скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Двунадесятые праздники и их особые песнопения

Кондак, гласъ 4:

Пречистый храмъ Спасовъ, многоцhнный чертогъ и Дhва, священное сокровище славы Божiя, днесь вводится въ домъ Господень, благодать совводящи, яже въ Дусh Божественнhмъ, Юже воспhвают Ангели Божiи: Сiя есть селенiе небесное.

В Греции этот Богородичный праздник приходится на средину сева и называется "Месоспоратисса" (Срединосевная), а в России в это время поля уже покрываются первым снегом. Но важность этого праздника огромна, так как он говорит о подготовке Великого Сева, о приведении Девы в храм - Той, Которая Сама предназначена стать "одушевленным Храмом" Бога.

Деву Марию родители еще до рождения посвятили Богу. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили лишь первенцы мужского пола. На Марии этот обычай исполнился, поставив Ее выше всех земных дев и женщин.

Поэтому Дева, поднимаясь по ступеням храма, уже не оглянется назад - даже на своих родителей... Это - избрание и посвящение.

Содержание этого праздника взято из апокрифического сказания:

Когда Деве Марии исполнилось три года, Ее родители решили исполнить свой обет - отдать дитя на служение Богу. Одев Пречистую в лучшие одежды, с зажженными свечами они привели Ее в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней, которые дитя Мария, укрепляемая силой Божией, легко преодолела. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Богоотроковицу в Святое Святых, куда мог войти только первосвященник, да и то лишь раз в году. Все находившиеся в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Авторские сочинения: ирмосы А.Львова, А.Архангельского, П.Чеснокова, задостойник П.Турчанинова.

Рождество Христово

(25 декабря/7 января)

Тропарь, гласъ 4:

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсiя мiрови свhтъ разума: въ немъ бо звhздамъ служащiи, звhздою учахуся, Тебh кланятися Солнцу правды, и Тебе вhдhти съ высоты Востока, Господи, слава Тебh.

Кондак, гласъ 3:

Дhва днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звhздою путешествуютъ: насъ бо ради родися Отроча младо, превhчный Богъ.

Рассказ о Рождестве Иисуса Христа начинается в Евангелии от Матфея с длинного перечня древнееврейских имен предков Христа по плоти. Этот длинный список сухо и педантично перечисляется Евангелистом: "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари ...". Эти имена рисуют нам сумрачные бородатые лица, может быть, когда-то виденные на иконах и фресках, в сюжетах, вытканных на гобеленах, и на потемневших от времени картинах старых мастеров. Словно огнем факела освещаются они и сразу же исчезают во тьме веков, как только замирают звуки произнесенного имени...

Зачем нам знать их имена?- Ведь Имя Того, Кто нас интересует, находится в самом конце перечня . Только это Святое Имя нужно нам, чтобы преклонить колени.

Но нет, это "драгоценное родство", как назвал этот список имен митрополит Иосиф, напоминает нам о том, что великое событие Рождества было подготовлено. Для того, чтобы пришел Тот, Который спасет людей, люди должны сами веками, многими поколениями готовить Ему путь. Как живительные соки дерева просачиваются от корней к вершине, - незаметно, в глубине ствола,- так "просачивался" и Он сквозь этих людей, имена которых перечислены в Евангелии. Они подготовили Ему путь - своей жизнью, своим чадородием, своим ожиданием обещанного Богом Спасителя. А Он через них стал человеком и с полным правом называл Себя Сыном Человеческим.

Именно поэтому два воскресенья (недели), предшествующие празднику, Церковь посвящает памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников. Богослужения этих дней отражают библейскую историю, как подготовку к Боговоплощению. А еще раньше, с 15/28 ноября начинается рождественский пост, который готовит верующих к встрече великого праздника.

Уже с праздника "Введения во храм Богородицы" начинают появляться первые рождественские песнопения - ирмосы Рождественского канона - пока только на катавасии: "Христос раждается - славите ...", заставляя взволнованно забиться сердце и вспомнить известную с детства рождественскую историю:

Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме в царствование римского императора Августа. Август, под властью которого находилась тогда Иудея, повелел сделать всенародную перепись, и каждый должен был записаться в том месте, откуда был родом. Праведный Иосиф, происходивший из рода Давидова, отправился с Девой Марией в Вифлеем - город Давида. В Вифлееме они не нашли свободного места ни в гостинице, ни в доме, потому им пришлось искать приют за городом, в пещере, куда пастухи в ненастную погоду загоняли скот. Здесь Пресвятая Дева и родила Богомладенца, спеленала Его и положила в ясли.

Первыми весть о рождении Спасителя мира узнали пастухи. Им предстал Ангел и возвестил великую радость, и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Вифлеемская звезда, появившаяся на небе, возвестила о Рождестве Христовом волхвам (восточным мудрецам), которые принесли в дар Христу золото, ладан и смирну.

