скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов

     Темпы сокращения улова рыбы, морепродуктов в Калининградской области более высоки, чем в среднем по Российской Федерации. Снизилось и значение области в общих объемах улова рыбы, морепродуктов с 9,8 (1991 г.) до 6,4% в 1996 году.

     До 1992 года Калининградская область имела один из самых мощных рыбодобывающих флотов в бывшем СССР. В связи с резким подорожанием топливно-энергетических ресурсов, разрушением централизованного материально-технического снабжения, прекращением государственной финансовой поддержки рыбной отрасли эксплуатация мощного флота в отдаленных районах лова стала практически неэффективна.

     За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов в последние годы государству нанесен ущерб в размере 35 млрд. долларов США (в целом по Российской Федерации). Бюджеты всех уровней не получают соответствующих налоговых поступлений. В портах Норвегии треска с российских судов принимается по цене 1700 долларов за тонну, а с норвежских судов – 3000 долларов.

     Россия подписала договор с Норвегией, согласно которому норвежская сторона представляет России полную информацию обо всех российских судах, осуществляющих выгрузку рыбной продукции в портах этой страны.

     Объемы добычи трески в Балтийском море незначительны из-за слабой технологической оснащенности флота и несовершенства орудий лова.

     Так, в 1997 году в российской экономической зоне пятью шведскими судами за две недели было выловлено 200 тонн трески. Тридцать калининградских судов добыли 111 тонн. Шведские суда оснащены мощными траловыми лебедками и добывают треску на глубинах от 100 до 50 метров, а калининградские – могут работать на глубинах от 4 до 50 метров.

     В состав рыбопромышленного комплекса входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации,  КГТУ, Всероссийский институт повышения квалификациии, Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининградский морской колледж и мореходная школа. В Калининграде на начало 1990 года было сконцентрировано около 40% научно-технического потенциала рыбной отрасли бывшего СССР. В высших и средних учебных заведениях обучалось более 5000 студентов и курсантов по 12 специальностям.

     Выход из кризисного состояния рыбопромышленного комплекса области имеет важнейшее значение для всей экономики региона. Практически предстоит заново создать новую структуру рыбной отрасли, объеденив рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, предприятия судоремонта, береговой инфраструктуры, а также организовать централизованный сбыт продукции и сформировать единую политику развития рыбной промышленности в регионе. Новые предприятия комплекса будут, безусловно, формироваться в условиях дальнейшего реформирования экономики. Многие крупнотоннажные суда необходимо заменить на суда малого флота с тем, чтобы вести добычу рыбы, морепродуктов в ближайших промысловых районах и на Балтике. Неизбежны соответствующие изменения и на крупных рыбоперерабатывающих береговых предприятиях, а также в других организациях комплекса. При этом рассчитывать на крупные финансовые централизованные ресурсы не приходится.

3.2   Транспортный комплекс

     Географическое положение Калининградской области обусловило развитие транспортного комплекса, который представлен морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом с соответствующей инфраструктурой. В регионе морские, внутренние водные и сухопутные транспортные артерии объединены в единую систему.

     С геополитических позиций основу транспортного комплекса составляют морские порты. С распадом СССР вне России оказались современные перегрузочные комплексы, которые строились в расчете прежде всего на обслуживание российских внешнеторговых грузов (Новоталлинский и Рижский морские порты, Вентспилский нефтехимический перегрузочный терминал).

     Важнейшей особенностью морских портов области является то, что они являются незамерзающими, в связи с чем могут принимать и обрабатывать различные суда в течении всего года. Кроме того, порты области в сравнении с другими российскими портами располагаются ближе к странам Западной Европы. К неблагоприятным обстоятиельтвам использования и развития морских портов области относится необходимость дальнейшего транзита обрабатываемых грузов через территорию других государств (Литвы и Белоруссии) с вытекающими из этого особенностями таможенного и транспортного оформления на  железнодорожном и автомобильном транспорте. Указанные факторы снижают в определенной мере народнохозяйственную ценность портов Калининградской области.

     Калининградский морской торговый порт (КМТР) – самый западный незамерзающий порт Российской Федерации на Балтийском море. Он расположен в устье реки Преголи при ее впадении в Калининградский залив. Проектная мощность перегрузочных комплексов – 8,2 млн. тонн грузов в год. Основным видом деятельности торгового порта являются погрузочно-разгрузочные работы. Максимальное количество грузов, которое перерабатывалось в морском порту, составляло 4,4 млн. тонн (1988 г.), а в 1995 году было переработано всего 1,85 млн. тонн. В 1996 году объемы грузов возросли и составили 2,32 млн. тонн.

