Контрольная работа: Основные требования и методы логистики
Характерной особенностью информационных систем в логистике является наличие обратной связи. Совокупность производственно-сбытовой системы, органов логистического управления и системы сбора, передачи, хранения и переработки информации образуют "замкнутый контур".
Например, информация о текущем количестве продаж и клиентуре используется для принятия логистических решений об изменении объема, номенклатуры и качества изготавливаемых и поставляемых изделий, что приводит к расширению и вообще к изменению круга клиентуры и уровней продаж. Это соответствует известному в теории автоматического регулирования и управления принципу обратной связи по регулируемому параметру.
В логистике регулируемыми параметрами являются те или иные характеристики различных материальных потоков: входных, промежуточных и выходных.
Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое управление, т. е. под воздействием логистического управления производственно-сбытовая система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого условиями окружающей экономической среды, в новое состояние, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить с соблюдением требуемых показателей качества.
Управление информационными потоками можно подразделить на внешнее и внутреннее.
Предприятие является самостоятельным субъектом деятельности, имеющим большую свободу действий, поэтому управление им со стороны внешних систем ограничено некоторым множеством ситуаций, при попадании в которые оно подлежит управляющему воздействию [1, с. 123].
Сущность внешнего управления состоит в том, чтобы предприятие либо оказалось в некоторой заданной ситуации, либо осуществило регламентированное поведение при добровольном достижении им определенной ситуации.
Внешнее управление состоит в передаче предприятию информационных продуктов и контроле за изменением его поведения. Однако специфика ситуационного управления состоит в том, что управляющие системы направляют информационные потоки не непосредственно предприятию, а в информационное поле. Предприятие обязано самостоятельно найти и приобрести все необходимые информационные потоки, регламентирующие его поведение в тех ситуациях, в которых оно может оказаться. Отсутствие необходимых информационных потоков или их неправильное истолкование не принимается во внимание.
Для принятия эффективного управленческого решения логист должен целенаправленно собрать всю информацию о состоянии и условиях функционирования его предприятия в рамках требований управляющих систем метасистемы. Иными словами, логист должен выбрать и приобрести все информационные потоки, относящиеся к его деятельности.
При рассмотрении организационно-экономических решений видно, что принимая решение, логист должен выполнить следующие шаги, обеспечивающие согласованность с требованиями метасистемы:
1. формализовать будущую ситуацию, в которой окажется предприятие;
2. выявить множество систем, управляющих предприятием в данной ситуации;
3. классифицировать эти системы по степени их прав в отношении предприятия;
4. найти и приобрести обучающие информационные потоки;
5. переработать обучающие информационные потоки для увеличения информационного потенциала;
6. найти и приобрести управляющие информационные потоки;
7. переработать управляющие информационные потоки и зафиксировать ограничения и требования управляющих систем по отношению к предприятию.
Внутреннее управление информационными потоками базируется на понятии документооборота.
Успех управленческой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько быстро и качественно происходит обработка всей необходимой документации, движение которой осуществляется по определенным маршрутам от места составления или поступления в организацию до отправки заинтересованным организациям или сдачи на хранение в архив. Это движение документов называется документооборотом [7, с.62]. Он должен быть организован таким образом, чтобы не было задержек и скоплений документов на рабочих местах. С этой целью в организациях необходимо разрабатывать маршруты прохождения документов и устанавливать конкретные сроки их нахождения у каждого исполнителя, осуществлять контроль за их прохождением по всем рабочим местам.
Наилучшие результаты применения и широкого распространения логистики можно ожидать тогда, когда будет устранен ручной, бумажный управленческий труд и он станет автоматизированным. Создание любой АСУ на принципах "фотографии" практической потребности или "от модели" как надо является весьма трудоемким и сложным процессом. Внедрение АСУ логистических технологий (АСУЛТ) требует создания единой методики проектирования, которая должна основываться на системном, комплексном подходе. Такой методики практически пока нет.
Различают следующие классы автоматизированных систем: управления; поддержки и принятия решения; информационновычислительные; обучения и информационно-справочные. На практике наибольшее распространение в мире получили автоматизированные системы различных технологических процессов и систем (АСУТС).
К информационному обеспечению относятся единая система классификации и кодирования информации, универсальные системы документации и использования массивов информации [1, с.13], а также информационная сеть и базы данных.
Базы данных представляют собой формализованную информацию (централизованную или распределительную) и характеризуются тремя компонентами: хранением (на носителях), преобразованием по заданным алгоритмам и передаче по линии связи (в том числе и модемы) от передатчика до приемника различной информации. Применение экономико-математических моделей является составной частью при выработке и принятии решений в АСУ. Различают стационарные, динамические, нестационарные и другие модели, Информационные сети делятся на локальные, всемирные Интернет и FTN-технологии.
