скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Программирование на языке Турбо Паскаль

2. Построение элементарных изображений

Система координат при работе с графикой имеет начало (точку (0,0)) в левом верхнем углу экрана. Ось x направлена вправо, ось y – вниз. Очевидно, что все точки экрана имеют целочисленные координаты.

При построении простейших элементов изображений используются следующие процедуры и функции:

Название

Назначение

PutPixel(x,y: integer; c: word); Поставить точку (x,y), используя цвет c. Значение цвета обычно меняется от 0 до 15, вместо номера цвета можно употреблять цветовые константы модуля Graph.
SetColor(c: word); Установить текущий цвет для рисования отрезков, окружностей и т. п. Все линии после употребления этого оператора будут рисоваться установленным цветом.
SetBkColor(c: word); Установить текущий цвет для фона (то есть цвет всего экрана).
GetMaxX; GetMaxY; Эти функции возвращают максимальные допустимые значения координат x и y, соответственно.
Line(x1,y1,x2,y2: integer); Рисовать отрезок из (x1,y1) в (x2,y2) текущим цветом.
Rectangle(x1,y1,x2,y2: integer); Рисует текущим цветом прямоугольник, левый угол которого – (x1,y1), а правый нижний – (x2,y2).
Circle(x,y: integer; r: word); Рисует текущим цветом окружность с центром в точке (x,y) радиуса r.
Arc (x,y: integer; a1,a2,r: word); Рисует дугу окружности. a1 и a2 – начальный и конечный углы (в градусах), соответственно. Угол отсчитывается традиционно, против часовой стрелки, угол величиной 0° соответствует лучу y=0, x>0.
Ellipse(x,y: integer; a1,a2,xr,yr: word); Рисует дугу эллипса с полуосями xr и yr от угла a1 до a2.
DrawPoly(n: word; P); Рисует многоугольник, количество сторон в котором – n, а информация о вершинах хранится в нетипизированном параметре P. В качестве P удобнее всего использовать массив из записей, каждая из которых содержит поля x,y: integer;
MoveTo(x,y: integer); Эта процедура опирается на понятие текущей позиции. Она «запоминает» позицию (x,y) на экране, а в дальнейшем из этой позиции можно рисовать отрезки.
LineTo(x,y: integer); Рисует отрезок из текущей позиции в точку (x,y). При этом текущая позиция перемещается в конец нарисованного отрезка.
MoveRel(dx,dy: integer); Перемещает текущий указатель из прежнего положения (x,y) в точку (x+dx,y+dy).
LineRel(dx,dy: integer); То же, что и предыдущая процедура, но при перемещении рисует отрезок от (x,y) до (x+dx,y+dy).
GetX; GetY; Возвращают координаты текущего указателя (по отдельности).
ClearDevice; Очищает экран.

Все приведённые выше процедуры для рисования выполняют только контурные рисунки (не закрашивая прямоугольник, окружность или эллипс внутри). По умолчанию рисование происходит с использованием тонкой сплошной линии, однако толщину и вид линии можно менять с помощью процедуры SetLineStyle(style,pattern,width: word). Рассмотрим назначение параметров этой процедуры.

1.   style – вид линии. Здесь удобно задавать не конкретные числа, а константы: SolidLn, DottedLn, CenterLn, DashedLn, UserBitLn. Первая обозначает сплошную линию, следующие три – разные виды прерывистых линий, последняя – линию, вид которой определяется пользователем (см. ниже).

2.   pattern – образец для вида линии, определяемого пользователем. Этот параметр вступает в действие лишь тогда, когда в предыдущем указано UserBitLn. Образец – это фрагмент линии, заданный в виде числа. Переход от конкретного фрагмента к числу выполняется, например, так:

Удобнее всего переводить полученное число в шестнадцатеричный вид, в нашем примере получится $999C. При изображении линии закодированный нами фрагмент будет повторяться столько раз, сколько нужно.

3.   width – толщина линии. Можно использовать числа, однако определены 2 константы: NormWidth и ThickWidth (нормальная и толстая линии).

Перейдём теперь к рисованию закрашенных фигур. По умолчанию внутренняя область фигуры будет закрашиваться белым цветом, причём закраска будет сплошной. Для управления цветом и видом закраски используется процедура SetFillStyle(style, color: word); Также как и для стиля линии, для style предусмотрены константы: EmptyFill, SolidFill, LineFill, LtSlashFill, SlashFill, BkSlashFill, LtBkSlashFill, HatchFill, XHatchFill, InterleaveFill, WideDotFill, CloseDotFill, UserFill. Первая обозначает отсутствие закраски, вторая – сплошную, последующие – различные специфические виды закраски, самая последняя – закраску, задаваемую пользователем. Чтобы задать пользовательский образец закраски, нужно использовать процедуру SetFillPattern(Pattern: FillPatternType; Color: Word); FillPatternType определяется как array[1..8] of byte, каждый элемент массива кодирует одну строчку образца закраски (как и для линий), а всего таких строчек 8. В результате закраска выполняется с помощью одинаковых квадратиков 8x8.