     Внешнеторговые связи по перевозке грузов из порта осуществляются более чем с двадцатью страницами Западной Европы и Америки. Перевозятся грузы – уголь, стройматериал, сахар, цветные материалы составляют 25-35%. В общем объеме перегружаемых грузов до 50% занимает зерно, 10-20% - древесина.

     Морской рыбный порт образован в 1947 году на базе бывшей Лесной гавани. Он обслуживал рыбодобывающий флот. Порт специализируется на выгрузке, переработке рыбопродукции, имеет мощные холодильники, складские помещения для комплексного снабжения рыбопромыслового флота. Проектная мощность обработки грузов – 2,5 млн. тонн в год. Грузооборот с 1992 г. по 1996 г. вырос с 0,93 до 1,5 млн. тонн за счет привлечения к переработке ранее несвойственных грузов: нефтепродуктов, удобрений и продовольственных товаров.

     Калининградский речной порт входит в западное речное пароходство и специализируется на перевалке насыпных грузов (строительные материалы, уголь, удобрения, зерно). Проектная мощность – 3 млн. тонн грузов в год. Пароходство перевозит грузы в 100 портов Прибалтийских государств и стран Северного моря, используя суда типа “река - море”.

     Кроме морского и речного портов, важную роль в развитии комплекса играет железнодорожный транспорт. В состав Калининградской железной дороги входят 55 станций. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в объеме всех видов транспортных услуг, обслуживании потребностей хозяйственного комплекса области, внешнеэкономических связях области.

     Общая протяжность железных дорог составляет 756 км, в том числе 100 км относятся к внутренним, обеспечивающим связь между предприятиями и основными железнодорожными линиями. По степени  насыщенности железнодорожной сетью область занимает седьмое место в России. Калининградская железная дорога связывает и речные порты, целлюлозно-бумажные заводы и многие крупные промышленные предприятия области.

     Железная дорога перевозит ежегодно 8-9 млн. тонн грузов различного назначения и 25-30 млн. человек (90% всех пассажиров).

     Грузы, перевозимые железной дорогой, - это в основном уголь, нефтепродукты (50-60%), строительные материалы, лесные грузы, металл минеральные удобрения, продукты питания.

     Сеть автомобильных дорог в области – одна из наиболее развитых в Российской Федерации. Протяжность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 4625 км. территориальных дорог и 243 км. дорог федерального назначения.

     Плотность автомобильных дорог значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие, а по России в среднем – 58%.

     Подвижной состав не отвечает современным требованиям: средний возраст автомобилей – 8-10 лет, 40% грузовых автомобилей неисправны, 765 оборудованы карбюраторными двигателями. Очень мало современных грузовиков малой и сверхбольшой грузоподъемности.

     Для разрешения основных проблем автомобильного транспорта создана ассоциация автотранспортных предприятий Калининградской области (ААПКО). Ассоциацией предпринимаются меры по усилению координации деятельности различных видов транспорта; укреплению технического состояния автомобилей.

     Важную роль в регионе играет воздушный транспорт. Калининградское авиапредприятие обеспечивает авиационное сообщение Калининграда с другими городами России, стран СНГ, а также рядом европейских государств.

     Область располагает широкой сетью аэродромов, способных принимать большинство типов самолетов и имеющих необходимое оборудование. Однако большинство из них находятся в ведении Минобороны. Единственным гражданским аэродромом является международный аэропорт Храброво.

     Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса области связаны с возможностью интеграции региональных, межрегиональных и межгосударственных связей и должны рассматриваться прежде всего через призму интересов России. Развитие транспортного комплекса позволит создать необходимые условия для выхода из кризисного состояния всей экономики в области.

     3.3  Машиностроительный комплекс

     Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей промышленной отраслью Калининградской области.

     Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

     В период с 1991 года по 1996 год произошел резкий спад объемов производства в машиностроении (таб. №3)

     Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.

     Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18 перешли к странам Балтии и СНГ.

     Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.

     Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.

     В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.

     3.4  Топливно-энергетический комплекс

     Топливно-энергетический комплекс, к сожалению, не получил должного развития и является одним из самых уязвимых мест в народном хозяйстве области. Регион не обладает необходимым собственным ресурсным потенциалом для обеспечения потребностей в топливе и энергии. Топливо в Калининградскую область полностью завозится извне, а добываемая на ее территории в небольших количествах нефть вывозится для переработки за пределы области.