Существование будущих логистических центров, построенных на принципах синергии и корпоративной интеграции, без электронных центров представить невозможно. Информационное обеспечение будет использоваться как для отдельных операций, так и для логистических цепей различной длины и назначения: снабжения, транспорта (на ввозе), технологического процесса производства и внутрицеховых перевозок, сбыта и транспорта (на вывозе), так и для интегральной цепи. По сути, информационное обеспечение, связанное с электронной обработкой данных, должно копировать в автономном режиме online функциональные службы и цепи передвижения товарного потока. Поэтому в информационное обеспечение должны входить пакеты прикладных программ, как по финансовому мониторингу, так и анализу поступающих данных о товаре, которые могут опережать физическое его перемещение, запаздывать или поступать одновременно с самим товаром. Даже методы электронной обработки данных должны сопровождать движение товарного потока с регистрацией и при необходимости с распечаткой нужной (входящей, текущей и выходящей) информации.
Оптимальными следует считать программы, обеспечивающие получение необходимой информации в интегральной логистической цепи в автономном режиме online. В этом случае (без участия логиста) происходит обмен складской, транспортной, сбытовой, производственной информацией между компьютерами, участвующими в интегральной цепи. Естественно, этому должны предшествовать разработанные схемы документообмена, хранения данных, кодирования, поиска необходимой информации в едином формате записи этих данных, кодов и синтаксиса, это можно классифицировать как создание системы электронного обмена данными EDI (Electronic Data Intercbanqe). Такие системы могут быть использованы и в масштабах страны, и в масштабах одной отрасли или группы предприятий.
Задача обеспечения оперативного и адекватного реагирования на изменяющиеся условия функционирования в современных условиях решается двумя путями.
Первый путь относится к структурным методам обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается в переходе от функционального к системному подходу. До недавнего времени традиционно преобладал функциональный подход: каждое функциональное подразделение создавало свою собственную систему сбора, обработки и использования информации. При этом оно использовало свои формы документов и организацию документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информационные системы принято называть организационно-функциональными. При данном подходе имеют место дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управления, и самое главное - отсутствуют горизонтальные связи между производителями и функциональными подразделениями. Системный подход предусматривает создание информационных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В результате такого подхода информационная система обособляется от систем производства, снабжения и сбыта (сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и средствами). При такой структуре в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются формы представления и технология обработки информации. Организованные по этому принципу информационные системы принято называть интегрированными.
Использование интегрированных информационных систем позволяет осуществить централизацию всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого[7, с. 190].
Таким образом, основные направления автоматизации управления на современном этапе: автоматизированное рабочее место; интегрированные информационные системы для эффективного функционирования современного предприятия.
Задача 1
Геодезическое предприятие будет выполнять работы в сложных физико-географических условиях с использованием вездеходного транспорта. Заправка вездеходов горюче-смазочными материалами будет осуществляться на предварительно созданных
для этой цели складах ГСМ. Учитывая характер работ, места складирования будут меняться с каждой поставкой.
Исходные данные для решения задачи приведены в таблице 1.
Определить:
1. Общий объем необходимых ГСМ.
2. Рациональную систему управления запасами.
3. Параметры системы и построить ее график.
4. Цену заказа и общие затраты на логистическое обслуживание ГСМ.
Таблица 1
Исходные данные к задаче 3.1
Показатели | Ед. изм. | Обозначение | Значение | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Среднесуточный расход ГСМ (сбыт) | т |
Sd |
0,2+0,003N | |
2. Оптовая цена за тонну ГСМ | тыс.руб. |
Ц’ |
6,00+0,01N | На 1.09.1999 |
3. Коэффициент к цене, характеризующий затраты на хранение | - | λ | 0,1 | |
4. Коэффициент, определяющий средний запас от q | - | l | 0,7 | |
5. Коэффициент, определяющий резервный запас от q | - | k | 0,5 | |
6. Средняя продолжительность выполнения заказа | сут. | L | 4+0,01N | |
7. Средние затраты на выполнение заказа (без транспортировки) | тыс.руб. |
Со |
0,8 | |
8. Планируемый период между проверками запаса | сут. | R | 15+0,1N | |
9. Продолжительность полевого сезона | мес. | Т | 3,5 | |
10. Среднее количество рабочих дней в месяце при 7-часовом рабочем дне | сут. |
Др |
26 | |
11. Длительность технологического цикла на объекте | мес. |
Тцт |
0,85Т | |
12. Стоимость транспортировки одной тонны ГСМ без затрат на оформление заказа | тыс.руб. |
Стр |
0,4 |
Примечание. Необходимое на объект количество ГСМ определяется по формуле:
Решение.
