Книга: Инструкция по газовым баллонам
Затем установите рукоятку привода воздушной заслонки в исходное положение, а винтом холостого хода смесителя добейтесь минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Потом, заворачивая винт регулировки давления во второй ступени редуктора, добейтесь «беспровального» перехода на повышенную частоту вращения, контролируя по индикатору давление во второй ступени редуктора на холостом ходу.
Частота вращения коленчатого вала при работе на газе должна лежать в пределах 800...900 об./мин. при содержании СО в отработавших газах 0,3...0,8%.
Регулировать экономайзер лучше всего, установив машину на стенд с беговыми барабанами. Они есть на СТО, автобазах. Как действовать, если нет стенда, мы расскажем ниже.
Итак, автомобиль на беговых барабанах. Установите нагрузку, соответствующую движению на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием со скоростью 50 км/ч.
Перед регулировкой заверните винт упора мембранного механизма на крышке экономайзера (винт экономичной регулировки), затем выверните на 2-3 оборота. Винт мошносгной регулировки заверните до упора и выверните на 8-10 оборотов.
При движении (на барабанах) на III передаче со скоростью 50 км/ч, отрегулируйте подачу газа в смеситель с помощью винта экономичной регулировки таким образом, чтобы содержание окиси углерода в отработавших газах находилось в пределах 0,25...0,4%.
Положение винта мошносгной регулировки подбирают при полной нагрузке на двигатель при движении автомобиля со скоростью 80-90 км/ч. так, чтобы содержание СО в отработавших газах составляло 2,5...4%.
Если нет стенда с беговыми барабанами (а это наиболее частый случай), положение винта экономичной регулировки подбирайте в дорожных условиях. Вывертывая указанный винт на 1/4 оборота, проверяйте каждый раз плавность троганья с места и движения (без рывков) на II и III передачах со скоростью 20...30 км/ч. При первых признаках ухудшения ездовых качеств заверните винт на 1/4 оборота. После этого проверьте и, если нужно, отрегулируйте холостой ход на газе.
Положение винта мощностной регулировки подбирают, чтобы разгон на горизонтальном участке ровного шоссе был наиболее быстрым.
Лучше всего доверить регулировку опытному специалисту, использующему указанную выше аппаратуру. Но, как показал опыт, автолюбители, знающие последовательность операций, могут добиться успеха и самостоятельно.
Расположение отверстий для газа в корпусе дроссельных заслонок карбюраторов ДААЗ-2105, -2107, -2140 (см. рис. 11).
Работа газовой аппаратуры и устранение неисправностей
Начнем с первой операции - пуска двигателя. В теплое время года он не представляет затруднений. Что касается зимы, то надо иметь в виду, пуск холодного двигателя на газовом топливе возможен при температуре воздуха до минус 5° -минус 10° С. При более низкой мотор рекомендуется пускать на бензине.
Прежде всего необходимо открыть расходный вентиль арматуры баллона, установить переключатель вида топлива в положение «газ». Затем нажать на 1-2 секунды кнопку (на переключателе) пускового электромагнитного клапана, прикрыть воздушную заслонку и включить стартер. Если двигатель не заработал в первые 1-2 секунды, слегка прикрыть воздушную заслонку в момент включения стартера. Когда двигатель прогреется, пусковой клапан включать нельзя.
Обороты холостого хода на газе рекомендуется регулировать в такой последовательности. Пустим двигатель на бензине и прогреем его. Откроем расходный вентиль на баллоне. Отвернем регулировочные винты тройника-дозатора (он размещен перед смесителем) на 2-2,5 оборота от положения, когда он полностью закрыт. Установим повышенную частоту вращения коленчатого вала: для этого нужно выдвинуть рукоятку управления воздушной заслонкой до отказа. Теперь переведем переключатель вида топлива в нейтральное положение. При этом оба электромагнитных клапана (для газа и бензина) закрыты, и бензин расходуется из поплавковой камеры. При первых перебоях в работе установим переключатель в положение «газ». Если двигатель работает на газе, постепенно вдвигаем рукоятку управления воздушной заслонкой, снижая частоту вращения и контролируя устойчивость работы двигателя. Как только появятся перебои, не даем двигателю заглохнуть и добиваемся его устойчивой работы на минимальных оборотах, вращая винт для регулировки выходного давления редуктора" в ту или другую сторону. Перед регулировкой рекомендуем вывернуть винт холостого хода (см. рис. 12), расположенный в корпусе системы холостого хода (правее стрелки), на пол-оборота от положения, которое соответствует полному закрытию. Если и тогда не удастся добиться устойчивой работы на минимальных оборотах при помощи винта регулировки выходного давления, завернем винт холостого хода на 1/8 оборота и повторим регулировку.
