скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Внешние связи Калининградской области

Очевидно, что разногласия России и балтийских стран по Калининградскому вопросу нельзя считать исчерпанными, особенно после вступления последних в ЕС. Невысокий уровень социально-экономического развития региона, состояние экологических проблем области – благоприятная почва для высказывания как территориальных претензий, так и обвинений России (нередко обоснованных) в несостоятельности по управлению анклавом.


ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ

2.1. Вопросы обеспечения условий развития внешних связей

Как следует из информации, размещенной на сайте Администрации Калининградской области (http://gov.kaliningrad.ru/), в целях создания благоприятных внешних условий для обеспечения жизнедеятельности и устойчивого развития региона в сфере международной деятельности Администрации области основные усилия сосредотачиваются на следующих направлениях.

1. Урегулирование проблем, обусловленных расширением ЕС. В первую очередь, это касается транспортного сообщения между областью и основной территорией России.

Что касается транзита людей, то сейчас на первый план выступает задача отлаживания созданного механизма транзита и организации системы мониторинга, которая обеспечивала бы сбор, анализ и обобщение информации, касающейся выполнения договоренностей между Россией, ЕС и Литвой.

Вопрос грузового транзита следует поднимать на политический уровень в контактах с руководством КЕС, а также с лидерами ключевых стран-членов ЕС и проводить полномасштабные консультации с европейцами, которые можно построить, используя схему, апробированную при решении проблемы транзитного перемещения людей.

2. Надежные транспортные коммуникации, как с Россией, так и европейскими странами во многом зависят от пропускной способности границ, особенно в восточном направлении.

Сотрудничество властей региона с соседними государствами активизировалось в конце 90-х гг. ХХ века. Так, 8-9 сентября 1998 года в России прошла международная конференция «Калининград и Европейская интеграция». Она была проведена по инициативе Фонда «Янтарь» (Калининград) и пражского филиала Института Исследований «Восток-Запад» (Нью-Йорк, США) при содействии администрации области и областной Думы.

В конференции приняли участие представители МИД РФ, законодательной и исполнительной властей, деловых кругов региона, а также ученые, дипломаты и гости из семи стран - Белоруссии, Германии, Польши, Литвы, США, Швеции, Чехии.[20]

Стремления местных властей вписаться в европейскую схему приграничного и межрегионального сотрудничества находили и находят свое понимание не только у федерального центра, но и у западных партнеров.

Как показала тематика проходящих в последние годы многочисленных конференций и встреч на международном и межрегиональном уровне по вопросам внешнеэкономического сотрудничества региона, роль международных и внешнеэкономических связей области в реализации внешнеполитического курса России весьма значительна. Она вплетена в ткань российской внешней политики, особенно, на балтийском направлении. Совместными и скоординированными действиями здесь претворяют в жизнь стратегическую цель России в Балтийском регионе, заключающуюся во всемерной реализации потенциала добрососедства между нашей страной и государствами Балтии, создании конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции, двустороннего экономического сотрудничества, неделимости безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Но также очевидно, что экономическая ситуация в регионе должна быть более предсказуемой, более стабильной. Необходимо предпринять шаги для внедрения более эффективной системы защиты интересов инвесторов и собственности. Как и везде по России, здесь требуется обеспечить стабильную и надежную правовую и институциональную базу, должный уровень корпоративного управления, справедливую и эффективную систему применения законодательства (например, гарантировать защиту прав акционеров и инвесторов, надлежащие процедуры банкротства, аудита и бухгалтерского учета), реструктуризацию предприятий и дальнейшее развитие МСП. Необходимо укрепить рыночные институты, например, в финансовом секторе и налоговой системе.

2.2.Общая характеристика внешних связей региона

Несмотря на ряд разногласий в 90-е годы наиболее динамично осуществлялось сотрудничество области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши. Так, на Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 3,5 - экспорта и 18,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве[21]. ЕС является главным внешнеторговым партнером области. На долю стран-членов ЕС приходится 40% внешнеторгового оборота Калининградской области (данные 2001 года), а если включить страны, недавно вступившие в ЕС, то данный показатель увеличивается до 72%[22].

