скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Религия и национальная безопасность Казахстана

Международные террористы активно используются для пропаганды собственной идеологии, ведения информационных войн, решения финансовых вопросов, обеспечения связи, планирования терактов, а также для осуществления контроля за их проведением - глобальные информационные технологии. Ярким примером использования Интернета является передача сообщений Усамой Бен-Ладеном при организации террористических актов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. Американские разведывательные службы тогда обнаружили в Сети десятки веб-сайтов исламистского содержания, которые "Аль-Каеда" использовала для передачи информации и руководства своими агентами.

В Казахстане профессионалов в этой сфере явно недостаточно. Поэтому специалистов надо готовить. Мы должны иметь общие подходы в вопросах теории и практики проведения оперативно-розыскных и специальных мероприятий, в отношении лиц, причастных к террористическим организациям, а также в методике расследования уголовных дел. Необходимо разработать алгоритм действий всех государственных органов в случаях проявлений терроризма и единых стандартов в отношении террористических организаций.

Для решения этих вопросов, с учетом настоящих и будущих транснациональных угроз, на базе Академии МВД создан учебный центр по подготовке специалистов по борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, где с апреля начнется обучение сотрудников, для чего приглашены научные кадры и профессионалы из-за рубежа. [15]

Укреплена материально-техническая база подразделений специального назначения ("Сункар", "Арлан", СОБР, "Беркут"). Личный состав обеспечен жильем, современным вооружением, средствами связи и техникой. Подразделения имеет хорошую учебно-спортивную базу.

Министерством внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой разработаны методические рекомендации по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.

В настоящее время благодаря поддержке Совета по правовой политике, Правительством рассматривается наше предложение о создании в структуре Канцелярии Премьер-Министра специального отдела по работе с религиозными конфессиями и объединениями.

Министерством внутренних дел для усиления борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, инициированы предложения в ряд законодательных актов: - в Закон "об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части расширения категорий граждан, в отношении которых устанавливается административный надзор, лицами, участвующими в экстремистской деятельности; - в Уголовно-исполнительный кодекс, касательно определения механизма установления административного надзора за лицами, осужденными за преступления экстремистской направленности к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества; - в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях в части усиления санкции статей 343 и 344 увеличением штрафа до максимально разрешенных размеров и включением меры административного воздействия - административный арест.

Проводятся проверки соблюдения религиозными объединениями норм Конституции и законодательства Республики Казахстан, с целью исключения возможности проявлений терроризма, разжигания вражды, основанной на национальной, языковой, религиозной принадлежности.

В настоящее время Центром судебных экспертиз Министерства юстиции теологические экспертизы проводятся только в Астане и Алматы. Для более эффективного реагирования на проявления религиозного экстремизма нами внесены предложения в Министерство юстиции о проведении таких экспертиз в западном (г.Актобе) и восточном (г.Семипалатинск) регионах страны.

В рамках активизации сотрудничества по пресечению проявлений терроризма и религиозного экстремизма в ноябре 2004 г. в Оренбурге совместно с МВД России проведено очередное совещание, которое придало новый импульс сотрудничеству. После него уже состоялись встречи на уровне начальников горрайорганов целого ряда приграничных регионов Казахстана и России. На основании совместного протокола данная работа находится на постоянном контроле.

В конце января т.г. в Алматы состоялось выездное заседание Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. В совещании участвовали представители 50 стран мира и 36 международных региональных и субрегиональных организаций, МВД также приняло участие в работе этого антитеррористического форума. В центре внимания был вопрос о том, как повысить потенциал борьбы международного сообщества с терроризмом. Обсуждались проблемы пресечения финансирования терроризма, обеспечения безопасности границ и выполнения международных договоров в этой сфере. [15]

Его участники одобрили совместное заявление, в котором подтвердили намерение решительно бороться со всеми формами терроризма и подчеркнули центральную роль КТК в этих усилиях.

В 2005 году приоритетными задачами органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, были определены: выявление источников финансирования террористических и экстремистских организациий, установление их лидеров и активных членов действующих в регионах и каналов проникновения запрещенной религиозно-экстремистской литературы. [15]

Проблема нелегальной миграции в Казахстане, очевидно, как и в других странах Содружества, обостряется буквально с каждым годом. Поток иностранцев в страну растет. Только по официальной статистике в прошлом году их число превысило один миллион человек. Нелегалы пользуются прозрачностью границ и отсутствием жесткого контроля со стороны правоохранительных и других органов.

