скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Основы организации логистических систем

Все разнообразие возможных логистических цепей предлагается классифицировать по следующим основным признакам:

1) по количеству звеньев (операций) двух-, трех- и многозвенных цепей;

2) по составу участников (внутренние, когда участниками цепи являются только подразделения предприятия, и внешние, т.е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов);

3) по времени действия (постоянные или долговременные, периодического действия и разовые);

4) по обслуживаемым рынкам (глобальные, региональные и локальные цепи).

Предложенная нами классификация не может охватить все разнообразие логистических цепей, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем признаке - количестве звеньев и, главным образом, на составе участников логистических цепей.

Как мы уже отмечали, по составу участников логистические цепи распределительной логистики различаются на двух-, трех- и многозвенные, но важно отметить, что формально они совпадают с каналами сбыта.

Простейшая логистическая цепь, получившая название прямого сбыта, включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при создании инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропроизводителем и покупателем появляется тогда, когда есть небольшие покупки массового товара массовым потребителем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко взаимодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посредника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.) [3].

Возможные участники логистических цепей представлены на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Участники логистических цепей

Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в логистической цепи обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое представительство чаще всего является дочерним предприятием товаропроизводителя и обладает тем большей экономической самостоятельностью, чем дальше территориально расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера, помимо масштаба продаж, то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответственность за операции физического распределения, т.е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению [3].

Кроме приведенных на рис. 2.2 участников логистических цепей, возможны такие их представители, как торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др. При выборе варианта логистической цепи необходимо руководствоваться следующими критериями:

- полнота (своевременность и комплектность выполнения заказов потребителей);

- минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности;

- возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса;

- экономическая выгода для каждого участника логистической цепи (при сохранении конкурентоспособности товара на рынке).

Формальная целостность логистической цепи распределительной логистики - есть не что иное, как номинальное единство интересов всех участников. Реально приходится всегда поддерживать баланс интересов на основе различных методов сотрудничества (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Методы сотрудничества участников логистической цепи

Производитель Посредник Потребитель
Выпуск нового товара Помощь в продвижении на рынок Сопряжение технологии производства и потребления
Поставка товара Согласование графиков поставки Согласование параметров поставки
Ценообразование Поддержание конкурентных цен Цена полезного эффекта
Финансирование Предварительная оплата Коммерческое кредитование
Продвижение товара Участие в рекламных кампаниях Активные нововведения

Указанные методы сотрудничества между участниками логистической цепи - это скорее исключение, нежели правило для отечественного бизнеса. Достаточного прогресса сотрудничество достигает в условиях долговременных хозяйственных связей по продукции производственно-технического назначения, где временные уступки одного участника сегодня могут быть компенсированы в будущем, где полезный эффект сотрудничества может быть распределен между участниками по справедливости. Отсутствие сотрудничества порождает конфликты, перерастающие в конфронтацию, что неизбежно ведет к разрушению целостности логистических цепей распределительной логистики.

Интегрированные логистические цепи образуют логистические системы. Наилучшим вариантом логистической системы будет вариант, когда эта система строится как адаптивная (с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции), состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистические системы могут быть как автономными, т.е. независимыми, так и релятивными, т. е. относительно зависимыми.

По характеру взаимосвязи между элементами различают простые и эшелонированные (многоуровневые) системы. По способу организации можно выделить системы, построенные на принципах субординации (соподчиненности) и координации (взаимозависимости), т.е. субординированные и координированные системы. По масштабам охвата сбытовых процессов правомерно выделять макро- и микрологистические системы. Макрологистические системы распределительной логистики достаточно работоспособны в рамках промышленно-финансовых групп или холдингов, а микрологистические системы вполне применимы для моделирования сбытовой деятельности предприятия.

При построении логистических систем распределительной логистики необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1) сопряженность технологий производства и сбыта продукции;

2) организационное обеспечение системы на основе специальных и функциональных подразделений;

3) информационное обеспечение системы (наличие технических и программных средств обработки информации);

4) кадровое обеспечение системы, включающее высококвалифицированных маркетологов;

5) правовое обеспечение системы и надежные хозяйственные связи между всеми ее участниками;

6) непротиворечивость интересов участников системы или достижение баланса интересов на основе взаимных компромиссов;

7) постоянная нацеленность системы на совершенствование.