Положение винтов тройника-дозатора подбираем в движении. Заворачивая винт подачи газа в первичную камеру карбюратора на 1/4 оборота, проверяем устойчивость работы двигателя при постоянных скоростях 10-15 км/ч, на первой передаче, 20-25 км/ч, на второй и 40-50 км/ч, на третьей. Если провалов и подергивания автомобиля нет, заворачиваем этот винт тройника-дозатора еще на 1/4 оборота и так далее. Как только при указанных режимах движения автомобиль станет подергивать, выворачиваем винт на 1/4 оборота.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Эксплуатация газобаллонной аппаратуры
Бензобак должен быть заполнен бензином, иначе он быстро коррозирует изнутри. Правда, есть и другой способ. Чтобы бензобак меньше подвергался воздействию в воздухе влаги (а значит и коррозии), надо закрыть дренажные отверстия в пробке (М-2140 и др.) или дренажную трубку (Жигули и др.). Но это в том случае, если вы вообще не будете пользоваться бензином, как, например, летом.
Грузоподъемность легковой автомашины снижается при полностью заправленном баллоне газом и бензином: рекомендуется ездить на легковой машине вчетвером.
Газ пахнет хуже, чем бензин: в сжиженный нефтяной газ добавляют этилмеркантан, чтобы легче было обнаружить утечку. Даже если утечки нет, то выходы аппаратуры автомобиля приносят запах.
Об опасности пожара или взрыва: взорваться может и бензин, если устроить в гараже маленькую нефтебазу. Наличие в автомобиле двух пожароопасных систем вместо одной увеличивает вероятность возгорания, однако при соблюдении всех правил пользования и осторожности никаких неприятностей не будет: в газовой аппаратуре предусмотрены три степени зашиты.
Диафрагму редуктора рекомендуется заменять через 60-70 тысяч километров пробега, или через 3 года эксплуатации. Возможен разрыв шланга, соединяющего редуктор с системой охлаждения, если шланг недоброкачественный, поэтому его состояние необходимо периодически проверять.
В качестве профилактики системы необходимо периодически проверять затяжку гаек крепления трубопроводов (но не перетягивать) и сливать парафин из редуктора (не реже одного раза в месяц).
При переводе двигателя на питание газом электромагнитный клапан бензиновой системы питания выключает подачу бензина в поплавковую камеру. Учитывая, что игольчатый клапан подачи бензина в опорожненной, поплавковой камере карбюратора-смесителя совершает многочисленные колебания, особенно при движении автомобиля по неровным дорогам, в результате чего происходит нарушение их герметичности и как следствие появляются отрицательные последствия (неустойчивая работа двигателя, особенно на холостом ходу, повышенный расход бензина, плохо запускается двигатель). Поэтому за этим необходимо следить, а еще лучше, при возможности, приобрести приспособление, выполняющее функции демпфера для поплавкового механизма карбюратора-смесителя, предупреждающее механические колебания поплавка и игольчатого клапана.
Блок управления газовым клапаном (УГК) подает напряжение на электромагнитный клапан редуктора-испарителя при оборотах коленчатого вала, превышающих 200 об./мин.; при включении зажигания (кратковременно), обеспечивая заполнение газом редуктора и трубопровода низкого давления (от редуктора к смесителю), перед пуском двигателя; при включении стартера.
