скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Гадание

Традиционная астромантия постепенно была вытеснена астрологией. В настоящее время астрология подразделяется на западную (классическую) и восточную. Западная астрология подразумевает под собой составление гороскопов на основе строго научных вычислений о движении Солнца и планет солнечной системы относительно друг друга и 12 знаков Зодиака. Также принимается на рассмотрение расположение    лунных узлов (два пересечения орбиты Луны с плоскостью эклиптики), а также два гипотетических небесных тела - так называемая «черная» Луна - Лилит - и «белая» - Лулу. Есть несколько разновидностей гороскопов - натальный (составляемый на момент рождения), транзитный (на конкретный день) и синастрический (совместный, «любовный») и другие. Главную роль при составлении гороскопов отводят Солнцу (закрепляет индивидуальность человека), Луне (указывает на его личность), Асценденту (внутренние задатки и мир эмоций), Мередиану (возможные достижения) и рассчитываемой по положению других планет величине - Парс Фортунэ (сфера успехов и доходов).

Восточная астрология основана на 12-летнем цикле, в котором каждый год символизируют определенные животные. Это мышь (крыса), вол (бык, буйвол, корова), тигр, кролик (заяц, кот), дракон, змея, лошадь, коза (овца), обезьяна, петух, собака, кабан (свинья) . Согласно преданию, когда Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати, они пришли к нему именно в таком порядке. А в награду получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.

В восточной астрологии властвуют пять специфических принципов: Лунный год (выявляет 12 архетипов человека), время года (5 специфических типов души человека, связано с временем рождения и соответствует одной из пяти стихий: «дерево», «огонь», «земля», «вода» и «металл»), двойная неделя, день и час. Последние три определяют личность конкретного человека, его душевные качества.

Роль гадания в социальном процессе

Постоянная действенность ритуальных символов

Если сравнить, то обнаружатся замечательные сходства между символами, используемыми в ритуале во всех районах Африки южнее Сахары, несмотря на различия в космополитических тонкостях.

Одни и те же идеи, аналогии и способы ассоциации лежат в основе формирования символа и обращения с ним — от реки Сенегал до мыса Доброй Надежды. Одни и те же представления о силах господствуют в королевствах и пастушеских племенах.

Являются ли эти наборы сходных символов единицами сложных порядков или обломками некогда распространенных единств, символы остаются чрезвычайно живучими, а темы, которые они выражают и воплощают, — крепко укоренившимися. Возможно, это происходит потому, что они возникли внутри того экологического и социального опыта, который до сих пор господствует во многих регионах континента. Поскольку они так живучи - и поскольку происходит постоянный приток и отток людей между деревней и городом, то неудивительно, что большая доля образности в произведениях современных африканских романистов и в риторике политических деятелей заимствована из ритуальной символики, в которой она черпает силу для контролирования и направления эмоций.

Гадание и его символика

Чтобы адекватно объяснить значение ритуальных символов, следует вначале учесть те виды обстоятельств, которые порождают ритуальные исполнения, поскольку эти обстоятельства, по всей вероятности, решают, какой из ритуалов будет исполняться, а цели Ритуала во многом определяют значение используемых в нем символов. Я ограничусь здесь лишь кратким резюме о роли гадания в социальном процессе с тем, чтобы отделить его символику от символики ритуалов жизненных переломов и бедствий.

