скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Музыка в Советский и постсоветский периоды

Творческие организации. К началу 30-х годов советская литература, музыка и другие искусства достигли внушительных успехов. Огромную организующую роль на этом важном и трудном участке культурного строительства сыграло то, что Коммунистическая партия поддерживала передовых деятелей советского искусства, сплачивала и воспитывала молодые творческие силы, вышедшие из народа, предупреждала их против опасности кружковщины, индивидуализма, подражания моде буржуазного Запада, против пренебрежительного отношения к культурному наследию.

Необычайно интенсивной и противоречивой предстает перед нами общая картина острой идейно-эстетической борьбы различных направлений, творческих организаций и группировок з 20-е годы. Это было время бурного становления нового.

Теперь, в исторической перспективе, мы можем объективно оценить многие явления, отделив все ценное, плодотворно-новаторское от тех крайностей, которые шли под знаком радикального разрыва с традициями прошлого, «новаторства во что бы то ни стало».

Среди творческих организаций молодых музыкантов 20-х годов следует отметить активную деятельность коллектива студентов-композиторов Московской консерватории, возникшего в 1925 году. Душой и организатором этого содружества был высокоталантливый Александр Давиденко; в состав коллектива входили В. Белый, М. Коваль, 3. Левина, Б. Шехтер, Н. Чемберджи, Г. Ли-тинский, Д. Кабалевский, Г. Брук, С. Ряузов, В. Фере, 3. Компанеец и другие. Композиторы «Производственного коллектива» (Проколл), как он тогда назывался, стремились поставить свое творчество на службу социалистическому строительству, особо интенсивно работали над современной темой и создали ряд хоров и сольных песен, получивших широкое признание.

Самыми активными творческими объединениями 20-х годов были АСМ (Ассоциация современной музыки) и РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов).

В составе АСМ и в идейно-эстетических позициях ее членов не было единого направления. Так, крайние представители «со-временничества», ориентируясь на новейшую музыку Запада, отрицали богатейшее классическое наследие, обращение к фольклору, превозносили новейшие урбанистические течения. Влияние «современничества», его крайних тенденций отрицательно сказывалось на части музыкальной молодежи, культивируя аполитичность и академическую замкнутость.

   Другая группа видных музыкальных деятелей, не разделяя ложных установок так называемой «Идеологической платформы АСМ», сочетала активную пропаганду классической музыки с живым интересом к новым явлениям зарубежной музыки XX века и попыткой их осмыслить.

РАПМ много усилий отдавала проблемам оздоровления массового музыкального быта, боролась против влияний плохой музыки (надрывных песен, джаза, фокстрота).

В отношении к классическому наследию был выдвинут критерий созвучности революционной эпохе. Наиболее «созвучными» близкими пролетариату признавались лишь Бетховен и Мусоргский.

Обедненной являлась творческая программа РАПМ, признававшая в первую очередь развитие массовых демократических жанров и отрицавшая многие жанры инструментальной, камерной музыки, что вело к принижению роли профессионального композиторского мастерства. Стиль работы РАПМ зачастую грешил командованием и администрированием вместо воспитания и убеждения. Она явно изжила себя к концу 20-х годов и чем дальше, тем сильнее тормозила развитие советской музыки. Что касается АСМ, то большинство музыкальных деятелей отвернулось от нее, и она распалась в 1929 году, в то время как РАПМ продолжала еще активно действовать.

23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял Постановление «О  перестройке   литературно-художественных организаций». Это постановление имело очень большое и плодотворное значение. Оно сплотило советских писателей, музыкантов, художников вокруг Коммунистической партии. Этим решением были ликвидированы РАПМ и другие аналогичные организации и созданы, на более широкой основе, союзы советских писателей, композиторов, художников. Постановление ЦК оздоровило обстановку в области художественного творчества, положило конец сектантству, кружковой замкнутости и стало идейно-организационным фактором, способствовавшим дальнейшему развитию советского искусства в новой исторической обстановке. Пути музыкального творчества существенно изменились.

