скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Христианство

     .Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали вид таких же союзов. Христиански  братья также рыли катакомбы, которые примыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особенно дорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью, подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилой есть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол для Евхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню для богослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней части церкви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомб украшались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброго пастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1).   

.Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явного кризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римской литературы сводились к противопоставлению традиций старой римской культуры христианству и "варварству". Собственное творчество консервативных кругов отличалось бесперспективностью. Пересказы старых авторов, школьный педантизм, символико-аллегорическая фантастика - это характерные признаки литературных произведений данного периода. Писать и издавать книги могли только обеспеченные люди. Многие поэты и писатели должны были искать себе состоятельных покровителей. Таково было положение всей интеллигенции Империи. Отсюда - недовольство и оппозиционность интеллигентов к властьимущим.

.Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров.

.В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и зарождение нового - христианского.

 .Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни, бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам. В то же время  в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к возрождению форм греческой архаики.

.Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали.

.Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее зрелых и целостных культур древнего мира, противоположных друг другу по целому ряду своих основных параметров, - греко-римской и ближневосточной.

 .В первый период своего существования христианство, как новая система мировосприятия, развивалось параллельно со всеми основными философско-религиозными течениями эллинизма, многое отрицая в них, многое заимствуя и (то, что является сильной стороной христианства) оказывая ощутимое влияние на некоторые из них.                                                             

.Однако ошибкой было бы полагать, будто античная культура выродилась потому, что ее погубило христианство, или потому, что империя урезывала политическую свободу. Именно история раннего христианства показывает, что отсутствие политической свободы и репрессии не остановили идеологического движения, отвечавшего запросам народных масс. Античная культура стала клониться к упадку по мере того, как рабовладельческая формация исчерпывала возможности прогресса, а ее основные классы стали классами, уходящими в прошлое. Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, сторонников у нее оставалось все меньше.

.Протест народных масс против идеологического нажима, попыток насильно заставить верить тому, чему уже не верили добровольно, кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их и привёл к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, определившей новую цель, новый смысл жизни. Этой новой системой и явилось христианство.

5. Соперники христианства

.Одним из сильнейших соперников христианства  был гностицизм. Основное различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве. Преимущество учения гностиков было  в том, что оно не получило строго канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и течения могли существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая многие секты,  с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на протяжении трех веков (с II-VI).

.Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии, демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасение через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку главным для гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире, их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому расцвет гностических и полугностических учений приходится на первую половину II в., когда христианство еще не набрало должной силы.

.Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ бога Митры.

.Подобно христианству,  митраизм обращался прежде всего к низшим слоям населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей. Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом  для подражания в жизни. Он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного Суда.

.Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его приверженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины.

.Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него - орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм - из-за слишком абстрактного и отчасти магического характера.

6. Епископы и их власть

      .Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они про дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов . Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом.

     .Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира.

      .Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римской империи. Епископы стремились утвердит во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался  между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе с пресвитерами на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. "раскольником", "отрезающим" себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.

7. Император Константин

   .Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно.

    .К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним прибавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войска и числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать их  церкви и молитвенные дома.

     .Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники, которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во время преследований отказался от власти императора.

     .Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), а также иллириец по происхождению, правивший крайней западной четвертой частью империи, сначала примирился с христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.

     .Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: "Сим победишь". Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.

8. Арианство

     .Факт государственного признания церкви Константином и принятия ее интересов самим главой всей империи не мог не создать условий, благоприятных для  быстрой передачи переживаний одной какой-либо ее части и всем другим. Внутренняя вселенскость, кафоличность церкви имела теперь возможность легче воплощаться во внешних формах вселенского общения. Вот одно из условий, благодаря которому вспыхнувший очередной богословный спор в это время небывало широко разволновал всю церковь и мучил ее как в жестокой лихорадке целых 60 лет. Но и после этого не замер окончательно, а перешел в дальнейшие споры, потрясшие церковь столь же универсально еще целых полтысячелетия ( IV- IX вв.).