У гадания есть определенная близость с правовым процессом, поскольку оно жизненно связано с обычаями и интересами людей в сложных социальных ситуациях. Но оно также подготавливает почву для более жесткой стандартизации процессов восстанови тельного ритуала. Именно эта медиативная функция определяет познавательные свойства его символики, а также ее гибкость. K. Герц утверждает, что «социологические и культурные процессы должны рассматриваться на равных — ни один из лидеров не является простым отражением, зеркальным образом другого» т кой подход подразумевает аналитическое различие между культурными и социологическими аспектами человеческой жизни, которые следует рассматривать как независимые переменные, но взаимозависимые факторы: «Разделенные лишь концептуально, культура и социальная структура затем обнаруживают способность к многочисленным способам интеграции друг с другом, из которых простой изоморфный способ — лишь предельный случай, возможный только в тех обществах, которые были стабильны на протяжении столь долгого периода, что становится возможной тесная притирка социальных и культурных аспектов». По Герцу, культура — это «текстура значений, в понятиях которой человеческие существа истолковывают свой опыт и направляют свои действия». Социальная структура, по его мнению, — это форма, которую принимает действие, актуально существующая сеть социальных отношений. Я согласен с этой формулировкой, учитывающей социальное действие как в его значении для тех, кто это действие совершает, так и в его участии в функционировании некоторой социальной системы<...>. Эти два порядка неидентичны, и, как говорит Герц, определенная форма, которую принимает один из них, не предопределяет непосредственно форму другого»: между ними может быть несоответствие, даже напряжение в определенных ситуациях, в особенности в тех, которые характеризуются быстрыми социальными переменами. Гадание и восстановительный ритуал — стадии единого процесса, который в первую очередь чувствителен к переменам, особенно к обрывам в сети существующих социальных отношений. Поскольку они «по природе» так близко связаны с микроисторией современных групп и личностей, их следует теоретически рассматривать в тесном единстве. С другой стороны, ритуал жизненных переломов меньше реагирует на непосредственные социальные требования и давление, поскольку он сцеплен с жизненными циклами индивидов и, стало быть, при творческом подходе антрополог имеет полное право начинать с анализа культурной структуры этих обрядов. У последней есть много общего с социальной структурой, но это — общее с теми социальными упорядоченностями, которые глубоко укоренены в обычае, а не с теми, которые являются продуктом временного столкновения экономических и политических интересов<...>. Определяя подходящее место и время для проведения обрядов, никогда не прибегают к гаданию.

Среди прочего гадальщик рассматривает свою задачу как практическую задачу выявления причин несчастья или смерти. Эти причины почти всегда «мистичны» и «неэмпиричны» по своему характеру, хотя в них замешаны человеческие желания, стремления и чувства. Гадальщики раскрывают то, что произошло, а не предсказывают будущие события. В противоположность предсказателям у южных банту они редко прорицают или ворожат. Кроме того, они не начинают процесса гадания, а ждут, пока клиенты не обратятся к ним за консультацией. Способы гадания рассматриваются как инструменты обнаружения лжи и раскрытия истины, хотя, поскольку этими инструментами пользуются люди, которым свойственно ошибаться, их вердикты не всегда принимаются без сомнений. Дело в том, что, по верованиям, ведуны обладают чрезвычайной способностью вводить в обман, и даже великие гадальщики укрепляют себя специальными магическими средствами, чтобы противостоять хитростям и иллюзиям, насылаемым тайными антагонистами гадальщиков с целью провести их. Одно из таких средств применяется на первой стадии консультации. На расстоянии полумили от деревни гадальщики в буше расчищают площадку. В землю забивают два столба, а третий кладут на них, в результате чего образуется подобие ворот. Сверху кладут три подушечки, похожие на те, что носят женщины на голове, подкладывая под тяжелую поклажу. Эти подушечки делаются из особого вида травы под названием kaswamang'wadyi. Этимологически это слово происходит от kaswama (прятать) и ng'wadyi (франклин с голой шеей) — птица типа куропатки (ценимая как пища), которая любит прятаться в этой длинной тонкой траве. В охотничьих культах эту траву используют как символ желаемой невидимости охотника, когда он подкрадывается к дичи. Здесь она символизирует попытки ведуна скрыть от гадальщика жизненные силы.

Переводя текст, полученный от гадальщика и объясняющий значение подушечки: «Подушечка — знак для гадальщика> чтобы он ничего не забывал, потому что он должен обо всем 3Нать. Ведун или колдун может прибегнуть к магическому средству> чтобы обмануть гадальщика или что-нибудь скрыть от него. Подушечка — магическое средство, чтобы помешать этому, поскольку она поддерживает бдительность гадальщика, служит ему напоминанием. Трава в ней скручена, подобно попыткам ввести в заблуждение. Под рамой из трех балок должны пройти клиенты гадальщика, которые невольно могли стать прибежищем для колдовских сил.