1932—1941

В советской музыке после Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», встреченного с горячим одобрением широкими кругами художественной интеллигенции, наступила пора большого подъема.

30-е годы стали новым этапом ее развития. Огромные социалистические преобразования в жизни страны определили и новые задачи музыкального искусства.

Победа социализма превратила нашу Родину из отсталой аграрной страны в могучую индустриально-колхозную социалистическую державу. В борьбе за построение социалистического общества развернулись творческие созидательные силы народа, выросли его духовные запросы.

Перед деятелями литературы и искусства Коммунистическая партия выдвигает в эти годы задачу правдиво отобразить глубочайшие перемены, происходившие в жизни нашей Родины, воплотить в ярких художественных произведениях образы советских людей — строителей социализма.

Успехи литературы и искусства. 30-е годы ознаменовались творческой зрелостью советской литературы и искусства, расцветом подлинно многонациональной культуры.

В золотой фонд литературы вошли «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, романы, повести, рассказы, поэмы, тематика которых подсказана была советской действительностью. Это были темы созидательного труда, преобразующего жизнь и самого человека — строителя социализма («Танкер „Дербент"» Ю. Крымова, «Соть» Л. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева), воспитания нового человека («Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Тимур и его команда» и другие повести А. Гайдара), социалистического переустройства деревни, коллективизации («Поднятая целина» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова, «Страна Муравия» А. Твардовского), героизма советских людей в годы гражданской войны («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Я сын трудового народа» В. Катаева). Видное место заняла в литературе также историческая тематика («Петр Первый» А. Толстого, «Дмитрий Донской» С. Бородина).

Советское киноискусство своими выдающимися фильмами завоевало любовь народа и признание за рубежом. Это — «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Александр Невский». Огромный успех имели музыкальные кинокомедии: «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Вратарь» и другие.

Музыкальное исполнительство. Концертная жизнь. Неизмеримо разнообразнее по репертуару стала концертная жизнь. Начиная с 1933 года периодически проводились всесоюзные конкурсы пианистов, скрипачей, дирижеров, способствовавшие выдвижению одаренной молодежи. Наряду с мастерами старшего поколения выступали в концертах молодые таланты: пианисты — Э. Гнлельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина; скрипачи—Д. Ойстрах, М. Козолупова; виолончелисты—Д. Шафран; дирижеры—Е. Мравинский, К. Иванов, Н. Рахлин.

Блестящие победы советских музыкантов на международных конкурсах завоевали советской исполнительской школе репутацию передовой в мире.

В пропаганде музыкального искусства большую роль сыграли выдающиеся коллективы: Государственный симфонический оркестр СССР, оркестр и хор Всесоюзного радиокомитета, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Ленинградская государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки, Государственный оркестр русских народных инструментов. Плодотворно развивались в эти годы деятельность Ансамбля красноармейской песни и Государственного русского народного хора имени Пятницкого, завоевавших популярность и всенародную любовь.

Возникший еще в 20-х годах, Хор северной песни реорганизуется в 1939 году в крупный исполнительский коллектив—Государственный русский народный хор северной песни под руководством А. Колотиловой.

О высокой культуре камерного исполнительства свидетельствовала деятельность квартетных ансамблей, о которых речь шла выше.

Небывалый до того размах приобрела музыкально-просветительская деятельность радио и филармонии.. Организована целая сеть музыкальных  лакториев; по радио начали проводиться музыкально-образовательные передачи.

                       Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в сентябре 1906 г. в Петербурге. Отец его был инженером-химиком, одним из сотрудников Менделеева, а мать до замужества училась в Петербургской консерватории. Летом 1915 г. Шостакович начал учиться игре на фортепиано. Через пару месяцев Шостакович поступил на фортепианные курсы Гляссера, а на следующий год уже играл сложные вещи Моцарта и Гайдна. Одним из первых произведений Шостаковича была фортепианная пьеса "Солдат". В 1918 г. он начал заниматься у профессора Александры Розановой, а в 1919-м 13-летний вундеркинд поступил в Петроградскую консерваторию сразу на два факультета - композиторский и фортепианный. Одновременно он продолжал учебу в школе. В 1923 г. он сдал выпускные экзамены по классу фортепиано. Его материальное положение постепенно поправлялось.

