скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Роль речи воспитателя в развитии речи детей

         Присмотримся к тому, в чем состоит различие приводивших­ся формулировок. В тех случаях, когда употребляется слово сло­во, внимание детей обращается на то, что в речи используются различные слова, что мы говорим словами. Здесь воспитатель исподволь подводит их к пониманию значения слова слово, к по­ниманию словесного состава речи (еще задолго до того, как у них начнут специально формировать такое понимание). В тех случа­ях, когда в формулировке речевых заданий слово слово не употребляется, дети выполняют задание, не задумываясь над тем, что используют слово.

         Для дошкольников (если специальная работа с ними еще не проводилась) слова слово и звук имеют очень неопределенное значение. Как показывают наблюдения и опыты, в ответ на воп­рос о том, какие слова он знает, даже старший дошкольник мо­жет произнести звук, назвать какую-нибудь букву (мэ, бэ), ска­зать предложение или словосочетание (хорошая погода) или да­же ответить, что никаких слов не знает, а знает стихотворение про мяч. Многие дети называют слова, но, как правило, только существительные, обозначающие предметы (стол, стул, дерево и т. п.). Когда детям предлагают произнести какой-нибудь звук, они очень часто называют тоже какую-нибудь букву (это, кстати, не самый худший вариант—даже вполне грамотные взрослые зачастую смешивают звук и букву). Вместо выражения “слово слово (звук)” обычно употребляется выраже­ние “термин слово (звук), однако следует иметь в виду, что в отношении оп­ределения значения к термину предъявляются гораздо более высокие требова­ния, чем к слову.

III. Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Характерной особенностью детей дошкольного возра­ста является подражательная речь, которая обусловлена свое­образием их восприятия и мышления.

Не умея мыслить критически, дети этого возраста под­ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред­ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредствен­но связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Своеобразие мышления и восприятия детей, связан­ное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.                          

Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи­тателя?

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы­ком на основе устной речи, через общение с окружающи­ми людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разго­ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж­няются в овладении русским языком.

В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель разговари­вает с детьми небрежно, Неграмотно, невыразительно.

Вот один из примеров. “Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда”, >— говорит воспитатель детям Рядом стоящие дети утверждают: “И Нина взяла со стар­шей группы скакалку”.

Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.

Иногда воспитатель употребляет специально педагоги­ческие, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.

Нередко воспитатель допускает ненужную авторитар­ность в обращении к детям:

“Вова, я тебя сейчас удалю из группы”. Или: “Люся, мне не нравится, как ты сидишь”.       

Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспи­тателя, передаются детям, и потом дети с трудом из­бавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем сле­дует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачи­вается много труда. Надо беречь труд нашей няни, кото­рая стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь пред­лог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.

В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде:

“Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой кра­сивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.

Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница

Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет осо­бое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспита­тель.

Речевой образец воспитателя как в повседневном об­щении, так и на занятиях должен применяться при осуще­ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Приобретённые на занятиях умения необходимо сде­лать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни Между тем нередки случаи, когда воспитатель не проду­мывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непо­нятных слов.

Пример. Воспитательница в старшей группе про­водит занятие по рисованию. Она говорит детям: “Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек) с санями. Вы все уже знаете, так как недавно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего надо начи­нать”.Ребёнок повторяет. Воспитательница подтверждает сказанное ребёнком: “Совершенно правильно, надо рисо­вать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч...”

Затем воспитательница продолжает: “Совершенно вер­но, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте дого­воримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек”.

На занятии в младшей группе воспитатель указывает трёхлетнему ребёнку: “Это говорит о том, что ты не ак­куратный” (ребёнок рисует первый раз красками).

Из этих примеров видно, что воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сде­лать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая.

Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным поясне­нием, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по русскому языку образец имеет ещё боль­шее значение, потому что дети овладевают всеми сторо­нами речи только на основе слухового восприятия, на ос­нове слышанного от воспитателя.

Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приё­мами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содер­жат в себе речевой образец.

Ребёнок младшей группы обращается к воспитатель­нице: “Завтра было праздник”. “Завтра будет празд­ник”, — поправляет воспитательница.

В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражав свою мысль, слышит пра­вильное звукопроизношение.

Навыки точного употребления слов и правильность со­гласования формируются в беседах, в разговорах с деть­ми, на образце речи воспитателя.

Вот воспитательница во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явле­ниями в природе.

 “Дуют сильные ветры, — говорит она. — Стало холод­но, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”.

Сопровождая наблюдение детей словом, воспитатель­ница применяет образец в целях уточнения и системати­зирования знаний детей.

В этом случае воспитатель использует объяснения как один из приёмов обучения на основе речевого образца.

Применяя образец в обучении детей русскому языку, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем v них интерес к слову.

Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства.

При проведении беседы об осени, подытоживая выска­зывания детей, воспитательница говорит:

— Да, дети, осенью Птицы собираются в большие стаи я улетают на юг, в тёплые края. Одна советская писатель­ница видела перелёт журавлей и написала про них такое стихотворение:

Жалко мне цветных полянок И журавликов- моих.

Только я тужить не стану, — А весною встречу их...

М. Познанская

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы по­высить у детей интерес к правильному выполнению дви­жений, она прибегает к выразительным приёмам.

“Зайчикам надо идти по прямой дорожке, лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.

Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении за­нятий.

Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет- особенно боль­шое значение, так как дети усваивают новые слова в пра­вильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при. рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начато му воспитательницей.

Методика применения образца в обучении детей рас­сказыванию разнообразна.

В младшей и средней группах при рассматривании кар­тинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания.

В старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять.

Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте •есть свои положительные стороны: повторяя образец вос­питателя, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же свои­ми словами, не искажая смысла картины, ребёнок при­влекает свой речевой опыт.

Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, ис­пользует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой. После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам воспитатель даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказы­вает только о том, что нарисовано на картине.

Вот образец такого рассказа по картине “Шар улетел”. “Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за де­рево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке”.

Воспитательница предлагает детям повторить рассказ В этом случае дети упражняются в воспроизведении об­разца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи.

В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло со бытие.

Пример. “В доме жила маленькая девочка с мамой Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг за­пахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь.

Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж.

Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, лов “ кие. Они спасли девочку из горящего дома”.

Данный образец творческого рассказа воспитателя раскрывает не только эпизод картины, но и переживание де­вочки, а также воспитывает у детей уважение к труду по­жарных.

Образцом может служить литературное произведение

Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рас­сказа.

Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматиче­ской и звуковой культуре.

При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

Например, в игре “Зоосад” дети упражняются в изме­нении слов по падежам.

При проведении этих игр воспитатель даёт словесный образец, которому дети подражают.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо­димо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

      1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хоро­шо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по­вседневной жизни и на занятиях.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей,

Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего вопрос собирает и направляет внимание детей. Вот, например, воспитательница ведёт занятие по картине “Новенькая”. Первый же вопрос педагога: “Где собрались эти дети?”—направляет внимание детей на основное в содержании картины.

— Кому они показывают свои игрушки? Кто к ним пришёл? — спрашивает далее воспитательница. Эти во­просы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких.

Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Так, например, в практике работы по картине воспитатели часто ставят такой вопрос: “Что нарисовано на этой кар­тине?” Этот вопрос направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, — и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.