скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Тематические праздники как явление современной городской культуры (на примере города Ростова-на–Дону)

С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих празднеств в новые, городские условия не могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестает ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные мотивировки и языческая предназначенность празднества. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства (15. С. 79 ).

Историк В.О. Ключевский отмечал, что еще с середины XVII века русское общество «стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями», причем это западное влияние неравномерно проникало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало модам европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и смелые реформы нередко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Петр «настойчиво искал новые формы и методы проведения пропагандистской кампании в поддержку своих начинаний» (15. С. 79).

По отношению к большим городам (напр. Ростову) актуально разграничение понятий народный праздник и народное гуляние. Народный праздник своим происхождением уходит вглубь веков и теснейшим образом связан с деревенской аграрной культурой и фольклорным типом мышления. Он строится на строгой повторяемости и локальной традиции, на включенности людей в обрядовую сущность календарного праздника.

Городская культура (имеются в виду большие города) превратила народный праздник в народное гуляние, в котором поменялся смысл главных элементов: вместо обряда - игра, вместо локальной традиции - массовая усредненная культура, а фольклорное осмысление праздника заменяется потребностью всеобщего веселья, праздничной объединенностью и переключения из будней в праздники. Поэтому народное гуляние близко к площадному ярмарочному гулянию - порождению города (16. С. 97).

В Ростове-на-Дону уже в XIX в. состав населения представлял собой разносословные и разноэтнические группы, их пестрота и несоединимость становились главной характеристикой праздника, его стилистическим ключом. Гуляние по своей сути не может дать единого праздничного коллектива с одинаковыми традициями и установками, который наличествует в классическом народном празднике.

Народный праздник не предполагает сторонних наблюдателей, зрителей, здесь каждый участник является творцом праздника, знающим и активно реализующим народные традиции. Гуляние же закономерно включает посторонних наблюдателей и людей, которые впервые попали в такую атмосферу. Всех этих людей гуляние как бы втягивает, вбирает в себя и не подчеркивает их чуждость (16. С. 98).

Народный праздник не режиссируется, в роли режиссера выступает традиция. В гулянии существуют определенные способы увеселения, поэтому обязательными его элементами являются аттракционы, показ всяких диковинных вещей и другие зрелища.

Гуляние предполагает сценариста и режиссера, то есть специальных людей, которые обеспечивают действо. В сельском празднике, как и в городе, были люди, которые, например, строили ледяные горы, но они были обязательными участниками праздника; в селе не было тех, кто финансировал праздник, специально давал деньги (казна, купцы и др.). Для устройства в городе балаганов и ярмарочных площадных строений существовали специальные артели плотников, маляров и др., работали специальные профессиональные увеселители, за соблюдением порядка следили профессиональные полицейские, отдельные люди обеспечивали питейные и съестные заведения и многое другое (16. С. 99).

Сказанное составляет специфику организации и проведения праздничных мероприятий в современных городах. Места и время проведения праздничных действий регламентируются нормативными документами, а сама подготовка и проведение мероприятий осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Обобщая сказанное, можно отметить, что в рамках традиционной народной (этнической) культуры любого народа сложились традиции проведения досуга и праздников. Отражая специфику исторического развития того или иного народа, они образовывали сложные системы, включавшие обычаи и обряды, игры и состязания, гадания, разные формы фольклора и т.д. Чаще всего, говоря о традиционных истоках анимации, следует признать, что речь идет о реалиях духовной культуры. Все типы анимационной деятельности, о которых речь пойдет ниже, связаны с традиционной культурой, реалии которой используются в современной практике организации досуга.

Исходя из сказанного, также можно сделать вывод, что профессиональная празднично-досуговая практика и создание анимационного продукта, связанного с нею востребованы именно во второй ситуации, в условиях несакрального праздника, когда на первый план выдвигаются задачи рекреации, развлечений, восстановления физического и психического здоровья.


