скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Все о Turbo Basic

Реферат: Все о Turbo Basic

СТУДЕНТ! ВНИМАНИЕ! ЧТОБЫ ПРОСМАТРИВАТЬ ЭТОТ ФАЙЛ, ДОСТАТОЧНО,

СТОЯ НА НЕМ, НАЖАТЬ КЛАВИШУ "ENTER".

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРCTВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

СТАЛИ И СПЛАВОВ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Кафедра инженерной кибернетики

Г.И. Светозарова

Утверждается к печати на                                                                      Одобрено

ротапринте, тираж 1000 экз.                                                  методическим советом

института Проректор института В.П. Соловьев

ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Описание языка Турбо-Бейсик

Справочное пособие

для студентов всех специальностей

Москва, 1994

АННОТАЦИЯ

Настоящее пособие содержит описание основных средств языка Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.

Пособие в основном ориентировано на использование при выпол­нении практикума по курсу "Основы прикладной информатики". Может также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.

С          Московский государственный

институт стали и сплавов

1994 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Основные средства языка..............................  4

1.1. Структура программы.............................  4

1.2. Типы данных.....................................  4

1.3. Массивы.........................................  5

1.4. Выражения.......................................  5

1.5. Стандартные функции.............................  6

1.6. Основные операторы..............................  8

1.7. Операторы цикла................................. 10

1.8. Подпрограммы, функции и процедуры............... 12

2. Цвет и графика....................................... 16

3. Файлы. Работа с файлами данных последовательного и прямого доступа...................................... 20

3.1. Файлы последовательного доступа................. 20

3.2. Файлы прямого доступа........................... 23

4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-

тный ввод с клавиатуры............................... 26

4.2. Оператор DRAW................................... 26

4.3. Операторы GET и PUT............................. 27

4.4. Оператор BEEP................................... 28

4.5. Оператор SOUND.................................. 28

4.6. Оператор PLAY................................... 28

4.7  Функция INKEY$.................................. 30

5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике...... 31

6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при создании и выполнении программ на языке Турбо-Бейсик............ 32

1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

1.1.  Структура программы

Программа состоит из строк. Одна строка содержит один или несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,

a=1:b=1

Перенос оператора на другую строку допускается.  В этом слу­чае используется знак переноса _. Например,

a=1:b_

=1

Строки могут нумероваться (но это не обязательно).  Ссылка в нужное место программы может осуществляться также по метке.

Метка размещается в отдельной строке, начинается с буквы и содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое­точие. Например,

aaa:

x=x+1

...

GOTO aaa

Если первым символом в строке является апостроф ('), то строка воспринимается как комментарий.

Имя образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под­черкивания _ и цифр от 0 до 9, начинается с буквы. Имя использу­ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.

1.2. Типы данных

Целый (значения от -32767 до 32767, занимает 2 байта); длин­ный целый (от 2-31 до 231, 4 байта); вещественный (4 байта); ве­щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь­ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

Тип переменной определяется типом данных, которые она предс­тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком после имени.

a$   -    символьный

a%  -    целый

a&  -    длинный целый

a!    -    вещественный  обычной  точности

а#   -    вещественный двойной точности

Если знак после имени отсутствует, то эта переменная счита­ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть

a!=1.1

и

а=1.1

одно и то же.

1.3. Массивы

Описание массивов осуществляется с помощью оператора DIM с указанием размеров. Например, оператор

DIM a(10),  b(10:20,  25:45)

описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от

0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы : первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.

Если нижняя граница индексов в описании не указана, то она считается равной 0.

Используя оператор OPTION BASE n, можно задать нижнюю грани­цу индексов равной n. Например,

OPTION BASE  1

DIM a(10)

В этом случае индекс элементов массива a будет принимать значе­ния, начиная с 1. Если описание массива отсутствует, то по умол­чанию верхний индекс равен 10 ( нижний - 0). В описании массива вместо константы может использоваться переменная. Например,

DIM a(n)

Значение n должно быть предварительно определено.

Используя оператор ERASE, можно освободить память, выделен­ную под массив, и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап­ример, оператор

ERASE a

возвращает память, выделенную под массив a.