К 1926 г. он сумел подготовить обширный репертуар и начал выступать с самостоятельной концертной программой, в которую, наряду с чужими, были включены и его собственные произведения. Заканчивая в 1926 г. композиторский факультет, Шостакович представил в качестве выпускной работы свою Первую симфонию.

Шостакович покинул консерваторию в тот момент, когда советское искусство переживало эпоху становления. Большой популярностью пользовался конструктивизм, отличавшийся графичностью, ясными и чеканными ритмами и антилиричностью.

Видными деятелями этого направления в музыке были тогда такие композиторы, как Стравинский, Прокофьев, Мосолов, Берг. Дань этому новому направлению отдал и Шостакович. В 1927 г., к широко отмечавшемуся десятилетию Октябрьской революции Шостакович пишет свою Вторую симфонию "Посвящение Октябрю". Тьма и хаос в ней передавались жестокостями гармонии и мощным гудением басов, борьба и подъем - моторными движениями вверх и вниз, сверкание победы - гиперболическими звучаниями хора, который скандировал: "Октябрь - Коммуна - Ленин". Опусов, подобных "Посвящению", тогда появлялось много, однако симфония Шостаковича все же оказалась ярче других и была отмечена первой премией Агитотдела музсектора Госиздата. В то же время Шостакович спешил попробовать свои силы в оперном жанре. В 1928 г. он закончил оперу "Нос" по повести Гоголя, которая была принята к постановке Ленинградским Малым оперным театром. Премьера "Носа" состоялась в январе 1930 г.

Шостакович пробовал свои силы в других жанрах. Он пишет музыку для кинофильмов "Златые горы" и "Встречный" (1929), сочиняет Третью "Первомайскую симфонию" (1929), создает музыку к пьесе Маяковского "Клоп" (1929), работает над балетами "Золотой век" (1930) и "Болт" (1931). Оба балета были написаны в стиле обычного в те годы массового действа с элементами кино, цирка, мюзик-холла, танцевальной сюиты и отличались плакатной ясностью идеи.

В 1932 г. Шостакович окончил вторую оперу - "Леди Макбет Мценского уезда" по известной повести Лескова. Объясняя свой интерес к этому сюжету, композитор писал, что его увлекла тема всеохватной, всепоглощающей любви. Шостакович разошелся с Лесковым в трактовке образа Катерины - он поднят в опере до истинно трагической высоты. Катерина у Шостаковича - единственный светлый образ, противостоящий миру затхлого уездного быта.

Как и первая опера Шостаковича, "Леди Макбет" стала заметным культурным событием. В январе 1934 г. она была поставлена сразу в двух театрах - ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. Обе премьеры были очень благожелательно оценены критикой.

В 1935 г. Шостакович закончил третий балет - "Светлый ручей" на либретто Лопухова и Пиотровского. Несмотря на многие недостатки этот непритязательный балет, понятный зрителю, пользовался популярностью. Но в начале 1936 г. в "Правде" одна за другой были опубликованы две разгромные статьи с резкой критикой Шостаковича.

Первая называлась "Сумбур вместо музыки" и критиковала "Леди Макбет": композитора обвиняли в "крайнем формализме", "грубом натурализме" и "мелодическом убожестве".

Появившаяся позже статья "Балетная фальшь" посвящалась "Светлому ручью". В ней Шостаковичу вменяли в вину "кукольное изображение" жизни и формалистический подход к фольклору. И оперу, и балет сняли с репертуара.

В грустном настроении Шостакович закончил в мае 1936 г. свою Четвертую симфонию - самую жгучую и напряженную по искренности и страстности высказывания.