Рождество Христово - великий день всего христианского мира. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церкви Западной, нежели Восточной. В Церкви Восточной до IV в. он праздновался 6 января и был известен под именем Епифании - Богоявления и был посвящен не дню Рождения Христа, а вообще явлению Бога во плоти. Позже он выделился в отдельный праздник - Богоявление (Крещение), а Рождество стали и в Восточной Церкви праздновать, как в Западной - 25 декабря.

Издавна праздник Рождества Христова у всех христианских народов сопровождался красочными народными обычаями.

На Руси возник обычай "славления" - когда молодежь и дети поют песни колядки, ходят по домам с изображением Вифлеемской звезды, славят родившегося Христа и поздравляют друг друга.

Накануне праздника Рождества Церковь совершает навечерие - этот день именуется рождественским сочельником. Это день усиленного приготовления к празднику и более строгого поста (по народному обычаю ничего нельзя есть до первой звезды, а потом можно вкушать только сочиво, т.е. вареную пшеницу с медом). В сочельник в церкви читаются "Царские часы", это название исторического происхождения. Оно связано с византийским обычаем поздравлять императора с наступающим праздником.

Ночная служба под Рождество начинается не с Всенощного бдения, а с Великого повечерия - это особый чин вечерней службы. Он начинается с торжественного песнопения "С нами Бог", текст которого содержит слова ветхозаветного пророчества Исайи о Спасителе. (Исайя 9. 6).

Великое повечерие соединяется с праздничной утреней и Литургией. Служба длится всю ночь, которая называется "Святой". Святая Ночь на Руси - заснеженная и полная таинственных чудес, огней и радости. Она полна смолистого запаха ели, которой украшены храмы и дома, полна ожидания радостного удивления от взаимных рождественских подарков. За Святой Ночью следуют святки - самое веселое время года - "святые" или "страшные" вечера, как называют их в народе, - когда рассказывают таинственные и страшные святочные истории, рядятся и гадают, веселятся, ходят в гости, поздравляют друг друга, пируют за праздничным столом и поют колядки.

Служба праздника Рождества очень разнообразна и богата в музыкальном плане. На рождественскую тему имеется очень много авторских произведений разных веков и стилей . Вот некоторые из них: концерт "Слава в вышних Богу" Д.Бортнянского, тропари Рождества С.Дегтярева и А.Кастальского, кондак "Дева днесь" Д.Бортнянского, ирмосы Рождественского канона Д.Аллеманова и многие другие.

Крещение Господне (Богоявление)

(6/19 января)

Тропарь, гласъ 1:

Во Iорданh крещающуся Тебh, Господи, Троическое явися поклоненiе. Родителевъ бо гласъ свидhтельствоваше Тебh, возлюбленнаго Тя Сына, именуя и Духъ, в виде голубинh, извhствоваше словесе утвержденiе. Явлейся, Христе Боже, и мiръ просвhщей, слава Тебh.

Кондак, гласъ 4:

Явился еси днесь вселеннhй, и светъ Твой Господи, знаменася на насъ, въ разумh поющих Тя: пришелъ еси и яаился еси Свhтъ неприступный.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в апостольских постановлениях, а от II в. сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Богоявления. В древности этот праздник назывался также "праздник Светов" или "Просвещение".

Праздник напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа. 30 лет он оставался вдали от мира, в глухом селении, где "возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости", и никто, кроме Матери не был посвящен в Его тайну. Но вот пробил час, и Христос явился миру. Содержание праздника находится в Евангелиях:

Когда Спасителю по человеческому естеству исполнилось 30 лет, Он пришел на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешным, Иисус Христос не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трех Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иордана, Бог Дух Святой сходил на Него с небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых небес свидетельствовал, возглашая: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Поэтому праздник Крещения называется еще и Богоявлением.

Праздник Крещения заключает святочный праздничный цикл, который, начинаясь с Рождества Христова, прерывается строгим постом крещенского сочельника, служба которого сходна с чином Рождественского сочельника (Царские часы). В конце вечерни крещенского сочельника совершается первое освящение воды. Второе водоосвящение бывает в сам день праздника. В эти дни положен чин великого водоосвящения. Освященная вода именуется по-гречески агиасмой (великой святыней). Верующие с благоговением хранят ее в течении всего года.

Раньше в России обряд освящения воды проходил очень торжественно - он назывался "Иордань". Священники в праздничных ризах и множество народа с пением стихир великого водосвятия крестным ходом шли на "Иордань" - на реку к специально приготовленному и украшенному месту с прорубью во льду. Священник трижды под пение тропаря праздника погружал в прорубь крест, - после чего верующие набирали освященную воду и несли ее по домам, освящая (кропя) водой все в доме. Этот древний обряд (в Греции он совершается у моря) свидетельствует, что весь сотворенный мир освящается вместе с Крещением Богочеловека. "Днесь вод освящается естество" - поется в праздничной стихире.