1.4. Выражения

Символьные выражения состоят из символьных констант (после­довательность символов, заключенная в кавычки), символьных пере­менных, символьных функций, соединенных знаком + (конкатенация, или объединение). Например,

a$="КАТЯ"

b$="ЛЕНА"

f$=a$+" И "+b$

В результате f$ будет иметь значение "КАТЯ И ЛЕНА". При помощи функций LEFT$, RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере­менной слева, справа или из середины. Например,

F1$=LEFT$(f$,4)

F2$=RIGHT(f$,4)

F3$=MID$(f$,6,1)

В результате будет F1$ = "КАТЯ", F2$ = "ЛЕНА" и F3$ = "И". Числовые выражения включают в себя константы, переменные,

функции,  соединенные  знаками арифметических операций,  при этом

могут использоваться величины разных типов.

Приоритеты арифметических операций:

1. Возведение в степень (^)

2. Умножение, деление (*,/ )

3. Деление нацело (\) (например, 5\2 равно 2)

4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например, 45 MOD 19 равно 7)

5. Сложение, вычитание (+,-)

1.5. Стандартные функции

Запись на Бейсике                                     Математическая запись

ABS   (x)                                                           |x|

SIN     (x)                                                           sin x

COS   (x)                                                           cos x

TAN   (x)                                                           tg x

ATN   (x)                                                           arctg x

EXP    (x)                                                           ex

LOG         (x)                                                                                           ln x

LOG2(x)                                                           log2 x

LOG10(x)                                                        lg x

INT (x)                                                             целая часть  х

SGN (x)                                                            знак х (+1 при х > 0,

0 при х=0, -1 при x < 0) SQR (x) квадратный корень из х

LEN (а$)                                                          количество символов а$

LEFT$(a$,n)                                                   выбирает из a$ n символов,

начиная с  первого

MID$  (a$,m,n)                                              выбирает из a$ n символов,

начиная с  m-го

RIGHT$ (a$,n)                                               выбирает n символов а$,

начиная с последнего

STR$ (x)                                                          преобразует число к

символьному виду

VAL (a$)                                                          определяет числовое значение а$

ASC  (a$)                                                         определяет код первого

символа а$

TAB (n)                                                            указывает номер позиции для

вывода следующего  элемента   в

списке вывода оператора PRINT

SPC (n)                                                             вывод n пробелов, используется

в списке вывода оператора PRINT RND [(x)] выдает случайное число из инте-

рвала (0,1)

Замечания. 1. [] обозначают необязательный  параметр.

2. Если х=0, то повторяется последнее сгенерированное число; если х < 0, то для каждого x генерируется новая последовательность случайных чисел; если x > 0 или отсутствует, то генерируется оче­редное случайное число, но при повторном запуске последователь­ность повторяется. Можно использовать оператор RANDOMIZE (перед первым использованием функции RND), чтобы при новом запуске прог­раммы получать новую последовательность случайных чисел.

Операции отношения:  <,  <=, >, >=, <>.

Левая и правая части отношения - это числовое или символьное выражение (в последнем случае сравниваются числовые коды симво­лов). Если отношение удовлетворяется (является истинным), то его значение равно -1 , если не удовлетворяется (является ложным), то его значение 0. Отношения могут быть использованы также в число­вых выражениях. Например, при выполнении оператора

PRINT 5 > 6, 5 < 6, (5 < 6) * 15 будет напечатано 0, -1 и -15.

Логические операции: AND (логическое и ), OR (логическое или), XOR (исключающее или ), EQV (эквивалентность), IMP (импли­кация).

Логические операции осуществляются над целыми числами -1 (TRUE) и 0 (FALSE).

-1, если A = -1, B = -1

A AND B                                                    0,  в остальных случаях

0, если A = 0, B = 0

A OR B                                                     -1, в остальных случаях

-1, если A и B не совпадают

A XOR B                                                    0, если A и B совпадают

-1, если A и B совпадают

A EQV B                                                     0, если A и B не совпадают

0, если A = -1, B = 0 A IMP B -1, в остальных случаях

1.6. Основные операторы

Оператор присваивания имеет вид переменная = выражение

Оператор безусловного перехода имеет вид GOTO метка

Условный оператор имеет вид

IF условие THEN операторы [ELSE операторы] Например,

IF a < b THEN t=15 : V=16 ELSE t=17

В качестве условия может использоваться целое выражение, которое интерпретируется как FALSE, если его значение равно 0, и TRUE, если не равно 0.

Если после THEN или после ELSE располагается целая группа операторов, то можно использовать IF блок, который имеет следую­щую структуру

IF условие THEN операторы

ELSE операторы END IF

При этом ELSE и операторы за ним могут отсутствовать, т.е. воз­можна конструкция

IF условие THEN операторы

END IF

Если после ELSE необходима проверка условия, то используется опе­ратор ELSEIF

IF условие THEN операторы ELSEIF условие THEN операторы

ELSE операторы END IF

Оператор конца END используется для окончания выполнения программы. Может использоваться в программе несколько раз. Ис­пользуется также с IF, SUB, DEF, SELEСT (см.ниже)

Оператор очистки экрана CLS обычно располагается в начале программы для очистки экрана перед выводом результатов программы.

