скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Ребенок грудного возраста

С 10 мес вводят четвертый прикорм — кефир или цельное молоко.

Ребенку 9—10 мес можно давать мясо в виде фрикаделек, а к кон­цу года — в виде паровой котлеты.

С 11—12 мес последнее кормление грудью заменяют кефиром или цельным молоком.

Угасание лактации наступает на 3—4-й день после отнятия ребен­ка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая по­вязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкости.

Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при лихорадочных состояниях, расстройствах питания и пищеваре­ния, при проведении профилактических прививок. Для оценки эффек­тивности вскармливания определяют массу и длину тела, уровень психомоторного развития, делают анализ крови, производят расчет питания (белки, жиры, углеводы, калории и соответствие их возраст­ным потребностям ребенка).

Вскармливание ребенка считается правильным, если состояние и настроение его хорошие, физическое и нервно-психическое развитие

67

соответствует возрасту, нормальный состав крови, хорошая защит­ная реакция организма и редкие заболевания острой вирусной инфек­цией (не более 3 раз в году).

Очень важно своевременно установить недокорм ребенка, кото­рый можно предположить при:

• изменении поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдержи­вает перерывы между кормлениями);

• уменьшении числа мочеиспускании (меньше 15 раз в сутки у де­тей первого и меньше 10 раз у детей второго полугодия жизни);

• изменении характера стула у ребенка (склонность к запорам);

• снижении нарастания массы тела;

• уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, жи­воте, затем на конечностях;

• наличии анемии (железо- и белководефицитной);

• изменениях кожи, слизистых оболочек, волос, признаках гипови­таминоза.

Для установления недостаточности количества грудного молока необходимо в течение 1—2 дней перед началом и после окончания прикладывания к груди произвести контрольное взвешивание и не­достающее количество пищи заменить смесями, одновременно прове­дя лечение гипогалактии (см. выше).

Смешанное вскармливание

Смешанным вскармливанием принято считать дачу в первые 6 мес жизни ребенка в качестве докорма смесей, цельного молока наря­ду с грудным.

При переходе на смешанное вскармливание важно, чтобы грудное молоко оставалось основным в питании ребенка. В качестве докорма даются смеси «Малютка», «Малыш», «Симилак», «Линолак». До-корм необходимо вводить постепенно, давать после кормления грудью и только с ложечки.

После того как дети привыкнут к докорму, его можно давать в виде отдельных кормлений, чередуя с грудным. При этом грудное кормление должно быть не менее 3 раз, так как при редких приклады-ваниях ребенка к груди лактация угасает. При отдельных кормлениях ребенка смесями надо предусмотреть, чтобы высасывание смеси че­рез соску из бутылочки было затрудненным и вызывало бы напряже­ние, подобное возникающему при сосании груди. Для этого в корот­кой плотной соске надо сделать маленькое отверстие. Важно следить, чтобы положение бутылочки во время сосания было правильным и ребенок не заглатывал воздух.

Искусственное вскармливание

Искусственным вскармливание считается, когда грудное молоко составляет менее 20 % общего суточного объема пищи.

Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у ма­тери полностью отсутствует грудное молоко или состояние ее здо­ровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако в первые 3 мес

68

жизни необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским жен­ским молоком.

В настоящее время для смешанного и искусственного вскармлива­ния детей первого года жизни используются адаптированные сухие и кислые молочные смеси.

Из смесей промышленного изготовления, вырабатываемых на ос­нове коровьего молока, широко распространены «Малютка», «Ма­лыш», «Алеся-1», «Алеся-2» (Беларусь), «Детолакт», «Новолакт-1», «Новолакт-2» (Россия), «Виталакт», «Ладушка» (Украина), «Сими­лак», «SMA» (США), «Импресс» (Германия) и др.

Для вскармливания детей грудного возраста широко применяют­ся кисломолочные продукты питания: ацидофильное молоко, био-лакт, «Нарине», «Мацони», «Бифилин» и др. Разработана также су­хая и жидкая ацидофильная смесь «Малютка». Она показана недоно­шенным новорожденным и детям со слабой ферментативной актив­ностью пищеварительных соков. Однако количество кислых смесей не должно превышать половину суточного объема питания, чтобы не создать чрезмерно кислую среду в организме.

