скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Автомобилизация в России как индикатор благосостояния общества

В результате нового бума автомобилизации 2005—2007 гг. иерархия регионов по уровню автомобилизации их населения приобрела к 2007 г

Следующий вид Москва и Санкт-Петербург вновь стали лидерами (как это было в 1977 г.). Вместе с ними в первую двадцатку вошли разбогатевшие, благодаря своему выгодному ЭГП, приграничные регионы (Калининградская обл., Приморье, Сахалин, Камчатка, Карелия, Ленинградская, Магаданская, Мурманская и Амурская области), активно взаимодействующие с соседними развитыми странами, избавлявшимися от старых автомобилей (Япония, Южная Корея, Германия), а также наиболее богатые регионы (с повышенным уровнем душевого ВВП) — автономные округа Тюменского Севера (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий), Краснодарский край с Адыгеей, Самарская, Московская, Ростовская области, Ставропольский край, Белгородская и Оренбургская области. Среднюю часть списка заняли южные регионы Поволжья и Сибири, Черноземья, некоторые регионы Центра; нижнюю — остальные регионы Центра, Европейского Севера, аутсайдеры Северного Кавказа.

Замыкают этот список постоянные аутсайдеры (Архангельская, Кировская области, Мордовия, Марий Эл, Чувашия, Брянская обл., Дагестан), автономные округа Крайнего Севера (за исключением севера Тюменской обл.), а также опустившиеся «на дно» в последнее десятилетие новые аутсайдеры (Тыва, Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские автономные округа, Чечня, Ингушетия). Некоторые старые аутсайдеры поднялись в середину списка (Курская, Вологодская, Тамбовская, Пермская, Псковская области).

Автомобилизация в России идет быстрыми темпами, отставая, однако, от экономически развитых стран Европы, Азии и Северной Америки. Существуют большие региональные различия в уровне автомобилизации населения: от высокого в столицах и наиболее богатых приграничных и топливодобывающих регионах (130—220 машин на тысячу жителей) до крайне низкого (от 100 до 10 машин на тысячу жителей).(См. карту).

Региональная дифференциация в какой-то мере коррелирует с вариацией этого показателя за пределами России: от стран Восточной Европы (220—200) до развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Африки.

Такие различия обусловливаются уровнем жизни населения и его богатства: чем больше доходы людей, тем больше вероятность приобретения ими автомобилей.

Большие региональные различия в уровне автомобилизации населения свидетельствуют о наличии глубоких различий в доходах жителей разных регионов страны; о большом разрыве в уровне жизни людей в регионах-лидерах, середняках и регионах-аутсайдерах. Повышение уровня автомобилизации населения приведет к значительному изменению пространственного менталитета и улучшению экономического положения людей, а следовательно, и к изменению их отношения к окружающей среде и экономике страны и регионов, к повышению личной ответственности за участие в развитии отечественной и региональной экономики, то есть, в конечном счете, к повышению уровня жизни всего населения региона и страны.

С другой стороны, процесс автомобилизации в России сопряжен и с негативными явлениями, связанными с недостаточно развитой сетью автодорог, пространственными дефектами этой сети, низкой пропускной способностью ее участков, отсутствием достаточного количества гаражей и парковок. Иначе говоря, автомобильные потоки растут быстрее, чем дорожная сеть и ее качество. Из-за отставания в развитии этой сети в крупнейших городах и городских агломерациях возникают автомобильные пробки. Увеличение числа автомобилей усугубляет сложность ситуации. Те шаги по улучшению улично-дорожной сети, которые предпринимаются городскими властями Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Калининграда и других крупных городов, не решают кардинально проблему пробок. Они могут решаться только путем создания решетки-каркаса скоростных автострад, рассекающей тоннелями и эстакадами городское тело и дублирующей все главные дорожные подходы из пригородной зоны, а также альтернативной сети внеуличного скоростного рельсового общественного транспорта.

К негативным последствиям автомобилизации относятся также загрязнение воздуха и земли вдоль автомагистралей и автострад, шумовое загрязнение городской и пригородной среды, увеличивающееся число аварий и жертв ДТП, усиливающаяся гиподинамия водителей и всех пассажиров автотранспорта, а также усиление зависимости их жизни от негативных последствий автомобилизации, хотя степень свободы выбора при передвижении в собственном автомобиле значительно выше, чем в общественном пассажирском транспорте.


