скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Факторы сохранения биоразнообразия Астраханской области в охраняемых резервах

Существует несколько определений биологического разнообразия в зависимости от угла зрения, под которым данное явление рассматривается. В частности, Б.Н.Юрцев определяет биологическое разнообразие как «разнообразие организмов и их природных сочетаний ». Им же предложено другое определение биологического разнообразия как существование различных жизнепроявлений в рамках таксона или на определенной территории, оцененная по числу вариантов, их взаимному различию и количественному соотношению ».

Более емкое определение биологического разнообразия дано в словаре - справочнике «Экология и охрана природы »: «биологическое разнообразие - это число различных типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающее сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования».

Особо охраняемые природные территории являются самой эффективной мерой охраны редких и исчезающих видов животных. Особое внимание уделяется охране редких видов животных и растений первой категории. Заповедники стали базой сохранения, воспроизводства и ликвидации угрозы исчезновения многих редких видов растений и животных.

Природные заповедники раскинулись на огромных территориях, равных порой целым европейским государствам, но в целом они занимают лишь крошечную часть поверхности Земли. При этом в опустошенном, застроенном и загрязненном пространстве они нередко оказываются островками относительно чистой природы, а значит, напоминают нам всем о том, что пора остановить разрушение планеты.

 

3.3. Основные направления природоохранной стратегии

Комитет экологии и природных ресурсов Астраханской области (1993) выдвигал по данному вопросу следующие стратегические действия:

а) с целью сохранения биологического разнообразия дельты Волги северная Рамсарского угодья должна быть сдвинута на 15-20 км к северу, чтобы она включала в себя тростниковый пояс дельты;

б) на базе существующих памятников природы в районе Большого Богдо и Шарбулака следует создать заказник или участок заповедника и включить в него озеро Баскунчак. Необходимо также разработать более рациональный план использования солевых запасов в этом регионе;

в) требуются дальнейшие меры по защите флоры и фауны в районе западных подстепных ильменей. Дополнительная территории размером приблизительно 10 тыс. га должна быть определена как часть существующего биосферного заповедника;

г) Волго-Ахтубинская пойма содержит ценные местообитания для ряда редких и исчезающих видов. Перед созданием здесь охраняемых территорий необходимо собрать больше информации о важности и статусе этих мест обитания;

д) необходимо разработать и представить в ЮНЕСКО документы для включения природного достояния дельты Волги в рамки Конвенции «Всемирное Наследие».

В итоге отметим, что намеченные выше действия вступили в силу. И в настоящее время разрабатываются новые мероприятия по защите биологического разнообразия на территории Астраханской области.

Развитие территориальных форм охраны биоразнообразия предусматривает увеличение доли площади заповедников, национальных парков и формирование региональных экологических сетей охраняемых территорий.

В настоящее время завершается также создание законодательной базы для сохранения биоразнообразия (1998). Среди стратегических задач можно выделить подготовку и издание новой редакции Красной книги России, осуществление мониторинга состояния популяции редких видов растений и животных, выполнение обязательств по международным конвенциям и соглашениям.

В сфере научных изысканий по сохранению биоразнообразия следует отметить расширение исследований по систематике растений и животных, изучение экологии редких видов, создание научных основ для их сохранения in-situ и ex-situ.

Стратегия здесь заключается в сочетании государственного и общественного контроля за состоянием биоразнообразия, в поддержке неправительственных экологических организаций, в усилении деятельности СМИ в этой области.

Требуется также создание информационно-аналитического центра, метабазы данных по проблемам биоразнообразия, респондентской сети для сбора, анализа и распределения информации при принятии управленческих решений в центре и регионах.

Необходимо совершенствовать старый и создавать новый экономический механизм, обеспечивающую реальную оценку (стоимость) природных ресурсов, эффективность природоохранных инвестиций и экономических стимулов для выполнения международных обязательств.

Важным средством сохранения биоразнообразия является разработка международных и национальных программ и конвенций, направленных на осуществлении этих мер, однако, по мнению большинства специалистов, все эти меры пока явно недостаточны, и процесс утраты видов продолжается в глобальном масштабе.

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия осуществляется на базе Конвенции. Подготовка Стратегии осуществлялась 4 года.

Стратегия рассматривается как совокупность экспертно выделенных приоритетных направлений деятельности государственных, коммерческих, научных и общественных структур по сохранению живой природы. Принятый документ (2001) имеет статус рамочного для всего общества России.

Несмотря на сложную политическую, экономическую и социальную обстановку, Россия делает все возможное для выполнения обязательств по Конвенции: развивает систему заповедников и национальных парков, готовит к изданию новую редакцию Красной Книги, реализует национальные программы по спасению редких видов животных.