Смеси «Малютка», «Алеся-1» предназначены для вскармливания новорожденных и детей до 2 мес, а «Малыш» — детей старшего воз­раста. Смеси «Виталакт», «Ладушка» применяются для вскармлива­ния недоношенных новорожденных и детей грудного возраста. Прос­тые молочные смеси, представляющие собой разведения коровьего молока водой или отварами различных круп, в настоящее время для смешанного и искусственного вскармливания практически не исполь­зуются. И только в случае внезапного прекращения кормления грудью, когда под рукой нет смесей для детского питания, в первые 3—4 дня ребенку можно давать смесь № 2 — разведение цельного мо­лока (коровьего) водой наполовину с добавлением на 100 г смеси 5 г сахара. С 3—4 нед молоко можно разводить не водой, а 4 % слизисты­ми крупяными отварами (Б-рис, Б-гречка, Б-овес).

Потребность ребенка в жирах и углеводах при смешанном и ис­кусственном вскармливании не отличается от таковой у детей, нахо­дящихся на естественном вскармливании. Однако содержание белка в рационе питания у детей, находящихся на смешанном и искусствен­ном вскармливании, должно быть большим (см. табл. 8).

С 4—4,5 мес при смешанном и искусственном вскармливании вво­дится первый прикорм, последовательность назначения блюд при­корма такая же, как при естественном вскармливании.

При смешанном и искусственном вскармливании важно придер­живаться следующих правил:

• периодически (как минимум 1 раз в месяц) производить расчет количества необходимой ребенку пищи, исходя из средней потреб­ности в белках, жирах, углеводах и калориях. При этом суточное ко­личество пищи по объему не должно превышать 1 л;

• следить, чтобы соотношение между белками, жирами и углево­дами составляло 1:1,5:4,.а количество калорий было на 10 % больше, чем при естественном вскармливании;

ятельности семейного врача, своевременно устранить недостатки и правильно спланировать работу на будущее. План составляется в трех вариантах: на год, квартал и, наиболее конкретный, — на каж­дый месяц.

Для повышения квалификации врач должен постоянно пополнять и обновлять знания в области педиатрии, а также совершенствовать профессиональное мастерство медицинской сестры, совместно про­водя приемы детей в кабинете, патронажи беременных и новорожден­ные детей.

Профилактическая и противоэпидемическая деятельность семейного врача по медицинскому обслуживанию детей

Работу по профилактике инфекций семейный врач проводит сов­местно с родителями, работниками поликлиники, других детских уч­реждений, районного центра по гигиене и эпидемиологии, а также с органами местной власти, администрацией организаций и учреждений, представителями общественных организаций, расположенных на обслу­живаемой им территории, при этом задача семейного врача — быть координатором действий всех указанных структур и лиц. Особо тес­ное сотрудничество, доверительные отношения у врача должны скла­дываться с родителями детей.

Профилактика инфекционных болезней

Дети чаще болеют инфекционными болезнями, чем взрослые, большинство болезней у них протекает тяжелее и чаще заканчивается смертью. В периоды новорожденности и грудного возраста это связа­но с незрелостью и несовершенством механизмов естественного и приобретенного иммунитета.

У более старших детей нередко еще не выработаны или слабо за­креплены санитарно-гигиенические навыки, они часто и легко всту­пают в контакт с другими детьми, объектами окружающей среды, что облегчает передачу возбудителей инфекционных болезней.

Чтобы предупредить возникновение и распространение инфекци­онных болезней, необходимо проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий.

