Изложение: Анализ исполнения социально-правовых запросов архива кадровой документации западного административного округа города москвы за период с 2004 по 2006 годы
Изложение: Анализ исполнения социально-правовых запросов архива кадровой документации западного административного округа города москвы за период с 2004 по 2006 годы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНСТВО
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО
АРХИВНОМУ ДЕЛУ И ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ( ОЦПК )
ОНОПЕНКО Я. А.
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРОСОВ АРХИВА КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ЗА ПЕРИОД С 2004 ПО 2006 ГОДЫ
(краткое изложение)
Москва 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Информационное обеспечение пользователей архивных учреждений Российской Федерации ..…………...…………………….. 1.1. Виды запросов и информационных документов ..………….……...
1.2. Теоретические основы исполнения запросов ………………..……. Глава II. Анализ исполнения социально-правовых запросов ............. 2.1. Виды и сложность исполнения социально-правовых запросов ..…. 2.2. Количественный анализ запросов поступивших в архив .………… Заключение ..………………………………………………………………. Список источников и литературы .…….………………………………..
|
3 4 5 7 10 10 13 16 17 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внимание значительной части отечественных специалистов архивной отрасли привлечено к проблеме исполнения социально-правовых запросов все с большей интенсивностью поступающих в архивные учреждения Российской Федерации. Это обусловлено тем, что произошедшие социально-экономические изменения жизни российского общества существенно активизировали интерес граждан к архивной информации в целях обеспечения их прав и законных интересов. Обеспечение общества достоверной ретроспективной информацией является одной из главных задач архивных учреждений. Оттого, как и в каких условиях будет протекать данная работа, зависит и эффективность исполнения поступающих в архив запросов социально-правового характера.
Вопросы, касающиеся нормативно-правовых основ использования документов, правил подготовки, и выдачи готовых ответов подробно отображены в Основных правилах работы государственных архивов Российской Федерации, рекомендациях Росархива и широко представлены в методической литературе Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела.
Исполнение запросов российских граждан и граждан СНГ производится в соответствии с порядком использования документов Архивного фонда Российской Федерации, установленным Федеральным Законом от 22 октября 2004 года № 125-ф3 «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.), Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24 ф3 «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), а также Законом города Москвы «Об обращениях граждан» (1997 г.), Законом города Москвы «Об архивном фонде Москвы и архивах» (2004 г.), в случае предоставления архивной информации о состоянии здоровья Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1997 г.), Перечнем сведений конфиденциального характера (1997 г.).
Целью настоящей работы является, выявление наиболее эффективных методов исполнения запросов поступающих в архив.
Объектом исследования данной работы являются социально-правовые запросы граждан, поступившие в архив за период последних трех лет.
Исходя из цели и объекта исследования, определяются основные задачи:
- анализ исполнения запросов по видам и сложности в условиях архивов кадровой документации в соответствии с основными правилами работы государственных архивов;
- определить наиболее эффективные методы организации труда сотрудников архива, то есть возможности дифференцированного распределения работ по исполнению запросов.
Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- анализ отчетно-плановой документации архива и заключений специалистов отдела организации использования архивных документов;
- математико-статистическая обработка полученных данных.
В первой главе даны общие понятия о видах социально-правовых запросов их назначении, правилах и нормах исполнения. Во второй главе проанализированы представленные социально-правовые запросы, проведен сравнительный анализ видов, количества и сложности их исполнения.
Исследование проводилось на базе Архива кадровой документации Западного административного округа Главного архивного управления города Москвы, на основании документов (социально-правовых запросов) исполненных Сектором документов хлебопекарной промышленности города Москвы.
Глава 1. Информационное обеспечение пользователей архивных учреждений Российской Федерации
Информационное обеспечение пользователей предусматривает выявление архивом запрашиваемой ими информации по документам, подготовку и предоставление пользователям соответствующих информационных документов; оно проводится в плановом или оперативном порядке на основе запросов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, общественных объединений, граждан, а также по договорам с юридическими и физическими лицами.
