скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Православное воспитание

Реферат: Православное воспитание

Содержание

Введение................................................................................................. 3

Глава I. Истоки православного воспитания в семье............................ 6

1.1. Воспитание детей первыми христианами.................................. 6

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье  11

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей. 17

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и Благочестия................................................................................................ 17

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера. 25

2.3. Воспитание мальчика-христианина......................................... 34

Заключение.......................................................................................... 39

Введение

В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога, неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным, равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского, в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов [5:409].

Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия Д.А. Авдеев.

По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется [4:128].

По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так сильно распространено безверие, психическая потребность религии удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего детства.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].

Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти в своей жизни.

Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается актуальной.

Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания детей.

Задачи данного исследования:

1.   Изучить воспитание детей первыми христианами.

2.   Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России и семье Николая II.

3.   Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и Благочестия.

4.   Определить черты характера, которые воспитывает православная семья в ребенке.

5.   Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.

Глава I. Истоки православного воспитания в семье.

1.1. Воспитание детей первыми христианами

Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.

Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое огни старались дать им.

Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком.

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.

Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.

Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии, истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам.

Впрочем, все светские и житейские науки были предметами второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом, их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.

Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения. Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем другим книгам.

Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям, — чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения святых отцов [1:237-239].

В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени, приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский, «торжественный святый праздник».

Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду, раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол, вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.

Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения. В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.

Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей, непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, благотворность и прочее [1:250].

Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей, приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.

Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу. Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная образовательницей детей, в христианском значении этого слова.

Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери особенно силен.

Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых лет и строгой жизни.

При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу. Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и Священного Писания [5:149].

Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе, без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили сделать следующие выводы:

1.   Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были достойными служителями Господа.

2.   Главным и первым предметом образования было учение христианское.

3.   Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.

4.   При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства.

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и высоконравственные.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.