Тема, господствующая в ритуале ндембу, — «вынесение на ев того, что сокрыто или неведомо». У этой вариации есть особый смысл: «выявление обмана и тайной злобы». Основная тема «обнаружения скрытого» присутствует во всех культах, предназначенных для излечения людей, которых «духи предков» поразили болезнями, расстройствами воспроизводящей сферы или невезением на охоте. Исцеление — прежде всего процесс того, что ндембу называют «сделать известным и видимым», хотя и в символическом облачении: неизвестное и невидимое — агенты бедствия. Исцеления можно достичь разными способами. Один из них состоит в упоминании имени «духа» («тени») в молитве и заклинании. По верованиям, дух гневается, если его забывают, — и не только сама жертва, но и многие другие родственники. Дух поражает своего живущего родственника, иногда — нанося удар его личным способностям, иногда — его способностям как представителя родовой группы. Если же, однако, предка упоминают и, стало быть, о нем вспоминает много людей, он перестает навлекать бедствия и впредь будет благоволить к своей жертве, которая становится как бы живым памятником ему.

Когда гадальщик сталкивается с ведовством, он пытается выявить тайное коварство и злоумышление, чтобы установить личность и мотивы колдунов и ведунов. Цель во многом определяет символику гадания. Оставляя в стороне личную проницательность гадальщика, символы, которыми он пользуется, демонстрируют, что именно ндембу считают стереотипами предательского и злокозненного поведения. У ндембу есть много типов гадания. Здесь меня занимает лишь один, поскольку он наиболее ярко проявляет стереотипизацию скрытой злобы, как и ряд других свойств символики гадания. Ндембу называют это «гаданием, посредством встряхивания или подбрасывания (предметов в корзине)». У гадальщика в круглой корзине с крышкой находится около двадцати-тридцати предметов разных форм, размеров и цветов. Во время гадания он кладет эти предметы в круглую открытую корзину... Эти предметы встряхиваются и подбрасываются, так что они образуют кучу в дальнем краю корзины. Гадальщик исследует три или четыре верхних предмета — по отдельности, в сочетании и по их относительному месту (высоте) в куче. Прежде чем начать подбрасывание он задает своему аппарату (корзине) вопрос. Затем он трижды совершает подбрасывание, после каждого раза перекладывая несколько верхних предметов в низ кучи, прежде чем начать новое сбрасывание. После третьего подбрасывания он задаст своим консультантам вопрос, который был задан ему самому, как утверждают ндембу, посредством расположения предметов в корзине, если один и тот же предмет три раза подряд оказывается наверху, то одно из его различных значений признается несомненной частью ответа, который ищет гадальщик. Если определенная комбинация, определенным образом составленная, повторяется трижды, то гадальщик располагает уже большей частью искомого ответа. Личное искусство гадальщика заключается в том, каким образом он приспосабливает свое общее истолкование предметов к данным обстоятельствам. Потому что он обычно имеет дело с группой родственников, которые желают установить, какой именно предок, колдун или ведун навлекает болезнь или несчастье на их родича. Ндембу полагают, что колдуны или ведуны могут находиться в самой этой группе. В действительности, как это хорошо известно гадальщику, группа часто состоит из соперничающих фракций, одна из которых может извлечь выгоду из смерти больного, если он обладает хорошей должностью или состоянием. Гадальщик должен предусмотрительно оценить соотношение сил между соперничающими фракциями и присутствующими на судебном разбирательстве. Если это не удавалось и он выносил непопулярный приговор, то ему самому начинала угрожать опасность.

Сама веятельная корзина символизирует отсеивание правды от лжи. Полагают, что гадальщик одержим духом гадальшика-предка, в определенном проявлении известном как Kayong'a. О нем говорят также, как о «человекоубийце», поскольку в результате прорицательского решения могут быть умерщвлены люди. Этот дух Kayong'a заставляет гадальщика дрожать и тем самым трясти корзину. Прежде чем стать гадальщиком, неофит должен быть поражен этих духом, который вызывает у него прерывистое, как у астматика, дыхание и заставляет сильно дрожать, когда его обмывают магическими снадобьями. Новичка лечит культовая группа во главе со знаменитым гадальщиком. Многие из символов ритуала (посвящения) обозначают «проницательность», «остроту», которую должен выказать гадальщик. Это, например, иглы и бритвы, которые вкалывают в сердце жертвенного петуха или козла. Говорят, что когда прорицатель дрожит и тяжело дышит, он ощущает уколы иглы, которая сама по себе символизирует дух Kayong'a, в своих сердце и печени. После того, как его вылечивают, гадальщик поступает в ученики к признанному гадальщику, который разъясняет ему значение предметов в корзине. Признанный гадальщик подбадривает новичка, понуждая гадать самостоятельно, критически анализирует его действия и передает ему собственного снаряжения. У меня есть сведения о двадцати восьми гадательных предметах, символах, которые охватывают в по ном объеме их значений всю печальную историю несчастья, утраты и смерти в жизни ндембу, а также низкие, себялюбивые, мстительные мотивы, вызывающие, по верованиям, эти бедствия.