В работе с заявителями архивные учреждения Российской Федерации руководствуются положениями Конституции Российской Федерации (1993 г.), ст. 23, 24; Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (1997 г.); Уголовным кодексом Российской Федерации (1996 г.), ст. 137, 183; Гражданским кодексом Российской Федерации (1994 г.), ст. 139, 727; Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (2001 г.), ст. 13.11; Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), ст. 11; Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.), ст. 24, 25, 26; Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации (1984, 2002 гг.). Также архивные учреждения, расположенные на территории субъектов Российской Федерации должны осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, относящимися к информации, информационному обеспечению и обмену информацией, а также регламентом работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Основными принципами использования документов Архивного фонда Российской Федерации являются общедоступность и открытость документной информации, законность ее поиска, получения и использования.
Формами использования архивных документов, находящихся в государственных и муниципальных архивах являются:
– информационное обеспечение пользователей (органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, негосударственных и общественных организаций, объединений и граждан) в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;
– представление документов пользователям для исследований в читальном зале;
– экспонирование документов на выставках;
– использование документов в средствах массовой информации;
– проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, «дней открытых дверей», лекций, докладов, устных журналов, читательских конференций и др.) с использованием документов;
– выдача документов во временное пользование;
– публикация документов в различных формах.
1.1. Виды запросов и информационных документов
Запросы, поступающие в архивные учреждения Российской Федерации, подразделяются на тематические, генеалогические и запросы социально-правового характера. К их числу относятся запросы:
- служебного характера от органов законодательной и исполнительной власти,
- от физических и юридических лиц,
- запросы от российских и иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за рубежом, так называемые консульские.
Тематический запрос запрос о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, вопросу, событию или факту, которые имеют историко-культурный характер, и необходимы заявителю в исследовательских целях. Разновидностью тематического запроса является биографический запрос, по которому устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии.
Генеалогический запрос запрос, выражающий потребность в документной информации, сведениях устанавливающих родство, родственные связи двух или более лиц, историю семьи, рода заявителя.
Запросы социально-правового характера — запрос конкретного лица или организации, связанный с обеспечением прав и законных интересов граждан: подтверждении трудового стажа, размера заработной платы, имущественных прав, о службе в военных формированиях, об участии в партизанском движении, о награждении, о присвоении почетных, воинских и специальных званий, состоянии здоровья, об образовании, избрании на выборные должности, о факте применения репрессий, актах гражданского состояния.
Выдаваемые информационные документы подразделяются:
Архивная справка — официальный документ архива (выполненный на бланке архивного учреждения), имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию (подтверждение) о предмете запроса с указанием поисковых данных документов, на основании которых она составлена.
Архивная копия официально заверенный документ архива, дословно воспроизводящий машинописным, фотографическим, электрографическим или иным способом, в том числе переданный по другим информационным каналам, текст документа, с указанием его поисковых данных.
Архивная выписка официальный документ архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящийся к определенному вопросу, факту, событию или лицу, с указанием поисковых данных документа.
Информационное письмо официально оформленное архивным учреждением письмо, составленное архивом по своей инициативе или в ответ на запрос пользователя, содержащее информацию об имеющихся в архиве документах по определенной проблеме, теме, содержащий название архивных фондов и краткую характеристику документов или мотивированный отказ от выдачи запрашиваемых сведений или документов.
Тематический перечень документов — систематизированный краткий или аннотированный перечень заголовков документов, единиц хранения, единиц учета по определенной теме (вопросу) с указанием их дат и поисковых данных, составленный по инициативе архива или по запросу пользователя.
Тематическая подборка копий документов — систематизированный комплект копий документов или их частей (фрагментов) по определенной теме (вопросу), подготовленный архивом по запросу пользователя или в инициативном порядке.
