скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Помощь жертвам активного манипулирования психикой (разработка программы консультирования о выходе из нетрадиционных религиозных культов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности)

VI.       Лица, самостоятельные, с развитым критическим мышлением , но отличающиеся отсутствием внутренней честности и порядочности. Их характеризуют амбициозность, властность, авантюристичность. Довольно скоро они замечают всю химеру “религиозного” учения своей секты, но при этом также быстро замечают и возможную выгоду. Их прельщает перспектива быстро вырваться “из серой массы”, занять “офицерскую” должность в секте (то есть роли надзирателя, наставника, активного помощника, ассистента главы культового новообразования, войти в руководящую структуру, побывать в заграничном центре секты) со всеми соответствующими земными (и немалыми) благами. [Кондратьев, 1999, с.39].Чем выше они поднимаются по иерархической лестнице, чем ближе они к большим деньгам - тем меньше в них даже сектантской “духовности”.

VII.     Лица - наивные искатели “чего-то новенького”, необычного, таинственного. Они также хотят выделиться из серой массы, быть причастными к “современному”, “международному” духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными, “всемирно признанными” проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить “за океан”. [Кондратьев,1999,с.42].

На предупреждения об опасности связи с сектами они самонадеянно говорят, что могут всегда, когда захотят бросить это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома зависимости, после сформированности которого обратный ход практически закрыт.

К числу общих факторов такого риска относятся такие характерологические черты, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность. Подверженность личности вербовке в секту усиливается развитием невротического состояния в результате упоминавшегося психологического надлома, потери смысловых ориентации, неуверенности в завтрашнем дне, духовной опустошенности, чувства одиночества и ненужности, непонимания в семье.[Хассен, 2001, с.144-146].

В мотивационной сфере предпосылками интереса к учению неокульта и факторами риска вовлечения в его деятельность являются ориентации на глобальные макросоциальные ценности в сочетании с такими социально-психологическими особенностями личности, как неудовлетворенность бездуховной жизнью, протест против поп-культуры, жажда познания, поиск истины. Личностная самостоятельность, ориентированная на такие ценности. может предопределить легкость присоединения к “новой религии”, но эта же личностная особенность помешает формированию синдрома зависимости и поможет быстро выйти из неокульта при возникшем сомнении в ее “божественности”.

VIII.    Подростки. Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. [Егорцев А.Ю, 1997, с.20-21]. Первый период повышенной чувствительности - период раннего полового созревания. Он характеризуется активной ориентацией на адаптацию к образцам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему образцам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне.

Второй возраст повышенной чувствительности — юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа "Я" через отрицание отвергаемых моделей поведения.

          Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный.
          Молодые люди, чьи родители оказывают постоянное психологическое давление и не способны ответить эмоциональной поддержкой в его проблемах  ищут контакт со “слушающими и понимающими людьми”, способными дать ориентир в жизни.  Для относительно свободных от серьезной ответственности подростков, характерен недостаток личного опыта, сопровождающийся наивностью и идеализмом. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь - быть приобщенным к чему-то главному, через причастность к "великой идее" за счет идентификации с лидером, воплощающим данную идею. Этот путь приводит подростка в деструктивный культ.

1.3. Особенности поведения личности, длительное время подвергавшиеся манипулятивному воздействию.

Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты оберегающей его  от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности. Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация, в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны. [Бассин, Бурлаков, Волков, 1988, с.78].

М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение;
2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают;
3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы,
в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.

4.Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе;

5.Подавление прежнего социального поведения и, за счёт манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);

7.         Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы). [Бассин, Бурлаков, Волков, 1998, с.79-80].

Контроль над временем может сформировать так называемую "вынужденную беспомощность", характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым. [Скородумов,1999,с.49]. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы.

Медленно, поступенчато секта стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них, она может проявлять свою автономность. Цель секты - сформировать зависимый тип личности. [Полищук,1995,с.40-41]. Человеку приходится делать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых "духовных сестёр и братьев". Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по другому, а всем явлениям жизни предписывается новый "культовый" смысл.

Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при процессе внушения происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции. [Волков, 1996, с.86-95].

К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление. [Дмитриева, 1999, с.24]. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд. [Дмитриева , 1999, с.35]. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.

Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.

В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает незадействование какой-либо анализаторной системы. "Отключение" каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видов психологической защиты - регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица. Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: "посвящённых" и "нечистых". На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления "или-или". Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности. [Дмитриева, 1999, с.16].

Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т. п.). В секте данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются, как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третий глаз) и т. п.

Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения. [Кондратьев, 1999, с.41].

Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе. [Кривельская,1999,с.112-114].

В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных. [Дмитриева, 1999, с.35-36].

Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение - совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм. [Хассен, 2001, с.51-52с.].

С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. [Бассин,1969,с.118-126]. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: "Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо". Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями. [Хассен,2000,с. 82с.].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.