скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Воспитательная проблематика фольклора

          Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно-бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем:

Календарные события Жанры
Мăнкун — праздник весеннего равноденствия, обряды поминовения мăнкун юррисем
сěрен — очистительный обряд сěрен юррисем
уяв (çинçе) – праздник созревания растительности, хороводы и игры уяв (вăйă) юррисем
Çимěк — летние поминовения (молодежь водит хороводы) çимěк юррисем
утă çийě — сенокос утăçи юррисем
кěрхи сăра — обряды освящения нового урожая кěрхи сăра юррисем, кěреке юррисем
юпа ирттерни—осенние поминки юпа юррисем
улах — зимние посиделки улах юррисем
хěр сăри, кăшарни — зимние праздники молодежи хěр сăри юррисем, кăшарни юррисем

Сурхури, нартукан — праздники в дни зимнего

солнцеворота

сурхури (нартукан) юррисем
Çăварни — проводы зимы, масленица çăварни юррисем

Семейно-бытовой цикл составляют:

События жанры
ача çурални — обряды по случаю рождения ребенка

ача  çуралнă чух каланă

кěвě (юрă)

Колыбельные сăпка юррисем
туй йěркисем — свадебные обряды

туй юррисем, хěр йěрри-

сем, çěнě хăта юррисем

Салтака ăсатни — обряды проводов рекрутов салтак (некрут) юррисем
виле пытарни — похоронные обряды сасă кăларнисем

Подобное рассмотрение жанровых особенностей чувашского фольклора идет параллельно с рассмотрением календарно-обрядовой системы (народный календарь, общинные, семейно-бытовые обряды).

Далее рассмотрим жанры музыкального фольклора с точки зрения функциональности (хотя и выше рассмотренное нами имеет функциональность). Нам представляется удобной для восприятия, как учителями, так и школьниками классификация, предложенная Ю.Д.Кудаковым.

          Коротко охарактеризуем некоторые направления этой классификации.

Трудовые песни возникли в процессе труда. Они задавали нужный ритм в телодвижении работающих в группе людей, помогали повышать результативность труда. Например, песни бурлаков, забойщиков свай состоят из слов как отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают настроение работающих. В песнях тех кто тянет канат, содержатся слова-пожелания, чтобы дело было прибыльно; в песнях тех кто строит мост, желание увидеть мост красивым и крепким, чтобы он радовал и соединял сердца людей. В песнях молотящих хлеб или отбивающих холст, мнущих кудель или валяющих сукно раскрывается трудовой процесс: как выращивается хлеб, ткется полотно, шьется одежда. В этих песнях отражаются мечты и чаяния чуваш.

          Обрядовые песни – песни глубокой древности. Они делятся на две группы: песни обрядов, проводимых ежегодно и песни обрядов, проводимых ежедневно. Эти песни развивались параллельно с обрядами: связаны с землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты суеверием, имели магическое значение, им подчинялись, их проводили, их соблюдали с целью облегчить жизнь. Обрядовые песни позже утратили свое магическое значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились каждый год: рождество, масленица, сэрень (старинный весенний праздник, первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения), троица, девичник стали толчком к появлению обрядовых песен.

          Особое место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания, крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др.

          Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения свадеб и обрядом поминания усопших. В свадебных песнях значительное место у чуваш отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру; процессу венчания, подаркам, благословению и т.д. Например, в благословении, в плаче невесты звучат различные чувства: грусть - тоска, шутки – смех, радость, пожелания крепкого здоровья, советы быть добрыми и трудолюбивыми. Сама свадьба у чуваш – это хорошо поставленная многоактная опера, содержащая искусное исполнение различного содержания народных песен, искрометных танцев, исполняемых в сопровождении различных народных музыкальных инструментов.

          Частушки дружки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей эзоповым (иносказательным) языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды, волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п.

Свадебные песни агитируют играть свадьбу хорошо и весело, подчеркивают большое значение свадебного обряда для молодой семьи, рассказывают о надеждах молодой пары на счастливую жизнь. В песнях поется о том, что молодые должны быть здоровыми, высокими, красивыми, трудолюбивыми. В песне дружки и друзей жениха жених всегда красивый, трудолюбивый, добрый, он мечтает разумно вести хозяйство. В песнях подруг невесты невеста – умелица (“Если возьмется, железо обломает; если ударит ногой, может гору разрушить; из трех зерен сшила рубашку”). В свадебных песнях высмеиваются жених и невеста и жители деревни: жених мечтал о светлой и высокой невесте, а достается ему черненькая. В песнях подруг невесты жених старый и ленивый, неопрятный. Порицали и вдовцов. Есть в свадебных песнях и куплеты, характеризующие невесту неумехой (“Пошла нарвать капустных листьев, а принесла лопух”). Этими озорными и шутливыми песнями народная мудрость учит молодых быть трудолюбивыми, жить в мире и согласии.

