скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Англо-саксонская правовая семья

Для американского, как и для английского юриста, право – это, прежде всего судебная практика. Нормы закона входят в систему права лишь после того, как будут неоднократно истолкованы судьями. В американских судах, как и в английских, ссылаются не на законы, а на судебные решения, в которых они были применены.

Однако Верховный суд США и апелляционные суды штатов не считают себя, безусловно связанными своими прошлыми решениями. Американские судьи в своих решениях не соблюдают так строго правило прецедента, как их английские коллеги. По их мнению, жесткость прецедента создает излишнюю сложность в принятии взвешенных решений. С начала 20 века широкое распространение в судебных органах всех уровней получили идеи Р. Паунда и О. Холмса о необходимости спасти «книжное право» от рутины и заменить его правом в действии. Верховный суд США, окружные апелляционные суды и суды штатов всех уровней не считают себя связанными своими прежними решениями. Отменяя устаревшие прецеденты, эти суды могут по своему усмотрению отвергать прецедент ретроспективно или только на будущее.

Существенное отличие права США от английского обусловлено федеральной структурой США. В пределах своей компетенции, которая достаточно значима, штаты создают сво законодательство и свои многочисленные прецеденты. В С ША существует фактически 51 система права (по одной на каждый штат и одна – федеральная). Несмотря на большое значение федерального законодательства, граждане и юристы в первую очередь пользуются правом штатов.

Юрисдикция судов каждого штата осуществляется вне зависимости от юрисдикции другого штата. Решения, принятые судами одного штата могут совершенно отличаться от решений судов другого штата по одному и тому же делу. Нередки случаи принятия совершенно противоположных решений судами разных штатов по аналогичным делам. Ежегодно в США публикуется более 300 томов судебных прецедентов. Несмотря на развитие компьютерной техники, поиск необходимого прецедента очень осложняется многочисленностью прецедентов.

Законодательства штатов значительно отличаются друг от друга. Отличаются меры уголовного наказания за одно и то же преступление, устанавливается режим общности или раздельности имущества супругов и так далее. Подобные явления делают правовую систему США очень сложной и запутанной.

Одна из самых важных особенностей правовой системы США состоит в контроле судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут признать тот или иной закон неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права.

Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.

В правовой системе Соединенных Штатов законодательство более значимо и весомо, чем в английском статутном праве. Существующая уже более двухсот лет

Федеральная конституция и более молодые конституции штатов играют важную роль в регулировании жизни общества. Каждый штат имеет большое количество своих собственных законов, так как обладает широкой законодательной компетенцией и активно её использует. Значительный рост Федерального законодательства был обусловлен усилением тенденций к централизации государства. Государственное вмешательство в экономику привело к расширению правотворчества высших звеньев исполнительных структур (президента, федеральных служб и так далее).

Еще одной отличительной особенностью законодательства США является наличие в ней кодексов, ранее неизвестных в английском праве. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, в некоторых уголовно-процессуальные, в 25 штатах – гражданские процессуальные, в других – гражданские кодексы. В штате Луизиана действуют кодексы европейского типа, а в других штатах эти кодексы разительно отличаются от Романо-германских. В своих кодексах американские законодатели стремились воспроизвести прежние нормы, созданные путем судебной практики, объединить прецеденты, сделать их основой законодательства.

Одной из форм кодификации в праве США явилось создание типовых для штатов, единообразных законов и кодексов, позволяющих установить максимальное единство в тех областях права, где существует подобная необходимость. Проекты таких законов и кодексов подготавливаются специальным органом – Общенациональной комиссией. В комиссию входят представители всех штатов, с ней сотрудничают Американский институт права и Американская ассоциация адвокатов. Далее проект проходит процедуру официального утверждения штатом. Среди кодексов такого типа первым и наиболее известным стал Торговый кодекс, который содержит четыреста статей. Первоначально он был выработан в 1952 году, а потом пересмотрен в 1958 и 1962 годах. В настоящее время этот кодекс принят практически во всех штатах. Также были созданы кодексы по уголовному праву, уголовному процессу и по доказательному праву. Однако применение закона, которое зависит в США от судебных прецедентов, возможно, все же будет отличным в разных штатах.

Увеличение количества законов в США остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. С этой целью был издан ряд сборников частных и официальных охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Существует, например Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федерации.

Важным фактором, обусловившим качественно новую роль судебных решений в США можно назвать то факт, что Конституция США имеет прямое действие и в отличие от английских судов, американские, при толковании отдельных казусов, обращаются к её тексту. Поэтому в выборе судебных решений в США существует гораздо больший диапазон и большая гибкость в выборе санкций. Объем компетенции судебной власти в США значительно превышает компетенцию соответствующих судебных инстанций в Англии, Канаде или во Франции. В ряде случаев суды федерации и отдельных штатов решают споры, требующие политической оценки и решения на уровне государственных интересов. Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельность которого наполняется глубоким политическим содержанием. Верховный суд в процессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционного надзора и может решать не только судьбу дела на основании закона, но и судьбу закона (его соответствие Конституции).

