скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблемы социализации учащихся:курение, алкоголизм, наркомания

2) Во многих школах и учебных заведениях проводятся программы, которые знакомят молодежь (категорию повышенного риска) с проблемами наркомании.

Безусловно, антипропаганда очень эффективна, как и Программы профилактики и борьбы с наркоманией. И несмотря на нехватку средств  на таможне и в полиции созданы специальные отделы борьбы с наркотиками, но этих мер все равно недостаточно.

 

Существующая система наркологической помощи в Литве ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики. [26]

Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько:

Ø  отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам),

Ø  трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании,

Ø  слабая материально-техническая база наркологических учреждений. [21]

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую   ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

          

5.2. Педагогические меры профилактики

Принципы ведения профилактической работы.

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на                           основе целевых программ, объединенных общей концепцией                             профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации,                             препятствующей злоупотреблению любыми наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя                             определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

·        Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

·        Формирование у подростков навыков анализа и критической                                  оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать  правильные решения.

·        Предоставление альтернатив наркотизации. [1]

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и                                 оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к                                  появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения профилактической работы.

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их  успешной реализации:

Ø  Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе  обучения и контроль за их усвоением.

Ø  Влияние на уровень притязаний и самооценку.

Ø  Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля                                  ситуации.

Ø  Возможность привлечения специалистов по профилактике. [5]

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических  программ в школе:

1.         Любая работа в области антинаркотического просвещения должна                               проводиться только специально обученным персоналом из числа                                  работников школы в рамках комплексных программ на базе                                  утвержденной концепции профилактической работы.

2.         Просветительские программы должны вестись на протяжении всего                                  периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и                                  продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие                                  человека.

3.         Информация должна быть уместной и предоставлять знания о                                  последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненны неудач.

4.         Информация должна предоставляться с учетом особенностей                                  аудитории (пола, возраста и убеждений).

5.         Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни                                  ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

6.         Для оценки эффективности любой профилактической программы                                  необходимы регулярные социологические исследования,                                  проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области                             антинаркотического просвещения:

Ø   Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.

Ø   Искажения и преувеличения негативных последствий                                  злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

Ø   Разового характера действий, направленных на профилактику.                                  Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки                                  противостояния наркотикам.

Ø   Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся                                  дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые                                  сегодня достаточно хорошо информированы.

Ø   Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.

Ø   Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было                                 причинами. [3]

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

ВЫВОДЫ

Изучив выделенные нами проблемы социализации учащихся пришли к следующим выводам.

 

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. На процесс социализации личности влияет всякого рода  факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. Он в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д.  Однако процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время,  в связи с открытость границ  и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества. Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, зачастую вызывающих проблемы социализации.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез. Одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Курение и школьник не совместимы, так как  школьные годы  - это годы роста как физического, так и умственного.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет.

В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков – это рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями. Социальное поведение учащихся, подверженных влиянию алкоголя, принципиально меняется.
По данным исследования ESPAD (было исследовано 1507 учащихся 10-ых классов Литвы) 80,4% учащихся употребляют алкогольные напитки.

Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас. Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики. Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – "молодое лицо". Основной контингент потребляющих наркотики ныне составляет подрастающее поколение – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Среди причин злоупотребления наркотиками наиболее часто упоминаются следующие: социальная согласованность, удовольствие, доступность, любопытство, враждебность, достаток и досуг, уход от физического стресса.

Наркотики - не просто вещества, наносящие вред здоровью. Они стремительно и необратимо разрушают организм и личность человека. Потребление наркотиков, став частью молодежного досуга, увлечений, захватывает все новые клубы, дискотеки, учебные заведения, дворы.

Проблема наркомании особенно остро становится перед педагогами.

Так по данным Литовского СПИД центра на вопрос, где начали употреблять наркотики, 62,7% опрошенных наркоманов ответили, что начали принимать наркотики в школе.

Решение проблемы наркомании в целом сегодня становится одной из важных задач общества. И хотя сейчас уже используется немало медикаментозных программ по детоксикации организма, избавления от наркотической зависимости, это не решает целого ряда проблем совсем не медицинского, а социального характера, актуальность которых возрастает с каждым днем.