Глава 3 Типология регионов по состоянию рынка автомобилей

 

3.1 Динамика региональных рынков автомобилей

По состоянию на конец 2006 года соотношение объемов продаж иномарок и отечественных автомобилей в России достигал показателя 50% на 50%.

В 2007 году доля иномарок российской сборки составила 19%. По оценкам экспертов из департамента Минпромторга России, за текущий год рынок иностранных машин в РФ может увеличиться на 14%.

Если посмотреть на цифры в натуральном выражении, то получим следующую картину - в 2007 году в нашей стране было реализовано около 1,6 миллиона иномарок. Так что возможное увеличение объемов продаж может составить более 225 тысяч машин.

Что касается производителей иномарок, которые не работают в режиме промышленной сборки, то они ведут локализацию по собственным графикам исходя из экономической целесообразности.

В 2003 году со сборочных конвейеров суммарно сошло всего немногим менее 58 тысяч новых иномарок российской сборки, а уже через пять лет, в рекордном 2008 году, было выпущено в 10,5 раз больше – 613 тысяч автомобилей зарубежных брендов. Показательно также, что в «кризисном» 2009 году, когда автомобильный рынок России сократился вдвое, производство иномарок снизилось в меньшей степени, чем производство традиционных российских марок. Согласно оценке «АВТОСТАТа», в 2009 году на территории России было произведено 279,9 тысяч автомобилей, что меньше результата 2008 года на 54,5 процента.

Заметим, что основной ценовой сегмент новых автомобилей - это 15-25 тысяч долларов, но наибольший рост в натуральном выражении наблюдается в более низком сегменте от 10 до 15 тысяч долларов. Такое положение связано, в первую очередь, с невысоким уровнем доходов большинства россиян.

По данным Минпромторга, соотношение иномарок, ввезенных из-за рубежа, к автомобилям всех марок, собранным в России, за полгода изменилось в пользу отечественных. Если в январе 2009 года в России продавалось 43% машин отечественного производства, то в июне их количество возросло до 61%.

Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин внутри России теперь преобладает над их импортом: в январе 2009 года импорт составил 31,2 тыс. новых иномарок при объеме сборки машин в России на уровне 18,2 тыс. машин. В июне 2009 года, наоборот, импорт новых иномарок был ниже: 37,2 тыс. автомобилей против российских легковых машин 58,8 тыс.

Изменение структуры автопарка в России в последние годы представлено на рисунке 3.1.1.

Рис. 3.1.1 Изменение структуры автопарка в России в последние годы

Доли иномарок по отношению к отечественным автомобилям в парках федеральных округов России в динамике 2004-2009 гг. представлены на рисунке 3.1.2.


Рис. 3.1.2 Доли иномарок по отношению к отечественным автомобилям в парках федеральных округов России в динамике 2004-2009 гг.

Количество автомобилей, стоящих на учете в России по состоянию на 1 января 2010 года, превысило 33 млн. единиц, что на 3,3 % больше аналогичного показателя на 1 января прошлого года. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», темпы роста российского парка легковых машин значительно снизились в 2009 году по сравнению с предыдущими пятью годами.

Своим приростом в прошлом году российский автопарк обязан покупателям иномарок, доля которых выросла на более чем 2 % до 36,4 %. Число иномарок в стране увеличилось на 1 млн. единиц до 12 млн. автомобилей, причем сильнее всего, на 27 %, выросло количество иномарок отечественного производства. Машин российских марок в стране осталось, как и годом ранее, около 21 млн. единиц. Доля машин марки Lada снизилась в 2009 году с 42,5 % до 40,8 %.По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за первые 6 месяцев 2009 года в России было продано немногим более 728 тыс. новых легковых автомобилей, что ниже результата за аналогичный период прошлого года на 691 тысячу машин. Доля иномарок при этом сократилась до 73,34% (534 тыс. шт.). Отечественные модели улучшили свои позиции: их доля увеличилась, достигнув отметки в 26,66% (194 тыс. шт.) с 25,49% в первом полугодии прошлого года.