Ниже приводятся процедуры рисования закрашенных фигур.

Название

Назначение

Bar(x1,y1,x2,y2: integer); Рисует закрашенный прямоугольник.
FillEllipse(x,y: integer; xr,yr: word); Закрашенный эллипс.
FillPoly(n: word; P); Закрашенный многоугольник.
PieSlice(x,y: integer; a1,a2,r: word); Закрашенный круговой сектор.
Sector (x,y: integer; a1,a2,xr,yr: word); Закрашивает эллиптический сектор.
FloodFill(x,y: integer; Cborder: word); Выливает краску в точку (x,y), откуда она растекается во все стороны, пока не достигнет границы цвета Cborder. Если такой границы нет или она незамкнута, то краска может залить весь экран.

3. Вывод текстовой информации.

Для вывода текста на экран используются две процедуры:

1.   OutText(s: string). Эта процедура выводит строку s начиная с текущей позиции, то есть левый верхний угол выводимой строки находится в текущей позиции (по умолчанию это так). Текущая позиция задаётся, например, с помощью MoveTo.

2.   OutTextXY(x,y: integer; s: string). Используется для вывода строки в конкретной позиции.

Если требуется вывести какие либо числа, то предварительно требуется преобразовать их в строку, например, с помощью процедуры Str.

Пример:

var r: integer;

    s: string;

...............

Str(r,s);

OutTextXY(100,200,’Результат=’+s);

Турбо Паскаль позволяет использовать несколько различных шрифтов для вывода текста. Кроме того, можно менять направление вывода текста, а также размер символов. В этих целях используется процедура SetTextStyle(Font, Direction, CharSize : word). Перечислим возможные константы и значения для параметров этой процедуры.

Font (шрифт):

DefaultFont – шрифт 8x8 (по умолчанию)

TriplexFont – полужирный шрифт

SmallFont – тонкий шрифт

SansSerifFont – шрифт без засечек

GothicFont – готический шрифт.

 Direction (ориентация и направление вывода символов):

0 – привычный вывод слева направо

1 – снизу вверх (надпись «положена на бок»)

2 – слева направо, но «лежачими» буквами.

Size – размер шрифта (целые числа от 0 до 10).

Другая возможность при работе с текстом – это выравнивание его относительно задаваемых координат вывода. Для этого используется процедура SetTextJustify(horiz,wert: word). Horiz указывет как текст расположен относительно заданной позиции по горизонтали, а vert – по вертикали. Возможные константы:

для horiz:

LeftText – указанная позиция является левым краем строки

CenterText – позиция является серединой выводимой строки

RightText – правым краем строки;

для vert:

BottomText – позиция находится на нижнем крае изображения

CenterText – по центру

TopText – позиция является верхним краем изображения.

Лекция 12. Текстовые файлы

Ниже будут обсуждаться способы взаимодействия программы на Паскале с текстовыми файлами, записанными на каком-либо диске. Примерами текстовых файлов могут служить тексты программ на Паскале, простые текстовые документы и т.п.

Любой текст в файле хранится в виде последовательности символов (char), для разбиения текста на строки используются невидимые при просмотре символы конца строки.

1. Объявление файловой переменной и привязка к файлу на диске

Для того чтобы программа могла работать с текстовым файлом, нам потребуется переменная специального файлового типа text:

var f: text;

Эта переменная не содержит в себе весь текст из файла, она служит для чтения данных из файла и для записи новых данных в него.

Прежде чем работать с конкретным файлом на диске, файловую переменную следует связать с этим файлом, используя такую процедуру:

assign(TxtFile: text, name: string);

Первый параметр (TxtFile) — файловая переменная, второй — строка, содержащая имя файла на диске. Если файл лежит в текущем каталоге, то достаточно указать только его имя и расширение, если в каком-либо другом, то потребуется указывать путь к этому файлу, например:

assign(f,'Z:\SCHOOL\text1.txt');

2. Чтение данных из файла

Перед тем как рассматривать процедуры чтения, заметим что файл можно обходить только последовательно. Хорошей аналогией файла может послужить магнитная лента, с которой головка может читать информацию только по порядку, а для возврата к началу блока данных требуется дополнительное усилие (перемотка).