Лучшая методика борьбы с наркоманиейпрофилактика и превенция. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

В Литве осуществляется стратегия превенции наркомании. Идет   антипропаганда наркотиков в средствах массовой информации. Существует система наркологической помощи.

Однако реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую   ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          L. Bulotaitė. Alkoholio ir kitų narkotikų vartojimo prevencija mokyklose. Vilnius, 2000.

2.          S. Čaplinskas. Narkotikų kontrolė: pragmatiška politika ir humanistinės nuostatos. .// Narkomanija ir AIDS – vienykime atsaką. Seminaras visuomenes sveikatos specialistams. Vilnius, 2000 m. gruodžio 14 d. p. 81-86.

3.          M. Černiauskienė. Apie priklausomybę sukeliančias medžiagas ir jų vartojimo prevencija ugdymo institucijose. Vilnius, 2000.

4.          A. Davidavičienė. Alkoholį ir kitus narkotikus vartojantys moksleiviai. Europos mokyklos ir kitų narkotikų tyrimo projektas (ESPAD 99) Vilnius, 1999.

5.          A. Davidavičienė, L. Stonienė. Narkotikų vartojimo ir ŽIV/AIDS prevencija ugdymo institucijose. Vilnius, 2000.

6.          D. Gailienė, L. Bulotaitė, N. Sturlienė. Aš mylių kiekvieną vaiką. Vilnius, 1996, p. 86 – 90.

7.          A. Ganeri. Narkotikai. Specialistės patarimai. Vilnius, 1999.

8.          M. Hardiman. Žalingi įpročiai. Kaunas, 1998.

9.          Kaip įveikti alkoholio ir narkotikų problemas. Vilnius, 1994.

10.       Kas žinotina šeimai apie narkotikus. Valstybinis psichikos sveikatos centras. Vilnius, 2001.

11.       F. Kendall. Ypatingi tėvai – ypatingi vaikai. Vilnius, 2001, p. 140 – 146.

12.       Kučinskas, Kučinskienė. Socialinis darbas švietimo sistemoje. Kaunas, 2000, p.115 – 122.

13.       G.Kvieskienė. Socializacijos pedagogika. Vilnius, 2000.

14.       Narkomanijos problema Lietuvoje 2001. Vilnius, 2001.

15.       P.Petronis. Klastingi spąstai. Vilnius, 1992.

16.       J. Rakičkienė, S. Čaplinskas, T. Barkovska. Lietuvos AIDS centro Socialinių ligų konsultavimo kabineto “Demeta” Vilniaus narkomanų apklausos analizė. // Narkomanija ir AIDS – vienykime atsaką. Seminaras visuomenes sveikatos specialistams. Vilnius, 2000 m. gruodžio 14 d. p. 131-147.

17.       S. Stonkienė. Baltosios mirties šmėkla mokyklose. // Šiaulių kraštas. 2001 m. gruodžio 5 d., p. 1,3.

18.       Детская и юношеская наркомания. // www.medline.narod.ru

19.       Джон А., С. В. Чебурсон, Г. Соколовский. Наркотики и общество. http://www.high.ru/cgi-bin/wb.cgi

20.       Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. Минск, 1998.

21.       Кандидат мед. наук Надеждин А.В., Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма. http://www.narconon.ru/

22.       Краткий словарь по социoлогии. Москва, 1989.

23.       Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска. //www.samara.ru/~secondbirth/kh7.html.

24.       Потребление алкоголя в России во второй половине 90-x годов. //www.naa.cnt.ru/analit/consumption-90.html.

25.       Причины появления наркомании в России. http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

26.       Решение проблемы наркомании и наркотиков в России. http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

27.       Роль общественности и средств массовой информации в оздоровлении социальной среды. http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

28.       Русакова М. Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города. http://www.narconon.ru/

29.       Советский энциклопедический словарь. Под. ред. А. М. Прохорова. Москва, 1985.

30.       Струим Н. Л., Гусева Н. Г. Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования при ВИЧ-инфекции.  http://nodrugs.magelan.ru/welcome.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.