Вариант N=165
Так как имеются все необходимые данные для управления запасами ГСМ, и их расход относительно равномерен, то целесообразна система с фиксированным размером заказа.
1. Определяем объем сбыта ГСМ на полевой период
т.
2. Находим оптимальный размер заказа:
т.
3. Определяем размер резервного запаса:
т.
Определяем размер среднего запаса:
т.
4. Определяем затраты на хранение:
т.
5. Общие издержки на управление запасами ГСМ:
6. Определяем точку заказа:
Р=2В=2х5,75=11,5
7. Находим уровень последнего заказа:
где I индекс заказа, i= 1 до m,
q4=63,2-(11,5+11,5+11,5)=28,74т.
8. Строим модель системы управления запасами ГСМ (см. рис. 1).
Рисунок 1 Модель управления запасами
Задача 2Условия задачи те же, что и в задаче 1, но отсутствуют стоимостные показатели и расходование (сбыт) ГСМ неравномерно.
Определить:
1. Рациональную систему управления запасами.
2. Параметры системы.
3. Построить модель управления запасами.
Решение.
Вследствие того, что стоимостные показатели отсутствуют и сбыт ГСМ не равномерен, управление запасами ГСМ целесообразно осуществлять по модели с постоянным уровнем запаса. Так как фактический сбыт известен, то принимаем его равному среднедневному Sd.
1. Рассчитываем общий необходимый объем ГСМ:
т.
2. Определяем приближенный объем поставки:
т.
3. Находим уровень резервного запаса при R>L
В=kхq=0,5х25,82=12,91т.
4. Находим постоянный уровень запаса М
т.
5. Определяем уровень первоначального заказа:
q1=М=38,73 т.
6. Рассчитываем планируемый уровень запаса на конец периода R:
т.
7. Определяем плановые объемы последующих поставок
т.
8. Контроль распределения поставок:
9. Составляем модель управления запасами ГСМ.
Рисунок 2 - Модель управления запасами
Задача 3В геодезическом производстве за счет централизации логистического обслуживания ГСМ, транспорта, используемого на полевых работах, затраты на транспортировку сократились на 18%, на хранение – на 2,5% на выполнение заказа – на 7,8%. Для решения задачи использовались исходные данные, представленные в таблице 1.
Решение.
1. В общем случае издержки С на логистическое обслуживание предприятия ГСМ можно определить по формуле:
где Ц удельная цена ГСМ;
С0- стоимость выполнения заказа;
qопт- оптимальный размер заказа;
S – валовый сбыт ГСМ за полевой период;
Схр- стоимость хранения запаса в объеме qопт;
Стр стоимость транспортировки ГСМ.
Тогда величина сокращения издержек ∆С определяется в соответствии с условиям задачи:
где Сn издержки по снабжению предприятия ГСМ после введения централизации логистического обслуживания.
2. Находим оптимальный размер заказа:
т.
2. Определяем издержки хранения запаса:
Схр=λЦqопт=0,1х7,65х11,5=8,79 тыс.руб.
3. Определяем издержки транспортировки:
Стр=СтрS=0,4х63,2=25,298 тыс. руб.
4. Определяем, насколько сократиться себестоимость валового оборота по ГСМ:
∆С=0,8х63,2/11,5х0,078+8,79х0,025+25,298х0,1=3,09 тыс.руб.
Ответ: 3,09 тыс.руб.
Список использованной литературы
1. Афанасьев С.В., Ярошенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 2002.
2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.:ИВЦ «Маркетинг», 1995.-124 с.
3. Дудинска Э. Управленческие информационные системы // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 2.
4. Звешинский С.М. Эффективность системы информационного обеспечения. Львов, 2002.
5. Канторович Л.В. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука. 2003. - 231с.
6. Логистика: Учебное пособие./ Под ред. Б.А. Аникина.-М.: ИНФРА, 1997.-327 с.
7. Матвеев Л.А. Компьютерная поддержка решений: Учебник - СПб: "Специальная литература", 2004.-472 с.
8. Миротин Л. Логистика на предприятии// Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом.-2005.-№ 11. – 11 с.
9. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
10. Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием. - СПб: ДНТП общества "Знание", ИВЭСЭП, 2001. - 168 с.
11. Управление организацией: Энциклопедический словарь.-М., 2004.
12. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251.