скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Темпорализм

Курсовая работа: Темпорализм

Макс Шац-Анин

Опыт философии еврейской культуры 

Предисловия

Макс Урьевич Шац-Анин (1885—1975)

Макс Шац-Анин (Макс Анин – один из его литературных псевдонимов) —профессор-юрист, видный деятель еврейского рабочего движения и культуры, публицист, историк, философ, литературовед, педагог. Он родился 22 июня 1885 года во Фридрихштадте Курляндской губернии России (ныне Яунелгава в Латвии) в многодетной еврейской семье. Его отец был аптекарем, избирался в городские гласные. 

Окончив Митавскую (Елгавскую) гимназию, Макс Шац поступил на юридический факультет Петербургского университета, но уже в 1906 году за участие в студенческих беспорядках и издание брошюры «Кому нужны погромы?» был арестован и выдворен за пределы Российской империи. Находясь в эмиграции, он продолжил образование в Бернском университете, который окончил в 1908 году и защитил докторскую диссертацию на тему «Национальные проблемы современности», которая в 1910 году была издана в Риге. Жил в Париже, Берлине и Вене, а в 1911 году возвратился из эмиграции в Россию. 

Макс Шац с юности был увлечен идеями гуманизма, социализма и национального равноправия. В осуществлении этих идеалов он видел разрешение трагических проблем еврейской диаспоры, особенно еврейской бедноты, страдавшей от погромов и унижений. Эта тема стала лейтмотивом всей его жизни и творчества. В 1905 – 1918 годах М.У. Шац-Анин – один из лидеров партии социалистов-сионистов, затем еврейских социалистов-территориалистов, впоследствии Объединенной еврейской социалистической рабочей партии. Является редактором периодических изданий этих партий. В годы Первой мировой войны в Риге, а затем в Петрограде Макс Шац работает в организациях по оказанию помощи беженцам. Еврейская социалистическая партия, к которой примкнул еще в студенческие годы Макс Шац-Анин, некоторое время обсуждала вариант заселения евреями Уганды и других малонаселенных регионов земного шара, а затем, следуя своей социалистической ориентации, увлеклась революционными событиями в России. В марте 1917 года Шац-Анин избирается в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Однако Объединенная еврейская социалистическая рабочая партии (ОЕСРП) выступила против захвата власти большевиками, и в Киеве даже участвовала в деятельности антибольшевистской украинской Центральной Рады, членом которой в 1918 году стал Макс Шац. 

В конце 1919 года он вернулся в Латвию, где советская власть к тому времени уже пала. Стал основателем и руководителем ряда культурных организаций и печатных изданий для еврейских рабочих. Руководит просветительским обществом «Арбетергейм», является ректором и лектором Еврейского народного университета в Риге, одним из руководителей общества «Культурлига». Множество публикаций М.У.Шац-Анина тех лет в различных периодических изданиях России, Западной Европы и Америки посвящены поискам разрешения еврейского вопроса, «продуктивизации» евреев – вовлечению их в промышленное и сельскохозяйственное производство своей собственной страны. Социальному аспекту истории евреев посвящены его монографии «Национальное освобождение и социалистические партии» (1906), «Пути еврейского пролетариата» (1918), «Евреи-социалисты с 1848 по 1917» (1919), «Социальная оппозиция в истории евреев» (1927), «Общественное движение у евреев до 1917 года» (1930). Особое место в его творчестве занимало исследование еврейской культуры во взаимодействии с мировой культурой, философские аспекты этой темы. Это – монографии «Темпорализм.» (1919), «От пространства к времени» (1921), «Революция, как психологический процесс» (1923), а также публикации в периодической печати Латвии и за ее пределами. 

