скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Путеводители по Москве как тип справочного издания

Встречается в путеводителях и тематическая рубрика с абстрактным перечнем основных этапов маршрута путешествия по городу, которому посвящен раздел. Путеводитель Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей» имеет рубрики с абреже:

«Ожерелье площадей.

Маршрут: пл. Ногина – Старая пл. – Новая пл. – пл. Дзержинского – просп. Маркса – ул. Неглинная – ул. Кузнецкий мост – ул. Петровка» и т.д.

Рубрика с абреже используется в путеводителях в тех случаях, когда надо выделить отдельные части текста, сконцентрировать на них внимание читателя. Рубрики могут быть также литерными и номерными.

4.1. К научно-вспомагательному аппарату издания относятся сопровождающие основной текст эпиграфы, посвящения, предисловия, послесловия, примечания и прочие элементы. Посвящения и эпиграфы особенно характерны для путеводителей конца XVIII-XIX вв. Посвящением обычно занят следующий за титульным лист. В дореволюционных изданиях посвящение содержит перечисление чинов и титулов знатной особы. Ведь очень часто издание появлялось лишь благодаря поддержке вельможи или царя и было рассчитано на его покровительство. А внизу, чаще мелким шрифтом, со сдвигом к правому краю страницы, посвятитель свидетельствовал свои почтение и преданность.  Вадим Пасек посвящает «Московскую справочную книжку (1842) «Его превосходительству Ивану Григорьевичу Сенявину. Московскому Гражданскому Губернатору, Двора Его Императорского Величества Камергеру, Действительному Статскому Советнику. Разных орденов Кавалеру, Почетному члену Императорского общества Истории и Древностей российских…» А в путеводителе Платонова «Москва и окрестности» на обороте титульного листа помещено любопытное стихотворение посвященное «путешественнику»:

Кто путешествовать задумал,

Стараться должен не спешить,

Со встречным  с разбором знаться,

Выслушивать, что будут говорить,

Не брать вещей и денег много,

Вставать лишь только на рассвет,

А главное – беречь здоровье

И отрешаться от забот.

М.Ф.

             В современных путеводителях посвящения не встречаются.

Эпиграфы даются или ко всему тексту путеводителя, или к отдельным разделам. Обычно в качестве эпиграфов используются стихотворные строки, посвященные Москве. Эпиграфом к путеводителю «Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса» (1841), например, «служат строки из стихотворения Ф.Н. Глинки «Москва»: «Город чудный, город древний…»Нередко эпиграфы набирались курсивом. Эпиграфы можно встретить и в современных путеводителях.

Предисловие к этому тексту путеводителя написанное,  как правило, самим автором, определяет вид издания, разъясняет его цель  и читательское назначение, дает общую характеристику и оценку особенностей издания, его структуры и т.д. Вот, к примеру, предисловие к «Московской справочной книжке» В. Пасека: «Москва еще не имела книги, которая заключала бы в себе историческое ее обозрение, с указанием на древние памятники, книгу адресов не только по столице, но и по всей губернии. Московская справочная книжка составляет первый опыт подробного издания. Я желал сделать эту книгу собственно указателем на предметы, необходимые для жителей губернии и для приезжающих: с этой целью я старался стеснить предметы описаний, сколько допускала ясность изложения и важность предмета, с этой же целью выбран сжаты формат книжки, чтобы она была ручною. Карманною и служила для справок».[7]  В первой половине XIX века, а иногда и в более позднее время предисловие набирают шрифтом более крупным, чем основной текст, или курсивом.

Послесловие к тексту путеводителя ставит своей целью что-то объяснить читателю, но только после того, как он ознакомиться с основным текстом. Иногда послесловие содержит практические рекомендации автора читателю. Например, автор путеводителя «Москва: диалог путеводителей» Ю.Н. Александров обращается в послесловии к читателю : « С такими словами автор стремился рассказать о лучшем, что хранит многовековое архитектурно-художественное наследие города и о современных сооружениях, обогативших его облик…Автору хотелось бы, чтобы эта книга сопровождала Вас в путешествии по Москве, помогала лучше узнать и полюбить ее».[8]


4.2. Для того чтобы основной текст с наибольшей эффективностью раскрывался перед читателем, справочные издания, в том числе путеводители, всегда оснащаются вспомогательными и дополнительными текстами – оглавлениями и указателями (справочно-поисковый аппарат издания). Оглавление, особенно необходимое в справочниках с систематическим порядком расположения материала, служит, как правило, ключом к поиску требуемых данных. Он может быть развернутым, т.е. представлять все уровни рубрикации. Развернутое оглавление имеет путеводитель Платонова «Москва и окрестности»:

 VIII. Белый город или город в черте бульваров

       … Монастыри

                   Никитский

                   Высокопетровский

                   Рождественский

                          …

Оглавление может  быть обобщенным, т.е. отражать лишь основные разделы, как, например, в путеводителе А.Г. Векслера «Десть маршрутов в Москве» (1985).