    .Государство, принявшее активное, а затем и страстное участие в этих спорах , с самого первого момента,  т.е. с Константина Великого, сделавшего их частью и нередко главной осью всей своей политики, едва ли этим оказало верную услугу церкви, лишив ее свободы внутреннего изживания своих разномыслиий  и  их локализирования.

     .Словом. вселенский пожар арианства очень характерен для начала государственного покровительства церкви и, может быть отчасти им объясняется, указывая на обратную сторону, которая есть у всякой медали.

    .Внешняя история арианского спора не заключает в себе никаких данных по его необычайному развитию. Ни сам по себе спор богословов, ни личность ересиарха Ария не представляли собой ничего выдающегося. Но внутренняя сущность спора, конечно, была чрезвычайно важной с точки зрения  христианской догматики .

   .Момент политический заключался в пламенной мечте утвердить  pax Romana  на базе кафолической церкви. На Западе Константин боролся за сохранение  единства и авторитета епископата католической церкви. В то время как на Востоке загорается раздор. Друг и защитник Ария, епископ столицы Никомидии Евсевий, родственник Ликиния* и его придворный приближенный, мог рисовать Константину тревожную картину, когда  кафолическая церковь, до сих пор бывшая другом в его восхождении к  единодержавию, вдруг как бы перестала быть такой единой базой и в какой-то части сделалась бы партией его соперников. Константин горячо принялся тушить пожар церковный со всем добросовестным усердием. А разделившийся епископат начал увлекаться в своей борьбе нажимами на кнопки придворных настроений и захватом власти через политической покровительство.

  .Но был в этой широте христианских волнений и вполне естественный свободный духовно-культурный момент. А именно, невольное и случайное соответствие арианской доктрины, низводившей иррациональную христианскую триадологию к упрощенному математическому монотеизму, механически соединенному с политеизмом, поскольку Сын Божий считался "богом с маленькой буквы". Такое построение было симпатично и приемлемо массе служилого и интеллигентного язычества,  влекомого политикой и государственной службой в лоно церкви, принятой императором. Монотеизм в этой массе, разделявший идею и почитание Единого Бога под именем "Summus Deus". Был очень популярен, но был полурационалистичен и чужд христианской Троичности Лиц в Божестве. Так, подольщаясь ко вкусам языческого общества через арианские формулы церковь  могла бы передавать свою христологию и сотериологию. Поэтому праведный инстинкт православных епископов и богословов так героически и упорно восстал на борьбу с арианскими  тенденциями и не мог успокоится, пока борьба не увенчалось победою. Встал вопрос жизни и смерти: быть или не быть самому христианству?

     .Вопрос заострялся до формулы "быть или не быть?" не в смысле исторического бытия им роста христианства, а в смысле качественном: в смысле возможной неприметной для масс подмене самой сути христианства как религии искупления. Может быть, было бы и  проще и

* Т.е. Лициния - соправителя Константина

успешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. На это упрощение и рационализирование христианства  как раз и соскользнуло арианство. С арианской догматикой христианство, может быть , и не теряло бы своего пафоса, как религия евангельского братолюбия, аскезы и молитвенного подвига. Для такой рациональной, натуральной религиозности достаточно бы было и Синайского Божественного откровения. И уже совсем  лишне и  даже бессмысленно  чудо Боговоплощения. Вот это-то объективное чудо , эта-то тайна христианства и упраздняется арианством. Диалектически арианство вело к антитроичности Бога, к обессмыслению вочеловечения хотя бы и Высшего, Единородного, Единственного из сынов Божиих. Это был стерильный монотеизм, подобный иудаизму и исламу. Не понимало арианство, что суть христианства не в субъективной морали, а в объективной тайне искупления. Именно эту суть христианства и спасали достославные отцы  IV в. , до конца отвергшие арианство во всех его ухищренных и прикровенных формах .