     В топливно-энергетическом балансе мазут и уголь занимают 80-85%, природный и сжиженный газ – 15-20%.

     Промышленная добыча нефти ведется с 1975 г. Максимальный уровень добычи – 1,5 млн. тонн (1986 г.). В 1996 г. добыто 757 тыс. тонн. Прогнозные оценки ресурсов – 130 млн. тонн, в том числе на суше – 50 млн. тонн, на шельфе Балтийского моря – 80 млн. тонн.

     Переработка нефти в области не ведется. Добываемая нефть в сыром виде вывозится за пределы области, часть на нефтеперерабатывающий завод в Литве, а часть экспортируется за рубеж.

     Энергоисточники области: ГРЭС-2 (Светлый), три блокстанции в Калининграде, ТЭЦ в Гусеве. Станции работают на топочном мазуте и укомплектованы в основном оборудованием иностранного производства.

     На долю целлюлозной бумажной промышленности, машиностроения, пищевой, приходится около 70% от уровня потребления электроэнергии в промышленности.

     В целях дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса следует более активно наращивать собственные генерирующие мощности. Предстоит провести глубокие научные исследования по вовлечению в эксплуатацию топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на территории региона, и проводить более жесткую политику снижения энергоемкости производств.

     Другое дело, что в регионе уже имеются все условия для более рационального использования гидроресурсов. Потенциал рек Анграпа, Голубая, Корневка, Лава, Писса, Шешупе, может обеспечить ежегодную выработку электроэнергии для 290 млн. кВт/ч. Следовательно, рациональное использование гидроэнергетических ресурсов на территории региона зависит не только от поиска финансовых ресурсов, но и, конечно, от единого подхода к развитию топливно-энергетического комплекса и ослаблению энергетической зависимости хозяйствующих субъектов от сопредельных государств.

3.5   Агропромышленный комплекс

     Сельское хозяйство области, сообразуясь с природно-климатическими условиями, специализируется преимущественно на животноводстве, дающем три четверти всей валовой сельскохозяйственной продукции. Ведущее место занимает разведение крупнорогатого скота мясомолочного направления. Скотоводство опирается на развитую кормовую базу: многолетние культурные пастбища, высокопродуктивные сенокосы, посевы кормовых культур.

     Земледелие в области носит вспомогательный характер, обеспечивая животноводство кормами, торговую сеть картофелем, овощами и фруктами. В соответствии с животноводческой специализацией более половины посевных площадей заняты под кормовые культуры, 45% посевных площадей используется  под зерновые культуры.

    Природные  условия в целом благоприятны. В течение длительного времени можно использовать пастбище.

     В период с 1991г. по 1997г. происходит падение сельскохозяйственного производства,  но вместе с тем возрос удельный вес продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан. В хозяйствах населения ( без крестьянских хозяйств) в 1996году произведено 46% мяса, 51% молока, 26% яиц от общего объема производства по области в целом.

     По состоянию на 1 января 1997 года в области имелось четыре тысячи крестьянских хозяйств. Крестьянскими хозяйствами произведено 1,5 тысяч тонн мяса, около 8 тысяч тонн молока.

     Постановлением губернатора области в начале 1997 года была утверждена региональная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000гг.  По оценке администрации области, в результате реализации программы объемы производства сельскохозяйственной продукции в 2000 году возрастут более чем в четыре раза.

     Основной целью развития сельского хозяйства области должно стать повышение  эффективности производства и обеспечения продуктами питания всего региона. Важное значение приобретает государственное регулирование, главная задача которого – поддержка производителей сельскохозяйственной продукции при неблагоприятной конъюнктуре рынка товаров. Не меньшую роль играет и стимулирование крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан за счет предоставления техники, кредитного обеспечения и т.д.  

3.6   Лесопромышленный  комплекс.

     Лесопромышленный комплекс после рыбной промышленности и машиностроения занимал ведущее положение в экономике области.

     Лесные ресурсы Севера и Северо-запада России позволяют обеспечить потребности целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области в полном объеме. До 1992-1993гг. древесина в область поставлялась в основном из Архангельской и Вологодской областей, республики Коми. Однако в связи с резким ростом транспортных расходов на доставку древесины из указанных областей, потенциальными поставщиками древесины следует рассматривать Литву, Латвию, Белоруссию, Польшу. В настоящее время древесина поступает в область в основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.