Курсовая работа: Анализ и синтез механизмов
5. Скорость средней точки второй группы Ассура D4 определяем через скорости крайних точек этой группы С и О3.
Скорость точки D4 относительно точки С:
Скорость точки D4 относительно точки О3:
Отрезок представляет собой вектор скорости точки D4, решаем графически.
Центры тяжести весомых звеньев определяем по свойству подобия.
6. Пользуясь планом скорости, определяем истинные (абсолютные) значения скоростей точек механизма:
7. Определяем абсолютные величины угловых скоростей звеньев:
где lАВ = lАВ∙μl =89,38· 0,005 = 0,4469 м
1.2.2.2 Построение плана ускорения
Исходные данные: 1. Кинематическая схема механизма (1 лист)
2. Угловая скорость ведущего звена
3. План скоростей для заданного положения.
1. Абсолютное ускорение точки А на конце ведущего звена:
2. Масштабный коэффициент:
Длина вектора ускорения точки А1:
3. Ускорение средней точки первой группы Ассура – точки В2 определяем через ускорения крайних точек этой группы А и О2.
Ускорение точки В2 относительно точки А:
Ускорение точки В относительно точки О2:
Величина ускорения Кориолиса определяется по модулю формулой:
Длина вектора, изображающего ускорение Кориолиса на плане ускорений равна:
Для определения направления ускорения Кориолиса вектор относительной скорости поворачиваем на 90о по направлению угловой скорости .
Из конца вектора проводим линию действия релятивного ускорения параллельную звену АВ.
Решаем графически.
4. По свойству подобия находим на плане ускорения точку С, которая принадлежит звеньям 2 и 4, то есть является крайней точкой второй группы Ассура.
откуда:
5. Ускорение средней точки второй группы Ассура – точки D4 определяем через ускорения крайних точек этой группы C и О3, причем точка D4 принадлежит звену 4 и совпадает с точкой D5.
Ускорение точки D4 относительно точки С:
Ускорение точки D4 относительно точки О3:
Решаем графически.
Центры тяжести весомых звеньев определяем по свойству подобия
6. Пользуясь планом ускорений, определяем истинные (абсолютные) значения ускорений точек механизма:
7. Определяем абсолютные величины угловых ускорений звеньев:
На этом кинематическое исследование кривошипно-ползунного механизма завершено.
2. Силовой анализ плоско-рычажного механизма
2.1 Определение внешних сил
К звену 5 приложена сила полезного сопротивления FПС, направление которой указано на схеме.
Величина FПС = 1200 Н.
Масса звеньев:
где q = 10 – вес 1 метра длины звена, кг/м
li максимальная длина звена, м.
Определяем массы звеньев:
Собственные моменты инерции звеньев относительно оси, проходящей через центр тяжести:
где - масса звена, кг.
– длинна звена, м.
Определяем моменты инерции:
Определяем силы веса по формуле:
(Принимаем g=10 м/с2 ускорение свободного падения)
Определяем силы инерции по формуле:
Определяем моменты пар сил инерции по формуле:
Определяем плечи переноса сил по формуле:
Направление внешних сил проставлено на кинематической схеме механизма (лист №1 графической части курсового проекта)
2.2 Определение внутренних сил
2.2.1 Вторая группа Ассура
Структурная группа 2 класса, 2 порядка, 2 модификации.
Изображаем эту группу отдельно. Действие отброшенных звеньев 3 и 0 заменяем силами реакций и .
В точке О3 на звено 5 действует сила реакции со стороны стойки – , которая перпендикулярна СО3, но неизвестна по модулю и направлению.
В точке С на звено 4 действует сила реакции со стороны звена 2 – , тк величина и направление не известно, раскладываем её на тангенсальную и нормальную.
Линия действия тангенсальной составляющей силы реакции перпендикулярна СD. Величину и направление находим из уравнения моментов сил относительно точки D.
При расчете величина получилась со знаком (+), т.е. Направление силы выбрано верно.
Векторное уравнение сил, действующих на звенья 4 и 5:
Это векторное уравнение решаем графически, т.е. строим план сил.
Принимаем масштабный коэффициент:
Вектора сил будут равны:
Из плана сил находим:
2.2.2 Первая группа Ассура
Структурная группа 2 класса, 2 порядка, 3 модификации.