…Кремль и Красная площадь

Проспект Маркса

Бульварное кольцо…

    В современных путеводителях оглавление помещается в конце книги, в путеводителе XVIII-XIX вв. – в начале книги.

Незаменимы в путеводителях указатели, своего рода справочники в справочниках. Без них выборочное чтение невозможно. Наиболее часто в путеводителях встречается предметный указатель, который позволяет читателю навести любую справку, «спрятанную» в тексте, получить своеобразный комплекс сведений. Содержащихся в разных местах его. Предметный указатель усиливает справочный характер издания. Предметные указатели встречаются и в первых путеводителях по Москве, изданных два века назад. Пример тому – указатель «достопамятных вещей» к первой  части «Путеводителя к древностям и достопамятностям Московским…».

Хороший предметный указатель в путеводителе Я.Е.Бродского «Москва: Спутник туриста» (1987). Обратившись к нему, можно быстро узнать, на какой странице находятся сведения, например, об усадьбе Лазаревых в Москве. Предметный указатель дает и комплексные справки. Например, информацию о Сухаревой башне можно получить в том же путеводителе на стр. 136, 343, 351.

Довольно редки для путеводителей именные указатели. Путеводитель Ю.Н. Александрова «Москва: диалог путеводителей», отличающийся наиболее полным справочным аппаратом, снабжен именным указателем архитекторов, художников, скульпторов с указанием страниц текста, на которых упоминается то или иное имя. «Москва: Архитектурный путеводитель» А.В. Анисимова кроме подобного именного указателя имеет также список руководителей русского государства и Москвы, оказавших влияние на застройку города.

В путеводителях встречаются и топографические указатели улиц, переулков, площадей, бульваров с отсылкой к соответствующим страницам книги. Топографические указатели по своему назначению близки к предметным. Так как путеводитель- это руководство в путешествии по городу, то важная составная часть его справочного аппарата – раздел «Справочные сведения» ( в разных путеводителях он называется по-разному). В этом разделе даются адреса и телефоны московских театров, концертных залов, музеев, гостиниц и т.д.

                     Библиографический материал  – библиографические ссылки, списки использованной авторами путеводителя литературы, дополняющие списки литературы, наличие которых позволяет говорить о библиографической оснащенности путеводителя, занимает особое место. В.Г. Рубан, автор первого путеводителя по Москве, указал в числе использованных источников книги: «Описание моровой язвы, бывшей в столичном граде Москве с 1770 по 1772год, с приложением всех для прекращения оной тогда установленных  учреждений», напечатанную в Москве, в типографии Московского университета в 1775 году, «Роспись московских церквей» 1778 года, и план Москвы «чиненный архитектором Мичуриным и напечатанный в 1739 году».

4.3. Библиографические ссылки, сопровождающие текст, повышают информационную ценность издания. Обычно они указывают на источник заимствования, анализируемый или цитируемый, отсылают к источнику для более углубленного изучения вопроса. В путеводителе М.А. Гра «Большая Колхозная площадь, 3» (1984) из серии «Биография московского дома» встречаются внутритекстовые ссылки, органически включенные в текст, на «Путеводитель по Москве и окрестностям», изданный в 1884 году, и на «Путеводитель по Москве и окрестностям» 1896 года. В путеводителе Л.Д. Даниловой «Улица Москвы» (1987) из той же серии встречаются подстрочные ссылки на источники. Они более удобны для повторного поиска литературы по данному вопросу.  Иногда в конце путеводителя по городу в целом или по отдельным его достопримечательностям приводится список использованной литературы или литературы, на которую ссылается автор в тексте. Предпочтительная в путеводителе форма ссылки – «молчаливая» ссылка на затекстовый список (без «привязки» к тексту). Затекстовые списки могут быть дополняющими. В них читатель найдет информацию, расширяющую его знания о городе. Например, в путеводителе Платонова «Москва и окрестности» дан небольшой «Список указателей, посвященных отдельным достопримечательностям города Москвы». Значение подобных списков трудно переоценить. Они всегда находка для исследователя. Такого рода списки в путеводителях –новеллах серии «Биографии московского памятника» позволяет судить о круге источников, проанализированных автором, о степени изученности данной темы. К сожалению, рекомендательные Затекстовые списки литературы встречаются в путеводителях довольно редко.