Имя Макса Анина - писателя и известного деятеля еврейского рабочего движения упоминается уже в 1928 году в «Энциклопедии Иудаика» (на немецком языке) в разделе «Еврейство в истории и современности». (Reisen, Lexicon 1926. I.Sch.ENCYCLOPEDIA JUDAICA Вторая полоса Akademien-Apostasie Verlag Eschkol A.-G./ Berlin, [1928]. Автор статьи: доктор I.Schipper, Варшава, с.854) 

В 1921 году в Латвии Макс Шац-Анин был арестован за активное участие в левом профсоюзном движении, и в тюрьме, где он провел несколько месяцев, ослеп на один глаз, а в 1928 году в возрасте 43 лет полностью утратил зрение. Тем не менее, он продолжал активную, полноценную профессиональную и творческую деятельность. Широко образованный, он был просветителем - правоведом, историком, философом, знатоком культуры. Литературная, преподавательская и общественная деятельность Макса Шац-Анина была широко известна в кругах еврейской интеллигенции Латвии и за рубежом. В 1937 году он участвовал во Всемирном антифашистском конгрессе еврейской культуры в Париже, был избран вице-председателем конгресса, выступил с докладом. 

В 1940 году установление советской власти в Латвии привело к полному обрыву его основной тематики – истории еврейского народа, ее философского осмысления. Все это оказалось под запретом, и он вынужден был полностью переключиться на литературоведение лекционную и преподавательскую деятельность, сохраняя при этом присущую ему героико-романтическую тональность. 

В период Второй мировой войны, находясь в советском тылу, он занимался научной и преподавательской деятельностью, был членом Еврейского антифашистского комитета, сотрудничал в газете " Эйникайт", его статьи через Совинформбюро направлялись за рубеж, печатались в американском журнале "Идише культур" и др. 

По окончании войны Шац-Анин возвратился в Ригу, продолжал писать, выступать с лекциями. Шац-Анин был одним из инициаторов возрождения еврейской культуры в послевоенной Латвии и в феврале 1953 году был арестован советскими органами госбезопасности по "делу еврейского националистического центра". Одновременно с ним была арестована и его жена. После смерти Сталина они были освобождёны. 

Шац-Анин занимался также вопросами права: с 1914 по 1934 год работал адвокатом, а позднее преподавал в высших юридических учебных заведениях Алма-Аты, Москвы, Риги. Ему было присвоено звание профессора. 

С 1945 года в Латвии Шац-Анин занимается просветительской деятельностью: публикует статьи о еврейской классической, латышской, русской и западноевропейской литературе и музыке, выступает с лекциями, готовит к печати ряд монографий, над которыми трудился многие годы. Основные его неопубликованные труды – « Ритм в природе и обществе», «Путь к человечеству», «Романтизм в жизни и литературе», «Писатели-мыслители о еврейском вопросе», «Толстой и право». Его литературный и личный архив передан на хранение в Национальную библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме. Умер М.У.Шац-Анин в Риге в 1975 году. 

Не потеряли актуальности работы Макса Шац-Анина по истории, философии и культуре еврейского народа: 

"Кому нужны погромы?". Спб., 1905 

"Die Nationalitaten problemen der Gegenwart" ("Национальные проблемы современности"). Riga, 1910 

"Темпорализм. Опыт философии еврейской культуры". Рига, 1919 

"Евреи в Латвии". Рига, 1924 (на идише) 

"Социальная оппозиция в истории евреев". Рига, 1927 

Подробнее о нем и более полную библиографию см.: 

Шац-Марьяш Р. М. "Быль, явь и мечта. Книга об отце". Рига, 1995 

"Макс Шац-Анин: Жизнь. Наследие. Судьба". Материалы науч. конф., Рига, 20 июня 1997 г. Рига, 1998. 

Предлагаемая работа М. Шац-Анина "Темпорализм. Опыт философии еврейской культуры" была опубликована в Риге, в 1919 году.** Больше она не публиковалась, тем не менее, неоднократно подвергалась критике в советской печати, в том числе, известными публицистами того времени И.И. Минцем, М.Б. Митиным, В.В. Большаковым как "философское построение сионистского автора". Теперь эта работа стала библиографической редкостью. 

В данной публикации сохранен текст оригинала, исправлена только орфография в соответствии с современным написанием слов, кроме тех случаев, когда такое исправление могло бы изменить стиль и структуру предложения. В приложении приведена статья профессора Артура Мауриня "Концепция Макса Шац-Анина в современном темпорализме". Статья опубликована в сборнике материалов научной конференции "Макс Шац-Анин. Жизнь, наследие, судьба. Рига, 1998г", посвященной памяти Шац-Анина.

