скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Амнистия и помилование

         Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение юридической природы ее не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осужденным и отбывающим наказание. Помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом.

       Помилование – прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

            В соответствии с уголовным законом – право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Решение Президента оформляется указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство

Актом помилования Президент РФ может:

·           освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;

·           сократить не отбытое наказание на определенную часть;

·           заменить назначенное наказание или не отбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

·           снять судимость.

            Актом помилования лицо может быть также освобождено от дополнительного наказания, но при условии, что оно еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть воинское или почетное звание, которых лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет факта совершенного преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного лица.

            Акты Президента РФ о помиловании (указы) не имеют нормативного характера, поскольку рассчитаны на применение только в одном конкретном случае – применительно к поименно указанным в них осужденным.

            В случае отказа в удовлетворении ходатайства о помиловании не исключается повторное обращение осужденного с аналогичным ходатайством.

            В силу того, что помилование носит индивидуальный, персонифицированный характер, для подготовки соответствующих указов Президента Российской Федерации была создана специальная Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Она являлась негосударственной структурой и работала на основе Положения о ней и Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан.

            Помилование не ставилось в зависимость ни от степени общественной опасности осужденных, ни от тяжести преступлений и суровости грозящих им наказаний.

            Ходатайства о помиловании поступали в Управление по помилованию при администрации Президента, которое подготавливало необходимую документацию для решения вопроса по существу. Для этого истребовались необходимые документы, например, приговор и определение суда, характеристика осужденного и т.д. Эти материалы направлялись в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ, которая предлагала то или иное решение вопроса. Эта рекомендация не имела обязательного значения. Через администрацию Президента РФ предложенное решение поступало Президенту РФ, который и принимал окончательное решение о помиловании и его характере.

            Особое место занимало в прошлом решение вопроса о помиловании Президентом лиц, осужденных к смертной казни. Следует напомнить, что с августа 1997 года смертная казнь в Российской Федерации не применяется.

            УК РФ по сравнению с УК РСФСР значительно увеличил срок отбывания лишения свободы – до 20, 25 или 30 лет. Отказ от смертной казни расширил применение пожизненного лишения свободы. В связи с этим и возрастает роль помилования лиц, отбывающих лишение свободы в течение продолжительных сроков или пожизненного лишения свободы. Надежда на помилование важный стимул в стремлении осужденных к исправлению.

            В УК РФ предусмотрен широкий перечень различных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания.

            Отсюда следует, что помилование должно применяться в исключительных случаях к лицам его заслуживающим. Вместе с тем отмечается тенденция необоснованного роста применения помилования. В 1992 году помилование было применено к 2726 осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, в 1995 –  4988, в 1999 –  7418, в 2000г –  8650. Столь широкое применение помилования не соответствует его исключительному характеру, причем обоснованность некоторых актов помилования для населения нашей страны непонятна, что подрывает авторитет и Президента и правосудия. Необходимо отметить, что случаи помилования лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, нередки. Так в 2000 году было помиловано 2680 лиц, осужденных за умышленные убийства, 2188 – за причинение тяжелого вреда здоровью, 18 – за похищение человека, 14 – за бандитизм.

              Очевидно, что помилование не должно применяться к лицам, которые в прошлом отбывали лишение свободы, и тем более к тем, которые в прошлом освобождались от уголовной ответственности или наказания в соответствии с предписанием УК РФ, амнистией или помилованием. Не менее очевидно, что применение помилования допустимо только к тем осужденным, которые ведут себя безупречно   в процессе отбывания наказания. Однако встречаются случаи помилования лиц, имеющих дисциплинарные взыскания. Нет необходимости говорить о том, какое негативное влияние оказывают случаи помилования нарушителей режима на остальных осужденных.

            В начале 2000 года процесс помилования шел по России строевым шагом. Милость от Президента получили почти 7,5 тысяч заключенных – каждый десятый из тех, кто подавал прошение. Нередко в списки помилованных попадали махровые рецидивисты и отъявленные негодяи, убийцы и бандиты, неоднократно судимые и даже те, кто однажды уже был помилован. С конца 2000 года Президент перестал подписывать прошения о помиловании «списком», как это было раньше. В 2001 году он помиловал всего 21 осужденного, хотя комиссия рекомендовала ему простить более 2000 человек. Тем самым президент дал понять, что сложившаяся за 10 лет практика помилования его больше не устраивает.