2. РОСТОВ–НА–ДОНУ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОБЫТИЙНО–ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 От первых поселений к крепости

Ростов–на–Дону областной центр, еще с советских времен – региональный центр (Северо-Кавказский военный округ, Северо-Кавказский экономический район), с 2000 – центр Южного Федерального округа. Ростов называют портом трех морей. Он связывает торговые пути Центральной России с Черным, Средиземным и Каспийским морями. В наши дни Ростов-на-Дону известен не только торговлей, но и своей промышленностью. На слуху заводы-гиганты «Ростсельмаш» и «Роствертол». Город является столицей Южного Федерального Округа, получил звание «Город воинской славы». Население города составляет на 2002 г. 1 млн. 052 тыс. человек. Это один из крупнейших городов современной РФ, центр научной и культурной жизни.

Возникновение города Ростова-на-Дону и начальный период его истории связаны со строительством Темерницкой таможни и крепости Святого Димитрия Ростовского. Во время Азовских походов Петра I в1695-96 гг. казаки обратили внимание царя на крутые склоны Дона и источник, который он назвал Богатым колодцем, или Богатым источником. Близ источника решили заложить крепость, но сделать это Петру I не пришлось. Хотя, по данным дореволюционного историка Ильина «здесь начали селиться разнго звания люди», но после неудачного Прутского похода 1711 г. Россия была вынуждена отдать туркам Азов, гирла Дона, срыть укрепления в Таганроге и других крепостях, построенных на юге страны. В XVIII в. был введен таможенный контроль за ввозимыми и вывозимыми с Дона товарами. Пограничным укреплением на рубеже с Турцией стала Транжементная крепость – небольшое земляное укрепление, располагавшееся на месте бывшего казачьего Монастырского городка. В настоящее время это территория Старочеркасского музея-заповедника, отмеченная памятными обелисками (17. С. 89).

В 1730 г. по указанию Анны Иоанновны на Васильевских буграх недалеко от Старочеркасска на месте монастырского ретрашемента, возведенного по распоряжению Петра I, по проекту и под руководством инженера Деколонга, возвели крепость, названную именем Св. Анны. Размещенная в крепости таможня не могла выполнять свои функции. На речных переправах возникли казачьи заставы. Попытка царских чиновников ограничить торговые обороты донских атаманов и старшин вызвала у них недовольство, и в Петербург полетели многочисленные жалобы, поэтому 15 декабря 1749 г. был издан указ Императрицы Елизаветы Петровны о сооружении таможни "...на Дону, у устья Темерника, против урочища, называемого Богатый колодец, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами...". Таможня была названа Темерницкой по имени реки (18. С. 55).

К середине XVIII века Темерницкая таможня и порт, вскоре возникший около нее, стали играть важную роль в экономической жизни Юго-востока России. Это был единственный пункт, через который Россия могла вести торговлю с портами Азовского, Черного и Средиземного морей. Поселение таможни было небольшим: число его жителей не превышало за период с 1749 по 1761 г. тысячи человек, в основном это были семейства солдат крепости Св. Анны. Их жилые дома и казенные пакгаузы для склада товаров стали своего рода первой планировкой будущего Ростова. Постепенно застраивались территории вокруг Темерницкого форпоста. Возникает Доломановский форштадт (из числа слободских казачьих полков крепости Св. Анны, городовых казаков, или доломанов, отсюда и название) (19. С. 121).

В 1740-х гг. русские военные инженеры усиленно ищут место, где можно было создать более мощное укрепление. Проект крепости предложил в 1745 г. инженер Сипягин, но он не был утвержден точно так же, как и еще шесть проектов, составленных в 1748 г. Высшее государственное учреждение России - Правительствующий Сенат - специально занимался рассмотрением проектов новой крепости, так как все предполагалось построить по последнему слову военной техники. Через десять лет группа инженеров (М. Деденев, Д. Дебоскет, М. Мартынов, Л. Голенищев-Кутузов, С. Козьмин, М. Мордвинов и др.) составила два проекта. Первый предусматривал строительство крепости из камня (стоимость 674,4 тыс. руб.), согласно второму (стоимость 438,8 тыс. руб.) укрепления должны были быть земляными, но "в одинаковых линиях, дабы в последствии удобно переделать". Проекты получили одобрение, и 20 декабря 1760 г. гарнизон Аннинской крепости был переведен к Богатому источнику (19. С. 122).

