скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проектирование автоматизированных информационных систем

·     Хранилища данных.

Задачи, обрабатывающие информацию, порождающие потоки данных и обеспечивающие их хранение.

Основа МИП – это графические документы, то есть схемы информационных потоков – СИП. СИП верхнего уровня – это отражение представления пользователя о функциональной стороне. СИП нижнего уровня – это детализированное представление СИПа верхнего уровня. МИП разрабатывается последовательно с логической моделью данных, причем эти модели должны дополнять друг друга.

Схема информационных потоков первого уровня представлена на рисунке 4, а СИП второго уровня – на рисунке 5.

2. Проектирование базы данных

2.1 Определение объектов

Объектом называется элемент информационной системы, информацию о котором мы сохраняем. В реляционной теории баз данных объект называется сущностью.

Объект может быть реальным (например, человек, какой-либо предмет или населенный пункт) и абстрактным (например, событие, счет покупателя или изучаемый студентами курс). Так, в области продажи недвижимости примерами объектов могут служить ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ, КЛИЕНТ и СЧЕТ. На товарном складе – это ПОСТАВЩИК, ТОВАР, ОТПРАВЛЕНИЕ и т. д. Каждый объект обладает определенным набором свойств, которые запоминаются в информационной системе. При обработке данных часто приходится иметь дело с совокупностью однородных объектов, например таких, как служащие, и записывать информацию об одних и тех же свойствах для каждого из них.

Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Таким образом, для объектов одного класса набор свойств будет одинаков, хотя значения этих свойств для каждого объекта, конечно, могут быть разными. Например, класс объектов ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ будет иметь одинаковый набор свойств, описывающих характеристики объектов недвижимости, и каждый объект недвижимости будет иметь различные значения этих характеристик.

Объекты и их свойства являются понятиями реального мира. В мире информации, существующем в представлении программиста, говорят об атрибутах объектов.

Атрибут — это информационное отображение свойств объекта. Каждый объект характеризуется рядом основных атрибутов.

Например, сотрудник характеризуется фамилией, именем, табельным номером т. д. Клиент магазина, продающего автомобили, имеет такие атрибуты, как фамилию, имя, отчество, адрес и, возможно, идентификационный номер. Каждый атрибут в модели должен иметь уникальное имя – идентификатор. Атрибут при реализации информационной модели на каком-либо носителе информации часто называют элементом данных, полем данных или просто полем. Взаимосвязь между перечисленными выше понятиями проиллюстрирована схемой, приведенной на рисунке 5.

В нашем случае объектами будут являться:

·     объекты недвижимости;

·     клиенты;

·     сотрудники;

·     заказы.

Список объектов и их атрибутов приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень объектов и их атрибутов

Объект

Атрибуты

Объект недвижимости Наименование
Категория
Адрес
Страна
Владелец
Стоимость
Клиент Организация
Адрес
Индекс
Телефон
Заказ Клиент
Сотрудник
Владелец
Заказанные объекты
Дата размещения заказа
Дата оплаты
Сумма заказа

Продолжение таблицы 1

Объект

Атрибуты

Сотрудник Фамилия
Имя
Отчество
Адрес
Телефон

2.2 Определение взаимосвязей между объектами

Исходя из задачи, выделим следующие сущности:

·     Владелец;

·     Недвижимость;

·     Клиент;

·     Продавец;

·     Заказ;

·     Продажа;

·     Счет.

Определим для включенных в модель сущностей взаимосвязи. Полученная после этого модель представлена на рисунке 6.

Взаимосвязь выражает отображение или связь между двумя множествами данных. Различают взаимосвязи типа «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим».

В рассматриваемой задаче по автоматизации управления работой дилера по продаже недвижимости, если клиент производит заказ на покупку впервые, осуществляется первичная регистрация его данных и сведений о сделанном заказе. Если же клиент производит заказ повторно, осуществляется регистрация только данного заказа. Вне зависимости от того, сколько раз данный клиент производил заказы, он имеет уникальный идентификационный номер (уникальный ключ клиента). Информация о каждом клиенте включает наименование организации клиента, адрес, телефон, факс и примечание. Таким образом, атрибутами объекта КЛИЕНТ являются «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ КЛИЕНТА», «НАИМЕНОВАНИЕ КЛИЕНТА», «АДРЕС КЛИЕНТА» и т. д.

Следующий представляющий для нас интерес объект – ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ. Этот объект имеет атрибуты «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ ОБЪЕКТА», «НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА» и т. д.

Третий рассматриваемый объект — ЗАКАЗ. Его атрибутами являются «НОМЕР ЗАКАЗА», «КЛЮЧ КЛИЕНТА» и «КЛЮЧ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ».

И четвертый рассматриваемый объект — СОТРУДНИК. Его атрибутами являются «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ СОТРУДНИКА», «ИМЯ СОТРУДНИКА», «ФАМИЛИЯ» и «ОТЧЕСТВО».

Схема взаимосвязей между атрибутами в модели приведена на рисунке 7.


Рисунок 7 – Схема взаимосвязей между атрибутами в модели

2.3 Задание атрибутов, первичных и альтернативных ключей объектов

При переходе к проектированию базы данных основные объекты будут описывать следующие атрибуты (информация, хранимая в таблицах):

Сущность «Клиенты»:

·     код клиента (ключевое поле);

·     организация;

·     адрес;

·     индекс;

·     телефон;

·     город;

·     регион;

·     страна;

·     описание счета;

·     факс.

Сущность «Объекты недвижимости»:

·     код объекта недвижимости (ключевое поле);

·     наименование;

·     категория;

·     физический адрес;

·     страна;

·     код владельца;

·     описание;

·     стоимость.