2.3 Анализ опыта организации сбытовых систем

С технологической точки зрения наиболее распространены логистические системы двух видов:

– толкающие, когда предыдущее звено логистической цепи полностью определяет характер работы и свойства последующего звена;

– тянущие, когда более затратное последующее звено должно функционировать в лучших условиях, чем предыдущее.

К первому типу логистических систем относится система МРП (и ее модификация МРП-2), а ко второму – система «Канбан» (фирма «Тайота» (Япония)) [2].

2.3.1 Толкающая система «МРП»

В толкающей системе МРП планы производства продукции формируются в соответствии с прогнозами рыночной конъюнктуры. Наиболее важной функцией системы МРП является планирование потребности материалов. При этом производится прогнозирование уровня потребности, управление запасами, управление закупками и т.п. Используется разнообразный математический аппарат теории исследования операций. Разрабатывается индивидуальная стратегия пополнения и контроля запасов по позициям номенклатуры, контроль скорости оборачиваемости материалов и т.п. В корпорациях, использующих систему МРП, на печать или дисплей выдается до тридцати исходных форм, в том числе:

- стоимость реализованной продукции;

- прогноз сбыта продукции;

- анализ процесса отгрузки готовой продукции;

- учет выданных поставщиком заказов на материалы и комплектующие;

- анализ процесса выполнения заказов.

Функциональная схема системы МРП приведена на рис.2.3.


Рис. 2.3. Функциональная схема логистической модели МРП-2

Принцип функционирования «толкающей» системы упрощенно можно представить так: переполненный предыдущий участок «проталкивает» часть продукции на последующий участок как бы под напором, независимо от того, есть ли на последующем участке в этом потребность.

2.3.2 Тянущая система «Канбан»

В тянущей системе «Канбан» принцип функционирования заключается в том, что участки последующих этапов производства «вытягивают» необходимую им продукцию с участков предыдущих этапов. Принципиальное отличие двух систем в том, что «толкающая» МРП «выталкивает» продукцию последующим участкам независимо от того, нужна ли она там. «Тянущая» же система обеспечивает поставку строго в срок всех изделий и комплектующих в соответствии с необходимостью для данного объема и характера производимой продукции. Применение «тянущей» системы «Канбан» в Японии позволило значительно сократить производственные запасы на складах. Запасы деталей на один выпускаемый автомобиль американских фирм достигают 500 долл., а у «Тойоты» (японская фирма) всего 77 долл.

США и Израиль разработали внутрипроизводственную логистическую систему ОПТ, использующую лучшие свойства обеих описанных выше моделей МРП и «Канбан». Система ОПТ позволяет определить «узкие» места, так называемые «критические ресурсы». При этом на «некритических» технологических линиях рабочие ресурсы можно использовать не на 100%, а свободное время употребить, например, на повышение квалификации рабочих и т.п. Система ОПТ, используемая в автоматическом режиме, позволят формировать кратковременные графики производства (вплоть до суточного).

В США систему ОПТ используют много крупных фирм, в т.ч. «Форд», «Дженерал электрик», «Вестингауз» и др. [2].

 

2.4 Обзор моделей сбыта готовой продукции

Опираясь на методологию моделирования, исследуем основные положения и попытаемся рассмотреть прикладные варианты логистических моделей сбыта такие, как детерминированные, стохастические и вербальные. Первые (детерминированные модели) – предпочтительны в рамках сбытовых подразделений предприятия; вторые (стохастические модели) – позволяют учесть влияние на процесс сбыта различных внешних факторов; третьи (вербальные модели) – строятся на обобщении опыта организации управления сбытом как сложной логистической системой.

Детерминированность логистического моделирования сбыта объективно заложена в повторяемости сбытовых операций, в наличии стационарных элементов распределительной логистики (например, складов), в возможности стандартизировать требования, предъявляемые к логистическим операциям. Именно возможность стандартизации сбытовой деятельности создает необходимые предпосылки для разработки детерминированных логистических моделей сбыта.

Система стандартов детерминированной логистической модели сбыта может быть представлена как некая совокупность подсистем. Подсистема функциональных стандартов включает стандарты планирования, учета, анализа, контроля и регулирования сбытовой деятельности предприятия. В частности, среди стандартов планирования можно назвать методики разработки планов поставок, планов продаж, расчета нормативов запасов готовой продукции и т.п. Среди стандартов учета достаточно популярным за рубежом считается «стандарт-кост» - система нормативного контроля и учета издержек сбыта [3-7].