Оператор ввода INPUT имеет вид

INPUT [;] [поясняющий текст], список переменных

Поясняющий текст заключается в кавычки. Переменные в списке отде­ляются друг от друга запятыми. ";" после INPUT означает, что кур­сор останется на той же строке, когда будет нажат "Ввод".

Оператор вывода PRINT имеет вид

PRINT [список вывода]

Элементы списка разделяются "," или ";" или пробелом. В первом случае вывод следующего элемента начинается в новую зону (строка экрана условно разделена на 5 зон по 14 позиций каждая), во вто­ром - через пробел (для чисел) или непосредственно вслед (для символьных строк) за предыдущим элементом.

Элементом списка может быть имя переменной, константа (сим­вольная заключается в кавычки) или выражение (перед выводом вы­числяется).

Оператор вывода PRINT USING имеет вид PRINT USING формат; список вывода

Формат задается в виде символьной строки (заключенной в ка­вычки), задающей форму вывода каждого элемента списка по следую­щим правилам для чисел : # - для каждой цифры, ^^^^ - для вывода в показательной форме. Остальные символы обозначают сами себя. Например,

##.## -  будет выведено 2 цифры в качестве целой части и две

- дробной. Если целая часть содержит более двух цифр, то перед числом будет напечатан знак % .

#.## ^^^^ - вывод будет осуществляться в показательной фор­ме.

Для символьных строк :

"\  \" - (два пробела) - будет выведено четыре символа

"\\" -                (без пробела) - будет выведено два символа

Вообще количество выведенных символов будет равно числу пробелов между двумя наклонными линиями + 2.

"!"  - будет выведен один символ

"&"   - будут выведены  все символы

Например,

A$= "КОТ" :  GA= 6.5

B$= "СОБАКА" :  GB= 15.3

PRINT USING "& ВЕСИТ #.#,\                          \ ВЕСИТ ##.# КГ";A$,GA,B$,GB

При выполнении этого оператора на экране появится

КОТ ВЕСИТ 6.5, СОБАКА ВЕСИТ 15.3 КГ

Оператор определения положения курсора

LOCATE i,j

устанавливает координаты (номер строки i и номер столбца j), в ко­торые начнется вывод данных оператором PRINT.

1.7. Операторы цикла

1. FOR i=iнач to iкон [STEP ih] операторы

NEXT i

i, iнач, iкон, ih - соответственно, управляющая переменная цикла, ее начальное, конечное значения и шаг изменения. Если ih=1, то шаг можно опустить. Например,

FOR i=1 to 10

....

NEXT i

FOR i=1 to 10

FOR j=1 to 20

....

NEXT j: NEXT i или

FOR i=1 to 10

FOR j=1 to 20

....

NEXT j,i

2. DO WHILE условие операторы

LOOP или

WHILE условие операторы WEND

(операторы выполняются, пока выполняется условие)

3. DO UNTIL условие операторы

LOOP

(операторы выполняются до тех пор, пока не будет выполнено усло­вие. Как только условие будет выполнено, осуществляется выход из цикла).

4. DO операторы

LOOP

Выход из цикла в этом случае осуществляется оператором EXIT.

Оператор EXIT (выход) используется с SELECT,  DEF,  FOR, IF,

LOOP, SUB, WHILE. Например,

EXIT FOR осуществляет выход из цикла, организованного опера­торами FOR/NEXT до его завершения

EXIT IF              - выход из любого места IF блока

EXIT LOOP - выход из цикла, заканчивающегося оператором LOOP или WEND.

Остальные случаи использования EXIT будут рассмотрены вместе с соответствующими операторами.

Операторы выбора ON/GOTO и ON/GOSUB

ON n GOTO метка [, метка...]

n может принимать значения от 0 до 255. Переход осуществляется на метку, определяемую значением n. Например, при n = 2 переход осу­ществляется на вторую метку в списке. Если n = 0 или n больше ко­личества меток в списке, то выполняется следующий по порядку опе­ратор.

ON n GOSUB метка [, метка...]

n принимает значения от 0 до 255. Переход осуществляется к одной из возможных подпрограмм (см.ниже), определяемых метками в спис­ке, в зависимости от значения n.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.