          Плач невесты (хÿхлев) – самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или за нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом - матерью, с отчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать.

          В поминальных песнях родственники горюют об усопшем, образно сравнивая явления живой и неживой природы, поют о невозможности возврата покойного родственника к живым (“Не вернуться, алея, как утренняя заря, краснея как ясное солнышко, весело щебеча, как ласточка”).

          Песни о старинном укладе жизни, о социальной несправедливости, частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями. Поэтому в них больше народной философии и чувства красоты, выразившиеся в мечтах о хорошей жизни и счастливом будущем. Среди повседневных обрядовых песен самую большую группу составляют лирические песни застолья, очень красивые, богатые по содержанию и идее. Песни, исполняемые на пирах, - это гимны труду земледельца, размышления о смысле жизни. В них умение ходить за сохой, пахать, сеять считается фундаментом и стержнем жизни, содержится совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи – продолжать это дело.

          Гости славят старых: за то, что долго живут, за то, что трудятся, за то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают молодым мудрое наставление беречь честь рода. Поют о своей мечте вырастить детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство, приглашают к  себе в гости. Такое общение людей между собой помогало им преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить дружно.

          В песнях посиделок (улах) хорошо отражается настроение молодежи. На посиделках молодые девушки и парни рукодельничали (девушки), веселились, смеялись, знакомились. Парень в представлении девушки должен быть хорошо одетым, добрым, красивым. Если парень добрый, то и девушка довольна. Когда девушка в разлуке со своим парнем, то у нее душа горит, она не знает, как унять тоску. Девушкам не нравятся те парни, которые легкомысленно относятся к жизни и любви, неаккуратны и ленивы. Парни тоже ищут себе в подруги красивых девушек, наблюдают за ними на посиделках, мечтают взять их в жены.

Хороводные (игровые) песни очень звучны и мелодичны, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа. В этих песнях молодежь радуется пробуждению природы, приходу красивой весенней поры, наступлению времени праздников. По вечерам девушки выходили на улицу и вызывали специальной песней друзей и подруг на хороводные гуляния и игры.

Таким образом, рассмотренная нами жанровая система и характеристика чувашского музыкального фольклора позволяет увидеть предназначенность его как для детей так и для взрослых. И если взрослый фольклор на уроке музыки и внеклассных праздниках более всего будет предлагаться детям для слушания-восприятия, или знакомства, то детский фольклор (рожденный самими детьми – игры, считалки, и т.д.; созданные для детей) мы будем использовать в музыкально-исполнительской деятельности.


1.3 Чувашский фольклор как педагогический феномен.

Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества [7;11].

Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Гумер Баширов, свою самую яркую звезду, самое дорогое духовное богатство – веками накопленную мудрость. Родные слова, родные песни, родные узоры - это самые яркие звезды чувашского народа, его самое дорогое духовное богатство [5;4].

Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в чувашской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад чувашского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику.

У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность – в тесной связи эстетического воспитания с трудовым. Эстетика, создаваемая в труде, была одним из важнейших средств развития личности.

Содержание эстетического воспитания включает в себя а) развитее способности понимания красоты в окружающей действительности, б) выработку эстетического вкуса, в) привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, г) укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой.

Дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое». Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно.

В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.

Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде [5;14].

Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: пěр пичě хěвел, тепěр пичě — уйах, тилě-тус, yпa-утаман, кашкăр-кашаман, кикирик-автан, çил-урхамах, хура ěне — çěлен хÿре и др.— одна щека — солнце, другая — месяц, лисичка-подруженька, медведь-атаман, волк-кашаман (не перев.), кикирик-петух, ветер-аргамак, черная корова— хвост, как змея и др. Подобные эпитеты способствуют раскрытию эстетических образов героев сказок. В характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п.— врагов и друзей человека — воплощены, разумеется, человеческие характеры, но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок.

 Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях.

У  чуваш есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать «пуçхěрлě» - «перевертыши» («Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др.) и «вěçě-хěррисěр» - «бесконечные», наподобие русских сказок про белого бычка или поповской собаки. Например: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил юпа (памятный столб) и на нем написал: «У одного была умная кошка. Она умерла. Хозяин ее похоронил, на могиле поставил юпа и на нем написал: «У одного была умная кошка...» и т. — до тех пор, пока слушатели смехом и шумом не лишат рассказчика возможности продолжать сказку. Аналогичных сказок много, и мастерство рассказчика состоит в том, чтобы различными вариациями интонации как можно дольше поддерживать интерес к этой сказке, хотя и лишенной смысла. Однако в многообразии сказок различных жанров и подобные сказки приобретают определенное значение как средство эстетического воздействия.

Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей.

Если в младшем возрасте эстетическое воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п.

 Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками.

Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, çěлěке ил» - «Увидишь старого, сними шапку», «Ват çынна хирěç ан кала» - «Не перечь старому человеку».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.