скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)

Реферат: Проблемы постановки рук (теоретическое обоснование)

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. С. В. РАХМАНИНОВА

кафедра струнных инструментов


ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ РУК

(теоретическое обоснование)

 

 

Реферат

Студента V курса оркестрового факультета

Рядченко Л.С.


Ростов-на-Дону

2003г.


Проблемы постановки рук

(теоретическое обоснование)


Разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочно­го периода, который требует строго учитывать физиологичес­кие закономерности двигательных действий рук.

Важнейшие условия этого процесса: нахождение обосно­ванных ранее оптимальных точек опоры для  корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На мой взгляд, даже в современной методической литературе пробле­ме предварительной двигательной подготовки ученика уделе­но недостаточно внимания.

Система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звень­ев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует вести стро­го последовательно, добиваясь их максимального единства.

Рука, ее значение в жизнедеятельности человека;

специфические особенности ее двигательных действий

1. Рука - наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвиж­ных суставов, причем 15 из них приходятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют ис­ключительное значение во всех ее действиях.

2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкрет­ные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и на­ходится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие кон­кретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изоли­рованных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей ру­ки.

3. Мышечные группы частей руки весьма различны по сво­им физическим возможностям: от весьма сильных - зона ло­патки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма сла­бых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвиж­ность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зона­ми руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышеч­ных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мы­шечным перенапряжениям.

Для того, чтобы правильно организовать двигательный про­цесс начинающего ученика, необходимо не только знать основ­ные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначаль­ной постановкой. В этом и заключается основная задача педа­гога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.

Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные по­ложения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную для его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педаго­га - собрать все изолированные части руки в единую двига­тельную систему, организовать их синхронные действия, что, как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава- явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугуб­ляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние. Столь же важ­но помнить. что одна из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправиль­ный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.

Ощущение руки как составной части корпуса,

функционирующей за счет силовых действий

мышечных групп зоны лопаток, плечевого сустава и плеча

Специфические особенности, обусловливающие ощущения руки как составной части корпуса, характеризуются:

а) стабильным ощущением зоны лопатки как начала руки. Необходимые ощущения формируются на основе постоянного контакта мышечных групп лопатки со всеми мышечными группами области спины;

  б) постоянным ощущением плечевой части руки как веду­щей, формирующимся при обязательном отведении ее назад -в сторону лопатки.

Таким образом, рука как составная часть корпуса ощущает­ся только в ее непосредственной связи с мышечными группа­ми спинной области - особенно зоны лопаток. Все двигатель­ные действия руки осуществляются за счет силовых действий мышечных групп зоны лопаток, плечевых суставов и плеча. Только после воспитания у ученика стабильных ощущений единства действий рук и корпуса следует приступать к форми­рованию сложнейших двигательных структур, связанных со спецификой их двигательных действий.

Основу функционирования руки сформулировал И. Лесман- один из основоположников современной скрипичной методи­ки: «Рука должна работать вся целиком, так чтобы ни одна из ее частей не ощущалась в своей функции отдельно... В рабо­те... руки должны всегда принимать участие ее основные (си­ловые - В. М.) части: лопатка и ключица. Участие этих частей руки в общей ее работе не должно однако нарушать ее единст­ва, ощущаться как отдельная функция»

Только на этой основе в игровом аппарате могут быть со­зданы необходимые предпосылки для возникновения «фазы наивысшей игровой проводимости», как ее определяет Н. Бернштейн.

Ощущение всей руки как единой двигательной системы це­лесообразно воспитывать у ученика первоначально при опу­щенном - нейтральном ее положении. В дальнейшем - во вре­мя подъема руки в рабочее положение - исключительно важно организовать двигательные действия руки в физиологически правильном направлении и сохранить те фундаментальные ощущения единства всех частей руки, которые были воспита­ны при опущенной руке. На этой основе в дальнейшем будут воспитываться все сложнейшие двигательные действия руки

Учитывая, что область лопатки является началом руки, наи­более естественное для руки первичное движение - отведение ее назад.

В то же время все двигательные действия руки происходят при вынужденном выносе ее вперед.

Основная задача и основная трудность при постановке рук заключается в преодолении упомянутых двигательных противоречий.

Таким образом, воспитание у ученика стабильных ощущений единства в действиях рук и корпуса - основная задача предпостановочного периода обучения. Формирование двигательных действий рук вне их связи или без должной связи с силовыми действиями всего корпуса - особенно области спины - грубей­шая ошибка педагогики, чреватая в дальнейшем самыми нега­тивными последствиями.