9.Несторианство

    . Деды Нестория переселились из Персии в Сирийскую Самосату еще язычниками и здесь уже стали христианами .От одного их сына и родился Несторий. Наружности он был , как передают, благообразной и довольно приятной. Небольшого роста, но с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой. Учился Несторий в Германии и даже одно время в Афинах. В Антиохии слушал лекции Феодора Мопсуестийского . Одно сирское  житейское  учение рассказывает о том, как Феодор напутствовал и призывал быть сдержанным своего ученика по случаю  вызова Нестория  в Константинополь, поскольку, "никогда еще женщина не рождала столь ревностного сына" . Явившись в Константинополь,  Несторий вообразил себя главным истребителем еретиков и считал, что должен заняться здесь генеральной чисткой. В вступительной речи (10 апреля 428г. ), обращенной к императору Феодосию -II, Несторий размашисто краснословит: "Дай мне  землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе небо". "Царь.  раздави со мною еретиков и я раздавлю с тобой персов". Уже через пять дней по вступлению в должность Несторий распорядился закрыть арианскую церковь, которая открыто функционировала в столице. Ариане немедленно подожгли ее и устроили большой пожар во всем квартале. Низовая столичная агитация приклеила к имени Нестория кличку "поджигателя". По настоянию Нестор я правительство возобновило все старые  походы  против еретиков. И Несторий организовал генеральный поход против еретиков и раскольников, фактически существовавших скромно и на заднем плане официальной церковности. Подверглись гонению мирные и почти легальные союзники православия новиане. четыренадесятники, македониане.

  . Еще до Нестория, при Иоанне Златоусте, среди столичных богословов шли споры о Матери Божией. Но ни Златоуст, ни другие епископы не видели нужды вмешиваться в спор и подымать шум. Но Несторий не утерпел. Ни в Александрии, ни в Риме не раздалось возражений. Но антиохийцы  возражали: не могла Мария родить Божию Ипостась. Несторий привез с собой новых людей. Из них пресвитер Анастасий начал полемику амвона против словоупотребления слова "Богородица". Раздались протесты. А личные конкуренты Нестория пресвитеры Прокл и Филипп настроили против него сестру императора Пульхерию. Пошла молва: вот привсзли на кафедру соотечественника Павла Самосатского, он и привез в столицу его старую ересь. Такого рода обвитнение вывесил известный адвокат Евсевий, впоследствии епископ Дорилейский. Заволновались монахи. От них явилась дерзновенная депутация к Несторию.   А Несторий заносчиво, не унижаясь даже  до разговоров с ними, отдает их под суд за непослушание, бросает в тюрьму, подвергает бичеванию. Создает тем самым себ новых и сильных врагов.

    . Каково же учение самого Нестория?  Оно просто повторение уроков Феодора Мопсуестийского. Это отчетливое не только различение, но и разделение двух природ с двумя ипостасями. Христос и в человеке полноличен. Христос и есть "Храм", и "живущий в нем Вседержитель Бог". В  этом храме обитает и "сопоклоняемый вместе с Богом человек" . Таким образом, единство лица тут не расторгалось.

    . Лишь имя "Христос"  обозначает обе природы и к нему можно применять и человеческие, и божественные действия и признаки. Но и к имени Бог дозволительно относить только действия божественные. К Христу, как  человеку, -  только предикаты человеческие. Нельзя сказать "Предвечный младенец", "Бог питался млеком".

    . Спор об имени "Богородица" есть, таким образом, лишь частный случай так называемого "общения свойств". Поэтому и Несторий, смягчая резкость выдвинутого им проповедника Анастасия, не предложил   термин "человекородица". Но он и не отверг этого  термина. Признал его только неполным. Вместо него предложил более полное наименование: Христородица. По Несторию , имя Богородицы неточно, потому что оно порождает  мысль, будто само Божество Христово получило сове начало от Девы Марии.