Верховный суд США является не только гарантией авторитета и независимости судебной власти, но и служит важным инструментом урегулирования основных политико-юридических проблем, которые возникают в отношениях между федерацией и штатами, между центром и местной администрацией, между законодательной и исполнительной властью. С этой точки зрения , даже законотворческий процесс США находится под бдительным контролем высшей судебной инстанции. Девять членов Верховного суда не занимаются разработкой законов, но имеют существенную возможность повлиять на осуществление законодательного процесса.

Для государств англо-саксонской правовой семьи роль судей в развитии юридической доктрины была и остается очень значимой. В Соединенных Штатах огромно влияние юристов на политико-правовой процесс. Роль корпорации судей и профессиональных юристов достаточно велика, так как федеральная конституция и конституции штатов устанавливают разграничение федеральной власти и законодательных органов штатов и неукоснительно гарантируют определенный минимум прав и свобод. Толкованием этих конституций всегда занимались суды.

Ещё в XIX веке в США возникла правовая доктрина о том, что суды имеют право не принимать во внимание любой законодательный или исполнительный акт, если сочтут его противоречащим федеральной конституции или конституции штата.

В 1920-1930 годах судебная корпорация была нередко враждебно настроена против новых законов, защищающих появление нового управленческого аппарата на уровне штата, который смог бы достигнуть социальной справедливости без традиционных методов судопроизводства и юридических категорий. Время показало, что судебные расследования установленных законом управленческих действий достаточно эффективны как для контроля выполнения должностными лицами своих обязанностей, так и для защиты личности от оскорбления чиновников.

Необходимо отметить, что традиция разрешения споров и конфликтов при помощи компромиссов (при рассмотрении гражданских дел) явилась также достаточно ценным достижением судебной практики. В настоящее время эта традиция стала отправной точкой для решения проблем социального взаимодействия.

Говоря об особенностях Американской правовой системы, необходимо отметить, что особое место в современном правосознании Американцев, в правовой культуре общества занимает Конституция США. Существующая более двухсот лет, Американская конституция эластична до такой степени, что даже её неполнота и возможность разных толкований, в конечном счете, стала ее преимуществом. Даже внесение в текст первых поправок, ничуть не уменьшило ее конструктивное величие и американцы до сих пор чтят Конституцию как народную святыню, почти как Библию.

Однако, несмотря на внесение поправок, в Федеральной конституции до сих пор в ней остается ряд спорных моментов. Одним из них остается вопрос о разграничении полномочий Конгресса и правительственной администрации в вопросах текущего законодательства. Многие из полномочий Конгресса периодически узурпировались президентом под предлогом решения срочных национальных проблем. На этот путь встал еще Авраам Линкольн, когда стал проводить в интересах государства многое, что не покрывалось буквой закона.

Одно из наиболее почитаемых и важных правил, лежащих в основе американской правовой системы это выборность главы исполнительной власти. Для американцев идея выборного подконтрольного правительства не теория, а осязаемая всеми реальность. Правительство формируется из наиболее авторитетных и компетентных представителей общества. Назначенные на официальные посты на точно фиксированный срок лица рассматриваются, как временно стоящие во главе учреждений в результате свободного волеизъявления народа, что влечет за собой ответственность правительства перед Конгрессом и перед народом за все предпринимаемые действия.

Суммируя материал, изложенный в главе, можно отметить, что отличительными чертами своеобразной правовой системы США, сложившейся благодаря многочисленным факторам (историческим и географическим) являются: - качественное преобразование общего права, права справедливости и полное обновление статутного права (кодификация), заимствованных из английской правовой системы;- наделение судебной власти большими полномочиями, в том числе функцией контроля за законодательным процессом (Верховный суд США); - наличие огромного массива законодательств, связанное с федеративным строением государства; - своеобразие правовых систем различных штатов и их относительная правовая автономия; - наличие Конституции в качестве источника права и фактора определяющего правосознание граждан; - выборность как законодательной, так и исполнительной власти и их отчетность перед гражданами государства; - относительная стабильность и созидательная способность правовой системы.