Например, в Атырауской области задержаны 17 граждан Пакистана, в Жамбылской - задержано 40 граждан Бангладеш. География задержаний свидетельствует о том, что каналы нелегальной миграции налажены по всем направлениям. Эти люди нелегально проникли в Казахстан и направлялись в Россию и страны Западной Европы.

Следует признать, что пока еще не налажен эффективный контроль за миграцией, нет целенаправленной совместной работы по розыску террористов, участников бандформирований и других опасных преступников, которые свободно перемещаются по территории региона.

В этом контексте надо отметить, что казахстанскими специалистами разработана технология биометрической идентификации личности.

В Казахстане внедрено уже более 500 программных комплексов, которые позволяют выявлять лиц, представляющих оперативный интерес, при выдаче гражданам паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений. С ее помощью в процессе документирования граждан ежегодно проверяется более двух миллионов человек, раскрывается свыше четырёх тысяч преступлений. [15]

Система позволяет патрульно-постовым и другим нарядам полиции через графическую автоматизированную базу данных в считанные минуты проверить анкетные данные задержанного гражданина, выяснить, не находится ли он в розыске.

Технология биометрической идентификации личности используется также в Российской Федерации, где она ориентирована на поиск террористов и других особо опасных преступников. Эта система имеет большие возможности и различные сферы применения, легко интегрируется с другими информационными системами.

Для реализации аналогичных проектов в каждом из государств СНГ и объединения на этой основе совместных усилий в розыске террористов и других опасных преступников на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся в г. Москве 25 декабря 2004года, главной темой которого была выработка совместных мер борьбы терроризмом, Казахстан выступил с инициативой создания в рамках Содружества принципиально новой Программы антитеррористической системы "СНГ-Визит", основанной на использовании единого банка данных о террористах, экстремистах, участниках бандформирований и разыскиваемых преступниках.

Необходимо и далее комплексно и последовательно реализовывать стратегию борьбы с этими явлениями, в том числе и совместно с зарубежными правоохранительными органами.

Таким образом, за последние годы резко активизировались меры, предпринимаемые для предотвращения возможных вариантов развития конфликтов и кризисов на религиозной почве. Наша страна в силу тех или иных обстоятельств имеет разрушенную систему воспитания, досуга, творчества, сама культура размыта и малодоступна для молодёжи, которая не может определить, - а родители зачастую ей в этом помочь - приоритеты, смысл и цели жизни. Эта система нуждается в срочном пересмотре, восстановлении, модернизации, для чего необходимы серьёзные финансовые затраты бюджетных средств. Однако расходы на культуру сегодня означают стабильность государства и ликвидацию социальной базы терроризма и экстремизма завтра. Тем не менее, все-таки хочется отметить, что складывающая в Казахстане религиозно-конфессиональная ситуация не так опасна, как, возможно, в соседних государствах и не способствует активному развитию и распространению предпосылок для сепаратизма на религиозной почве. "Периферийность" Казахстана на карте мировых религий позволяет надеяться на предотвратимость такого варианта развития событий.


3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности

В феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие президенты Казахстана Н.А.Назарбаев, Кыргызстана А.Акаев, Таджикистана Э.Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, а также ведущие религиозные деятели Ислама, Православия и Иудаизма Казахстана и религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. Во второй половине июня 2003 г. Казахстан посетили высокопоставленные представители мировой еврейской общественности. Сначала приехал Главный раввин Израиля Йона Мецгер, для которого это был первый зарубежный визит в новой должности, затем председатель правления Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Исраэль Сингер и, наконец, еврейский предприниматель и филантроп, глава прославленного косметического концерна Estee Lauder, телевизионный магнат мирового масштаба, один из богатейших людей планеты Рональд Лаудер.

В ходе визитов гости провели переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, верховным муфтием Абсаттаром Кажи Дербисали и лидером Евро-Азиатского еврейского конгресса Александром Машкевичем. Одной из тем переговоров была подготовка к проведению в Астане в сентябре 2006 г. по инициативе президента Н.А.Назарбаева Межрелигиозного форума на который, как ожидается, соберутся лидеры всех крупнейших Мировых традиционных религий. Вопросы подготовки форума обсуждались и во время визита в мае 2003 г. в Казахстан Государственного Секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано. Визит был осуществлен по приглашению Президента Н.А.Назарбаева.