Лидером российского рынка по-прежнему остается тольяттинская LADA, продажи которой за рассматриваемый период составили более 183 тысяч штук, а рыночная доля увеличилась до 25,14%. На другие отечественные марки с каждым годом приходится все меньшая часть российского рынка легковых автомобилей: по итогам первого полугодия эта цифра составила меньше 2% и существенного влияния на рынок этот сегмент уже не оказывает.

Самой продаваемой иномаркой в России в первом полугодии текущего года стали автомобили Chevrolet с объемом продаж 60 тыс. шт. – их рыночная доля составила 9%. Благодаря модели Focus, которых было продано чуть более 29 тыс. шт., компания Ford переместилась на вторую позицию среди иномарок (49057 штук и 6,7% рынка). Японский Nissan с 39 тысячами проданных автомобилей поднялся с пятой строчки рейтинга на третье место. Toyota (38 тысяч шт.) переместилась на четвертую позицию. Замыкает пятерку лидеров Hyundai с результатом в 37 тысяч проданных новых автомобилей, изменение по сравнению с 2008 годом составляет -63,9%.

Одной из главных причин значительного падения российского автомобильного рынка в первой половине 2009 года стало существенное сокращение объемов выдачи кредитов на покупку автомобилей. Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» оценивают реализацию автомобилей в кредит за первые шесть месяцев 2009 года на уровне 130 - 150 тысяч машин. При этом за аналогичный период прошлого года в кредит было продано около 700 тысяч новых автомобилей. Таким образом, падение этого сегмента рынка составило примерно 80%.

Преобладание продаж иномарок в условиях падающего рынка и снижения автокредитования, а также отрицательная динамика курса доллара привели по итогам 6 месяцев текущего года к спаду средневзвешенных розничных цен, исчисляемых в долларах.

Наиболее доступной, как и прежде, остается продукция LADA – средняя цена одного вазовского автомобиля составила 6,8 тыс. USD (по средневзвешенном курсу USD за полугодие 33,27 руб.).

С точки зрения ценовой сегментации российского рынка, в первой половине 2009 года произошли достаточно серьезные изменения. В отчетный период наряду с увеличением розничной стоимости автомобилей, номинированной в рублях, практически все автопроизводители достаточно активно использовали скидки, бонусы и специальные акции. В итоге стоимость автомобилей в долларовом эквиваленте снизилась в среднем на 19%, что сказалось на ценовой сегментации рынка.

Так, вазовские автомобили «классического» семейства вновь вернулись в диапазон до 6 тыс. USD, обеспечив ему порядка 5% рынка. В 2008 году в этом диапазоне вообще не было продаж. За счет вазовских топ-моделей (LADA Priora и «люксовые» исполнения LADA Kalina), а также ряда бюджетных иномарок существенно расширился объем продаж в диапазоне от 6 до 10 тыс. USD. По итогам января - июня на этот диапазон приходилось чуть более 30% рынка, тогда как по итогам 2008 года лишь 12,6% рынка. За счет перемещения в более доступную нишу почти в два раза сократился ценовой диапазон от 10 до 20 тыс. USD. Сейчас на него приходится лишь чуть более четверти рынка (25,7%), тогда как в прошлом году приходилось более 45%. Некоторое снижение фиксируется и в более высоких ценовых диапазонах, но здесь движение не столь ощутимо. Уменьшение этих сегментов составляет от 0,1 до 1,3%, что говорит о падении продаж дорогих автомобилей наравне с рынком либо равномерном перемещении моделей в более низкие ценовые сегменты.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», через салоны официальных дилеров за шесть месяцев текущего года в России было реализовано немногим более 534 тысяч легковых автомобилей иностранных брендов, что на 49,47% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как и в 2008 году, региональная структура продаж иномарок сохранилась без изменений. Подавляющее большинство реализуемых в стране легковых автомобилей иностранных брендов (более 52%) приходится на четыре субъекта Российской Федерации: Москву, Санкт-Петербург и соответствующие им области. По оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», за шесть месяцев 2009 года в Москве и МО было реализовано более 222 тысяч автомобилей и, как следствие, высокий процент (41,7%) от общероссийского объема продаж. В Санкт-Петербурге продано 59 тысяч автомобилей, а доля рынка города на Неве и Ленинградской области составляет 11%. Замыкает тройку лидеров Свердловская область с результатом продаж чуть более 17 тысяч автомобилей (3,2%). Наименьший спад продаж в первом полугодии 2009 года зафиксирован в Республике Мордовия (-4,26%), Калининградской области (-14,5%) и Калужской области (-17,89%).