Примечания

* См. "Заметки по еврейской истории" - сетевой журнал еврейской истории, традиции, культуры. Редактор Евгений Беркович: http://berkovich-zametki.com/Nomer26/Zheitk26.htm." № 26 от 25 марта 2003 года: Рута Шац-Марьяш. Арест — фрагмент из книги "Калейдоскоп моей памяти".

** Упоминается в Reisen, Lexikon 1926. Enciklopedia Judaica. Das Judentum in Geschichte und Gegenwart, Zweiter Band, Akademien-Apostasie Verlag Eschkol A.-G./ Berlin,[1928]. Autor:Dr. I. Schipper, Warschau, S.854.  

Абрам Клецкин 

«Если не сейчас, то когда?..» 

В переломные эпохи обостряются не только противоречия в обществе, но и противоречия в сознании людей. Скажем, для абсолютного большинства из нас совершенно ясно, что советская модель социализма провалилась и, по крайней мере, сталинская часть ее истории просто преступна. Но, с другой стороны, почти каждый живший в то время, на определенном этапе своей биографии ощущал себя частью этой модели, а основным декларировавшимся от ее имени идеалам и, в первую очередь, принципу социальной справедливости, если он честный человек, в той или иной степени сочувствует до сих пор. 

Более того, думающий человек, знающий историю и не желающий закрывать глаза на факты, не может не признать, что в своем большинстве люди, в конце прошлого и в начале нынешнего века, принесшие в Российскую империю идеи марксизма, сами пришли к ним отнюдь не из-за каких-то личных обид или чрезмерного честолюбия, поскольку, как правило, с одной стороны, не принадлежали к наиболее обездоленным кругам российского общества, а, с другой стороны, не имели никаких серьезных оснований рассчитывать на скорую победу революции и связанные с этим возможные личные выгоды. Для них это не был вопрос выгоды, для них это был вопрос совести. 

Поэтому ни им самим, ни за них не приходится стыдиться. А то, что их благородные устремления, их готовность к самопожертвованию были бессовестно использованы для осуществления преступных целей, находившихся в прямом и вопиющем противоречии с их убеждениями и идеалами, что они были политически, морально и физически унижены и, за малым исключением, уничтожены, это наша общая беда, наша общая трагедия, последствия которой будут ощущаться еще очень долго. Забыть о них - это не только предательство по отношению к ним, это предательство по отношению к самим себе и к будущему общества, в котором мы живем. 

Вот почему для меня принципиально важен уже сам факт сохранения и почитания памяти светлого и мужественного человека Макса Шац-Анина. 

Дело не только в его произведениях, не только в его жизненной стойкости, в размахе мысли, в качествах человека, общественного деятеля, ученого. Может быть, не менее важна сегодня и наша способность не дать себя ослепить (это, наверное, самое точное слово, когда речь идет о человеке, потерявшем зрение физически, но в полной мере сохранившем его духовно) нынешними идеологическими стереотипами, в соответствии с которыми быть левым если и не преступно, то уж глупо и неприлично, во всяком случае. 

Но ведь, что значит быть левым: просто ставить справедливость выше любых других благ, или, точнее, - считать справедливость основой всех других благ. Но ведь это основное положение Торы, основа всей тысячелетней еврейской традиции. Почему же мы удивляемся, что ни одно по-настоящему левое движение не обходится без еврейского участия? Удивляться надо, встречая еврея среди леваков, среди тех, кто считает, что справедливость может быть установлена насилием, что кто-то может по своему разумению решать, жить другому человеку или нет. Потому что единственный грех, которому, по еврейской традиции, не может быть прощения - это грех убийства. 

Высшее, что еврейская традиция может сказать не о еврее - о человеке, это назвать его - хасидей умот гхаолам, т.е. праведником народов мира. 

Но быть праведником, т.е. придерживаться принципа справедливости, в наше время значит быть демократом. Именно идея справедливости, социальной справедливости определила жизненный выбор таких людей, как Макс Шац-Анин, именно потому они называли себя социал-демократами. 