Воспитание стабильного ощущения веса руки

Одна из трудностей профессии музыканта состоит в том, что все его двигательные действия происходят с подня­тыми руками. При этом поднятые руки должны постоянно на­ходиться в состоянии максимальной свободы и совершать сложнейшие по своей структуре движения. Имеется в виду иг­ра как в положении стоя, так и сидя. На какой принципиальной основе следует формировать процесс звукоизвлечения, учиты­вая специфику постоянно неестественного положения рук?

Современная методика убедительно доказывает, что весо­вой принцип звукоизвлечения наиболее рационален, прогрес­сивен и эффективен в отличие от силового, базирующегося в основном на принципе нажимных действий руки. Управление процессом звукоизвлечения заключается в умении регулиро­вать соотношение веса руки и силы ее нажима непосредствен­но на струну  и пользоваться  разнообразными видами атак. Что подразумевает понятие «вес руки», каковы рациональные методы воспитания этого ощущения, и, наконец, какова взаимосвязь понятий «вся рука» и «вес руки»?

  Совершенно очевидно, что ощущения веса руки базируются на ощущениях веса всех ее частей как целостной единой систе­мы и формируются на основе постоянных контактов двух крайних точечных зон руки - мышечных групп лопатки и мы­шечных групп кисти и пальцев.

Воспитание этого фундаментального ощущения наиболее эффективно при нахождении рукой конкретных (осязаемых) точек опоры на плоскости - первичное действие и перенесе­ние этих ощущений на руку, находящуюся в поднятом - подве­шенном положении - вторичное действие.

В опущенном, фиксированном к боку положении рука яснее всего ощущается как часть корпуса. При этом точки опоры корпуса на ноги являются общими для всех его частей, в том числе и для рук. Таким образом, ощущения «всей руки», а, сле­довательно, и ощущения ее веса в руке провисшей вдоль корпуса проявляется оптимально. Если ощущение веса руки четко не зафиксировать в памяти ученика до ее подъема, то при подъе­ме руки оно неизменно теряется.

Вес всей руки формируется на основе максимального ощу­щения веса ее силовой зоны. В свою очередь, ощущение веса силовой зоны формируется не только на базе ее собственного веса. Силовая зона руки, особенно ее лопаточная область, кон­тактирует непосредственно со всеми мышечными группами спины. Следовательно, к ощущению ее собственного веса до­бавляются, в известной степени, и ощущения веса мышечных групп, соседствующих с областью лопатки и отдаленных от нее. В данном случае наблюдается своего рода цепная реакция: взаимодействующие мышечные группы спины передают часть своего веса на руку при ее опоре на конкретную плоскость. Ес­тественно, подобная «прибавка» веса при контакте руки с му­зыкальным инструментом диктуется динамической необходи­мостью, связанной с увеличением или уменьшением нажима руки на струну.

Формирование стабильного ощущения веса всей руки при опущенном ее положении и сохранение этого ощущения при ее подъеме предполагают три этапа действий:

1. Исходное положение: рука опущена вниз, пальцы сложе­ны в кулак, плечевая часть руки несколько отведена в сторону спины (лопатки) и плотно фиксирована на боку. Сосредоточе­ние внимания на стабильном ощущении веса всей руки - от ло­патки до кисти и пальцев, при опоре плечевой ее части на кор­пус.

2. Плечевая часть руки остается в неизменном - опущен­ном, фиксированном положении, локтевой сустав сгибается и поднимает предплечье кверху, приближая его к плечевой час­ти руки;

3. Из второго положения плечевая часть руки поднимается;при этом она отводится в сторону и несколько назад - движе­ние плечевой части по дугообразной линии.

Непременное условие сохранения формирующихся ощуще­ний - соблюдение принципа подъема плечевой части руки в ес­тественном, физиологически обоснованном направлении - отведение ее в сторону и назад.

Неизменное соблюдение этих условий – одна из трудностей профессии музыканта.

На первых двух этапах - при неизменном положении сило­вой зоны руки - первичные ощущения веса всей руки полно­стью сохраняются. Это достигается за счет того, что вес сило­вой зоны руки намного больше, чем игровой. В силу этого любые изменения положения игровой зоны руки при неизмен­ном положении силовой не оказывают какого-либо существен­ного влияния на изменение ощущений веса всей руки.

Вывод: воспитание ощущения веса руки при опущенном по­ложении и сохранении этого ощущения при ее подъеме форми­руется на основе опоры руки на конкретную плоскость.