6 апреля 1761 г. Указом Императрицы Елизаветы новая крепость получила наименование "крепости Св. Димитрия Ростовского". 23 сентября 1761 г. произошла ее торжественная закладка. Осенью 1761 г. развернулись большие строительные работы, которые шли тяжело. Район будущей крепости пересекали перпендикулярно к Дону глубокие балки, для засыпки которых потребовались десятки тысяч возов земли. Строителям не хватало продовольствия и денег. Так, в одном из документов от 15.06.1762 г. говорится: "С вступлением в работу прошлого 1761 г. декабря 17-го числа в силу указа, заработные деньги поныне ниоткуда не получали и будучи в той работе платьем и прочим весьма оборвались, что уж в работу ходить в одежде в такой мороз не могут…».

Сооружение земляной крепости проводилось под руководством опытного военного инженера А.И. Ригельмана. По его указанию для строительства крепости и домов в ней в 1761 г. на Кизитеринской балке был сооружен кирпичный завод. Камень для строительства ломали у Богатого источника, лес привозили из Леонтьевских и Глухих буераков - район рек Миус и Калмиус. В то время берега этих рек были покрыты дремучими лесами, в которых росли бук, граб, дуб. Лес рубили, сплавляли плотами по Миусу почти до Миусского лимана, оттуда на лошадях и волах везли в крепость. Уже в 1761 г. было насыпано семь редутов с напольной стороны. Из-за овражистой местности береговая часть крепостной ограды получила иное решение, чем проектировалось. Возведение земляных укреплений и основных зданий внутри крепости закончилось в 1763 г. (19. С. 125)

Ростовская крепость имела большое военно-стратегическое значение. В связи с этим она стала самой мощной и крупной среди южных крепостей. Ее окружность превышала 3,5 км, а площадь была около 70 десятин. Система ее укреплений явилась новым словом в фортификационном искусстве. Крепость имела в плане оригинальную звездообразную форму. С напольной стороны выступали девять редутов, соединенных восемью равелинами, образуя, таким образом, восемь фронтов. Редуты, начиная с юго-западного по окружности до северо-восточного, имели следующие названия: Троицкий, Аннинский, Андрея Первозванного, Екатерининский, Елизаветинский, Петровский, Павловский, Александра Невского, Донской.

Редуты окружались по периметру глубоким рвом с укрепленным контрэскарпом. Прибрежное плато, занятое крепостью, возвышалось на 30 сажень (64 м) над уровнем Дона. На террасах обрыва со стороны реки была создана система укреплений. К крайним редутам примыкали Троицкий и Донской реданы, между которыми находился бастион Димитрия Ростовского с кронверком. Под реданами располагались Темерницкий и Аксайский редуты, еще ниже три батареи. На нижней террасе был редан Богатый, по сторонам от которого размещались полубастионы Азовский и Черкасский. Кроме того, в редутах были возведены пороховые погреба в виде обширных подземных сооружений, перекрытых балками с накатом.

Крепость имела многочисленный гарнизон, была вооружена 238 орудиями и на протяжении полувека являлась тыловой базой русских войск (18. С. 98).

В крепостной стене было двое ворот. С запада в крепость вели Архангельские ворота, с востока - Георгиевские. Внутри наметили сетку прямоугольных кварталов, разделенных улицами 10 и 5-ти саженной ширины, причем широкие улицы направлялись перпендикулярно к реке, с севера на юг. Центральная улица крепости проходила в сторону Богатого источника и получила название Богатяновского переулка (ныне проспект Кирова). Крепость занимала пространство, ныне ограниченное улицами М. Горького и Станиславского, переулками Нахичеванским и Чехова (18. С. 99).