Гадальщик осознает, что прежде всего он действует не от своего собственного имени, а от имени своего общества. Во время гадания физиологические стимулы, возбуждаемые барабанным боем и пением, использование архаических вопросно-ответных формул и сосредоточение, которого требует гадательная техника, - все это уводит гадальщика от его собственного «я» и усиливает его интуитивное сознание: это человек призвания. Он также соизмеряет свое поведение с идеалами. Как мы видели, символы, которыми он манипулирует, частично обязаны своим значением высокой оценке таких качеств как откровенность, честность и правдивость. Одна из его общепризнанных целей — сделать известным и понятным в сознании ндембу то, что неизвестно и непонятно. Его задача оттесняется предположением, что, пока люди не откроют «перед взором общественности» свою затаенную злобу и ненависть, это чувство будет терзать и отравлять жизнь группы. Тени (духи умерших) поражают живущих несчастьями, чтобы, пока не поздно, обратить на эти скрытые силы пристальное внимание выведенных из равновесия членов групп. Тогда гадальщик может рекомендовать обратиться к культовой ассоциации для исполнения ритуала, который не только излечит данного пациента, но и восстановит равновесие в группе. Однако там, где враждебность приобрела глубокий и разъедающий характер, она ассоциируется с летальной силой ведовства. Злобный человек сам по себе становится социальной язвой. В этом случае нет нужды пытаться исцелить себялюбивого и завистливого колдуна или ведуна. Он должен быть изгнан, вырван с корнем из группы, чего бы это ни стоило тем его родственникам, которые любят его и зависят от него. Я рад, что по крайней мере некоторые гадальщики убеждены, будто они выполняют гражданский долг без страха и без пристрастности. Это серьезнейшая ответственность — быть одержимым тенью Kayong'a и стать гадальщиком, поскольку с этих пор человек принадлежит себе не полностью. Он принадлежит обществу, причем обществу в целом, а не той или иной из его подгрупп.

Система значений собственного ритуального символа вытекает из неких глубоких и универсальных человеческих нужд и побуждений, и, в то же время, из универсальной человеческой нормы, контролирующей эти побуждения. С другой стороны, гадательный символ помогает гадальщику решить, что верно и что — неверно, восстановить невиновность или вину в ситуациях несчастья. Его роль - где-то между ролями судьи и ритуального эксперта. Однако в то время судья доискивается сознательных мотивов, гадальщик зачастую пытается обнаружить бессознательные импульсы антисоциального поведения. Для этого он столько же пользуется интуицией, сколько разумом. Он «нащупывает» стрессы и болевые точки в отношениях, используя свои конфигурации символических предметов, помогающих ему сосредоточиться на выяснении трудностей в конфигурациях реальных людей и отношений. Как он, так и эти люди руководствуются аксиоматическими нормами общества ндембу. Таким образом, символы, которыми он пользуется не просто экономные средства для целей референции, т.е. «знаки», но они обладают также определенными «подсознательными» качествами собственно ритуальных символов. С их помощью он может сказать, например, что тень «навлекла болезнь на свою внучку, поскольку люди такой-то деревни плохо живут друг с другом», или что «человек убил своего брата посредством колдовства, так как хотел стать главой семьи». С их помощью он может предписать меры лечебного ритуала. Однако он не может поставить эмпирическим причинам социального «раздора» иной диагноз, кроме болезни и смерти. Социальные значения и контроль гадальщика ограничены суперсознательными социальными и нравственными силами, а также бессознательными биофизическими силами. И тем не менее гадальные символы столько же близки к «знакам», сколько к юнговским символам, чреватым неизвестным значением.