В своей новой книге "Критическое десятилетие" Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. В частности, он пишет: "…Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям" [30]. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития. [32]

 

3.3 Информационно-просветительская работа среди населения

Реалии сегодняшнего дня ставят перед обществом острый вопрос: как вернуть эти группы в русло цивилизованного восприятия действительности и - главное! - не допустить их пополнения новыми сторонниками радикальных преобразований. Оноре де Бальзаку приписывают справедливую фразу о том, что идеи могут быть обезврежены только идеями. И здесь мы подходим к ключевому моменту - о том, что решить обозначенную проблему можно исключительно инструментами культуры - ценностного, этического, идеологического воздействия, - которая по своей сути выступает против экстремизма и терроризма.

В данном контексте основной задачей культуры является сохранение моральной устойчивости социума, ограждение его от распада и разложения духовности. Терроризм и экстремизм, напротив, произрастают на почве нравственной нищеты, невежества, максимальной фрустрированности, которые заставляют индивида обращаться к поиску референтных групп чаще всего деструктивной направленности.[32]

Безусловно, степень положительного воздействия культуры на необразованного, загнанного в угол социальными и экономическими проблемами человека, попавшего под влияние, скажем, идеологии "Моджахедов Центральной Азии", равно как и на некоего высокообразованного политика, в борьбе за власть намеренно поставившего себе внутренний психологический заслон от общечеловеческих ценностей и призывающего своих граждан к акциям политического экстремизма, чрезвычайно низок. Но ведь принципы, исключающие возможность участия человека в террористической и экстремистской деятельности, формируются в процессе его жизни, в ходе воспитания и образования. И крайне важно сегодня через систему образовательных, культурно-просветительских учреждений, национально-культурных центров, традиции и обычаи, театры, книги, прессу, телевидение заложить в нынешнее молодое поколение те императивы поведения, которые завтра будут определять его систему ценностей, диктовать приоритеты и морально "санкционировать" участие в деятельности подобного рода организаций.[32]

Трудно вести борьбу с экстремистскими организациями в обществе, где не имеют никакого понятия об этих организациях, где знают только их названия и где существует низкая степень доверия к деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

В результате, в сознании простых людей угроза терроризма либо вообще не воспринимается, что ослабляет общественный иммунитет против радикальных идей, либо деятельность экстремистских организаций воспринимается не адекватно, через призму гражданских свобод, когда экстремисты ставятся на одну плоскость с представителями НПО или оппозицией.

Для решения этой проблемы необходимо:

1. Более активная работа со СМИ, через которые необходимо давать регулярную и, по мере возможности, полную информацию о деятельности тех или иных экстремистских организаций, их идеологии, целях. Здесь главное не проиграть информационную войну, где дефицит информации идет больше во вред государству, чем на пользу, порождая слухи и явную дезинформацию.

2. Обратиться к опыту США, где "Национальная ассоциация вещателей" совместно с министерством национальной безопасности для местных телекомпаний и радиостанций разработала и рассылает подробную инструкцию о подготовке телецентров и радиостанций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, а также о том, как электронные СМИ могут оказать содействие населению во время возникновения таких ситуаций.

3. Грамотная PR-кампания деятельности правоохранительных структур, которые должны положительно ассоциироваться в сознании общественности. Недоверие и страх по отношению к государственным структурам ведущих борьбу с терроризмом существенно осложняет их деятельность.

4. Совершенствовать систему получения информации от населения для предупреждения террористических актов. Люди должны знать, куда звонить, что говорить и на какие детали обращать внимание.

5. В кооперации с МИД РК, следует составить для всех выезжающих на отдых или в командировку казахстанцев список стран имеющих высокий уровень террористических рисков. МИД получает информацию от спецслужб, адаптирует ее для рядовых граждан и распространяет через mass-media.

Очень часто слабая подготовка религиозных служащих представляющих традиционные конфессии, в частности ислама, приводит к снижению авторитета этих конфессий, в первую очередь среди молодежи. Не принимая активного информационно-просветительского участия в жизни общества, религиозные организации часто проигрывают борьбу за умы людей, многие из которых хотели бы услышать мнение этих организаций по поводу деятельности экстремистских групп прикрывающихся религиозными лозунгами. И здесь необходима совместная работа конфессий с правоохранительными структурами и правозащитными организациями.

Нередко, правозащитные организации и силовые структуры находятся по разные стороны баррикад при оценке деятельности тех или иных радикальных организаций. Это приводит к информационным столкновениям, создающих информационную кашу в головах граждан, которые не могут разобраться, кто оппозиционер, а кто экстремист. Выход лежит только во взаимовыгодном сотрудничестве институтов гражданского общества и силовых структур для достижения понимания того, что и те, и другие могут находиться по одну линию фронта.[32]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.