3. Особенности организации транспортной логистики

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг (рис. 3.1).

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Рис. 3.1. Место транспорта в структуре общественного производства

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

– транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

– транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

- выбор вида транспортных средств;

- выбор типа транспортных средств;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- определение рациональных маршрутов доставки.

Основное место в транспортной логистике занимают задачи составления маршрутов, которые позволяют до минимума сократить пробег транспортных средств или которые минимизируют затраты на перевозку грузов.


ЗАКупочная логистика

После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.

Различают следующие функции закупочной логистики:

·     определение потребности в материальных ресурсах;

·     получение и оценка предложений;

·     выбор поставщиков;

·     согласование цены и заключение договоров;

·     формирование заказов;

·     контроль количества и сроков поставок;

·     входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;

·     управление запасами и контроль.

Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:

Ø   традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;

Ø   промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;

Ø   ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:

Ø   метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),

Ø   система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками,

Ø   метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,

Ø   система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:

v  определение потребности в материалах;

v  определение метода закупок;

v  согласование цены и заключение договора;

v  установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;

v  организация размещения товаров на складе.

Последовательность процедур поставки обычно следующая:

ü  установление потребности;

ü  подготовка заказной спецификации;

ü  выбор и определение поставщика;

ü  оценка поставщика;

ü  проведение переговоров;

ü  подготовка и подписание необходимых соглашений;

ü  организация и управление взаимодействием;

ü  контроль за поставками.

Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:

  • конкурсные торги;
  • письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В качестве критериев оценки поставщика принимают:

  • приемлемость цены;
  • качество поставляемой продукции;
  • качество обслуживания потребителей;
  • гибкость поставок;
  • наличие ограничений по размеру заказа;
  • дороги;
  • удаленность от потребителя;
  • кредитная история;
  • текущее финансовое положение;
  • психологический климат в коллективе.

Для сравнения вариантов поставщиков используют:

1.         Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.

2.         Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».

3.         Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.

Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.

Основной показатель для принятия решения — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

Р = 1 - Ротказа

где Ротказа вероятность отказа в удовлетворении заявки.

В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

1.         сопоставление плановой и фактической дат поставки;

2.         определение времени опоздания;

3.         сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;

4.         определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан;

5.         определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q величина недопоставки; q — средний дневной расход;

6.         определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;

7.         определение количества случаев отказа;

8.         определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/ n, где Т — общее число дней в периоде;

9.         определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;

10.      определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т;

11.      определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).


Заключение

Решению текущих, практических задач многие предприятия и организации уделяют в последнее время все больше и больше внимания. Результатом этой работы является снижение затрат или снижение темпов роста затрат по сравнению с результатами прошлых лет. Значительно больше внимания уделяется опыту организации логистических операций зарубежных фирм. По мнению экспертов из Великобритании, средний размер торгового рынка Европы к 2003 г. составлял 800 млрд. дол. Следовательно, без эффективного и гибкого логистического сервиса многие предприятия РФ просто не будут допущены к этому исключительно привлекательному рынку. Это означает, что для всех без исключения предприятий и организаций задачи логистики должны обязательно включаться в список задач по управлению ими.

Данное учебное пособие дает возможность будущему экономисту получить первые сведения об особенностях организации логистических звеньев и систем, о характере задач, обеспечивающих эффективный логистический сервис и позволяющих дополнительно сдерживать рост затрат. В пособии сделана попытка большее внимание уделить практической стороне в решении конкретных задач. Наряду с хорошо зарекомендовавшими схемами, предлагается новый алгоритм организации транспортных перевозок в виде конструирования циклических маршрутов. Имея в виду, что задачи организации перевозок, позволяющие получить минимум затрат или минимум другого экономического показателя (время, побег и др.), относятся к классу комбинаторных задач, предлагаемый алгоритм позволяет достаточно просто решать практические задачи средней размерности (примерно до 30 – 40 пунктов).


Библиографический список

1. Гаджинский А.М. Основы логистики. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996.

2. Залманова М.Е. Управление системами переработки, хранения и доставки продукции. - Саратов: СПИ, 1990.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

4. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА, 1997.

5. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1993.

6. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995.

7. Рынок и логистика / Под ред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 1993.

8. Смехов А.А. Введение в логистику. - М.: Транспорт, 1993


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.