10.Монофизистство

   .При  дворе императора Феодосия -II его сестра Пульхерия уже не пользовалась прежним влиянием. Со своей женой императрицей Евдокией 

Феодосий -II был в ссоре. Она жила теперь отдельно в Иерусалиме.  Она была дочерью афинского профессора риторики и крестилась  только перед браком с Феодосием -II. В силе при дворе был главный камергер Хрисафий. С ним рядом стоял его крестный отец Евтихий, вождь значительной группы монахов, державший связь с Александрией и Египтом. Евтихий был издавна известен как поборник Кирилла. Он решительно отрицал единосущность человечества Христа нашему человечеству. Фигура Евтихия вырастала во всеимперскую величину. "Восточные" пробовали его атаковать. Домн первый написал императору об Евтихии как о аполлинаристе. В 447г. Феодорит опубликовал свой "Эранист"* - диалог, изобличающий учение Евтихия, не называя имени последнего. В  трех частях диалога - Непреложный, Неслиянный, Бесстрасный Феодорит обличал три заблуждения: об изменяемости Бога, о слиянии природ и о страдании Бога. С большим количеством цитат из святых отцов.

    .Но Домн и все "восточные" переоценил свои силы. Закулисный  Евтихий их победил. И притом неожиданно и  угрожающе. 16 февраля 448г.  Появился императорский рескрипт о делах веры. В нем было возобновлено осуждение сочинений Нестория. Приверженцы Нестория подлежали отлучению и низложению. Таких вещей в области веры не дерзал еще делать ни один из прежних императоров.

   .8 ноября 448г.  в Константинополе собрался обычный "синодос эндимуса". Своих епископов у Константинополя не было, а наличные собравшиеся были из разных областей. Евсевий заявил этому синоду,  что имеет доказательства, что Евтихий, по меньшей мере в прошлом, держался еретических мыслей.  Это открытое восстание испугало многих. Евсевию уже грозили ссылкой за клевету. Евтихий отказался немедленно явится в иснод по принципиальному обету - "пребывать в затворе, как в гробе". Ему была дана отсрочка до 22 ноября.  Евтихий ссылался на болезнь. Но наконец 22 ноября явился в синод, но, так сказать, "вооруженным": под охраной полиции и высокого сановника Флорентия, в сопровождении толпы монахов. Флорентий взял с отцов синода расписку в том, что Евтихий будет свободно отпущен, какое бы постановление не было принято.

     .Евтихий был очень уклончив в ответах. Однако признавал, что Христос "из двух естеств". Запротоколированы такие его выражения: "До сего дня я не говорил, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, но я признаю, что св. Дева единосущна нам.", "До настоящего часа я боялся говорить этого. Но так как теперь это сказано вашим святейшеством, то говорю и я.". "Я исповедую, что Господь наш был из двух естеств до соединения. А после соединения я исповедую единую природу." 

      .Таким образом Евтихий согласился признать "единосущность" Иисуса Христа с нами лишь по человечеству, но остался на позиции "одной природы" по соединении (хотя и из двух)

     .Заседание сделалось бурным. Евтихия увещевали и епископы, и даже сам сенатор Флорентий. С обор постановил, что учение Евтихия сходно с аполлинарианством. Евтихий лишается сана, звания архимандрита, и общение с ним воспрещается.

     .Приговор был очень решительный. До сего момента не было никакого связующего постановления об отвержении для православных монофизитских формул и ограждения  от них другими, соборно выработанными дифезитскими формулами. Евтихий долговорился до формулы, что Иисус Христос "неединосущный нам", т.е. чужд человечеству.

Заключение

     .Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы  их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы , на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти  живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства,  есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

     .Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть  появляются учения, пытающиеся показать  каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место  в космической эволюции.  Такими учениями являются мировые религии, а в частности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживаться многие годы и, может ,даже века.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.