Выносное заправочное устройство (ВЗУ) служит для присоединения к раздаточной колонке газонаполнительной станции. ВЗУ снабжено присоединительным штуцером 1 (рис. 6), который закрывается заглушкой 2. Внутри штуцера есть обратный клапан 3, препятствующий выбросу газа из системы, если ВЗУ отсоединится от колонки газонаполнительной станции.
Электромагнитный клапан (газовый) (рис. 7) отключает подачу газа при остановленном двигателе и при его работе на бензине.
Электромагнитный клапан (газовый) содержит соленоид 1, установленный на корпусе 2, фильтр 3 в корпусе 4, кронштейн 5, входной 6 и выходной 7 штуцеры.
На якоре 8 электромагнита закреплен клапан с уплотнителем из бензостойкой резины. Его нормальное положение закрытое.
Электромагнитный клапан (бензиновый) (рис. 8) отключает подачу бензина при работе на газе. Его составные части - соленоид 1 и корпус 2, в котором установлены входной 3 и газовых фильтров. Расходный вентиль при этом должен быть полностью закрыт.
Если, отсоединив газопровод, связывающий баллон с электромагнитным клапаном-фильтром, от корпуса клапана, вы обнаружили, что в нем нет газа, надо отсоединить и прочистить трубопровод также от блока арматуры. Ремонтировать блок следует на специализированном предприятии.
Двигатель не развивает полной мощности. Проверяем, как он реагирует на прикрытие воздушной заслонки. Если его мощность увеличивается хотя бы кратковременно, то, значит, дефект связан с недостаточным поступлением газового топлива, а причины в первую очередь те, что были названы выше. Затем убеждаемся, нет ли повреждений вакуумной трубки, сообщающей редуктор-испаритель с впускной трубой. Недостаточное поступление газа в двигатель — следствие повреждения диафрагмы второй ступени или разгрузочного устройства редуктора-испарителя, неполного открытия клапанов второй и первой ступеней редуктора, низкого давления в его второй ступени. Последние два случая весьма редки в эксплуатации. Поэтому, если устранение всего перечисленного выше не помогло, проверяем, есть ли газ в баллоне: возможно, двигатель работает на паровой фазе и уже пора двигаться в сторону газозаправочной станции. И тут неплохо помнить правило: в бензиновом двигателе вы разбираетесь как гроссмейстер, а в газовом - пока как ученик. Только повышенная внимательность предостережет вас от ошибок.
В случаях, когда прикрытие воздушной заслонки приводит к еще большей потере мощности, необходимо убедиться, что одновременно с газом не поступает бензин. Открыв капот, обратим внимание на редуктор-испаритель. Если он покрыт инеем, доливаем охлаждающую жидкость в систему и проверяем, поступает ли она в редуктор-испаритель. Убедившись, что бензин в двигатель не поступает, а редуктор-испаритель не переохлажден, проверим правильность установки винтов тройника-дозатора.
Неустойчивая работа на холостом ходу и ухудшение пуска двигателя могут быть следствием разрегулировки системы холостого хода редуктора-испарителя, подсоса воздуха во впускную систему двигателя через прокладки и соединения, повреждения диафрагмы разгрузочного устройства или трубки вакуумной магистрали, разрегулировки (нарушения давления) второй ступени редуктора-испарителя. В газовой системе много стыков, которые на халатное отношение к ним отвечают утечками, пожарами, отравлениями.
При включенном газовом электромагнитном клапане газ может поступать в неработающий двигатель из-за повреждения диафрагмы редуктора-испарителя, засорения или негерметичности клапана второй ступени.
Разумеется, дефекты, связанные с неустойчивой работой двигателя как под нагрузкой, так и на холостом ходу необходимо устранять после того, как убедимся, что на бензине двигатель работает без отклонений от нормы.
Надежность и безопасность газобаллонной аппаратуры в первую очередь обеспечивается высокой культурой эксплуатации и соблюдением правил технического обслуживания. Прописные истины? Но пренебрежение ими уже приводило к неприятным последствиям. Поэтому наберитесь терпения. Необходимо регулярно, не реже одного раза в месяц, контролировать герметичность газовых стыков — но ни в коем случае не пламенем спички. Для этого кисточкой наносят водный раствор мыла на места соединений. Появление пузырьков не допускается.