Изображаем эту группу отдельно. Действие отброшенных звеньев заменяем силами реакций.
В точке С на звено 2 действует сила реакции со стороны звена 4 – , которая равна по модулю и противоположно направлена найденной ранее силе , т.е. .
В точке О2 на звено 3 действует сила реакции со стороны стойки – , которая известна по точке приложения, перпендикулярна звену АВ и неизвестна по модулю и направлению.
В точке А на звено 2 действует сила реакции со стороны звена 1 – .
Линия действия этой силы неизвестна, поэтому раскладываем её на нормальную и тангенсальную. Величину находим из уравнения моментов сил относительно точки В.
При расчете величина получилась со знаком (+), т.е. Направление силы выбрано верно.
Векторное уравнение сил, действующих на звенья 2 и 3:
Это векторное уравнение решаем графически, т.е. строим план сил.
Принимаем масштабный коэффициент:
Вектора сил будут равны:
Из плана сил находим:
2.2.3 Определение уравновешивающей силы
Изображаем ведущее звено и прикладываем к нему все действующие силы. Действие отброшенных звеньев заменяем силами реакций.
В точке А на звено 1 действует сила реакции со стороны звена 2 -, которая равна по величине и противоположна по направлению найденной ранее силе реакции , т.е. .
В точке О1 на звено 1 действует сила со стороны звена 0 – , которую необходимо определить.
Для определения составим векторное уравнение сил звена 1:
Это векторное уравнение решаем графически, т.е. строим план сил.
Вектора сил будут равны:
Из плана сил находим:
Для уравновешивания звена 1 в точках А и О1 прикладываем уравновешивающие силы – перпендикулярно звену.
Сумма моментов относительно точки О1:
Знак – положительный, следовательно, направление силы выбрано, верно.
Уравновешивающий момент:
Построенный силовой анализ кривошипно-ползунного механизма изображен на листе №1 графической части курсового проекта.
2.2.4 Определение уравновешивающей силы методом Н.Е. Жуковского
Для определения уравновешивающей силы методом Н.Е. Жуковского строим повернутый в любую сторону план скоростей. Силы, действующие на звенья механизма, переносим в соответствующие точки рычага Жуковского без изменения их направления.
Плечи переноса сил и на рычаге находим из свойства подобия:
Направление плеча переноса от точки S2 за точку А.
Направление плеча переноса от точки S4 к точке С.
Уравнение моментов сил, действующих на рычаг относительно полюса:
Уравновешивающий момент:
2.2.5 Определение погрешности.
Сравниваем полученные значения уравновешивающего момента, используя формулу:
Допустимые значения погрешности менее 3% следовательно, расчеты произведены верно.
На этом силовой анализ кривошипно-ползунного механизма закончен.
3. Расчет маховика
3.1 Момент сопротивления движению
Приведенный к валу кривошипа момент сопротивления движению определяем по формуле:
где: = 1200 Н – сила полезного сопротивления, действует только на рабочем ходу. На холостом ходу = 0.
w1 = 6,81м/с угловая скорость ведущего звена (кривошипа).
VS5 –скорость выходного звена (ползуна), определенная для 12 положений в первой части курсового проекта.
Значения для 12 положений механизма сводим в таблицу 5.1.
Таблица 5.1.
№ |
w1 1/с |
VS5 м/с |
Н |
Нм |
мм |
0 | 6,81 | 0,000 | 0 | 0,00 | 0,0 |
1 | 6,81 | 1,022 | 1200 | 180,13 | 72,1 |
2 | 6,81 | 0,985 | 1200 | 173,67 | 69,5 |
3 | 6,81 | 0,876 | 1200 | 154,35 | 61,7 |
4 | 6,81 | 0,917 | 1200 | 161,71 | 64,7 |
5 | 6,81 | 1,111 | 1200 | 195,81 | 78,3 |
6 | 6,81 | 1,332 | 1200 | 234,79 | 93,9 |
7 | 6,81 | 1,344 | 1200 | 236,85 | 94,7 |
8 | 6,81 | 0,592 | 1200 | 104,37 | 41,7 |
9 | 6,81 | -2,691 | 0 | 0,00 | 0,0 |
10 | 6,81 | -4,533 | 0 | 0,00 | 0,0 |
11 | 6,81 | -1,202 | 0 | 0,00 | 0,0 |
3.2 Приведенный момент инерции рычажного механизма