Современники не услышали этой замечательной музыки. Оркестр Ленинградской филармонии начал репетиции, но накануне премьеры исполнение было запрещено.

С осени 1937 г. Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже - в классе сочинения. В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Она стала едва ли не первым в советской музыке классическим образцом трагедийного и лирико-психологического симфонизма. Завершив симфонию, Шостакович весь 1938 г. работал для кино. Его музыка звучала в фильмах "Выборгская сторона", "Человек с ружьем" и некоторых других. В 1939 г. он закончил Шестую симфонию "Памяти Ленина", а в 1940 г. написал фортепианный квинтет, за который получил в следующем году Государственную премию СССР.

События Великой Отечественной войны дали новый мощный импульс творчеству Шостаковича. Он отказался покинуть Ленинград и остался в осажденном городе. В эти тяжелые дни он пишет свою Седьмую "Ленинградскую" симфонию. До начала октября были закончены три ее первые части. Затем Шостакович вылетел в Куйбышев и здесь в декабре завершил симфонию. Ей суждено было стать самым известным его произведением, прославившим имя Шостаковича далеко за пределами СССР. Премьера Седьмой симфонии состоялась в марте 1942 г. в Куйбышеве. В августе того же года ее под руководством Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде.

После снятия блокады Шостакович вернулся в Ленинград. В последний год войны он сочиняет Девятую симфонию, в которой отразил торжество Победы. Она была закончена в августе 1945 г. В то время как другие композиторы выражали торжество победы с помощью особых оркестровых средств - колоколов, фанфар, ударных, Шостакович сочинил веселое, нарядное и ироничное произведение. Только в четвертой части ее слышалось траурное шествие и скорбная речь над могилой павших. Большинство критиков было обескуражено таким решением темы, в их отзывах слышались скепсис и разочарование. В 1948 г. были приняты печально известные Постановления ЦК ВКП (б), регламентирующие культурное строительство. Среди композиторов, обвиненных в "отрыве от запросов и художественного вкуса советского народа", была названа и фамилия Шостаковича.

В 1951 г. он сочинил десять поэм для смешанного хора на слова революционных поэтов, за которые получил в 1952 г. Государственную премию. В 1953 г. была закончена Десятая симфония, а в 1957 г. - Одиннадцатая "1905 год". В 1959 г. Шостакович пишет оперетту "Москва, Черемушки". В 1961 г. состоялась премьера Двенадцатой симфонии "1917 год", посвященной памяти Ленина. Через год Шостакович представил слушателям философско-публицистическую Тринадцатую симфонию. В 1964 г. Шостакович сочиняет музыку к кинофильму "Гамлет", и тогда же появляется его оратория "Казнь Степана Разина". В 1969 г. была закончена Четырнадцатая симфония. В 1968 г. Шостакович пишет музыку к последнему своему фильму "Король Лир", а в 1971 г. - Пятнадцатую симфонию.
Умер он после недолгой болезни в августе 1975 г.

                                    СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ
                                                    (1891-1953)

Сергей Прокофьев

«Я — проявление жизни, которая дает мне
силы сопротивляться всему недуховному»
С. Прокофьев