             В то время комиссия по вопросам помилования состояла из 17 человек (депутаты, писатели, общественные деятели и т п.). На каждом заседании, которое проходило один раз в неделю, комиссия рассматривала по 200-300 дел. Только в 2000 году было рассмотрено 57 тысяч обращений о помиловании. В 2001 году суды освободили досрочно 90 тысяч осужденных, по амнистии вышло на свободу более 200 тысяч человек. Разве могла Комиссия по помилованию из 17 человек качественно выполнить работу, которой занимаются тысячи судей-профессионалов? Конечно же, нет. Но кому нужен конвейер, если невозможно проконтролировать качество его продукции на выходе? Вот почему Президент принял решение о ликвидации такой Комиссии по помилованию.

     В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий, Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, 28 декабря 2001 года Президентом РФ издан указ за №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

            Этим Указом Президент РФ упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ и постановил образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

Согласно Указа основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ являются:

·     предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на территории РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

·     подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

·     осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

·     подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

 В соответствии с Указом состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ. В состав комиссии входит не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Указом предусмотрено обновление состава комиссии на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ будут формироваться из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

          Этим же Указом утверждено  Положение «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ». Данное Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость:

1.       Помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

2.       В Российской Федерации помилование применяется:

·     в отношении лиц, осужденных судами в РФ  к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;

·     в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ;

·     в отношении лиц, отбывших наказание назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

·     совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

·     злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

·     ранее освобождавшихся от отбытия наказания условно-досрочно;

·     ранее освобождавшихся от отбытия наказания по амнистии;

·     которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

3.       Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.

4.       Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание (администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5.       Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ (территориальном органе юстиции) не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

6.       К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются:

·  копия приговора, в соответствии с которым осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора;

·  извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

·  справка о состоянии здоровья осужденного;

·  сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

·  анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

·  сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

·  справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

·  представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения об его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

          Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

          К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного а направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.                        Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его на комиссию.

Министерство юстиции РФ ежемесячно, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ

9. Высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание, и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта РФ прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5.

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом  субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган юстиции, комиссию, высшее должностное лицо субъекта РФ, а также Администрацию Президента РФ.

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

·     Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

·     Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

·     Срок отбытого (исполненного) наказания;

·     Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

·     Возмещение материального ущерба, причиненного преступление;

·     Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

·     Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта РФ или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

14. Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

            Итак, согласно Указу Президента РФ теперь комиссий по вопросу помилования будет 89 - по числу субъектов Федерации. «В состав комиссий должны войти люди с незапятнанной биографией и имеющие солидный авторитет среди своих земляков» - так считает полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский.

            В исправительно-трудовых учреждениях ДФО сейчас отбывают наказание 45 тысяч человек, еще 10 тысяч ждут решения суда в следственных изоляторах. Более 30 тысяч состоит на учете в учреждениях Управлений исполнения наказаний и имеют непогашенную судимость. Все эти люди имеют право обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

            По вопросам реформирования института помилования  в ДФО в марте 2003 года прошел семинар-совещание, в котором приняли участие представители полпреда Президента РФ в ДФО, администраций краев и областей, входящих в состав округа, Главного управления Министерства юстиции в ДФО, Главного управления исполнения наказаний при Минюсте РФ, председатели комиссий по вопросам помилования субъектов округа.

            На совещании было отмечено, что комиссии по вопросам помилования созданы во всех десяти регионах округа, в их состав вошли представители исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, средств массовой информации, священнослужители.

             Реорганизация комиссии по вопросам помилования, которая произошла в связи с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 года, имеет большое значение. Она позволяет избежать ошибок, допускавшихся ранее (помилование злостных рецидивистов, бандитов и т.д.), благодаря  этому Указу каждый гражданин России может знать, за какое преступление осужден человек и почему его помиловали.

            Создание  комиссий в субъектах Федерации позволит более тщательно подходить к вопросу помилования осужденного, однако окончательное решение остается за главой государства.

Подводя итоги рассмотрения института помилования необходимо отметить следующее:

1.    Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица и является прерогативой Президента РФ.

2.    Помилование осуществляется только в отношении осужденных и может быть осуществлено в отношении любого осужденного.

3.    Закон не оговаривает круг лиц, имеющих право обращения с ходатайством о помиловании осужденного. Ими могут быть сам осужденный, его адвокат, родственники, представители трудовых коллективов и общественности, администрация исправительных учреждений.

4.    Законом не определен и срок, по истечении которого после начала отбытия наказания можно обращаться с ходатайством о помиловании. Исходя из практики рассмотрения подобных материалов, таким сроком является не менее, чем половина отбытого наказания.

5.    Основания обращения с ходатайством могут быть самыми различными (положительное поведение осужденного, честное отношение к труду, болезнь самого осужденного или его близких родственников, выводы администрации исправительного учреждения об исправлении осужденного и т.д.).

6.    При осуществлении помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, ему может быть сокращено назначенное наказание или заменено более мягким видом наказания.