Морозный воздух, проникающий с улицы в храм, большие чаны с освященной водой, множество людей, берущих воду - все это создает неповторимую атмосферу праздника Крещения.

На праздничной Литургии, как и в Рождество Христово и в некоторые другие великие праздники, поется особое песнопение "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия". Оно напоминает времена, когда в эти праздники происходило крещение новых членов Церкви.

Этот праздник также имеет множество авторских сочинений духовных композиторов : концерты на Крещение Господне Д.Бортнянского, А.Веделя, С.Дегтярева, ирмосы В.Лирина "Глубины открыл есть дно" и др.

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Он празднуется Церковью во многом сходно с праздником Рождества Христова.

Сретение Господне

(2/15 февраля)

Тропарь, гласъ 1:

Радуйся, благодатная Богородице, Дhво, изъ Тебе бо возсiя Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, просвhщаяй сущiя во тьме: веселися и ты старче праведный, прiемый во объятiя Свободителя душъ нашихъ, дарующаго намъ воскресенiе.

Кондак, гласъ 1:

Утробу Дhвичу освятивый рождествомъ Твоимъ, и руцh Симeонh благословивый, якоже подобаше, предваривъ и нынh спаслh еси насъ, Христе Боже: но умири во бранhхъ жительство, и укрhпи православныя христiаны, ихже возлюбилъ еси, едине Человhколюбче.

Праздник Сретения Господня приходится на 40-й день после Рождества. Он был введен Иерусалимской церковью в IV в., а с V-го стал повсеместным.

Славянское слово "сретение" означает "встречу". В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Заветов. Согласно повествованию св.Луки, произошла она в Иерусалимском храме:

В 40-й день по рождении, по иудейскому обычаю, Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу и принести предписываемому ветхозаветным законом очистительную жертву. В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Ему было возвещено от Бога, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм, когда Матерь Божия и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Взяв Его на руки, Симеон Богоприимец сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля." (Лк. 2, 29-32). В храме находилась и 84-летняя пророчица Анна, она также прославляла Господа. Так, в лице последних ветхозаветных праведников Симеона и Анны произошла встреча (сретение) уходящего Ветхого Завета с более совершенным Новым Заветом Иисуса Христа.

Богослужение в праздник Сретения по уставу относится к Богородичным двунадесятым праздникам, хотя по содержанию является праздником в честь Христа и Божией Матери одновременно.

Служба праздника состоит из Всенощного бдения накануне и Литургии в сам день праздника.

Заключительное песнопение вечерни "Ныне отпущаеши", которое поется или читается в Церкви ежедневно, в данном празднике становится центральным песнопением, так как его слова - это вдохновенная молитва старца Симеона Богоприимца. Поэтому в этот праздник песнопение "Ныне отпущаеши" поется очень торжественно, часто с солистом, который как бы изображает взволнованную речь Симеона. Также особо торжественно поются припевы на 9-й песни канона, в которых раскрывается смысл праздника, воздается хвала Младенцу Христу, Божией Матери, старцу Симеону и пророчице Анне.

Авторские песнопения: ирмосы и припевы на 9-й песне канона А.Ф.Львова, "Ныне отпущаеши" Н.Никольского, А.Архангельского, С.Рахманинова, П.Турчанинова, задостойник П.Турчанинова и мн.др.

Благовещение Пресвятой Богородицы

(25 марта/7 апреля)

Тропарь, гласъ 4:

Днесь спасенiя нашего главизна, и еже отъ вhка таииства явленiе: Сынъ Божiй, Сынъ Дhвы бываетъ, и Гаврiилъ благодать благовhствуетъ. Тhмже и мы съ нимъ Богородицh возопiимъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою.

Кондак, гласъ 8:

Взбранной Воеводh побhдительная, яко избавльшеся отъ злыхъ, благодарственная восписуемъ Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобhдимую, от всякихъ насъ бhдъ свободи, да зовемъ Ти: радуйся, Невhсто Неневhстная.

На 25 марта приходится весеннее равноденствие, которое отмечается у многих народов как начало весны. С IV в. в этот день стали праздновать Благовещение. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лицо Богородицы и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представлялись особые побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника. За это время богослужение праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения Сына Божия и величие Богородицы.

Содержание праздника взято из Евангелия от Луки и частично - из апокрифического сказания:

Пребывая в доме Иосифа Обручника, Пресвятая Дева читала однажды книгу пророка Исайи и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. В это время явился Ей посланный с небес Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!" Она, увидев Ангела, смутилась от слов его. Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать от Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария спросила: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" И ответил Ей Ангел: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". И отошел от Нее Ангел.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.