Для реализации имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.

Динамично развиваются внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции, Дании. Хотя, по мнению немецких экспертов, Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения.[23] Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием.[24]

Устойчивые связи поддерживаются и в области рыбного хозяйства. Через Калининградский порт осуществляется паромное сообщение с Данией. Следует отметить давнее и плодотворное сотрудничество наших учебных заведений, научных центров и общественных организаций.

Почетное Консульство Королевств Дании и Швеции открыто в Калининграде для оформления деловых и частных виз, поиска партнеров и установления контактов в различных видах деятельности: производстве, торговле, обучении и туризме.

Что же касается многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона «Балтика» и ряда проектов ЕС (см. главу 3). Калининградская область стала первым субъектом РФ, вышедшим на уровень еврорегионального сотрудничества с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, возможности этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе пока используются недостаточно. Реализация соответствующих согласованных проектов в отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.


ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС - КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Стратегическое партнерство между Россией и Европейским Союзом в отношении Калининградской области является актуальной проблемой в дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны[25]. Еще в октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. Уже принято решение о финансировании по программе ТАСИС (TACIS) шести проектов. Сегодня сотрудничество России и ЕС определяется «Стратегией развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)». А со стороны ЕС - «Общей стратегией ЕС в отношении России»[26].

Европейский Союз придает огромное значение Калининградской области, как в геополитическом плане, так и в экономическом, и экологическом аспектах. Европейская комиссия в январе 2001 года опубликовала Доклад «ЕС и Калининградская область». В этом Докладе Комиссия обрисовала различные элементы и варианты сотрудничества с Россией и сопредельными государствами по вопросам регионального развития Калининграда. В этом документе было зафиксировано, что, хотя основная ответственность за развитие Калининграда, безусловно, остается за Россией, ЕС готов оказать содействие экономическому и социальному развитию области в рамках укрепления отношений с Россией - все более важным партнером Европейского союза.

В качестве материала для активизировавшихся дискуссий Европейская комиссия подготовила второй документ, содержащий ее анализ основных проблем и конкретные предложения для дальнейшей работы с российскими властями. Этот документ - «Сотрудничество между Россией и ЕС по Калининграду: 2002 год» нацелен на дальнейшее укрепление сотрудничества между Россией и ЕС по Калининграду.[27]

Работа ЕС в данном направлении продолжается.

Дискуссия между ЕС и России в 2002-2003 году разворачивалась главным образом, вокруг проездных документов российских граждан, проезжающих по территории государств-членов ЕС и наличия соответствующей визы. В результате непростых переговоров 11 ноября 2002 года удалось согласовать Совместное заявление России и Евросоюза о так называемом Калининградском транзите. В нем была зафиксирована договоренность о введении с 1 июля 2003 года  механизма Упрощенного транзитного документа (УТД) и Упрощенного проездного документа на железной дороге (УПД ЖД).

В целях имплементации этой договоренности на практике между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики были заключены соглашения о взаимных поездках граждан (30 декабря 2002 г.) и о порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге (20 июня 2003 г.). Европейский Союз в свою очередь в апреле 2003 г. принял регламенты, учреждающие УТД  и УПД ЖД.

В связи с географическим положением Калининградской области особое значение имеют приграничное сотрудничество и содействие торговле и транзиту. Однако оценки некоторых экспертов относительно перспектив экономического сотрудничества ЕС и России не очень оптимистичны. Ю.А.Борко, например, не ожидает «никаких блестящих прорывов» в российско-европейских связях, предвидит, что они будут развиваться медленно, сталкиваясь с большими трудностями, сопровождаясь время от времени паузами и острыми разногласиями. Еще более суров в своих оценках Х.Тиммерман: соглашения с ЕС не в состоянии существенно стимулировать торговые отношения, они не конституируют самого партнерства как такового[28].