В застройке крепости доминировал расположенный на центральной площади Покровский собор, увенчанный восьмигранным барабаном и куполом. С запада к нему примыкала трехъярусная колокольня, а с юга - еще одна небольшая церковь. Фасады главных административных зданий военного ведомства (дом для коменданта, гарнизонная школа - в ней числилось 216 учеников, острог) были обращены на эту площадь. В центре крепости размещались 28 солдатских казарм, 7 провиантских и 4 артиллерийских склада, военные госпитали. Кварталы также застраивались офицерскими домами, жилыми домами для купцов и ремесленников, лавками и питейными домами. К концу 18 в. здесь было пять церквей: Соборная Покровская, Казанская, Николаевская, Рождество-Богородичная (в то время называлась Купеческой) и Всех Святых.

Стабильность и защищенность Приазовья от турецких набегов привели к тому, что резко увеличились торговые обороты Темерницкой таможни. В 1758 г. ее оборот составлял 86989 руб., а в 1762г. - 240220 руб. По утверждению историка Российской коммерции М. Чулкова, Темерницкий порт в 1762 г. посетило 26 судов, на которых греческие, болгарские и турецкие купцы привезли не только товары, но даже и своих родственников. Многие из них поселились у Темерницкого порта. В 1768 г. население крепости составляло свыше пяти тысяч человек (20. С. 87-88).

В 1768 г. в связи со строительством верфи (в районе нынешнего Буденновского проспекта) сюда приезжал адмирал О.Н. Сенявин. В крепости начинал службу прославленный русский флотоводец Федор Ушаков: он служил на праме (небольшое судно с одним парусом) № 5, охранявшем в составе Азовской флотилии устье Дона, потом был произведен в лейтенанты и командовал четырьмя транспортными судами. Формируя гарнизоны для оборонительных укреплений между Доном и Кубанью, в 1778 г. крепость посетил А.В. Суворов. Затем он бывал здесь довольно часто в 1782-1784 годах (18. С. 99). По имеющимся статистическим данным основное ядро населения составляли первоначально служилые люди – солдаты и офицеры гарнизона, казаки Доломановского полка, чиновники таможенного ведомства Около сотни человек – мелкие купцы и промышленники, организовывавшие обработку рыбы для продажи в центральные уезды. И большая, но трудно поддающаяся учету группа людей «разного звания», временно приходившая на заработки.

2.2 От крепости – к городу. Ростов - русский Чикаго

Строительство крепости Св. Димитрия Ростовского, имевшее целью защиту Темерницкой таможни, стало важным этапом в истории города. С устройством крепости имя Темерницкой таможни исчезает из официальных бумаг и заменяется названиями "Доломановский форштадт". Таким образом, первое поселение требует себе для защиты укрепления, а потом, когда укрепление устроено, поселение превращается в первый форштадт крепости. Так возникают форштадты: в 1750 г. - Доломановский или Казачий, в 1763 г. - Полуденный; в 1765 г. - Солдатский или Купеческий (21. С. 45).

Застройка форштадтов имела регулярную планировку вдоль берега Дона, характерную для российских военных поселений XVIII века. Со временем планировка форштадтов превращается в систему городских улиц и кварталов, их территория увеличивается, приближаясь к границам крепости. Разнообразнее становятся здания, обеспечивающие жизнь населения, в основном занимающегося торговлей - ратуша, таможня со складами, биржа с 52 магазинами и складами. В пределах современного Ростова-на-Дону Солдатский форштадт ограничивался с восточной стороны проспектом Ворошиловским, с запада - Буденновским, с юга - улицей Шаумяна. Доломановский форштадт был меньше Солдатского. Он тянулся от Буденновского проспекта до Доломановского переулка, а со стороны Дона ограничивался Тургеневской улицей, к северу от улицы Шаумяна тянулась пустынная степь, прорезанная широкой Генеральской балкой, по дну которой струился Шапов ручей, впадавший в речку Темерник.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.