скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.

Сестринские вмешательства бываю 3 видов:

1.   Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;

2.   Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.

3.   Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.

Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

ГЛАВА 3

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.

Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.

Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной болезни.

Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.

Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в профилактике язвенной болезни.

Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных и данных физического исследования.

Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять:

-     общее субъективное восприятие своего здоровья;

-     психическое состояние;

-     физическое состояние;

-     социальное функционирование;

-     ролевое функционирование.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния.

1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:

-     боль (100%);

-     изжога (90%);

-     тошнота (50%);

-     рвота (20%);

-     запор (80%).

2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:

-     дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%);

-     угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%);

-     беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);

-     страх перед диагностическими исследованиями (50%).

Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим индивидуализировать лечение и уход.

Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые могут привести к болезни.

Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.

Медицинская сестра выступает в роли  организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем.

Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является улучшение самочувствие пациента.

На I этапе сестринского процесса проводится  сестринское обследование пациента. Для организации и осуществления качественного индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.

При сборе информации необходимо использовать следующие источники данных:

-     распрос пациента;

-     распрос членов семьи и окружающих;

-     ознакомление с амбулаторной картой пациента;

-     физическое обследование пациента.

Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10 основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание условий для удовлетворения этих потребностей.

Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют следующие жалобы:

-     боль в животе,

-     тошнота,

-     рвота,

-     изжога,

-     отрыжка,

-     запоры спастического характера,

-     нарушение сна,

-     повышенная раздражительность.

Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:

1.   Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);

2.   Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, дуоденит);

3.   Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер работы пациента);

4.   Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков);

5.   Употребление некоторых медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);

6.   Данные о питании пациента (неправильное питание).

На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.

Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.

У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения потребностей:

-     в адекватном питании;

-     в физиологических отправлениях;

-     в нормальном сне;

-     в поддержании личной гигиены;

-     в безопасности.

Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее частыми являются:

-     дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима питания);

-     неправильное чередование труда и отдыха;

-     чрезмерное употребление алкоголя;

-     курение (20 сигарет в день);

-     неумение преодолевать стресс;

-     незнание факторов риска язвенной болезни;

-     непонимание необходимости изменить образ жизни;

-     беспокойство по поводу исхода заболевания;

-     незнание осложнений язвенной болезни;

-     дефицит знаний о язвенной болезни;

-     непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.

На III этапе сестра приступает к планированию сестринской деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он  должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в сестринском документе.

Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.

4 этап – реализация сестринских вмешательств.

На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости производит корректировку.

В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

 В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:

-     системный подход к организации сестринской профилактики заболеваний;

-     индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей пациента;

-     активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний;

-     возможность использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры;

-     эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на основной работе пациента;

-     повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры;

-     универсальность метода.

Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.

Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.

Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем, должна дать людям успокоение и надежду.

Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 , 4).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г.

2.   Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33

3.   Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30

4.   Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3

5.   «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.

6.   Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Фундаментальные потребности человека

1.   Нормальное дыхание.

2.   Адекватное питание и питье.

3.   Физиологические отправления.

4.   Движение.

5.   Сон.

6.   Личная гигиена и смена одежды.

7.   Поддержание нормальной температуры тела.

8.   Безопасность.

9.   Общение.

10.            Отдых и труд.

Приложение 2.

Пример планирования сестринской деятельности.

Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов

на здоровье пациента.

Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.

План:

 1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы с пациентом ежедневно.

2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки.

3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя, никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).

4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).

5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвенной болезни.

6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере питания:

а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно пережевывая;

б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая, соленая, жирная);

в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.

7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного наблюдения: 2 раза в год.

8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к факторам риска язвенной болезни.

Приложение 3.

Пример планирования сестринской деятельности

Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни

Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.

План:

1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с пациентом.

2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая боль в животе).

3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к врачу.

4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:

а) правила лекарственной терапии;

б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).

5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения (употребление соды).

Приложение 4.

Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания

Рекомендуется готовить пищу на пару или варить.

Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.

Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.

Рекомендуемые продукты

Нерекомендуемые продукты

Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с вчерашней выпечки, сухари Ржаной хлеб, свежий, сдоба
Мясо нежирное (на пару, вареное) Жирные и жилистые сорта мяса (баранина, гусь, утка), в жареном, тушеном виде
Рыба нежирная (окунь, хек, треска, лещ) в вареном и паровом виде Жирная рыба (осетрина, лососина, семга), соленые, копченые, жареные, тушеные консервы
Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет (2 яйца в день) Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, сырой яичный белок
Молоко цельное, сливки, однодневный кефир, некислый творог, сметана, неострый сыр тертый Молочные продукты с высокой кислотностью, острые, соленые сыры
Сливочное несоленое масло, рафинированное растительное масло Маргарин, жир, нерафинированное растительное масло
Крупы: манная, рис, гречневая, овсяная. Каши полувязкие, макароны мелкорубленые отварные Пшено, перловка, ячмень, бобовые, рассыпчатые каши, цельные макароны
Картофель, морковь, свекла, цветная капуста, сваренные и протертые Белокочанная капуста, репа, щавель, лук, огурцы соленые, квашеные и маринованные овощи, грибы
Спелые и сладкие ягоды и фрукты, зефир, кисель Кислые, неспелые фрукты и ягоды, шоколад, халва, мороженое
Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из фруктов и ягод, отварной шиповник Газированные напитки, квас, черный кофе, соки кислых ягод и фруктов

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Аннотация………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Понятие о сущности и распространенности

язвенной болезни………………………………………………….7       

Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10

Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем

при язвенной болезни……………………………………………14

Заключение……………………………………………………….20      

Приложения………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………27


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.