Тем не менее, в настоящее время страны ЕС реализуют совместно с Калининградской областью целый ряд проектов, направленных на расширение межрегионального сотрудничества. Так, в конце 2003 г. в рамках программы Interreg IIIB дан старт международному проекту «Ворота Балтики» (Baltic Gateway), который объединяет 38 партнеров семи стран (Германии, Швеции, Дании, Польши, Латвии, Литвы и России). От российской стороны в состав управляющего комитета проекта вошли заместитель главы администрации Калининградской области Игорь Краснянский и заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям Виктор Кошелев. Трехгодичный проект исходит из сложившийся ситуации, связанной с расширением Европейского Союза и восстановлением интенсивных экономических связей в регионе Балтийского моря. Текущие и будущие инвестиции в развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры в Южной части Балтийского моря - один из главных приоритетов.

Предполагается, что развитие международных транспортных путей в Калининградской области сформирует некие зоны развития с высокой долей сервисных услуг, ориентированных на удовлетворение требований грузоперевозчиков и туристов, на развитие новых производств, расширение сферы малого и среднего бизнеса, а следовательно - увеличение поступлений в бюджет.

На объединенном заседании транспортного совета Еврокомиссии и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано сделать анализ потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в ЕС для включения в единую общеевропейскую систему. Оценка потребностей транспортной инфраструктуры уже проводилась в ходе реализации проектов SEBTrans, BALTICOM, TransLogis, финансировавшихся по программе INTERREG IIC.[29]

В частности, проект SEBTrans, главной целью которого был анализ потенциала в использовании транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток и модернизация инфраструктуры и технологий, стал основой проекта SEBTrans-Link - одного из крупнейших международных проектов, направленных на изучение рыночных потребностей, социальных предпосылок и условий устойчивого развития транспортной сети в юго-восточной Балтике.

В Белом Документе по Европейской транспортной политике до 2010 г. Европейская Комиссия обозначила ряд мер по смягчению ограничения развития в транспортном секторе. Среди них четыре имеют фундаментальное значение для будущего Южной части Балтийского моря:

- пересмотр и расширение TEN (трансъевропейской транспортной сети),

- увеличение интенсивности транспортировки груза по железной дороге,

- создание подлинно действенных морских магистралей,

- новое измерение для морской безопасности.

Процветание Южной Балтики как морских ворот региона полностью зависит от следующих требований:

1) Развитие сети мультимодальных транспортных коридоров (земля-море), обеспечивающих в качестве приоритета движение грузового транспорта;

2) Развитие сети вторичных транспортных связей с целью улучшения доступа от коридоров на местные и региональные рынки;

3) Обеспечение высокого уровня взаимодействия между видами транспорта с акцентом на железные дороги и короткие морские перевозки;

4) Развитие инновационных решений в транспортной (грузовой) логистике, особенно в отношении портовых операций.[30]

Судя по существующим концепциям развития транспорта и пространственного развития, проект определит общий стратегический подход к уникальным возможностям экономического роста Южной Балтики, связанных с его особыми социально-экономическими факторами и географическим расположением.

ЕС направил значительную часть своей помощи и на развитие в Калининградской области частного сектора. Поддержка, в частности, оказывается по следующим приоритетным направлениям[31]:

Региональное экономическое развитие. Более 10 млн. евро выделено на развитие свободной экономической зоны/специальной экономической зоны; укрепление позиций Областного агентства развития, выработку стратегии экономического развития области; развитие торговли и инвестиций; транспорт.

Реструктуризация предприятий. Около 3 млн. евро выделено на создание Центра поддержки предприятий и укрепление местного Агентства развития МСП. Особое внимание уделено рыбной промышленности.

Развитие людских ресурсов в частном секторе. Учреждение кафедры менеджмента на экономическом факультете Калининградского государственного университета (1,3 млн. евро).

Развитие инновационных МСП. Содействие местному центру поддержки МСП в Калининграде в установлении связей с остальными центрами Балтийского региона, в подготовке местного персонала в области управления инновационными процессами и развитии финансовых схем для поддержки коммерциализации инноваций. Этот содействие составляет часть проекта с бюджетом в 1,8 млн. евро для северо-запада России.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.