За первые шесть месяцев 2009 года в Россию юридическими лицами официально импортировано более 280 тысяч легковых автомобилей, что на 71% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Более 273 тысяч машин, или 97%, приходится на новые автомобили. Импорт подержанных автомобилей с введением новых таможенных пошлин сократился в 25 раз до 7771 шт. На долю «секонд-хэнда» теперь приходится менее 3% импорта, тогда как годом ранее подержанные иномарки занимали примерно 20% от общего объема импорта юридическими лицами.

В первом полугодии юридические лица больше всего импортировали автомобили Nissan (34266 шт.), Chevrolet (28596 шт.) Toyota (24737 шт.), Hyundai (24600 шт.) и KIA (23929 шт.). На эти пять марок приходится почти половина (49%) импорта. Среди прочих брендов с относительно значимыми объемами импорта можно выделить: Mitsubishi, Mazda, Peugeot, Daewoo и Ford, Honda, Suzuki, Opel и Audi. В то же время более чем в 10 раз сократился ввоз автомобилей таких марок, как Renault и Skoda, сборка которых налажена в России. Также обращает на себя внимание существенное сокращение ввоза китайских автомобилей.

Отметим также, что в первой половине текущего года импортеры продолжали активно ввозить машины 2008 года выпуска. По данным «АВТОСТАТа», за прошедшие 6 месяцев границу пересекли 160 тысяч прошлогодних иномарок, что соответствует 56,4% от общего объема импорта. Тем не менее от месяца к месяцу доля машин 2008 года выпуска постепенно сокращается. Интересно, что наибольшую долю машин 2008 года выпуска поставляют японские компании - Mazda, Mitsubishi, Toyota, Subaru, а также корейская Hyundai и немецкий Volkswagen.

Кризисные явления конца 2008-2010 г.г. в реальной экономике внушают опасения за стабильность работы автомобильной отрасли, однако антикризисные меры правительства и предприятий должны сыграть необходимую роль в стабилизации положения в этой отрасли.

3.2 Типы регионов по состоянию рынка автомобилей

Бум продаж легковых автомобилей, который наблюдался в последние годы, напрямую сказался на таком показателе, как обеспеченность населения автомобилями – он начал активно расти. Так, буквально за последние четыре года средневзвешенное значение увеличилось практически на 50 пунктов (со 167 до 226 пунктов). Динамика более чем впечатляющая – раньше на такое изменение требовалось порядка 8-10 лет.

В рейтинге регионов России по обеспеченности автомобилями, составленном специалистами агентства «АВТОСТАТ» по итогам 2009 года, первые два места занимают Москва и Санкт-Петербург, средняя обеспеченность населения автомобилями в которых превышает отметку в 300 единиц и максимально приближена к европейскому значению. Стоит при этом отметить, что лидерами эти города в 2009году стали впервые за долгое время, сместив с первой строчки Калининградскую область – ее показатель в прошлом году составил 296 автомобилей.

Отдельно обращают на себя внимание результаты Приморского края, Сахалинской и Камчатской области, которые расположились с 5 по 8 строчку рейтинга и опередили подавляющее большинство регионов центральной части России, где традиционно продавалась значительная часть доля всех реализуемых на территории страны легковых автомобилей. Это объясняется как негласным «транзитным» статусом дальневосточных и сибирских субъектов федерации, так и относительно невысоким числом их жителей.
Кроме вышеперечисленных регионов в десятку лидеров вошли также: Московская (294 штук), Тюменская (273 штук), Ленинградская и Магаданская области (272 и 256 автомобилей). Среди всех прочих субъектов федерации отметку в 250 автомобилей на каждую тысячу жителей преодолели только Самарская область, Республика Карелия и Краснодарский край.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.