В справочный аппарат путеводителей входят также примечания, т.е. краткие справки, пояснения к тексту, размещенные, как правило, в подстрочных списках, а в тексте возле слова, к которому дается пояснение, стоит звездочка или цифра.

Реже встречаются примечания, размещенные в собранном виде за текстом  и связанные с ним соответствующими цифрами.

Интерес к путеводителям по городу, его достопримечательностям неуклонно растет. Авторы современных путеводителей по Москве более углубленно подходят к их содержанию и стараются наиболее полно и всесторонне раскрыть его с помощью вспомогательного аппарата, сделать издание наиболее удобным для пользования, помочь читателю извлечь максимум интересующей информации. В дореволюционных же путеводителях М. Рудольфа, В. Пассека, Платонова и др. главным, а порой, и единственным способом поиска информации было оглавление.


                       5. Внешнее оформление путеводителей должно отвечать задачам и функциям этого типа справочных изданий. Переплет должен быть немарким, а в ряде случаев – и гибким, например, для карманных путеводителей. На крышке переплета содержится минимальная информация об издании. Форзацы путеводителей часто бывают белыми, иногда в путеводителях конца XVIII- первой половины XIX в. золотое орнаментальное тиснение переходит с крышки переплета на его внутреннюю поверхность, то есть форзац идет по его краям. Форзацы «Московской справочной книжки» В Пасека с золотым тиснением. На форзацах могут быть помещены карты-схемы Москвы, окрестностей столицы. В путеводителе Платонова «Москва и окрестности» на переднем форзаце помещена «Карта окрестностей г. Москвы». Срезы книжного блока в путеводителях конца XVIII-XIX вв. иногда покрывались золотой краской с защитной целью, как в путеводителе В. Пасека «Московская справочная книжка».

Для путеводителей XVIII-XIX вв. характерен гравированный титульный лист. На нем обычно помещались заглавие, место и год издания книги, виньетки или композиции иллюстративного характера. Иногда место гравированного титульного листа занимал фронтиспис – вклеенная в книгу иллюстрация к тексту путеводителя (например, гравюра на металле), но обращенная «лицом» внутрь, в один разворот с титульным листом. Например, в путеводителе «Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го кадетского корпуса» (1841), тетрадь первая «История города» имеет фронтиспис – гравюру «Вид, взятый с правого берега Яузы близ дома купца Усачева». На фронтисписе «Московской справочной книжки» В.Пасека изображен раскрашенный от руки герб Москвы в окружении гербов городов Московской губернии. Титульный лист присутствует во все путеводителях. Он дает полную информацию о книге.

На титульных листах конца XVIII-первой половины XIX века нередка перегрузка, теснота. Путеводители этого периода имеют многословные, развернутые заглавия. На смену им постепенно приходят краткие заглавия в одно два слова. На обороте титульного листа помещались решение цензуры, обычно довольно пространное, в несколько строк, содержащее весь текст штампа, который цензор ставил на рукописи, его дата и подпись. Чаще всего цензурное разрешение имело примерно такую форму: “Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в цензурный комитет указанное число экземпляров. Москва 27 сентября. 1948 года. Цензор и кавалер И. Снегирев”.[9]

В путеводителях второй половины XIX – начала XX в. на обороте титульного листа есть лишь краткая пометка:» с дозволения цензуры» или «дозволено цензурою».

Путеводитель дает возможность желающему совершить не только реальное, но и мысленное, вполне достоверное путешествие по городу, создает оптимальные условия для восприятия информации.  Большую роль в путеводителе играет визуальная интенсивная информация, получаемая с помощью иллюстраций разных видов: схем, чертежей, карт, рисунков, фотографий. Иллюстрации и текст в путеводителе всегда выступают в органическом единстве. А так как функция путеводителя – привлечь читателя и сообщить ему максимум необходимой информации, строго отобранной и выверенной, то этому подчинено и красочное оформление таких изданий.  Иллюстрации  путеводителях почти всегда носят научно-познавательный характер, за исключением политипажей в первых путеводителях  по Москве (здесь они скорее  несут определенный символический смысл),  поясняют текст путеводителя и важно, чтобы они были умело привязаны к тексту расположением, пояснениями или ссылками на них в тексте.

