скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ

Обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативу государства в организации государственной, муниципальной системы образования, в определении содержания этого образования, недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы.

Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.

Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание не предусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желанию детей, их родителей или опекунов вне светской школы.

Светской школе противостоят религиозная (церковно­приходская) и антирелигиозная школы.

Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системы образования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядке обучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основам гражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местности такая школа была первым и часто единственным учебным заведением.

Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российской истории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихся атеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этой задаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что не только исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но и сужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся.

 

2. Конституционно-правовая база религиоведческого

и религиозного образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях

Российской Федерации

Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числе религиоведческого и религиозного, создается и поддерживается Конституцией РФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и Правительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в его оптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации, соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральными органами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями. Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести и религиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждого человека и гражданина.

Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить и проанализировать в рамках следующих трех групп:

1)   международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня;

2)   законодательные акты субъектов Федерации;

3)   ведомственные, межведомственные правовые акты.

2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях

В 90-е годы XX века в России была проведена беспри­мерная работа по пересмотру вероисповедной политики государства, приведению ее правовых основ в соответствие с нормами междуна­родного права. В настоящее время в пакет документов, составляющих конституционно-правовую базу образования в государственных и муниципальных учреждениях, включены такие документы.

«Всеобщая декларация прав человека» (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).

Статья 26 декларации  предусматривает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»1.

 «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (принят и открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, вступил в силу в 1976 году). Этот документ устанавливает: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или учрежден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание

_______________________________________________________________________

1. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сб. правовых актов с комментариями. - М., 1996.

своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (статья  13).

Практически те же требования предъявляются «Международ­ным пактом о гражданских и политических правах» (принят в 1966 г. и действует с 1976 г.), а также «Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (провозглашена 25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

В статье 5 Декларации записано:

1.    Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок.

2.       Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его или родителей, или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

3.       Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии  или убеждений. Он должен  воспитываться  в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

4.    Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию 2.

Последний пункт представляется особенно актуальным для современных условий активизации религиозных объединений западного и восточного типов с их практикой медитации и прочих психологических техник.

_______________________________________________________________________

2. Там же.

«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята 14 декабря I960 года).  Статья 5 Конвенции предусматривает:

 Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что:

1)         образование должно быть направлено на полное развитие
человеческой личности и на большее уважение прав человека и
основных свобод; оно должно содействовать  взаимопониманию,
терпимости и дружбе между народами и всеми расовыми и
религиозными группами, а также развитию деятельности Организации
Объединенных Наций по поддержанию мира;

2)         родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны
должны иметь возможность... обеспечить религиозное и моральное
воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями,
никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не
следует  навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их
убеждениями 3.

В статье 2 «Конвенции о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 года) устанавливается, что подписавшие ее государства «уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения».

Другие ее статьи содержат следующие требования:

1.    «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2.    Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свободы других лиц».

__________________________________________________________________________

3. Там же.

1.     «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

2.    Такая защита и помощь должны учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

1.     «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»4.

Таким образом, в названных международных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедание, на получение образования, пользование ценностями культуры вне зависимости от отношения к религии. В каждом из международных соглашений предусмотрено отсутствие

ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии и убеждений, кроме тех, которые фиксируются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественном законодательстве.

Так, в статье 14 Конституции РФ записано:

1.       Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может   устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2.       Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом 5.

__________________________________________________________________________________

4. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы: (В извлечениях). - М., 1996.

5. Там же.

Это означает, что в светском государстве:

а) признается приоритет науки;

б) не отдается предпочтения ни одному из вероучений в сфере внутренней и внешней политики, прежде всего в духовной жизни собственного народа.

Но это теоретически. На практике же нарушение указанных правил наблюдается довольно часто. И дело тут не только в публичном участии государственных деятелей высокого ранга в богослужениях, но и в объявлении

государственными праздников (в том числе с отменой учебных занятий в школах, вузах) какой-то одной конфессии в ущерб другим. Подобные примеры свидетельствуют о забвении многонационального и многоконфессионального характера Российского государства и соответствующих положений Конституции страны.

В Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (принят 25 октября 1990 года) дано наиболее развернутое толкование взаимоотношений конфессий и школы. Это единственный законодательный акт, в котором есть хотя бы описательное представление о сути светского характера образования в государственной и муниципальной школе.

В статье 9 говорится:

«Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспита­тельных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях.

Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, имеет право на свободу мысли, совести и религии. Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору» 6.

Здесь, имеет смысл обратить внимание на двусмысленность, в лучшем случае - неточность, допущенную законодателями: они неправомерно поставили знак равенства между религиозным и нравственным воспитанием, что совершенно

неправомерно.

Так, в Законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 года) зафиксирован запрет создавать и организовывать деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием.

Принципы государственной политики в области образования определены с учетом светского характера образования, а это значит, что государственные и муниципальные учебные заведения не должны формировать какое-либо отношение к религии. Содержание образования, говорится в данном Законе, должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

Эти же положения повторены были в Законе РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной думой 12 июня 1995 года и Советом Федерации 5 января 1996 года).

Его статья 14. 2 предусматривает, что содержание образования должно обеспечить:

ü  Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

ü  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

ü  интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

___________________________________________________________________________

6. Там же

ü  воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Статья 14.4 предусматривает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Статья 50.4 гласит, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Она же фиксирует правовое равенство выпускников образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовых форм этих учреждений, при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

Наконец, регулирование вопросов религиоведческого образования в общеобразовательной и специальной школе предусмотрено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятым 26 сентября 1997 года 7.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.