В современном мире, который мы называем цивилизованным, идет постоянная борьба, постоянный поиск совмещения двух принципов справедливости: справедливости для всех, олицетворяемой демократией, и справедливости для каждого, воплощаемой в принципе свободной конкуренции. Вспомните знаменитый вопрос древнееврейского мудреца Гиллеля: "Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я?" Ведь это, в сущности, и есть основная дилемма современного человечества. 

Ответ Макса Урьевича и таких людей, как он, ответ, который они дали не на словах, а всей своей жизнью: да, надо быть за себя, надо учиться, надо развивать себя как личность, но только для того, чтобы сделать больше для всех. Отвечать за себя - обязанность каждого человека, брать на себя ответственность за других - значит придать своей жизни смысл. Людей, стоящих за себя и готовых ради этого разорвать другому глотку, сегодня сколько угодно. А людей, видящих смысл своей жизни в том, чтобы лучше жить стало всем, как всегда не хватает. 

И потому Макс Шац-Анин и такие, как он, не в прошлом, они в будущем, они те, кого называют людьми на все времена. Помнить о них, значит отнести вопросы Гиллеля к себе, и никогда не забывать, что был у него еще и третий вопрос: "Если не сейчас, то когда?" 

Приложение: Артур Мауринь. "Концепция Макса Шац-Анина в современном темпорализме" 

* * * 

Сумерки богов: Ничто не остановит творческого разрушения. 

Ответственность осознана. Помним все — с первого дня творения. И не забудем в день нового творения. 

Когда мертвое будет похоронено, все оживет. Все — в свете грядущего обновления. 

Нужно думать о том, что не умрет. 

Такого еврейства не было? 

Была возможность его. 

И оно будет. 

* * * 

I. Национальный коэффициент 

Никогда человек не мыслил и не творил, как Робинзон. Истинным творцом, всегда было — общество, коллектив. Выразителем этого творчества являлся индивид, гений. В личности одновременно завершается и предвосхищается коллективное развитие. Прошлое и будущее сосредоточены в гении, как в фокусе. С одной стороны, некий итог исторического опыта коллектива. С другой — суммарное предначертание перспектив грядущего нации, человечества. В этих итогах полнее и ярче всего вырисовывается облик народа. 

Всечеловеческая цивилизация в ее общих восходящих ступенях всегда творилась в лабораториях своеобразных национальных культур. В корне цивилизация представляет собою некоторое алгебраическое обобщение конкретных национальных культур, как бы их общий знаменатель. Сама национальная культура не есть нечто абсолютное, цельное, однородное в себе, являясь равнодействующей многих враждебных друг другу сил. В каждой нации кипит неустанная борьба классов за социальную, политическую и культурную гегемонию. Господствующий в данную эпоху класс накладывает свою печать на национальную культуру. Классы сменяются. Цепь культурного творчества нации не обрывается. Быстрее видоизменяется конкретное "содержание" национальной культуры, медленнее эволюционируют ее "формы". Прочнее и явственнее всего исторические наслоения откладываются в этих культурных "формах", в приемах и методах творчества. Эти формы культурно-исторической кристаллизации создают непрерывность и преемственность национального развития. Среди зигзагов, вносимых борьбою классов за власть и культуру порою как бы теряется единство линии. Но потомок с высоты исторической перспективы ясно видит красную нить культурной преемственности, змеящуюся через века и выявляющую национальный коэффициент истории. 

А когда историческая инициатива переходит к классу пролетариата, призванному уничтожить классовый принцип общественной организации вообще и этим восстановить истинно-творческое единство и цельность нации, этот коэффициент, это основное направление творческих сил нации, намечается все резче, все определеннее. И чем длиннее исторический путь нации, чем богаче ее интеллектуальная мнема, ее коллективная память, тем полнее и ярче выделяется на общем фоне мировой истории ее красная нить. Своеобразная национальная апперцепция является канвой для культурной преемственности, основой высших достижений, гениальных проявлений накопленных коллективом созидательных сил. Выявление и осознание этого своеобразия углубляет и оплодотворяет национальное творчество. Идеологи почившей на лаврах буржуазии выдумали национальную "сверхдушу", отвлеченную от индивидуальной психики и живущую своей непостижимой жизнью. — Национал-метафизики изобрели сверхвременной и надпространственный "народный дух", абсолютный, мистический. 

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.