К противоэпидемическим мероприятиям относятся раннее вы­явление инфекционных больных, их изоляция, срочное оповещение о случае заболевания, проведение мероприятий по предупреждению появления новых (повторных) случаев болезни в очаге эпидемии и на участке. Перечень мероприятий в эпидемическом очаге, их объем, уровень зависят от нозологической формы болезни и конкретной эпи­демической ситуации. Общим является надежная изоляция источника инфекции, разрыв путей передачи возбудителя, снижение восприим­чивости к болезни окружающих больного людей. Основной объем противоэпидемических мероприятий проводит центр гигиены и эпи­демиологии. Велика роль в этом и семейного врача.

При приеме больных в поликлинике или посещении по любому

22


поводу ребенка на дому семейный врач прежде всего должен устано­вить или исключить инфекционную болезнь. На обслуживаемой вра­чом территории следует хорошо наладить систему раннего активного выявления инфекционных больных. Чем раньше выявлен и изолиро­ван инфекционный больной, тем благоприятнее исход болезни и меньше риск нового случая или группы аналогичных заболеваний.

При установлении инфекционной болезни или подозрении на нее семейный врач должен госпитализировать больного специальным транспортом в инфекционный стационар. До прибытия специально­го транспорта больного следует временно изолировать в месте вы­явления инфекции: в поликлинике, детских яслях, детском саду, шко­ле, дома. Больные коклюшем, скарлатиной, дизентерией и некоторы­ми другими инфекционными болезнями могут быть изолированы на дому, если клиническое течение и прогноз болезни благоприятные. имеется возможность изоляции (отдельная квартира и комната) и квалифицированного ухода за больным, отсутствуют дети, посещаю­щие детские учреждения, ослабленные дети, а также работники пище­вых и детских учреждений.

Одновременно с вызовом транспорта для госпитализации семей­ный врач оповещает о случае инфекционной болезни по телефону районный центр гигиены и эпидемиологии; разъясняет окружающим лицам сущность болезни и обучает правилам поведения; проводит предварительное эпидемиологическое обследование, выясняя воз­можный источник инфекции, пути передачи возбудителя, способы за­ражения, условия, способствующие заражению, лиц, бывших в кон­такте с больным и находившихся в таких же условиях; забирает мате­риал для микробиологического или паразитологического исследова­ния и отсылает его в лабораторию. Забор материала проводится до назначения противомикробных средств стерильным инструментари­ем в стерильную посуду. После госпитализации больного врач орга­низует заключительную дезинфекцию и устанавливает наблюдение за квартирой (домом) на срок, зависящий от инкубационного периода болезни и особенностей передачи инфекции. Результаты наблюдения заносятся в медицинскую карту ребенка.

При изоляции на дому врач и сестра систематически посещают больного, проводят лечение, следят за соблюдением противоэпиде­мических мер. При ухудшении состояния больной госпитализируется в инфекционную больницу. В случае затруднении с установлением диагноза, определением целесообразности госпитализации больного и тактики терапии семейный врач может обратиться за помощью к врачу-инфекционисту.

На каждый случай установленной болезни или при подозрении на нее семейный врач составляет и отсылает не позднее чем через 24 ч в центр гигиены и эпидемиологии экстренное извещение по форме № 58. Одновременно семейный врач или медицинская сестра вносят сведения о выявленном больном в журнал регистрации инфекцион­ных болезней (форма № 60-леч.). В этот же журнал заносятся сведе­ния о больных с инфекционными болезнями, на которых не подается

23

экстренное извещение, а также о микробо- и паразитоносителях, за которыми установлено наблюдение.

В журнале учета инфекционных больных или специальном журна­ле регистрируются все случаи ятрогенных (внутрибольничных) ин­фекции, возникших у пациентов в процессе оказания медицинской помощи в поликлинике или на дому семейным врачом или медицин­ской сестрой (гепатиты В и С, постинъекционные абсцессы и др.). Все случаи ятрогенных инфекций расследуются с участием семейного врача, эпидемиолога, зам. главного врача поликлиники. По результа­там расследования принимаются меры, предупреждающие возмож­ность появления новых случаев ятрогенных инфекции.

В случае изменения диагноза инфекционной болезни лечебное уч­реждение, его изменившее, составляет новое экстренное извещение и отсылает его в центр гигиены и в поликлинику. Семейный врач вно­сит изменения в журнал учета инфекционных больных и отменяет противоэпидемические меры или изменяет (если есть необходимость) их содержание.