7.    Решение вопроса об отмене приговора или переквалификации действий осужденного не входит в компетенцию лица, осуществляющего помилование. Эти вопросы могут быть решены только при рассмотрении дела в порядке надзора.

     Рассмотрев институт амнистии и помилования, далее кратко остановлюсь на их различии.

            Амнистия и помилование представляют собой две разновидности актов, аннулирующих юридические последствия совершенного преступления, которые принимаются во внесудебном порядке – органами (субъектами) законодательной и исполнительной власти. Они не означают отмены или изменения уголовного закона, установившего ответственность за конкретные преступления, а также приговора суда, вынесенного по уголовному делу. В соответствии с актами амнистии и помилования лица, совершившие преступления, освобождаются от уголовной ответственности и отбытия (полностью или частично) уже назначенного судом наказания.

           Амнистия и помилование – гуманные правовые институты, которые традиционно присущи российскому уголовному законодательству. Они облегчают участь лиц, осужденных за совершение различных преступлений, и основаны на признании того, что могут встретиться такие объективные и субъективные обстоятельства, которые резко выделяют преступное деяние из общего типа, и потому оно требует чрезвычайного изменения наказания.

            Амнистия и помилование, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой.

            Во-первых, помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.

            Во-вторых, помилование осуществляется в отношении определенного лица, тогда как амнистия распространяется на неопределенное количество лиц.

            В-третьих, сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.

            В-четвертых, ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осужденного, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, уполномоченных на их издание.

            В-пятых, помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии  - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов ( следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).

             И последнее: реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осужденного, например, она не применяется к злостным режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осужденного в местах лишения свободы.


Заключение

    

            В   данной работе мною рассмотрены институт амнистии и помилования. Из рассмотренного можно сделать выводы, что среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанных мер является показателем правильности уголовной практики, следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.

            В какой же мере может и должен использоваться этот критерий для суждения об эффективности мер общественного воздействия, применяемых взамен уголовной ответственности и наказания, зависит от определения целей мер общественного воздействия, так как в любом случае правильное определение цели – важнейшее условие обеспечения эффективности правового регулирования.

            В отличие от наказания цели применения мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования законом не установлены. Эти цели должны определяться исходя из основания применения мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.

            В случае, освобождения лица от уголовной ответственности в связи с применением к нему мер общественного воздействия совершенное им деяние признается преступлением, а лицо – виновным в его совершении. Поэтому применение меры общественного воздействия должно прежде всего привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздействия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, то эти меры являются, таким образом, формами борьбы с преступностью.

            Уголовная ответственность может не наступить при условии, что достижение цели исправления того или иного конкретного лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.

          В настоящий период малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совершенных в государстве преступлений. Поэтому практика освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования или принудительных мер воспитательного характера, получила широкое распространение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.

          Свыше 1/3 всех  несовершеннолетних, изобличенных в совершении преступления, освобождаются от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних).

            Согласно результатам  выборочных исследований, проводившихся Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и  другими научными учреждениями страны, подавляющее большинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных антиобщественных проступков. Такой вывод подтверждает необходимость применения амнистии и помилования.

           


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.    Конституция РФ /принята 12 декабря 1993/.

2.    Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова/ М.: Издательство БЕК, 1999.

3.    Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. М. Инфра - М, 2001

4.    Указ Президента РФ «Окомиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года №1500.

5.    Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Наумова А.В. М.: «Фонд правовая культура», 1999. – 349с.

6.    Герасимов  С. Профилактика правонарушений и преступлений в столице.// Законность. 1999 №12.

7.    Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. Социологический и юридический аспекты. М. 1997.

8.    Звягин Ю.г. Пути совершенствования законодательства о борьбе с преступностью: мнения ученых //Журнал Российского права. - 2000.- №9.- с. 24-25.

9.    Досжанова Д.  Новости недели, 2 октября 2002 г.

10.  Сборник публикаций – права человека (296), 10 января 2002г.

11.  Каневский Л.Л. Актуальные проблемы профилактики преступности и иных правонарушений, несовершеннолетних. // Правоведение.- 1999.-  № 1.- с.15-

12.  Курс уголовного права. Общая часть. Том II.: Учение о наказании. Учебник для ВУЗов/ Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжновой.  М.: Зерцало - М, 2002– 464 с.

13.  Российское уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. / Под ред. З.А. Незнамова.  М.: Издательство «Спарк», 1997 – 454 с.

14.  Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. / Под ред.  И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. М.: Издательство НОРМА, 2001 – 576 с.

15.  Уголовное право России. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. В.В. Здравомыслова) М.: Юристь, 1996 - 512 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.