скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Морфофункциональная характеристика детского организма в разные периоды жизни

8.Возрастные особенности эндокринной системы.

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА.

Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе/ Органы этой си­стемы— железы внутренней секреции — выделяют особые вещест­ва, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей. Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих вы­водные протоки (желез внешней секреции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их назы­вают эндокринными железами (греч. endon— внутри,krinein— выделять) (рис.4 ).                                     

К железам внутренней секреции относятся гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, поло­вые, паращитовидные или околощитовидные железы, вилочковая (зобная) железа.

Поджелудочная и половые железы — смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть — внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и спермато­зоиды). Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гор­мон инсулин и глюкагон, другие ее клетки вырабатывают пище­варительный и поджелудочный сок.

Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких грам­мов), богато снабжены кровеносными сосудами. Кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты.

К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нерв­ных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная

система.

Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает нарушение функции других желез.

a)Щитовидная железа.

В процессе онтогенеза масса щитовидной железы значительно возрастает — с 1 г в период новорожденности до 10 г к 10 годам. С началом полового созревания рост железы особенно интенси­вен, в этот же период возрастает функциональное напряжение щи­товидной железы, о чем свидетельствует значительное повышение содержания суммарного белка, который входит в состав гормона щитовидной железы. Содержание тиреотропина в крови интенсив­но нарастает до 7 лет.

Увеличение содержания тироидных гормонов отмечается к 10 годам и на завершающих этапах поло­вого созревания (15—16 лет). В возрасте от 5—6 к 9—10 годам качественно изменяются гипофизарно-щитовидные взаимоотноше­ния— снижается чувствительность щитовидной железы к тирео-тропным гормонам, наибольшая чувствительность к которым от­мечена в 5—6 лет. Это свидетельствует о том, что щитовидная железа имеет особенно большое значение для развития организ­ма в раннем возрасте.

Недостаточность функции щитовидной железы в детском воз­расте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие. Раннее выявление гипофункции щитовидной железы и соответствующее лечение оказывают зна­чительный положительный эффект.

Рис. 4. Схема расположения эндокринных желез

b)Надпочечники.

Надпочечные железы уже с первых недель жизни характери­зуются бурными структурными преобразованиями. Развитие кори надпочечников интенсивно протекает в первые годы жизни ре­бенка. К 7 годам ее ширина достигает 881 мкм, в 14 лет она составляет 1003,6 мкм. Мозговое вещество надпочечников к мо­менту рождения представлено незрелыми нервными клетками. Они быстро в течение первых лет жизни дифференцируются в зрелые клетки, называемые хромофильными, так как отличаются способ­ностью окрашиваться в желтый цвет хромовыми солями. Эти клет­ки синтезируют гормоны, действие которых имеет много общего с симпатической нервной системой,— катехоламины (адреналин и норадреналин). Синтезированные катехоламины содержатся в мозговом веществе в виде гранул, из которых освобождаются под действием соответствующих стимулов и поступают в венозную кровь, оттекающую от коры надпочечников и проходящую через мозговое вещество. Стимулами поступления катехоламинов в кровь является возбуждение, раздражение симпатических нер­вов, физическая нагрузка, охлаждение и др. Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адре­налин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; уве­личивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; уси­ливает сокращение мышц, снижает их утомление и т. д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату —моби­лизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы.

Повышенная секреция адреналина — один из важнейших ме­ханизмов перестройки в функционировании организма в экстре­мальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физи­ческих нагрузках, при охлаждении.

Тесная связь хромофильных клеток надпочечника с симпати­ческой нервной системой обусловливает быстрое выделение адре­налина во всех случаях, когда в жизни человека возникают об­стоятельства, требующие от него срочного напряжения сил. Зна­чительное нарастание функционального напряжения надпочечни­ков отмечается к 6 годам и в период полового созревания. В это же время значительно увеличивается содержание в крови стеро­идных гормонов и катехоламинов.

c)Поджелудочная железа.

У новорожденных внутрисекреторная ткань поджелудочной железы преобладает над внешнесекреторной. Островки Лангер­ганса значительно увеличиваются в размерах с возрастом. Остров­ки большого диаметра (200—240 мкм), свойственные взрослым, обнаруживаются после 10 лет. Установлено и повышение уровня инсулина в крови в период от 10 до 11 лет. Незрелость гормо­нальной функции поджелудочной железы может явиться одной из причин того, что у детей сахарный диабет выявляется чаще всего в возрасте от 6 до 12 лет, особенно после перенесения острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Отмечено, что развитию заболевания способствует переедание, в особенности избыточность богатой углеводами пищи.

9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ.

Мужские и женские половые железы (семенники и яичники),, сформировавшись в период внутриутробного развития, подверга­ются медленному Морфологическому и функциональному созрева­нию уже после рождения. Масса яичка у новорожденных составляет 0,3 а, в 1 год — 1 г, в 14 лет — 2 г, в 15—16 лет — 8 г, в 19 лет — 20 г. Семенные канальцы у новорожденных узкие, за весь период развития их диаметр увеличивается в 3 раза.

