скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Православное учение о Промысле Божием

В Замысле Божием физическое страдание может иметь смысл, служа либо средством для высшей цели, либо наказанием за грех, либо же духовным лекарством, необходимым для спасения человека. Грех повлек для человечества наказание, страдание и смерть. Чтобы восставить падшего человека, Сын Божий вочеловечился и взял на Себя грехи мира, чтобы Своими страданиями и смертью, принятыми ради любви, искупить и разрушить грех. Со Христом страдание перестает быть простым наказанием. Оно становится лекарством для грешника. Лекарство это, безусловно, жестокое и горькое, и никто не может любить страдание, как таковое. Страдание не есть цель в себе. Однако в Христовом деле искупления мира оно становится для грешников средством искупления, восстановления, очищения и освящения.

Все, что с нами случается, даже злое, все происходит по любви Творца к нам. "Покидается кто либо и для славы другого, не за грех - свой собственный или родителей, как слепой от рождения - для славы Сына человеческого. Опять позволяется кому-либо пострадать для возбуждения соревнования в душе другого, чтобы, после того как слава того, кто пострадал, стала великою страдание и для остальных сделалось бесстрашным в следствии надежды на будущую славу и желания будущих благ, как (видим) на мучениках. Попускается кому либо иногда впасть даже и в постыдное деяние для исправления худшей страсти другого; как, например, бывает кто либо такой, который превозносится своими добродетелями и отменными поступками; Бог попускает, чтоб этот впал в блуд, для того чтобы он, чрез  падение придя к пониманию собственной немощи, смирился и, взывая, исповедал Господа"[11], - пишет Иоанн Дамаскин.

"Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтоб впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием"[12]. По мнению святого Григория Синаита: "Если человек не будет оставлен и побежден и обладан, поработившись всякой страсти и помыслу, и духом побеждаем, не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога, ни от иного кого, от чего он приходить почти в отчаяние, будучи искушаем отовсюду, то он не может придти в сокрушение духа, счесть себя меньшим всех, последнейшим и рабом всех, неключимейшим самих бесов, как мучимого и побеждаемого ими. Это - (смотрительное) попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им все; (человек) видит ее в себе как орудие, и этим орудием совершает Божии Чудеса".[13]

7.

Непостижимость для человека тайн промысла Божия.

«Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже  самые святые люди могут постичь Промысел Божий лишь отчасти. Ап. Павел говорит, что «еперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века»[14].

О непостижимости для падшего человека тайн Промысла Божия говорил царственный пророк и псалмопевец Давид: "Правда Твоя, Господи, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая" (Пс. 35, 7). Святой Ефрем Сирин написал: " Кто измерит величие Твое? Кто постигнет Божество Твое? Полный ведения сосуд, при всей полноте своей, перед Тобою пуст"[15]. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его" (Рим. 11, 33), - восклицает Апостол. Святой Иоанн Дамаскин предупреждает: "Должно же знать, что много - образов Божия Промысла, и что они не могут быть ни выражены словом, ни постигнуты умом"[16]. Человеку, при всем его любопытстве, все же нужно понять, что он существо ограниченное и не все дано ему понять и объяснить. "Себе внимай, о человек! - восклицает святитель Игнатий. - Вступи в труд и исследование, существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью для себя твое отношение к Богу и ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что представлено одному созерцанию твоему и что скрыто от тебя. Определи степень и границы твоей способности мышления и понимания. Эта способность, как способность существа ограниченного, естественно имеет и свою степень, и свои пределы. Достигни важного познания, что совершенное понимание чего - либо несвойственно и невозможно для ума ограниченного. Совершенное понимание принадлежит Уму совершенному"[17]. Святитель Иоанн Тобольский прямо говорит тем, которые много хотят знать: "Здесь не у места вопросы: почему это? и - для чего? Такие вопрошения происходят по наваждению духа злобы и многих погубили бедственно"[18]. Святитель Игнатий пишет: "Ваша деятельность, человеки, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество. Движимые силою правильнейшей веры в Бога, последуйте тщательно заповедям Евангелия, и покоряйтесь благоговейно судьбам Божиим"[19]. Вверь себя Богу - вот наш великий долг, который надлежит исполнить, выполнив обязанность своего положения. Святитель Иоанн Златоуст, в третьем слове на притчу о Богаче и Лазаре, пытается разъяснить, почему бедный Лазарь, не сделавший ничего злого, не нарушивший ни одной заповеди Божией, терпит такие мучения. В то время как богач, не сделавший ничего того, что делает его достойным жизненного благополучия, пользуется всеми благами жизни. Св. Иоанн Златоуст рассуждает: "Для того история божественного Писания наполнена множеством таких примеров и представляет нам злостраждущими и праведных, и порочных, чтобы, праведник ли кто или грешник, имея такие примеры, переносил несчастия великодушно. Но она представляет тебе грешников не только страждущих, но и благоденствующих, для того чтобы ты не возмущался их счастием, узнав из случившагося с этим богачом, какой после ожидает их огонь, если они не исправятся"[20]. Он приводит примеры на таких ветхозаветных праведниках, как Авраам, Иаков, Давид, Илия. Весь Ветхий Завет есть лишь набросок неисповедимых глубин этого божественного дела, лишь то, что необходимо для пришествия Господа Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) по этому поводу, в своей книге "Судьбы Божии", говорит: "Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем"[21].