Первый Национальный доклад 1997 г. по выполнению Россией обязательств, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, анализирует современное состояние и использование живой природы как важнейшего стратегического ресурса. Он является результатом совместного труда многих специалистов и организаций, участвующих в процессе сохранения биоразнообразия России.

Для обеспечения развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации МПР России предлагает активизировать работу в субъектах Российской Федерации по формированию и развитию региональных систем особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента устойчивого развития регионов.

Необходимо рассматривать систему государственных природных заповедников как часть единой системы особо охраняемых природных территорий России - неотъемлемого элемента устойчивого долгосрочного развития регионов.

1. Заповедники могут и должны стать своеобразными «центрами кристаллизации » региональной системы особо охраняемых природных территорий. Потенциал заповедников в регионе должен активно использоваться для обоснования и планирования развития сети ООПТ, проведения проектно-изыскательных работ и подготовки решении по созданию различных категорий ООПТ. Следует всемерно расширять практику передачи в непосредственное ведение конкретных государственных природных заповедников близлежащих иных особо природных территорий: государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, для более эффективного обеспечения их функционирования и гарантированного соблюдения режима особой охраны.

2. Заповедники могут и должны стать опорой территориальных органов МИР России в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением режима иных ООПТ, выполнения функций специально уполномоченных государственных органов в области охраны животного мира. Для этого МПР России и его территориальные органы должны всемерно использовать потенциал специальных инспекций по охране территорий заповедников, включая решение вопроса о расширении зоны деятельности этих инспекций на прилегающие к заповедникам территории.

Одной из приоритетных задач по сохранению биоразнообразия является: признание недопустимым снижение статуса ООПТ федерального значения и/или перевод их в непосредственное подчинение природоохранных органов округов и субъектов Российской Федерации; признание недопустимым перевод ООПТ, в том числе государственных природных заповедников на самофинансирование; обеспечение устойчивого и полноценного бюджетного финансирования ООПТ.

Из всего выше сказанного становится достаточно ясной роль системы природных охраняемых территорий. Они оказываются тем механизмом, который позволяет поддерживать системно-экологическое, а, следовательно, и социо-экологическое равновесие, характеризуемое наряду с другими факторами определенным балансом между типом производства и природными ресурсами.

Природные охраняемые территории, по нашему мнению, необходимо рассматривать как единую систему, а вернее, как регуляторную подсистему в общей ткани эко-, агро- и урбосистем. Только тогда они будут функционировать эффективно. С широких позиций интегрального природопользования охраняемые природные территории — важнейшие хранители естественных ресурсов и общего экологического равновесия, на котором базируется все хозяйство и жизнь людей.

Чтобы охранять природу, надо, пока не поздно, не только превратить в заповедники, уцелевшие естественные ландшафты, но и соединить их достаточно широкими «зелеными коридорами» в единый массив, охватывающий всю страну, а затем и континенты.

Нужно особо отметить, что реализация вышеизложенных целей и требований активно происходит и в Астраханской области. В настоящей работе мы представляем совместный проект Программы Развития Организации Объединенных Наций и Глобального Экологического Фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги». Проект выполняется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами - Главными управлениями природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Астраханской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия по поручению Правительства РФ.

Идея проекта возникла в 1998 г. в связи с признанием глобальной значимости биоразнообразия региона Нижней Волги и включением водноболотного угодья (ВБУ) «Дельта реки Волги» в список ВБУ, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц.

Основную работу проекта на стадии реализации предполагается сосредоточить на 4 проектных территориях в регионе Нижней Волги:

1. проектная территория — Дельта Волги (Астраханская область): Дамчикский участок Астраханского биосферного заповедника.

2. проектная территория — Ильменно-бугровой район (Астраханская область): Ильменно-бугровой заказник.

3. проектная территория — Средняя Волго-Ахтубинская пойма (Республика Калмыкия, Астраханская область): Национальный парк Волго-Ахтубинская пойма Республики Калмыкия и Природный парк Волго-Ахтубинская пойма Астраханской области. Последний предполагается создать в рамках проекта.

4. проектная территория — Северная Волго-Ахтубинская пойма (Волгоградская область): Природный парк Волго-Ахтубинская пойма.


3.4. Проектные предложения по реализации проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия ВБУ Нижней Волги»

1. Модернизация информации о биоразнообразии ВБУ и его управлении.

1. Подготовить пакет нормативных документов по организации и проведению мониторинга биоразнообразия ВБУ.

2. Организовать централизованное хранение информации по мониторингу биоразнообразия в территориальных информационных центрах.

3. Обновить знания о региональном биоразнообразии.

4. Провести целевые научные исследования на пилотных территориях.

2. Развитие региональной политики по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий, правовых и нормативных аспектов.

1. Создать региональный Консультативный Комитет по биоразнообразию (ККБ).

