней величины затрат за определенный период (в выражении (4.1) в среднем за год). Это является важным для правильного понимания и применения методологии расчета ОРЗ и ориентирует читателя на необходимость приведения затрат к одному временному интервалу, если интенсивность потребления (I) и издержки на хранение относятся к разным периодам. Также следует более четко определять размерность используемых для расчета показателей. Интересным представляется мнение, что на практике для расчета затрат на хранение запаса удобнее пользоваться не нормой издержек содержания запасов от стоимости находящегося в хранении товара (4.2), а величиной издержек, приходящихся на единицу складского помещения.

Рассмотрим из чего формируются затраты на хранение запасов, и что определяет величину издержек на хранение единицы запаса.

Затраты по содержанию запасов на складе можно подразделить на постоянные и переменные.

а) Постоянные затраты хранения и содержания единицы продукции в запасе за определенный период (З пос, р.) определяются с учетом расходов на содержание и обслуживание помещений (налоги, амортизация, отопление, освещение, ремонт, оплата труда персонала и т.п.) за определенный период которые относятся на все помещение в целом не зависимо от степени его текущего использования.

Величина постоянных затрат на хранение заказа (Озак) рассчитывается с использованием величины постоянных издержек на хранение единицы запаса (Ипос).

Для расчета величины постоянных издержек на хранение и содержание единицы товара в запасе за определенный период постоянные затраты за этот период относят к единице общего объема складско емкости (Оскп):

, (4.3)

где Оскл – общий объем (емкость) склада.

Единица размерности емкости склада должна соотносится с единицей измерения хранимого товара – кв. м., куб. м, тонн, штук и т.д.

Тогда постоянные затраты за время хранения запаса определятся:


, (4.4)

где Q зак – величина запаса на складе за рассматриваемый период, соответствует размеру заказа – ОРЗ, ед.

б) Переменные затраты обслуживания единицы продукции за определенный период (З пер, руб.) связаны с текущими расходами на обслуживание запасов (контроль, учет и т.п.). Для определения переменных затрат используется величина переменных издержек, которые определяются из отношения переменных затрат на обслуживание запаса в конкретном периоде к объему этого запаса:

, (4.5)

где Qтек – размер запаса, в связи с обслуживанием которого образуются переменные затраты в рассматриваемом периоде, ед.

Величина переменных издержек на единицу запаса, как правило, постоянна. Объем текущего запаса изменяется по мере расходования запаса. Тогда переменные затраты на обслуживание запаса за период хранения определятся из выражения:

, (4.6)

При расчете общих затрат на хранение постоянные и переменные затраты суммируются:

, (4.7)


Необходимость разделения общих затрат на постоянные и переменные связана с тем, что величина переменных затрат всегда зависит от текущего (среднего) объема запаса на складе, а размер постоянных затрат может различаться в зависимости от условий управления запасами. Для примера рассмотрим следующие разновидности использования складских площадей, которые условно обозначим как:

1. «Гибкое» управление запасами.

По мере снижения запаса, освобождающиеся складские площади используются под хранение другой продукции. Это говорит о том, что постоянные затраты на хранение запасов будут снижаться по мере расходования запаса, т.е. уменьшения его объема на складе. Тогда в среднем эти затраты составят половину от максимального уровня, рассчитанного для всего объема заказа:

, (4.8)

С учетом (4.8) общие затраты на хранение определятся:

, (4.9)

2. «Фиксированное» управление запасами.

На складе не происходит оперативного перераспределения освобождающихся складских площадей под хранение другой продукции. Такая ситуация может быть как при аренде склада, так и при эксплуатации собственного. Тогда уровень постоянных затрат на хранение запасов остается одинаковым не зависимо от снижения их фактического объема и будет определятся в соответствии с (4.4). Общие затраты на хранение определятся:


, (4.10)

Особо следует выделить еще один случай, когда эксплуатируется собственный склад и в силу различных технологических особенностей и (или) технических характеристик склада последний оказывается не полностью занятым, а свободная часть не может быть использована под хранение других товаров либо сдана в аренду. Тогда постоянные затраты (Зпос) на хранение запаса будут определяться в целом как для всего склада, независимо от того, какой объем товаров находится в запасе (Q зак = Q скл):

, (4.11)

Так как по условию рассчитываемый ОРЗ не может превышать максимального объема склада либо используемой под хранение его части (Q*£Qmax), то для каждого из перечисленных выше случаев должно соблюдаться следующее условие.

Если рассчитанный ОРЗ (Q*pac) будет больше максимально возможного объема склада (Q*pac>Qmax) который при использовании всего склада определяется его общим объемом (Оmах=Qскл), а при частичном использовании – фактически занимаемым объемом (Qmax=Q), то при планировании поставок в качестве ОРЗ должен приниматься максимальный объем хранения (Q*пл=Qmax).

Принимая во внимание рассмотренные выше составляющие затрат на хранение, в формуле (4.2) при расчете средних затрат на хранение заказа можно использовать одно из выражений (4.9), (4.10). Выбор конкретного зависит от конкретных условий хранения запасов.

 


4.3 Совмещение анализов в управлении товарными запасами

 

АВС – анализ в управлении товарными запасами

Согласно международным стандартам любое предприятие рассматривается как «черный ящик», имеющий входящие потоки (сырье, материалы, полуфабрикаты, запчасти и т.д.) и выходящие потоки (продукты и услуги).

Для структуризации входящих и выходящих материальных потоков используют методы логистического анализа АВС и XYZ.

Метод АВС связан с широко распространенным в природе явлением, известным как правило «80 – 20», которое впервые открыл и теоретически обосновал В. Парето (1897 г.). Смысл его в следующем. Представьте себе, что вы уронили 100 монет на лужайку. Первые 80 монет вы нашли довольно быстро, но на поиски каждой следующей у вас уходит все больше и больше времени, так как радиус поиска расширяется, трава на лужайке разной высоты и плотности и т.д. Расход времени на одну монету возрастает и, наконец, наступает такой момент, когда удельный расход времени на поиск одной монеты превысит стоимость монеты. Об этом надо помнить и вовремя остановиться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.