Семейный врач устанавливает наблюдение за выздоровевшими от инфекционной болезни (основанием для этого служит справка либо сообщение инфекционной больницы или врача-инфекциониста по­ликлиники), хроническими больными, микробо- и паразитоносителя-ми, проводит их долечивание и, если нужно, санацию. Диспансерное наблюдение также необходимо за детьми, прибывшими из тропичес­ких и субтропических стран Африки, Азии, Латинской Америки. Данные диспансерного наблюдения заносятся в медицинскую карту ребенка и в карту диспансерного учета, которая хранится в поликли­нике.

Специфические меры профилактики отдельных групп или форм инфекционных болезней в большинстве случаев изложены в специ­альных приказах, инструкциях и других регламентирующих докумен­тах. Исходя из этих документов, с учетом постоянных и переменных эпидемических факторов составляются комплексные календарные планы профилактики инфекционных болезней. В составлении такого плана для конкретных территорий обязательно должен принять учас­тие семейный врач. Эффективность профилактики инфекционных бо­лезней прямо зависит от конкретных условий, которые чрезвычайно многообразны. Более того, желательно, чтобы семейный врач имел собственный план профилактики инфекционных болезней среди об­служиваемой им микропопуляции людей. На особом учете у него дол­жны находиться дети с врожденным и приобретенным иммунодефи­цитом, недостаточным белковым питанием, отстающие в развитии, из неблагополучных семей и проживающие в плохих жилищных усло­виях. Семейному врачу, естественно, необходимо самому активно участвовать в выполнении всех предусмотренных планом мероприя­тий; даже те из них, в которых он не принимает прямого участия, не должны проходить мимо его внимания. Он же дает рекомендации по коррекции плана, если реализация его не оказала эффекта или изме­нились условия.

24

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

В большинстве стран мира, в том числе в Беларуси, дети обяза­тельно иммунизируются против туберкулеза, дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита и столбняка. К этому декретируемому ВОЗ спис­ку в некоторых странах добавлены еще несколько заболеваний (нап­ример, эпидемический паротит, краснуха). ВОЗ и ЮНИСЕФ ставят задачу иммунизировать этими типами вакцин к 2000 году 90 % всех детей мира. Эта мера, по их данным, предотвратит смерть 21 % уми­рающих ныне детей.

Соблюдение первого важнейшего условия эффективности имму­низации — максимальный охват прививками проживающих на учас­тке детей — в значительной мере зависит от усилий семейного врача. Иногда вакцинация может быть противопоказана. Противопоказа­ния к применению разных вакцин близки. Это врожденные или при­обретенные иммунодефицита; острые инфекционные и неинфекци­онные болезни; фаза обострения хронических болезней; все формы и стадии злокачественных опухолей; аллергические болезни и состоя­ния; энцефалиты, энцефалопатии, судорожные состояния; тяжелые болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек, печени. К имму­низации некоторыми вакцинами имеются дополнительные противо­показания.

Однако на практике указанный перечень противопоказаний надо применять разумно. Освобождая ребенка от прививки, врач и родите­ли должны знать, что риск смерти от прививок, учитывая большую восприимчивость непривитых детей к инфекциям и более высокую летальность от них, ниже риска смерти в случае развития инфекцион­ной болезни. Если у ребенка есть противопоказания к проведению прививок, надо приложить все усилия, чтобы вылечить его или пере­вести болезнь в стадию компенсации, после чего сделать прививки по обычной или облегченной схеме. Если ребенок все же останется не­привитым, врач и родители должны оберегать его от контактов с ин­фекционными больными.

Второе препятствие к полноценному охвату прививками детей — отказы родителей, которые в последние годы участились в связи с ложным пониманием прав человека и, особенно, необоснованными высказываниями прессы о вредности прививок. Семейный врач обя­зан и способен убедить родителей в необходимости прививки их ре­бенку.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.