Гадание как фаза в социальном процессе

Гадание — это фаза в социальном процессе, которая начинается смертью или болезнью человека, или нарушениями в воспроизводящей сфере, или же неудачей на охоте. Неофициальное или официальное обсуждение в среде родственников или локальной группе жертвы приводит к решению проконсультироваться с гадальщиком. Такая консультация, или сеанс, на котором присутствуют родственники жертвы и/или соседи, — центральный эпизод - за ним следует лечебное действие согласно вердикту гадальщика, которое может состоять из уничтожения или изгнания колдуна или из исполнения культовыми специалистами ритуала для

Смерть, болезнь и неудача обычно приписываются напряженностям, возникающим в локальных родственных группах и выражающимся либо в личной злобе, подкрепленной мистической силой колдовства или ведовства, либо в верованиях в карательных действия духов предков. Гадальщик пытается вытянуть из своих клиентов ответы, которые предоставили бы ему ключи к текущим напряженностям в их родственных группах. Таким образом, гадание становится формой социального анализа, в ходе которого скрытые конфликты проявляются так, что их можно преодолеть посредством традиционных и институализированных процедур, в свете этой функции гадания как механизма социального восстановления следует рассматривать и символику гадания, и социальную композицию его консультативных собраний, и процедуры его дознаний.

Мы всегда должны помнить, что стандарты, с которыми соотносятся социальная гармония и дисгармония, принадлежат культуре ндембу, а не западным общественным наукам. Они принадлежат обществу, которое, обладая лишь рудиментарной техникой и ограниченными эмпирическими знаниями и возможностями, соответственно обладает низким уровнем контроля над материальной средой. Это общество, в высшей степени уязвимое для стихийных бедствий — болезней, детской смертности и периодического голода. Кроме того, его этическими критериями являются критерии общины, состоящей из небольших групп близких родственников, объединенных общим местом жительства. Поскольку родство обязывает к совместному проживанию и предоставляет права передачи должности и наследования имущества, то основные проблемы общества ндембу заключаются в поддержании добрых отношений между родственниками и в сглаживании конкуренции и соперничества между ними. Кроме того, поскольку люди несовместимых характеров и темпераментов зачастую обречены на ежедневное общение нормами родства, обязывающими их уважать и поддерживать друг друга, то развивающейся между ними враждебности запрещено прямое выражение. Затаенная злоба, по мнению ндембу, разгорается и растет. В понятии культуры ндембу эта злоба ассоциируется с мистической силой колдовства/ведовства. Сами ндембу считают зависть, злобу, высокомерие, гневливость, жадность и склонность к воровству причинами разлада в жизни группы. Тем не менее подобные симптомы нарушения человеке кой природы вытекают из специфической социальной структур В своих попытках сгладить пагубные последствия этих «смертных грехов» в социальной жизни ндембу приводят в действие институализированные механизмы восстановления, специально ценные для поддержания данной социальной структуры. Гадание - один из этих механизмов.

Прежде всего гадальщик четко знает, что он проводит расследование в рамках социального контекста специфического типа. Вначале он определяет район размещения верховного вождя, затем - подчиненных вождей, затем окрестные деревни и, наконец, родню жертвы. У каждой из этих политических единиц есть свои собственные социальные характеристики, свои деления на фракции, свои внутридеревенские соперничества, свои выдающиеся личности, свои скученные и рассеянные группы родственников, каждая из которых обладает историей расселения или миграции. Опытный гадальщик окажется знаком с состоянием в данный момент местных политических систем из предыдущих консультаций из весьма информативных рассказов прохожих... Ко времени окончания расследования у него есть полная картина нынешней структуры деревни и положения, занимаемого в ней жертвой и теми, кто пришел на консультацию.

...Гадальщики научились на опыте — своем собственном и опыте общества, которые объединены в гадательной процедуре и символике, сводить данную социальную систему к нескольким основным принципам и факторам и жонглировать ими до тех пор, пока они не придут к решению, согласующемуся со взглядами большинства клиентов на любой консультации. Они руководствуются, однако, не объективным анализом социальной структуры, а скорее интуитивным ощущением того, что справедливо и достойно как с точки зрения нравственных ценностей ндембу, так и в этическом кодексе, который мог бы быть признан всеми человеческими группами.