Чтобы открыть для чтения файл, который был указан при вызове assign, нужно использовать процедуру

reset(TxtFile: text);

После такого действия «читающая головка» будет установлена на начало файла. Разумеется, указанный файл должен существовать на диске, в противном случае в программе возникнет ошибка.

После открытия файла можно начинать чтение данных. Для этого используются процедуры read и readln, которые используются в следующем формате:

read(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN);

readln(TxtFile: text, v1: type1, v2: type2, ... vN: typeN);

Первая процедура читает последовательно из файла значения и помещает их в переменные v1, v2, ... vN. После каждого прочитанного значения указатель файла («читающая головка») смещается к началу следующего значения. Процедура readln делает то же самое, после чего перемещает указатель на начало следующей строки; readln с одним лишь первым параметром переводит указатель на начало новой строки. В качестве параметров для процедур read и readln можно использовать переменные следующих типов:

· целые: integer, byte, shortint, word, longint;

· вещественные: real, single, double, extended, comp;

· строковые (string);

· символьные (char).

При чтении строковых значений из файла берётся вся последовательность символов от позиции указателя до конца строки. Если после этого попытаться вновь прочитать строку, то результат будет пустой строкой ( ' ' ). Если попытаться прочитать число, когда указатель файла стоит в конце строки, то будет прочитан 0.

При чтении чисел read и readln работают так: сначала указатель пропускает все пробелы и символы табуляции, а затем, найдя первый значащий символ, пытается прочитать число. Если это невозможно (встретилась буква или число записано неверно), то произойдёт ошибка.

Пример использования процедуры чтения:

var f: text; s: string; n: integer;

...

readln(f,n,s);

Необходимо помнить, что если файл не был открыт для чтения с помощью reset, то любая попытка прочитать из него данные приведёт к ошибке.

Довольно часто в программе бывает необходимо определить, дошёл ли указатель файла до конца строки или до конца файла. В этом случае полезно использовать такие функции:

eoln(TxtFile: text): boolean;

eof(TxtFile: text): boolean;

Первая принимает значение true (истина), если указатель стоит на конце строки, вторая — то же самое для конца файла.

После того как все операции чтения закончены, файл необходимо закрыть с помощью процедуры

close(TxtFile: text);

если этого не сделать, то содержимое файла может оказаться испорченным после выполнения нашей программы.

Пример 1 (процедуры чтения). Пусть имеется текстовый файл, например программа на Паскале. Требуется распечатать его содержимое на экране:

program ShowFile;

var f: text;

    c: char;

begin

  assign(f,'showfile.pas');

  reset(f);

  while not eof(f) do begin

    while not eoln(f) do begin read(f,c); write(c); end;

    readln(f);

    writeln;

  end;

  close(f);

  readln;

end.

3. Запись данных в файл

А теперь перейдём к процедурам записи в файл. Перед тем как что-либо записывать, нужно создать новый (пустой) файл или стереть содержимое существующего. Для этого используется процедура

rewrite(TxtFile: text);

До её вызова файловая должна быть привязана к имени файла на диске с помощью assign. Если файл не существовал, то rewrite создаст его, если существовал, то содержимое будет стёрто. В любом случае файл будет пустым, а указатель записи стоит на начале файла.

Для записи используются процедуры

write(TxtFile: text, p1: type1, p2: type2, ... pN: typeN);

writeln(TxtFile: text, p1: type1, p2: type2, ... pN: typeN);

Здесь в качестве параметров p1, p2, ... pN можно использовать не только переменные, но и выражения: числовых типов, строковые, символьные и логические (boolean). В отличие от write, writeln после записи в файл значений p1, p2, ... pN переводит указатель записи на начало новой строки; writeln с одним параметром (текстовый файл) лишь переводит указатель на новую строку.

Так же как и в случае с чтением из файла, после того как все данные записаны файл нужно закрыть с помощью close.

Пример 2 (запись в файл). Пусть дан произвольный текстовый файл, требуется получить другой файл, в каждой строке которого записана длина соответствующей строки исходного файла:

program WriteLength;

var f1,f2: text;

    s: string;

begin

  assign(f1,'writelen.pas'); reset(f1);

  assign(f2,'result.txt'); rewrite(f2);

  while not eof(f1) do begin

    readln(f1,s);

    writeln(f2,length(s));

  end;

  close(f1); close(f2);

end.

Ещё один способ записи — это открытие для добавления информации в конец файла. Для этого используется процедура

append(TxtFile: text);

Если файл открыт с помощью append, то всё его содержимое сохраняется. При завершении дописывания в конец файла его также следует закрыть с помощью close.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.