2. Провести трансграничный анализ динамики биоразнообразия и окружающей среды вследствие природных и антропогенных факторов для разработки регионального долгосрочного плана сохранения биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов ВБУ.

3. Разработать региональную Стратегию сохранения биоразнообразия и устойчивого использования ресурсов ВБУ Нижней Волги.

4. Разработать нормативно — правовые документы для обеспечения адекватной охраны регионального биоразнообразия.

5. Разработать механизмы экономического и правового стимулирования улучшения управления и развития деятельности по охране и сохранению биоразнообразия — заседания, международные консультанты, учебные поездки.

6. Разработать план управления гидрологическим режимом Волгоградской плотины, обеспечивающий сохранение биоразнообразия.


3. Создание и укрепление основных водно-болотных территорий.

1. Создать региональные ООПТ на основных водно-болотных территориях Нижней Волги.

2. Создать местные Общественные Консультативные Комитеты (ОКК) на каждой пилотной территории.

З. Поддержка развития и реализации планов управления ОВБТ.

4. Улучшить институциональную базу существующих и вновь образованных охраняемых территорий.

5. Улучшить управление посещениями на вновь созданных охраняемых территориях.

6. Вовлечение общественности в управление ПТ.

7. Восстановить деградированные экосистемы.

8. Поддержка создания механизмов устойчивого финансирования.

4. Демонстрация устойчивого комплексного использования ресурсов на пилотных территориях.

1. Содействовать развитию альтернативной хозяйственной деятельности.

2. Поддержка инициатив по устойчивому коммерческому туризму.

3. Создать механизм кредитования и малых грантов.

5. Повышение осведомленности о биоразнообразии и его охране на местном и региональном уровне.

1. Создать и организовать деятельность территориальных информационных центров.

2. Развитие стратегии повышения осведомленности и обучения.

3. Повышение осведомленности и тренинг по инициативам для региональных заинтересованных сторон.

4. Повышение осведомленности и тренинг по инициативам для местных заинтересованных сторон.

Вышеизложенные проектные предложения представляют собой итоговую работу международных специалистов, И нам хочется верить, что данный проект реализуется. Отметим также, что разработка таких предложений является важным шагом на пути решения проблемы сохранения биоразнообразия не только конкретных регионов, но и всей планеты в целом.


Глава 4. Состояние ООПТ Астраханской области в настоящее время. Перспективная сеть

Состояние большинства особо охраняемых территорий в области можно оценить как хорошее и удовлетворительное. Но некоторые заповедные территории находятся в неудовлётворительном состоянии, а ряд других охраняемых территорий по различным причинам ухудшается. В самом неблагополучном состоянии находится памятник природы «Озеро Тинаки», которое, обладая залежами лечебной грязи, долгие годы служило источником ее для одноименного курорта. В настоящее время в результате подтопления прилегающей территории сбросными водами Астраханского целлюлознокартонного комбината уровень воды в озере поднялся на столько, что добыча грязи прекращена.

1987 год ознаменовался началом повышения уровня Каспийского моря, что оказало серьезное негативное влияние на памятник природы — гнездовую колонию чайковых птиц на острове Малый Жемчужный. В результате повышения уровня моря площадь острова значительно сократилась, что повлекло снижение количества гнездящихся на нем птиц: черноголового хохотуйка и чегравы — редких видов, занесенных в Красную книгу РФ и гнездящихся на территории области только здесь, а также серебристой чайки.

На момент организации памятника природы остров Малый Жемчужный достигал в длину около 7 км. В настоящее время остров значительно уменьшился в размерах — до трех км (по данным Астраханского заповедника). Береговые пляжи, где располагаются гнезда чайковых птиц, по ширине составляют 5-100 метров и все сильнее подвергаются разрушительному действию волн. Такое обстоятельство свидетельствует о реальной угрозе гибели кладок и птенцов во время штормов при западном или восточном ветре, во время которых волны переливают остров. При таком положении дел, остров может оказаться полностью затопленным, что приведет к исчезновению колонии птиц. В связи с этим необходим тщательный ежегодный контроль за состоянием памятника природы и сбор информации о любых, даже незначительных по численности новых гнездовьях черноголового хохотуна и чегравы. В случае обнаружения таких гнездовий следует безотлагательно решать вопрос о придании им статуса особо охраняемой территории.

В 1999 году очень серьезное негативное воздействие на состояние популяций гнездящихся на острове Малый жемчужный чайковых птиц оказала незаконная хозяйственная деятельность АО «Калмнефть». Нарушив действующее законодательство АО «Калмнефть», не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на осуществление хозяйственной деятельности на территории острова, начала строительство производственной базы. В результате этого, в период гнездования чайковых птиц охраняемому природному комплексу был причинен большой вред.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.