Важные элементы путеводителя – карта-схема, план города и отдельных его чаcтей. В конце XIX они обычно помещались на форзацах, как например, в путеводителе Платонова “Москва и окрестности”. К путеводителю прилагается также большой план города с подробным пояснением к  нему, куда включены: список улиц и переулков по алфавиту, соборы, церкви и монастыри, дворцы, музеи, мосты, заставы, кладбища – с указанием клетки, в которой нужно искать их на плане. В тексте путеводителя дан план Кремля с перечнем зданий, на плане обозначенных цифрами. Большой интерес представляют планы театров из путеводителя Платонова: Большого, Малого, Корша, На Никитской. В доме  Шелапутина, цирк Саламонского с указанием цен местам с сбережением платья”.

В современных путеводителя карты-схемы города и отдельных его чатей помещены на форзацах, как  в книгах Ю.Н. Александрова “Москва: диалог путеводителей”, Э.Я. Двинского “ Кольца и радиусы Москвы”. В путеводителе Я.Е. Бродского “Москва: Спутник туриста” планы-схемы наиболее посещаемых маршрутов по городу (например, “Кропоткинская улица – Новодевичья пруды”, “Улицы Арбат – площадь Киевского вокзала”) даны в самом тексте.

Каждая иллюстрация, в том числе и карта-схема, в путеводителе должна соответствовать всему изобразительному ряду, содержанию книги, ее конструкции, нести конкретную, обусловленную текстом (а не дублирующую текст) информацию. Наиболее распространенный вид иллюстраций в путеводителе конца XIX – XX в., - фотография. Она характеризуется документальностью, т.е. достоверностью и наглядность. Фотография не сразу появилась в книге. Она была достаточно дорога, да и приклеивать ее было нелегко.

Фотографии передают неповторимый облик города, помогает сосредоточиться на главных его достопримечательностях. Современные путеводители по Москве обязательно содержат фотографии, которые могут быть вплетены или вклеены в книгу отдельными тетрадками. Четыре такие тетрадки с достопримечательностей Москвы есть в путеводителе Э.Я.Двинского «Кольца и радиусы Москвы». В путеводителе Я.Е. Бродского «Москва: Спутник туриста» фотографии соседствуют с текстом. Иногда в путеводителе наряду с фотографиями современной Москвы есть фотографии, несущие информацию о прошлом города, как в путеводителе Ю.Н. Александрова «Москва: Диалог путеводителей».

Несмотря на главенствующую роль фотографии в современной справочной книге, особую ценность представляют книги о Москве, графически оформленные. Их немного. Интересен в этом плане путеводитель М.Я. Миловской и В.А. Резвина «Прогулки по Москве : Архитектурные зарисовки» (1986) с прекрасными зарисовками художника-архитектора Ю.С.Сомова. Графическая форма фиксации впечатлений от увиденных достопримечательностей Москвы оказалась убедительной, о чем свидетельствуют восторженные отклики читателей на первое издание путеводителя в 1984 году.

Заключение

Как тип издания путеводители прошли долгий путь развития с 80-х гг. XVIII в.. Менялось их содержание, различными были авторские замыслы. В XIX в. путеводители нередко были анонимными, носили компилятивный характер. Издатели, которые зачастую сами выступали авторами путеводителей в острой конкурентной борьбе всеми средствами старались завоевать внимание своей аудитории: они опекали читателей, советуя, где можно вкусно и дешево пообедать, в каком месте лучше остановиться, или рассказывали о нравах различных слоев населения; использовали богатейший арсенал исторических анекдотов и  т.п. Но среди путеводителей было немало книг, принадлежащих перу талантливых  ученых и писателей: Н.Карамзину, С.Глинке, В.Пассеку и др., которые по праву можно включить в золотой фонд отечественной просветительской литературы.

Менялись не только содержание, но и структура, оформление путеводителей. Они становились все более разнообразными и удобными для читателей. Так, в середине XIX века были разработаны первые образцы карманного путеводителя-справочника. Информация путеводителя приобретала со временем графически определенный адрес, а рекомендуемый им маршрут – наглядность и конкретность благодаря многочисленным фотографиям, рисункам, картам, схемам. Но при всем разнообразии путеводителей основой их содержания был и остается рассказ о городе, его истории, наиболее ценных и интересных достопримечательностях.

Много общих черт у современных путеводителей со своими предшественниками двухвековой давности. Так, систематическое расположение материала в соответствии с исторически сложившейся планировкой Москвы современные путеводители  унаследовали от  одного из первых известных нам изданий XVIII в. – «Путеводителя к древностям и достопримечательностям московским…» Льва Максимовича. В том же путеводителе впервые появляется предметный указатель как составная часть справочного аппарата издания, широко распространенный в современных путеводителях  и т.д.