Эффективность системы состоит в том, что последовательность воспитываемых навыков позволяет учени­ку научиться концентрировать внимание на базовых ощущени­ях руки и почувствовать конкретные ощущения опоры руки на плоскость и ее вес. При подъеме руки - концентрация внима­ния ученика на ее плечевой части дает возможность не только сохранить все конкретные базовые ощущения, но и постепенно трансформировать их в ассоциативные.

Сохранить основные ощущения руки при ее подъеме позво­ляет предельная концентрация внимания ученика на ощущении силовой зоны руки.

Плечевой сустав и его мышечные группы -их взаимодействия с мышечными группами области лопатки

Плечевой сустав - самый подвижный в системе руки, он ок­ружен со всех сторон активно действующими силовыми мы­шечными группами разнонаправленного действия. Совместно с мышечными группами плечевого сустава постоянно функци­онируют мышечные группы областей лопатки, ключицы, гру­ди, плечевой части руки и предплечья. Согласованные дейст­вия всех перечисленных мышечных групп дают возможность руке совершать самые разнообразные движения во всех на­правлениях и плоскостях с минимально необходимой степенью напряжения.

В числе мышечных групп имеются: сгибате­ли и разгибатели, вращающие и возвращающие, приводящие и отводящие. На основе взаимодействия мышечных групп все части двигающейся руки действуют как хорошо отлаженный единый организм. Координация действий заключается в стро­гом разграничении их усилий: при работе (напряжениях) мышц одного направления мышцы противоположного направ­ления, то есть антагонисты, должны находиться в относитель­но пассивном - расслабленном состоянии. Смешанные дейст­вия разнонаправленных мышечных групп - их активные совместные усилия приводят к двигательному хаосу и перенапря­жениям не только данной группы мышц, но и остальных мы­шечных групп, ибо любое локальное перенапряжение отзывается на всем организме. Педагог, работающий с начинающим учени­ком, должен строго контролировать работу разнонаправленных мышечных групп, предупреждая тем самым хаотичность их дей­ствий.

Формирование ощущений плечевой части руки как веду­щей дает возможность сохранять единство всех частей руки при подъемах и выносах ее вперед в рабочее положение. Более того, стабильные ощущения веса всей руки формируются на ос­нове первичности ощущений веса ее силовой зоны, а первич­ные ощущения единства действий руки формируются при отве­дении ее плечевой части назад.

Вывод: функционирование руки как единой двигательной системы полностью зависит от тех согласованных действий мышечных групп области. плечевого пояса и плечевого суста­ва, которые возникают при подъеме, сгибании и разгибании локтевого сустава, а также сгибании и разгибании кисти и пальцев.

Основные двигательные ощущения и действия руки и закономерности их воспитания; взаимодействие частей руки в процессе их двигательных действий

Подъем руки как начало двигательного процесса

Двигательные действия руки начинаются с ее подъема. От того, как совершен подъем, зависят все последующие движения. Физиологически правильный подъем руки состоит из двух этапов:

I) Средние пучки дельтовидной мышцы, покрывающей пле­чевой сустав, поднимают руку, при этом отводят ее в сторону и назад (синхронные движения). Совместно с дельтовидной мышцей работает трапециевидная - области лопатки и ключи­цы, которая принимает активное участие в подъеме руки и осо­бенно в отведении ее назад. Отведение руки назад при ее подъ­еме (как уже отмечалось неоднократно) дает возможность ученику оптимально почувствовать мышечную зону лопатки как начало силовой зоны руки, что способствует ощущению руки как единой двигательной системы. Это должно восприни­маться учеником как первичное движение, дающее ему воз­можность поднять руку и удерживать ее на весу с минимально необходимой степенью напряжений. В свою очередь подъем руки с синхронным отведением ее назад позволяет ученику по­чувствовать органичное единство всех частей руки - от лопат­ки до кисти и пальцев - их взаимосвязь и взаимозависимость.

II) При выносе руки вперед в активные (силовые) действия автоматически включаются передние пучки дельтовидной мышцы. Передние пучки дельтовидной мышцы совместно с грудными мышцами выводят руку вперед. Мышечные группы зоны лопатки и задние пучки дельтовидной мышцы при этом движении освобождаются от активных напряжений. Таким об­разом происходит естественная регуляция активных действий отводящих и приводящих мышечных групп.

Выводы: исходя из физиологических закономерностей ана­лизируемых двигательных действий, оптимальный вариант подъема руки заключается в определенной последовательности:

1) подъем руки с синхронным отведением ее назад - как первичное действие - при этом неизбежно четкое ощущение области лопатки как начала силовой зоны руки.  

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.