Яичники закладываются' выше полости малого таза, и у ново­рожденного процесс их опускания еще не закончен. Они достигают полости малого ,таза в первые 3 недели после рождения, но лишь к 1—4 годам окончательно устанавливается их положение, харак­терное для взрослого. Масса яичника у новорожденного составляет 5—6 г, и она мало меняется на протяжении последующего развития: у взрослого масса яичника равна 6—8 г, В старости масса яичника уменьшается до 2 г. В процессе полового развития выделяют не­сколько периодов: детский — до 8—10 лет, отроческий —- от 9—10 до 12—14 лет, юношеский — от 13—14 до 16—18 лет, период половой зрелости — до 50—60 лет и климакс — период угасания половой функции.

В период детства в яичнике девочек очень медленно растут примордиальные фолликулы, у которых в большинстве случаев оболочка еще отсутствует.

ИУ мальчиков семенные канальцы в семенниках мало извитые. В, моче вне зависимости от пола содержится небольшое количество андрогенов и эстрогенов, которые образуются в этот период в коре надпочечников. Содержание андрогена в плазме крови детей обоего пола сразу же после рождения такое же, как и у молодых женщин. Затем оно снижается до очень низких цифр (иногда до 0) и остается на таком уровне до 5—7 лет.

В период отрочества в яичниках появляются граафовы пузырьки, фолликулы быстро растут. Семенные канальцы в семенниках увели­чиваются в размерах, наряду со сперматогониями появляются сперматоциты. В этот период у мальчиков возрастает в плазме крови и в моче количество андрогенов; у девочек — эстрогенов. Их количество еще больше увеличивается в юношеский период, что обусловливает развитие вторичных половых признаков. В этот период появляется свойственная женскому организму периодич­ность в количестве секретируемых эстрогенов, что обеспечивает женский половой цикл. Резкое повышение секреции эстрогенов совпадает по времени с овуляцией, после чего при отсутствии опло­дотворения наступает менструация, которой называют выделение наружу распадающейся слизистой оболочки матки вместе с содер­жимым маточных желез и кровью из вскрывающихся при этом со­судов. Строгая цикличность в количестве выделяющихся эстроге­нов и, соответственно, в изменениях, имеющих место в яичнике и матке, устанавливается не сразу. Первые месяцы половые циклы могут быть не регулярными. С установлением регулярных половых циклов начинается период половой зрелости , продолжающийся у женщин до 45-50 лет, а у мужчин в среднем до 60 лет.

Период полового зрелости у женщин характеризуется наличием регулярных половых циклов: яичникового и маточного.

10. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

Понятие о половом созревании. Половые железы и связанные с ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое развитие. Половые железы, их функции неразрывно свя­заны с целостным процессом развития ребенка. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Период ускоренного полового развития и достижение половой зрелости называется периодом полового созревания. Этот период приходится в основном на под­ростковый возраст. Половое созревание девочек на 1—2 года опе­режает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания.

Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, ха­рактера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Немаловажную роль играют и наследственные особен­ности.

Неблагоприятные бытовые условия, неполноценная пища, не­достаток* в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания ведут к задержке полового созревания. В больших городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сель­ской местности.

В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез и прежде всего гипоталамо-гипофизарной систему. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют вы­деление тропных гормонов гипофиза.

Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз также стимулирует деятельность щитовидной же­лезы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая актив­ность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков — особенностей телосложения, ово­лосения, тембра голоса, развитию молочных желез. Половые же­лезы и строение половых органов относят к первичным половым признакам.

Стадии полового созревания. Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из кото­рых характеризуется спецификой функционирования желез вну­тренней секреции и соответственно всего организма в целом. Ста­дии определяются по совокупности первичных 'и вторичных по­ловых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания (табл. 4).

Представленность стадий полового созревания у мальчиков и девочек 7—17 лет

Мальчики Девочки
Возраст,
лет 1 II III 1v-У I II III 1У-У
7 100
8 100 99 1
9 100 90 10
10 98 2 67 32 1
11 94 6 39 51 8 2
12 71 25 4 10 42 28 20
13 33 35 26 6 1 12 38 49
14 9 27 44 20 4 17 79
15 2 7 36 55 1 11 88
16 1 14 85 100
17 4 96 100

Примечание.    Частота   встречаемости   в  процентах   определена   по   воз­растным группам, на каждую из которых приходилось от  139 до 245 человек.

I   стадия — предпубертат   (период,  непосредственно   предшест­вующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вто­ричных половых признаков.

II  стадия — начало пубертата. У мальчиков небольшое увели­чение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Воло­сы редкие и прямые. У девочек набухание грудных желез. Неболь­шое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко акти­визируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматб-тропная функции. Усиление секреции соматотрогшого гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гор­монов, активизируется функция  надпочечников.