5. Основные черты правовой системы Австралии, как государства входящего в англо-саксонскую правовую семью

Правовая система Австралии формировалась под решающим влиянием англосаксонского права, так как в течение долгого времени Австралия входила в число британских колоний. Основными юридическими источниками в Австралии являются сформулированное в прецедентах общее право и законодательные акты. Нормы общего права стали непосредственно применяться на территории Австралии с 1788 года. Позже британскими властями было принято постановление об обязательном применении норм общего права и парламентских актов, действовавших в Англии на 25 июля 1828 года, на территории всех колоний в Австралии. В дальнейшем колонистам была предоставлена формальная возможность формирования собственной правовой системы. Тем не менее, на протяжении более ста лет в Австралии в значительной мере копировались решения английских судов и акты британского парламента. Постановление о сохранении в Австралии действия норм английского права на 25 июля 1828 года привело к тому, что там до сих пор могут применяться некоторые акты парламента, которые были отменены как устаревшие в самой Великобритании.

Отличительная особенность австралийского общего права состоит в том, что оно является единым для всех шести штатов и двух территорий (Северной и Австралийской столичной), чего нельзя сказать о законодательстве. В США, например общее право, является различным в каждом штате. Главную роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза.

Прецедентами в австралийской системе общего права признаются только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Этим прецедентам обязаны следовать все нижестоящие суды. Сами верховные суды в Австралии не считают себя связанными своими решениями.

Влияние английского общего права на систему общего права в Австралии было очень велико до 1960-х годов. При принятии решения предпочтение отдавалось постановлениям британских апелляционных судов или палаты лордов перед постановлениями австралийских судов. Только в последние десятилетия австралийское общее право перестало рассматриваться как часть британского . Это было закреплено решением Судебного Комитета по делам государств Содружества и решениями ряда австралийских судов.

Законодательство Австралии включает в себя законы Австралийского Союза (изданные его парламентом) , законы отдельных штатов, подзаконные акты исполнительных властей. Конституция Австралии распределяет компетенцию в регулировании правовых институтов между Союзом и штатами так, что существенная часть из них регулируется законодательством штатов, часть в сфере компетенции и штатов и Союза (при приоритете законодательств Союза) и самая существенная и важная часть – в исключительной компетенции Союза. Законодательством штатов регулируются: - право земельной и других видов собственности; - договорное право; - дела об ответственности за причинение вреда; - условия труда наемных работников и т. д. в исключительном ведении Союза находятся: - законодательство, регулирующее юрисдикцию судов и некоторые другие вопросы правосудия; - законодательство по вопросам найма и увольнения; законы о пенсионном обеспечении; - законы о браке и разводе (кроме некоторых частных вопросов); - банковское право; - законы об авторском праве. Необходимо отметить, что в большинстве штатов издаются полуофициальные сборники действующих законов.

Законодательство Австралии на настоящем этапе подвергается реформированию.

Для этого во всех штатах созданы соответствующие комиссии, вносящие на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 70-х годов была создана общеавстралийская комиссия с целью пересмотра, упрощения и модернизации законов, которые находятся в юрисдикции Союза. Результатом работы комиссии стало принятие ряда законов: о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе с распространением наркотиков, о страховании, по вопросам приобретения земли.

Основные отрасли австралийского права, в том числе и гражданское право, не содержат существенных отличий от британского. Исключением являются лишь нормы, относящиеся к земельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Отличающиеся от английских законы были приняты в связи со спецификой местной природы: в Австралии, где большую часть территории занимает пустыня стоимость участка земли часто определяется наличием на нем воды, а не его размерами. Также большое влияние на принятие отличных от английских законов о государственной регистрации права собственности на земельные участки сыграло наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени «золотые лихорадки». Особенности в трудовом законодательстве Австралии были вызваны тем, что государство развивалось в условиях постоянного повышенного спроса на рабочую силу. В 1988 году был принят федеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. В законе предписывается создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям, стимулируется развитие профсоюзов, регламентируются их отношения со своими членами.

В 1989 году был принят закон о корпорациях, который регулирует деятельность компаний на территории страны. Он стал результатом усилий правительства Австралии направленных на защиту интересов покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций.

На территории Австралии большое внимание уделяется защите окружающей среды от всякого рода загрязнений. В связи с этим принимаются федеральные акты в этой сфере и новые законодательства на уровне штатов (Закон об охране вод от загрязнения нефтью и другими вредными веществами 1989 года в штате Южная Австралия). Применение в подобных делах общего права тоже имеет место. Использование законов, возникших в средневековой Англии для защиты прав землевладельцев часто создает противоречивые ситуации. Например, суд отказывает в принятии иска к предпринимателю от группы борцов за защиту природы, если хотя бы один из них не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.