Подобно тому как в своих правовых процессах африканцы оперируют универсально признанным понятием «здравомыслящего человека», или «человека здравого смысла», точно так же они в своих гадательных процессах оперируют универсально признанным понятием «хорошего человека», или «нравственного человека». Это человек, который не испытывает злобы, зависти, высокомерия, гнева, алчности, скупости, жадности и т.д. и который блюдет свои Родственные обязанности. Это открытый человек, у него «белая Печень», ему нечего и не от кого скрывать что-либо, он не бранит своих родичей, уважает и помнит предков. Гадальщик ищет колдунов и ведунов среди тех. кого клиенты склонны считать «жуликоватыми»...

«Хороший» для ндембу — это открытый, публичный, нескрытый, искренний. О человеке говорят, что он «хороший», когда он выполняет свои обязанности «от печени», а не из расчета в показной и внешней вежливостью, под которой скрывается злой человек. Человек плох, когда обнаруживается явное противоречие между его общественным поведением и частными мыслями и чувствами. Первое внешне корректно, однако под ним скрываются злоба и зависть. Итак, лицемер - подлинный грешник. Мы находим в корзине гадальщика изображение плачущего лицемера, намекающее на двурушничество «плохих» людей, т.е. ведунов и колдунов.

Итак, гадальщик должен принимать в расчет как специфическую социальную структуру ндембу, так и набор их нравственных ценностей и норм. Оба эти референта представлены в символике гадания. Символы гадания — мнемонические, они напоминают об определенных общих рубриках культуры ндембу, помогающих гадальщику классифицировать специфические образцы поведения, с которыми он сталкивается. Гадальщики понимают, что огромное число имен ндембу можно расклассифицировать по относительно небольшому числу рубрик — «вода», «копытные животные», «вождество» и т.д. — и, подобно тому, как это происходит в английской игре «двадцать вопросов», гадальщики могут быстро продвинуться от общего к частному. В обществе, не отличающемся специальными наклонностями к абстрактному мышлению, способность к этому гадальщика должна казаться почти чудом. Назвав имя покойного, гадальщик завоевывает доверие своей аудитории до такой степени, что может без труда добыть ключевую информацию. Иными словами, логик воспринимается как волшебник.

В заключение можно сказать, что гадальщик занимает центральное положение в определенных областях социальных и культурных отношений. Он действует как механизм восстановления и социального урегулирования в локальных родственных группах, поскольку он локализует районы и точки напряжения в локальных структурах. Кроме того, он реабилитирует или обвиняет членов этих групп, исходя из системы моральных норм. Поскольку он действует в эмоционально нагруженных ситуациях, эти нормы заново подтверждаются запоминающимся, поражающим воображение способом. Поэтому о гадальщике можно сказать, что он играет жизненно важную роль в поддержании нравственности племени. Нравственный закон лучше всего осознается через его нарушение. Наконец, роль гадальщика — центральная и в системе ритуалов бедствия и антиведовских/антиколдовских ритуалов, так как он решает, какой из ритуалов должен быть исполнен в данном случае, определяет время его исполнения, а иногда - и кто должен его исполнять. Поскольку с гадальщиками консультирует многих случаях, ясно, что их роль как хранителей племенной морали и восстановителей нарушенных социальных отношений — как структурных, так и случайных, - жизненно необходима для Общества без централизованных политических институтов.

Заключение

«Ежедневно меняется мода, но пока стоит белый свет, у цыганки со  старой колодой хоть один да найдется клиент...» Гадания вечны. Они неподвластны ни старению, ни утере актуальности, ни забытию. С развитием компьютерных технологий они, безусловно, примут более простые для обывателя формы. Датчик случайных чисел заменит подбрасывание монеты, компьютерные программы - бумажные карты. Но, может и в этом что-то есть?

Литература:

1.    Бейнс Дж., Вронский С. Судьба на ступенях золотого Таро. - М.: Издательство «Луч», 1985 г.

2.    Вронский С. А. Астрология о браке и совместимости. - Кишинев: «LOGOS», 1993г.

3.    Сафронов Д.Е. Карманная энциклопедия гадания. - М.: ТОО «Дюна», ТОО «Дельфин», 1993 г.

4.    Шестопалов С.В. Кармическая астрология. - Санкт-Петербургская Астрологическая Академия, 1995 г.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.