III   стадия — у  мальчиков дальнейшее  увеличение яичек,  на­чало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных же­лез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Про­исходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У маль­чиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

IV  стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос,  появляются  юношеские угри, начинается ово­лосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек ин­тенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взросло­му типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно вы­деляются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высо­кий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

V   стадия — у  мальчиков  окончательно  развиваются   половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные же­лезы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой жен­щины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрело­сти— яичники  уже  продуцируют  готовые  к  оплодотворению  со­зревшие яйцеклетки.

Менструация в среднем продолжается от 2 до 5 дней. За это время выделяется около 50—150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24— 28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации насту­пают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на несколько месяцев, на год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез.

В период полового созревания, особенно на II—III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы — ведущего звена эндокринной регуляции, все физиоло­гические функции претерпевают значительные изменения.

За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходя­щая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское 'сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодиче­ские приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обмо­рочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

Существенные изменения на этом этапе развития в связи  ак­тивацией гипоталамуса претерпевают функции центральной Нерв­ной системы . Изменяется эмоциональная сфера. эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчи­вость— с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный кри­тицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в пе­риод менструации).

11.Заключение.

В периодах развития до достижения зрелого возрасти, наиболее интенсивно развивается, человек растет и в этих периодах родителям следует особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер в эти периоды то последствия окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей периоды- это «новорожденный»,«грудной» и «подростковый».

В первые два периода организм только становится. И не известно как будет развиваться организм- ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.

В «подростковый» интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к предста­вителям противоположного пола.

В переходный период детям нужно особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать вни­мание подростков к сложным изменениям в их организме, психи­ке, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих слу­чаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуаль­ных переживаний. Это прежде всего повышение требований к уче­нию, труду и поведению школьников.

Вместе с тем очень важно тактичное, уважительное отноше­ние взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, уме­ние направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоя­тельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Литература:

1)  «Анатомия и физиология детского организма:( Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорнодвигат. аппарат): Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология»./ Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В .-2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1986.

2)   «Анатомия и физиология детского организма:( Внутренние органы)»/Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В.-М:Просвещение,1976

3)  «Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов»/ Под ред. Хрипкова А.Г. и др.-М; Просвещение, 1990

4)  «Эндокринная система растущего организма: Учебное пособие для ВУЗов»/Под ред. Држевецкой И.А –М: Высшая школа, 1987

оглавление:

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ  РОСТА  И  РАЗВИТИЯ  ОРГАНИЗМА…………………… 1

a)Организм как целое. ……………………………………………………………………..1

b)Единство организма и среды…………………………………………………………...1

c)Гомеостаз и регуляция функций в организме………………………………………...1

d)Понятие роста и развития. ………………………………………………………………2

e)Закономерности онтогенетического развития. ………………………………………2

2.ВОЗРАСТНАЯ   ПЕРИОДИЗАЦИЯ……………………………………………………..3

a)Периоды развития организма. ………………………………………………………….3

3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ…………………………………………………….5

a)Позвоночный столб……………………………………………………………………….5

b)Грудная клетка…………………………………………………………………………… 6

c)Скелет конечностей. ……………………………………………………………………..6

d)Череп. ………………………………………………………………………………………7

4.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы……………7

a)Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период…...8

b)Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла. …………………………………………………………………………..8

4.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ ПО СОСУДАМ……….9

a)Особенности изменений кровяного давления с возрастом. ………………………9

b)Возрастные изменения скорости движения крови. …………………………………9

5. ВОЗРАСТНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………………………..10

a)Полость рта. ……………………………………………………………………………..10

b)Железы желудка. ………………………………………………………………………..10

c)Печень. …………………………………………………………………………………….11

d)Железы кишечника. …………………………………………………………………….11

6. Морфологическое развитие органов дыхания……………………………………………………………………………...11

a) Постнатальное развитие органов дыхания…………………………………………11

b)Носоглотка. ……………………………………………………………………………….12

c)Гортань…………………………………………………………………………………… 12

d)Трахея……………………………………………………………………………………..12

e) Бронхи……………………………………………………………………………………..12

f) Легкие………………………………………………………………………………………13

g) Плевра…………………………………………………………………………………….13

7.Возрастные особенности выделительной системы.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  СТРУКТУРЫ  ПОЧЕК…………………………….13

a)Возрастные особенности функции почек……………………………………………15

b)Мочеиспускание и его механизм. …………………………………………………….15

8.Возрастные особенности эндокринной системы………………………….15

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА.

a)Щитовидная железа……………………………………………………………………..16

b)Надпочечники…………………………………………………………………………….16

c)Поджелудочная железа…………………………………………………………………17

9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ………………………........17

10. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ……………………………………………………………18

11.Заключение………………………………………………………………………………19

12.Литература:………………………………………………………………………………21


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.