Тематический обзор включает систематизированные сведения о составе и содержании части документов одного или группы фондов одного или нескольких архивов по определенной теме. По запросу заявителя в тематическом обзоре указываются основные разновидности документов, их авторы, хронологические рамки, подлинность, поисковые данные. К тематическому обзору должны быть составлены список фондов, информация о которых содержится в обзоре, и библиография по теме, также к тематическому обзору по документам одного архива может быть дополнено сведениями о наличии документов по данной теме в других архивах.
1. 2. Теоретические основы исполнения запросов
Наиболее важной формой использования документов архива является исполнение запросов граждан и организаций. Прием запросов о предоставлении архивной информации от физических и юридических лиц, поступающих в архив, осуществляется службой (отдел, сектор) информационного обеспечения юридических, физических лиц или отделом справочно-информационной работы. Передача запросов в архивы на исполнение осуществляется на основании реестров, составленных в 2-х экземплярах с пометками о факте передачи и получения запросов в виде подписи представителя службы «приема» и представителя архива с указанием конкретной даты. Все полученные запросы регистрируются архивом в Журнале регистрации и контроля выполнения обращений заявителей (граждан, организаций, правоохранительных органов) по фондам архива, а также, при наличии автоматизированного учета в компьютерной базе поступления и исполнения запросов или по Картотеке «служебной корреспонденции».
К запросам социально-правового характера относятся запросы о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы, службы в воинских частях и формированиях, о состоянии здоровья, награждении, присвоении званий, получении образования, применении репрессий, об актах гражданского состояния и т.п.
При подготовке ответов на запросы социально-правового характера следует помнить, что выдача информации, подтверждающей трудовой стаж и размеры заработной платы, осуществляется только собственнику информации (лицу, о котором данная информация), или другому лицу с согласия собственника по доверенности, оформленной в установленном порядке, если не истек 75 летний срок с момента ее создания, или наследнику согласно существующий на это право документов (ст. 11 Федерального закона от 20.02.1995 г. № 24-ф3 «Об информации, информатизации и защите информации»).
По запросам адвокатов (адвокатских) контор выдается информация при наличии доверенности, оформленной в установленном порядке от лица, которое они защищают.
Предоставление информации социально-правового характера, предназначенной для направления за рубеж, осуществляется в соответствии с порядком, установленным МИД РФ и Федеральным архивным агентством.
1.2.1. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержится неправильная или неточный записи о периодах работы заявитель обращается в архив.
В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные только за то время, за которое имеются сведения в документах архива. При этом приводится название должности, которую занимал гражданин структурного подразделения и период его работы.
Имеющиеся в личных делах листки по учету кадров, анкеты, автобиографии, собственноручно составленные гражданином, на которых отсутствуют отметки проверке имеющихся в них сведений, на основании представленных подлинных документов или справок, не могут служить основанием для выдачи справок о трудовом стаже. При необходимости содержащиеся в них сведения письменно сообщаются гражданину. В качестве документов подтверждающих трудовой стаж, для составления справки при отсутствии приказов по личному составу используются приказы по основной деятельности, лицевые счета, расчетно-платежные или расчетный ведомости, расчетные книжки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и произведенных отчислениях страховых взносов; акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту); личные карточки формы Т–2; табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда и др. документы, членские билеты профсоюзов, учетные и отчетные карточки о выплате членских взносов с заработной платы или стипендии.
1.2.2. В справку для назначения или пересчета пенсии включаются сведения в порядке, определяемом органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан.
При отсутствии документов о заработной плате должностной оклад может быть установлен на основании штатного расписания организации за соответствующий период, другие выплаты на основании приказов по личному составу или основной деятельности.
1.2.3. В справку об образовании при отсутствии в документах сведений об окончании гражданином учебного заведения указывается на каком курсе или в каком классе учился.
1.2.4. В справку о награждении, полученном в соответствии с решениями местных органов исполнительной власти, включаются сведения, содержащиеся в списках награжденных, подписанных руководством организации и официально утвержденных местным органом исполнительной власти, а также сведения о соответствующем приказе вышестоящей организации.
Страницы: 1, 2