Все элементы газовой аппаратуры следует содержать в чистоте. Не рекомендуем без необходимости для профилактики подтягивать стыки. При обнаружении утечек затягиваем соединения, перекрыв расходный вентиль арматуры и освободив систему от газа. Работать с газовой аппаратурой желательно омедненными инструментами, чтобы уменьшить вероятность искрообразования.
И последнее. Не доверяйте ремонт газовой аппаратуры случайным людям. Его нужно делать на специализированных предприятиях или поручать квалифицированным специалистам. После любых операций по разборке-сборке проверьте герметичность всех соединений.
Поговорим теперь о том, как работает редуктор.
При неработающем двигателе и включенном электромагнитном клапане-фильтре газ заполняет полость А. Давление в полостях Б, В, Г равно атмосферному. Клапан 13 закрыт. Перед пуском двигателя (при включении зажигания) клапан 13 открывается по команде электронного блока УГК и снова закрывается. После того, как двигатель заработает (частота вращения превысит 200 об./мин.), клапан 13 открывается вновь и остается открытым, пока частота вращения коленвала не упадет ниже 200 об./мин. (то есть пока двигатель не остановится). Если клапан 13 открыт, газ проходит через клапаны 2 и 4. При этом з полости В устанавливается давление +3...+5 мм вод. ст.
С возрастанием нагрузки на двигатель (с увеличением расхода воздуха через карбюратор) увеличивается разрежение в диффузорах смесителя, а также в полости В редуктора-испарителя, что вызывает перемещение диафрагмы второй ступени 12. Клапан 4 открывается еще больше.
При работе двигателя с небольшой нагрузкой, когда разрежение во впускном коллекторе двигателя превышает 80-120 мм вод. ст; мембранный механизм 6 преодолевает усилие пружины 9 и тянет за собой тарельчатый клапан 8. Винт 16 экономичной регулировки, в который упирается диск мембранного механизма, определяет величину открытия тарельчатого клапана, дозируя подачу газа на частичных нагрузках. При снижении разрежения во впускном трубопроводе до величины менее 80-120 мм рт. ст. (нагрузка на двигатель возросла), мембранный механизм при помощи пружины полностью открывает тарельчатый клапан экономайзера. Количество поступающего в смеситель газа дозируется в этом случае только винтом мощностной регулировки 18.
Газовый смеситель (рис, 10) представляет собой проставку, устанавливаемую между корпусом дроссельных заслонок и корпусом поплавковой камеры карбюратора взамен штатной теплоизоляционной прокладки.
Смеситель имеет главные дозирующие системы первичной и вторичной камер, систему холостого хода. В корпусе входного патрубка-смесителя установлен обратный клапан 1, которым управляет мембранный механизм 2. Верхняя полость последнего сообщается с дроссельным пространством. На режиме холостого хода обратный клапан отключает главную дозирующую систему смесителя от газопровода низкого давления.
При закрытых дроссельных заслонках газ поступает в двигатель через систему холостого хода смесителя. Ее регулируют винтом холостого хода 3.
Если дроссельная заслонка первичной камеры карбюратора приоткрывается, то разрежение увеличивается. Оно передается в полость мембранного механизма 2. Обратный клапан открывается, и газ подается в главные дозирующие системы смесителя.
Полный объем баллона со сжиженным нефтяным газом 50 литров вмещает (с учетом воздушной подушки) 40 литров. Вес баллона в заправленном виде до 80 кг.
Рис. Блок арматуры. 1 - корпус; 2 - заправочный штуцер; 3 - заправочный вентиль; 4 - рычаг; 5 - топливоотборная трубка; б - вентиль жидкой фазы; 7 - поплавок; 8 - подвижный запорный диск; 9 - штифт; 10 - отверстие для выхода газа; 11 - неподвижный диск; 12 - постоянный магнит; 13 - прозрачная крышка; 14 - сетчатый фильтр; 15 - указатель уровня газа; 16 - стрелка; 17 - вентиль паровой фазы; 18 - предохранительный клапан; 19 - ограничительный (скоростной) клапан.