Рассмотренные справочные книги представляют ценность для специалистов, но сейчас незаслуженно забыты. Это связано с тем, что выходили они небольшими тиражами, сохранялись недостаточно и в большинстве библиотек представлены некомплектно. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, переиздать прежде всего наиболее значительные путеводители по Москве.

Анализ структуры справочных книг, их оформления позволяет высказать некоторые рекомендации, направленные на повышение качественного уровня и информативности современных изданий: необходимо, чтобы каждый путеводитель имел хорошо разработанный справочный аппарат, обязательно включающий предметный и топографический указатели, словарь московских топонимов и др.; нужно повышать библиографическую  культуру справочных изданий (имеется ввиду четкая система ссылок и грамотно составленные рекомендательные списки литературы). Все это в комплексе должно обеспечить надежность поиска нужной информации, воспитать умение пользоваться справочной литературой. Ведь особенность справочной книги  в том, что составляя  квинтэссенцию современного ей научного знания, она обеспечивает экономию времени. Одновременно справочная книга, будучи активным средством просвещения, содействует изучению истории родины, повышению общей культуры.

Библиографический список

1. Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – М.: Юрист, 1998. – 376 с. – (Книжное дело).

3.    Мильчин А.Э. Издательский словарь –справочник. – М.: Юрист, 1998. – 472с.- (Книжное дело).

4.    Книга: Энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А.Говоров и др. – М.: Большая Российская эциклопедия, 1998. –800 с.: илл.

5.    Редактирование отдельных видов литературы: Учебник / Под ред. Н.Н. Сикорского. – М.: Книга, 1987. – 400 с.

6.    Справочные издания: Специфически особенности и требования / Э.В.Гольцева, Т.Г. Александрова и др. – М.: Книга, 1982. – (От рукописи к книге)

7.    Адамов Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. – М.: Книга, 1981. – 110 с.: илл. – (Библиотека оформителя книги).

8.    Александров  Ю.Н. Москва: Диалог путеводителей. – М., 1986.

9.    Реформаторский А.А., Кадманский М.М. Техническая редакция книги. – М., 1933.

10.  Рубан В.Г.  Описание столичного города Москвы. – Спб, 1782.

11.  Максимович Л. Путеводитель к древностям и достопримечательностям московским. – М.: Тип. В. Окорокова, 1792.

12.    Историческое и географическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных его планов. - М.: Тип.

      С. Селивановского, 1796.

13.   Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей сей столицы. – М., 1825.

14.  Двинский Э.Я. Кольца и радиусы Москвы. – М..: Московский рабочий, 1986.- 167 с.

15.   Двинский Э.Я. Москва от А до Я.- 2-е изд. доп. и пер.-  М.:…, 1976.

16.   Альманах на 1826 год для приезжающих в Москву и для самих жителей столицы. – М.: Тип. А.Семена, 1825.

17.   Москва и окрестности. Летние прогулки воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса. – М., 1841.

18.  Векслер А.Г.  Десять маршрутов в Москве. – М.,1985.

19.  Бродский Я.Е.  Москва: Спутник туриста. – М., 1987

20.  Гра М.А. Большая Колхозная площадь, 3 – М.,1984. – (Биография московскогодома).

21.  Данилова Л.Д. Улица Москвы. – М., 1987. – (Биография московского дома)

22.  Миловская М.Я. , Резвин В.А. Прогулки по Москве : Архитектурные зарисовки. – М., 1986.


[1] Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А.Джиго, С. Ю. Калинин. – М.: Юристъ, 1998.- С. 176.

[2] Книга: Энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А.Говоров и др. – М.: Большая Российская эциклопедия, 1998. – С. 612.

[3] Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. – М.: Юристъ, 1998. – С. 374.

[4] ГОСТ 7.60 –90 // Стандарты по издательскому делу. – М.: Юристъ, 1998. – С. 185.

[5] Там же.

[6] Книга: Энциклопедия / Редкол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловицкая, А.А.Говоров и др. – М.: Большая Российская эциклопедия, 1998. –С. 518.

[7] Пасек В.В. Московская справочная книжка. – М.: 1842. – С. 4.

[8] Александров Ю.Н. Москва: диалог путеводителей. – М.: Моск. рабочий, 1982. – С. 476.

[9] Рудольф М. Москва с  топографическим указанием всй ее местности и окрестностей:Путеводитель. – М., 1848-1849.- С. 2.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.