8.

Цели Промысла Божия.

Божественная любовь - за пределами человеческого понимания и превыше всякого словесного описания. Но она, по мнению преподобного Исаака Сирина, может быть показана через рассматривание действий Бога по отношению к тварному миру и человеку: "Среди действий Его нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало и конец Его отношения к нам"[22]. Именно Божественная Любовь была главной причиной сотворения мира и является главной движущей силой тварного бытия. Преподобный Исаак Сирин говорит, что любовь Божия проявила себя во всей полноте при сотворении мира и продолжает проявлять уже после окончания творения мира: "Подумаем теперь, сколь богат в своем изобилии океан творчества Его и как много тварей принадлежит Богу и как в Своем сострадании Он носит все, посещает все, заботится обо всем и руководит всем...; и как сострадателен Бог, и как терпелив Дух Его, и как любит Он эту тварь, и как переносит ее, снисходительно терпя ее суетность, грехи и различные злодейства, неимоверные богохульства демонов и злых людей"[23].

 Святитель Иоанн Тобольский пишет: "Всесвятейшая воля Божественная подвигает все дела человеческие по образу колеса, неравномерно обращающегося - то поспешающегося, то замедляющегося; и таким образом все события неожиданные (внезапные), непостижимые и происходящие как бы по слепому случаю, направляет разумно к наилучшим целям"[24]. Божий Промысел орошает своими водами всю вселенную, проникает во всякую тварь. Промыслительный Замысел Божий осуществляется Божественным управлением мира так неуклонно, что ничто не происходит против Провидения или независимо от него. Поскольку Бог есть универсальная причина, которой подчинены все частные причины, то невозможно поэтому возникновение события, которого бы Бог не предвидел или не желал, или, по меньшей мере, не допустил в Своем Замысле. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Но одно из того, что подлежит Промыслу, бывает по благоволению, другое - по снисхождению. По благоволению - то, что беспрекословно - хорошо; видов же снисхождения - много. Ибо часто Бог попускает, чтоб и  праведник впал в несчастья, для того чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель, как было с Иовом. Иногда Он попускает, чтоб было совершено что либо из числа странного, для того  чтоб  чрез посредствие действия, кажущегося странным, было устроено нечто великое и достойное удивления, как папример, чрез крест - спасение людей"[25].

9.

Промысел Божий и свобода человека.

Промысел Божий не нарушает свободы человека. Святитель Игнатий Брянчанинов так рассуждает о зле: "По попущению Божию, по произволу тварей, явилось зло со всеми последствиями его; по попущению Божию, по собственному произволению пали ангелы, пал человек, не приняли Бога и отступили от Бога"[26].