Одной из своеобразных отраслей законодательства Австралии является система норм регулирующих положение коренных жителей Австралии – аборигенов. Первоначально Конституция признавала за ними только избирательные права, но в 1967 году они были формально признаны полноправными гражданами. В 1968 году было создано федеральное министерство по делам аборигенов (в некоторых штатах такие министерства тоже были созданы). В 1973 году был создан Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения, но он не получил реальных полномочий. За последние годы были приняты законы, предоставившие аборигенам права на землю их гражданские права нередко отстаивают и представители официальных органов власти. Однако, проблемы коренного населения все ещё далеки от разрешения.

Характерными особенностями отличается уголовное право Австралии. Ведущая роль принадлежит здесь УК штата Квинселенд1899 года. Этот кодекс был разработан для Великобритании в 1877 году известным юристом Стифеном, но так и не стал английским законом. Этот же кодекс был переиздан в 1913 году для штата Западная Австралия, а в 1924 – для штата Тасмания. Уголовный кодекс штата Квинселенд наряду с уголовным кодексом Индии 1860 года послужил образцом при составлении Уголовных кодексов для колоний Англии в странах Африки. Основные виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов – лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь отменена во всех штатах в 1985 году. В качестве наказания применяется периодическое заключение, а также практикуется временное освобождение для работы в конце срока отбывания заключения.

Основные исследования в области права в Австралии сосредоточены на кафедрах юридических наук в университетах Австралийских штатов, за исключением штатов Виктория, Новый Южный Уэлс, Южная Австралия.

Австралийская судебная система включает в себя федеральные суды, суды отдельных штатов, некоторые специальные судебные учреждения со строго определенными весьма ограниченными функциями. И суды штатов, и федеральные суды могут рассматривать дела как в соответствии с законодательством федерации, так и штата. Федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов и для выполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях. В конце 1970 годов были созданы Семейный Суд Австралии (1975 год) и федеральный суд Австралии(1976года). Высокий суд Австралии рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции, дела в которых Австралийский Союз выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, некоторые уголовные преступления, предусмотренные законодательством Союза. Высокий суд состоит из председателя и шести членов. Уголовные дела могут быть рассмотрены и одним членом Высокого суда единолично. Помимо того Высокий суд Австралии выполняет функции апелляционного суда при рассмотрении жалоб на любые решения, приговоры судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов и других судов штатов.

Подводя итог всему, что было сказано в данной главе, необходимо отметить, что правовая система Австралии обрела свою автономию от британской сравнительно недавно, что наложило на неё определенный отпечаток: это и наличие в качестве источников права прецедентов (иногда совершенно архаичных выработанных еще в Англии в период средневековья), и действие английского единого общего права на территории всех штатов, и использование в качестве источника уголовного права штатов кодекса разработанного британским юристом для Великобритании. Однако, хотя реформирование и развитие правовой системы Австралии происходит не слишком быстро, правительство государства делает существенные усилия в этом направлении: принятие обновленных законодательств как федеральных, так и для штатов, создание дополнительных судебных органов (федеральные суды, семейный суд), разработка относительно новых для Австралии отраслей права как законодательство о защите окружающей среды, законодательство о защите прав коренного населения Австралии, закон о борьбе с распространением наркотиков и другие. В целом правовая система Австралии является самобытной и обеспечивает достаточно стабильное регулирование различных сторон жизни австралийского общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в ходе данного исследования примеры функционирования правовых систем государств англо-саксонской правовой семьи наглядно показывают, что взятое первоначально за основу английское право, входе исторического развития, на территории бывших британских колоний получило качественно новое развитие и претерпело гораздо больше прогрессивных изменений, чем на территории собственно Великобритании. Государства англо-саксонской правовой семьи хоть и сохранили в своем праве характерные для английского права черты : источники права, развитую судебную систему, особый тип юридического мышления, все же сумели построить самобытные национальные правовые системы, которые в некоторых аспектах превзошли систему породившую их первоначально. Следует отметить, что более гибкая и восприимчивая к нововведениям Американская правовая система, несомненно, способствовала созданию стабильного государства на территории США.


Литература

1.Теория государства и права. Учебник для вузов. 2-е издание.

Под редакцией профессора КарельскогоВ.М. М.: изд-во: НОРМА, 2003.

2Алексеев С.С. Теория права. Доработанное издание. М.: изд-во «БЕК»,1995 год.

3. Всеобщая история государства и права. Под редакцией Батыра К.И., М.: «Былина» 1995 год.

4.Берман Г.Дж. Западная традиция права. М.: МГУ 1994г.

5.Давид Р. Основные правовые системы современности. М.:1988г

6.Кросс Руперт. Прецедент в английском праве. М.: Юрлит, 1985

7. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М.: Юрлит

1993г.

8.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира.

М.: Юрлит. 1993

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

9..Козочкин И.Д. Реформа американского права. Государство и право

1993 №9.

10. .Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права.

Государство и право.1995 № 2.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.