   Родился 23 апреля 1891 г. в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (сейчас с Красное Донецкой области). Отец будущего композитора Сергей Алексеевич Прокофьев, закончив Московский университет и Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию, согласился на предложение помещика Сонцова быть управляющим его южного имения.
   Мать, Мария Григорьевна, была незаурядной женщиной. Воспитание сына (занятия музыкой, иностранными языками) всецело находилось в ее руках. Не было дня, чтобы мальчик не подходил к роялю и не пытался что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп» (сочиненный в пять лет и многим известный). Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал «Фауста» Гуно, «Князя Игоря» Бородина и увидел «Спящую красавицу» Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые опусы в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах» («Великан» даже был поставлен в имении дяди, А. Д. Раевского).
   В декабре 1901 г. Сережу вновь привезли в Москву — к С. И. Танееву, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные и систематические занятия музыкой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Р. Глиэр (впоследствии известный советский композитор, автор балетов «Красный цветок», «Медный всадник», Концерта для голоса с оркестром и других сочинений).
   Глиэр занимался с Сережей фортепиано, импровизацией, теорией композиции, гармонией, основами музыкальной формы, помог написать оперу «Пир во время чумы», симфонию, ряд пьес и сам повел его к Танееву, когда осенью Мария Григорьевна привезла сына в Москву.
   Было решено отдать Прокофьева в консерваторию. Председателем комиссии на вступительных экзаменах был Н. А. Римский-Корсаков. Все поступающие в консерваторию были гораздо старше тринадцатилетнего юноши, но у кого было по две пьесы, у кого — чуть больше... Сергей же поразил всех: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, симфония, две сонаты и довольно много фортепианных пьес.
   В консерватории Прокофьев учился у Римского-Корсакова (инструментовка) и Лядова (композиция, контрапункт). Весной 1909 г. Прокофьев получает статус композитора, но продолжает обучение в классе А. Есиповой (фортепиано) и Н. Черепнина (дирижирование, оркестровка). В консерваторские годы он особенно сближается с Н. Я. Мясковским. Непохожие по характеру, жизненным привычкам, они оба были одержимы музыкой, и последнее их объединяло (юношеские профессиональные отношения переросли впоследствии в дружбу всей жизни).
   То было время жадного впитывания всего нового. Молодые люди много играли в четыре руки, посещали «Вечера современной музыки», сочиняли.
   Весной 1914 г. Прокофьев заканчивает консерваторское образование. Комиссия на выпускном экзамене большинством голосов присуждает ему Первую премию имени А. Рубинштейна (рояль «Шредер»).
   К моменту окончания консерватории уже многое было написано: Токката (ор. 11), Десять пьес (ор. 12), Вторая соната, Баллада для виолончели и фортепиано, опера «Маддалена». Молодой композитор стремительно завоевывает одно из ведущих мест в музыкальном мире Петербурга, Москвы и даже за рубежом.
   Успешно окончив консерваторию, Прокофьев совершает поездку в Лондон (то был обещанный матерью подарок), где происходит его первая встреча с С. Дягилевым, одним из основателей объединения «Мир искусства», организатором «Русских сезонов» в Париже. Знакомство с Дягилевым открывает Прокофьеву двери многих музыкальных салонов. Он едет в Рим, Неаполь, где с успехом проходят его фортепианные вечера.
   В канун первой мировой войны композитор возвращается в Россию. Он работает над балетом «Ала и Лоллий» на сюжет С. Городецкого, но затем перерабатывает материал в «Скифскую сюиту» для оркестра, пишет фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок» (по Г.-Х. Андерсену), оперу «Игрок» (по Ф. Достоевскому). Премьеры его сочинений нередко сопровождаются скандалами. Петербургская публика не вынесла «варваризмов» «Скифской сюиты».
   Накануне революции он встречается в Москве с М. Горьким, В. Маяковским, поэтами-футуристами Д. Бурлюком и В. Каменским, которые восторженно принимают созвучную времени музыку молодого композитора.
Летом 1917 г. Прокофьев живет в Ессентуках (мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда). За эти месяцы появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвертая фортепианные сонаты, фортепианный цикл «Мимолетности» и «Классическая симфония».
   Возвратившись в революционный Петроград, Прокофьев дал несколько концертов: на одном из них впервые под руководством автора прозвучала «Классическая симфониz».