«А каким образом промысл Божий, при всех своих распоряжениях в нравственном мире, не нарушает свободы духовных существ, этого хотя вполне объяснить мы не можем, но в некоторой степени можем приближать к нашему разумению: …Нам известно по опыту, что и мы очень нередко своими словами, движениями и другими различными способами можем располагать своих ближних к тем или другим действиям, можем управлять ими, не стесняя однако же их свободы: не тем ли более бесконечно - Премудрый и Всемогущий в состоянии найти средства управлять нравственными существами так, чтобы от этого нимало не страдала их свобода?»[27]. - пишет митр. Макарий.

«Промысл Божий о тварях выражается в том, что Он хранит их, содействует или попускает им, и управляет ими. Когда Бог хранит нравственные существа, хранит их бытие и силы; тогда, без сомнения, Он не стесняет их свободы: это ясно само собою. Когда содействует им в добре: также не стесняет свободы, — потому что действующими, т. е. избирающими и совершающими какой-либо поступок, остаются они, а Бог только содействует или вспомоществует им. Когда Он попускает им совершать какое-либо зло: еще менее стесняет свободу, а только предоставляет ей самой действовать, без Его помощи, по своему произволу. Наконец, управляя нравственными существами, промысл Божий собственно направляет их к той цели, для которой они сотворены; но правильное употребление их свободы в том и состоит, чтобы они стремились к последней цели своего бытия. След. и управление Божие нимало не стесняет нравственной свободы, а только вспомоществует ей в ее стремлении к цели»[28].

10.

Как поступать человеку уповающему на Промысел Божий.

Промысл Божий, объемлющий собою весь видимый мир, без всякого сомнения, простирается и на человека, как обитателя этого мира. Всеблагий Творец благоволит являть и особенное промышление о человеке. Воззрите, сказал Спаситель ученикам своим, на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте... Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное, днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери (Мф. 6, 26. 28-30). Нам нужно исполнять простые христианские обязанности своего положения, принимать со смирением свой крест и с верою и любовью покоряться воле Провидения во всем, что приходится делать и претерпевать. Для этого Господь даровал нам все Божественные силы, яже к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3), при помощи которых мы можем все стрелы лукавого разженные угасити (Еф. 6, 16). Христианин должен твердо знать, что Бог никогда не попускает диаволу искушать нас более, чем мы понести можем. Верен Бог, писал коринфским чадам своим св. апостол Павел, верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит, со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). И как ни много позволял Господь диаволу искушать раба своего Иова, но при всем том полагал предел действиям злобного искусителя: тогда рече Господь диаволу: се вся, елика суть ему, предаю в руку твою, но самого да не коснешися (Иов. 1, 12).

Уповая на Господа, человек может просить у Него всех тех благ, какие нужны для нормальной жизнедеятельности: своевременных дождей, солнечного тепла, обилия плодов земных. Просить избавления от всех тех зол, которые постигают нас во внешней природе: от глада, губительства, труса, потопа, огня, смертоносной язвы, и других. Не впадать в уныние посреди всех опасностей, какими бы ни угрожали нам разъяренные стихии мира физического, а возлагать свою надежду на Промысел Божий, веруя, что и влас с главы нашей не погибнет без воли Отца небесного (Лк. 12, 7; 21, 18), припоминая, как многократно и чудесно спасал Господь избранных своих от неизбежной погибели. Но не подвергать себя намеренно и безразсудно каким-либо опасностям в том убеждении, что Бог, на которого мы уповаем, чудесно спасет нас от всякого зла: это значило бы искушать Бога (Мф. 4, 7), значило бы дерзновенно требовать, чтобы действия Бесконечно-Премудрого, не расточающего чудес своих даром, подчинялись нашей детской прихоти и неразумию. Повиноваться всякому начальству Господа ради (1 Петр. 2, 13), — ибо противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим.13,2)[29].

А человеку сомневающемуся будет ли то или иное его предприятие согласно с волею Божией по мнению святителя Иоанна Тобольского необходимо излить перед Господом свое сердце со словами: «Господи! Если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил  бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль угодную Тебе».

Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневает тем Бога  потому, что  любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение»[30].

11.

Заключение.

Судьба царств земных — в деснице Вседержителя. Он благоловляет народы ммром (Пс. 28, 11), ущедряет благами земли, возвышает и прославляет, когда народы бывают верны Его закону; Он же и посылает на них бедствия, уничижает и даже потребляет языки (Пс. 43, 3), когда они изменяют Ему и предаются нечестию (Иер. 18, 6-10). Судьба каждого из нас находится в деснице Вседержителя. Он мертвит и живит, низводит во ад и возводит; Он убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2, 6-8).

Евангельская проповедь есть только призыв, но ни в коем случае не насилие. Это призыв, подразумевающий свободное согласие. «Если кто хочет последовать за Мной», - говорит Христос. А кто захочет принять Его учение - тогда что? Тогда - отвергнись себя, возьми крест свой, и иди за Мною (Мф. 16, 24). Далеко не всякому захочется, неся свой крест, идти вслед за Христом на Голгофу. Господь знал, что далеко не все пойдут за Ним. Но знал также, что многие пойдут. И вот Он дал заповедь Своим ученикам обойти с проповедью Евангелия весь мир и везде проповедовать одно: если кто хочет идти за Христом, отвергнись себя, возьми крест свой и иди вслед за Ним.

 А Всесильный и о всем промышляющий Господь найдет способы направить искренне идущего крестным путем человека ко спасению, о чем хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов в своем письме от 1 февраля 1862 г.: «Душа каждого человека, предавшагося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения находится в руце Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, широкому пути невозможно придти к Богу. С верою предай себя Воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательныя. Когда придут такия попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благословение Божие да почиет над тобою».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Творение Св. Иоанна Дамаскина. С - Петербург. Издание книгопродавца И. Л. Тузова. 1894. Репринтное издание: Братство святителя Алексия. Издательство "Приазовский край". Москва - Ростов-на-Дону. 1992.

2. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Свято - Троицкая Сергиева Лавра. 1898. Репринтное издание: Свято - Успенский Псково - Печерский монастырь. 1994.

3. Православно – Догматическое Богословие. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Том 1. Москва. Паломник. 1999.

4. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Православое издательство «Правило веры». М. 1993. Стр.362 – 412.

5. Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Издание Московской Патриархии. М. 1991.

6. Илиотропион. Мирополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович). Киев. Типография Киево – Печерской Успенской Лавры. 1898. Репринтное издание: М. Паломник. 1994.

7. Святитель Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла. Творения. Часть 4. М. 1846. Репринтное издание: М. Паломник. 1993. Стр. 142 – 162.

8. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М., Т.1. кн.2. 1991.

9. Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. М. 1996.

10. Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. М. 1998.

11. Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Православный Свято – Тихоновский Богословский институт. М. 1997.


[1] Митрополит Макарий. Православно - Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 562.

[2] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 514 - 515.

[3] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 515.

[4] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.  Стр. 111 (183).

[5] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 523.

[6] Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла.

[7] Иоанн Лествичник. Лествица. Стр.180.

[8] Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 530.

[9] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 1.

[10] Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 37.

[11] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.  Стр. 113 (185).

[12] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373.

[13] Цитата по: свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373.

[14] Иерей Олег Давыденков. Доогматическое Богословие. Стр. 32.

[15] Святой Ефрем Сирин. Творения. М., Т.5. 1994. С. 169.

[16] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.  Стр. 114 (186).

[17] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 11-12.

[18] Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 50-51.

[19] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 28.

[20] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М., Т.1. кн.2. 1991. С. 823.

[21] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 1.

[22] Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. 1998. С. 40.

[23] Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. 1998. С. 40.

[24] Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, 1994. с. 94.

[25] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 112 (184)

[26] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 4.

[27] Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 533.

[28] Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 577.

[29] Митр. Макарий. Догматическое  Богословие. Том 1. Стр. 581.

[30] Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, 1994. с. 54 - 55.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.