   В мае 1918 г. Прокофьев уезжает в заграничное концертное турне (Япония, Америка, затем ряд европейских стран, Куба), которое растянулось на долгие пятнадцать лет.
   Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность. При интенсивном концертировании Прокофьев всегда находил время для сочинения. Именно в зарубежный период обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включавшая жесткий драматизм Второй симфонии, комедийно-игровое начало «Любви к трем апельсинам» (опера по К. Гоцци), острую экспрессивность «Огненного ангела» (опера по В. Брюсову) и Третьей симфонии, искреннюю, поэтическую лирику «Блудного сына» (балет на библейскую тему), мелодические откровения Второй скрипичной сонаты.
   Постепенно к блистательным именам художественного мира Запада прибавляется и его имя. Прокофьев общается с С. Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, А. Матиссом, Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым, который начинает сезон 1921 г. премьерой балета «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего». Спектакль прошел великолепно: программу украшал портрет Прокофьева работы Матисса, декорации, костюмы и постановка принадлежали М. Ларионову. Позднее со знаменитым импресарио были поставлены балеты «Стальной скок» и «Блудный сын».
   В последние годы жизни за границей композитором были созданы одноактный балет «На Днепре», Четвертый и Пятый фортепианные концерты, струнный квартет и другие сочинения.
   В 1933 г. Прокофьев возвращается на родину. и сразу оказывается в самой гуще творческой жизни страны. Он пишет кантату «К 20-летию Октября», Шестую фортепианную сонату, Первую скрипичную сонату, «Детскую музыку» (двенадцать легких пьес для фортепиано). Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссер Детского музыкального театра Н. Сац, и Прокофьев создал удивительную по яркости музыкальных образов симфоническую сказку «Петя и волк» (позднее У. Дисней экранизировал ее).
   Первой крупной работой этого времени стал балет «Ромео и Джульетта» (1935). Обращение к шекспировскому сюжету и сама ткань произведения были столь необычными, что артисты отзывались о музыке как о «неудобной». Постановка затянулась на пять лет. Артисты все больше вживались в новую балетную драматургию, основанную не на дивертисментном начале, а на сквозном развитии действия трагедии, на ярком показе психологически сложных многогранных образов.
   С. Эйзенштейн предложил Прокофьеву работать над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Через полгода после выхода фильма на экран Прокофьев написал одноименную кантату (где использовал музыкальные эпизоды картины), создав стройную, совершенную по форме музыкальную фреску.
   Перед войной, вслед за «Александром Невским», Прокофьев сочиняет оперы «Семен Котко» (по В. Катаеву), «Дуэнья» то Р. Шеридану), Шестую фортепианную сонату. Во время Великой Отечественной войны композитор с семьей эвакуируется в Нальчик, а затем в Тбилиси. В этот период он пишет сюиту «1941», музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный», оперу «Война и мир», Пятую симфонию, балет «Золушка», Седьмую и Восьмую сонаты для фортепиано и другие сочинения.
   Послевоенные годы должны были вернуть утраченную гармонию бытия, но они обернулись для композитора еще одним тяжелым испытанием. Резко ухудшается его здоровье (прогрессирующая гипертония), а главное, он попадает в жерло советской идеологической мясорубки (известное постановление 1948 г. о борьбе с «антинародным формализмом» в искусстве).
   С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Полевому), балет «Каменный цветок» (по П. Бажову), Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).

 

Использованная литература

·    “Неприкосновенный запас”, № 2 (4) 1999

·    О.В. Яхонт, Советская скульптура, М., «Просвещение», 1988 г.

·    В.В. Курбатов, Советская архитектура, М., «Просвещение», 1988 г.

·    Советская музыкальная литература, выпуск первый, издание пятое, М., «Музыка», 1981 г.

·    История искусств. Русское и Советское искусство, М., «Высшая школа», 1989 г.

·    «Журнальный зал», М., 1999 г., № 12.

·    Виктор Живов, Об оглядывании назад и частично по поводу сборника “Семидесятые как предмет истории русской культуры”, Москва – Венеция, 1998.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1917-1920. 3

1921-1932. 9

1932—1941. 16

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 18

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ………………………….............21

Использованная литература. 26

Содержание. 27


[1] Пролеткульт— культурно-просветительная организация, существовавшая с сентября 1917 до начала 30-х годов.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.