Сущность «Заказы»:

·     код заказа (ключевое поле);

·     код клиента;

·     наименование;

·     код сотрудника;

·     сумма заказа;

·     дата размещения;

·     дата оплаты.

Сущность «Владельцы»:

·     код владельца (ключевое поле);

·     организация;

·     адрес;

·     индекс;

·     телефон;

·     город;

·     регион;

·     страна;

·     описание счета;

·     факс.

Сущность «Сотрудники»:

·     код сотрудника (ключевое поле);

·     фамилия;

·     имя;

·     отчество;

·     домашний адрес;

·     рабочий телефон.

2.4 Нормализация модели

Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы является основой построения реляционной БД.

В процессе нормализации элементы данных группируются в таблицы, представляющие объекты и их взаимосвязи. Теория нормализации основана на том, что определенный набор таблиц обладает лучшими свойствами при включении, модификации и удалении данных, чем все остальные наборы таблиц, с помощью которых могут быть представлены те же данные. Введение нормализации отношений при разработке информационной модели обеспечивает минимальный объем физической, то есть записанной на каком-либо носителе БД и ее максимальное быстродействие, что впрямую отражается на качестве функционирования информационной системы. Нормализация информационной модели выполняется в несколько этапов.

Данные, представленные в виде двумерной таблицы, являются первой нормальной формой реляционной модели данных.

Первый этап нормализации заключается в образовании двумерной таблицы, содержащей все необходимые атрибуты информационной модели, и в выделении ключевых атрибутов. Очевидно, что полученная весьма внушительная таблица будет содержать очень разнородную информацию. В этом случае будут наблюдаться аномалии включения, обновления и удаления данных, так как при выполнении этих действий нам придется уделить внимание данным (вводить или заботиться о том, чтобы они не были стерты), которые не имеют к текущим действиям никакого отношения. Например, может наблюдаться такая парадоксальная ситуация. При включении в каталог продаж новой модели автомобиля нам сразу придется указать купившего ее клиента.

Отношение задано во второй нормальной форме, если оно является отношением в первой нормальной форме и каждый атрибут, не являющийся первичным атрибутом в этом отношении, полностью зависит от любого возможного ключа этого отношения.

Если все возможные ключи отношения содержат по одному атрибуту, то это отношение задано во второй нормальной форме, так как в этом случае все атрибуты, не являющиеся первичными, полностью зависят от возможных ключей. Если ключи состоят более чем из одного атрибута, отношение, заданное в первой нормальной форме, может не быть отношением во второй нормальной форме. Приведение отношений ко второй нормальной форме заключается в обеспечении полной функциональной зависимости всех атрибутов от ключа за счет разбиения таблицы на несколько, в которых все имеющиеся атрибуты будут иметь полную функциональную зависимость от ключа этой таблицы. В процессе приведения модели ко второй нормальной форме в основном исключаются аномалии дублирования данных.

Отношение задано в третьей нормальной форме, если оно задано во второй нормальной форме и каждый атрибут этого отношения, не являющийся первичным, не транзитивно зависит от каждого возможного ключа этого отношения.

Транзитивная зависимость выявляет дублирование данных в одном отношении. Если А, В и С – три атрибута одного отношения и С зависит от В, а В от А, то говорят, что С транзитивно зависит от А. Преобразование в третью нормальную форму происходит за счет разделения исходного отношения на два.

В данном случае во избежание дублирования данных выделены две таблицы-справочника – «Категории» и «Страны». После этого, как видно из схемы взаимосвязей сущностей (рисунок 8), модель находится в первой нормальной форме.


Рисунок 8 – Схема взаимосвязей сущностей после нормализации модели

2.5 Физическое описание модели

Модель реализована в СУБД Microsoft Access 2002. В соответствии с изложенным выше, физическая модель состоит из семи таблиц, описание полей которых приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Перечень объектов и их атрибутов

Наименование поля

Примечание

Тип поля

Ограничение

Таблица «Объекты недвижимости»

Ключ объекта недвижимости Первичный ключ, индексированное Счётчик
Наименование Текстовое 50
Ключ категории Индексированное, для связи с таблицей «Категории» Числовое Целое положительное
Физический адрес Текстовое 200
Ключ страны Индексированное, для связи с таблицей «Страны» Числовое Целое положительное
Ключ владельца Индексированное, для связи с таблицей «Владельцы» Числовое Целое положительное
Описание Поле примечания Memo
Стоимость Денежный Положительное

Продолжение таблицы 2

Наименование поля

Примечание

Тип поля

Ограничение

Таблица «Владельцы»

Ключ владельца Первичный ключ, индексированное Счётчик
Организация Текстовое 50
Адрес Текстовое 200
Индекс Числовое Целое положительное
Телефон Текстовое 15
Город Текстовое 50
Регион Текстовое 50
Ключ страны Индексированное, для связи с таблицей «Страны» Числовое Целое положительное
Описание счёта Поле примечания Memo
Факс Текстовое 15

Таблица «Клиенты»

Ключ клиента Первичный ключ, индексированное Счётчик
Организация Текстовое 50
Адрес Текстовое 200
Индекс Числовое Целое положительное
Телефон Текстовое 15
Город Текстовое 50
Регион Текстовое 50
Ключ страны Индексированное, для связи с таблицей «Страны» Числовое Целое положительное
Описание счёта Поле примечания Memo
Факс Текстовое 15

Продолжение таблицы 2

Наименование поля

Примечание

Тип поля

Ограничение

Таблица «Заказы»

Ключ заказа Первичный ключ, индексированное Счётчик
Ключ клиента Индексированное, для связи с таблицей «Клиенты» Числовое Целое положительное
Ключ объекта Индексированное, для связи с таблицей «Объекты» Числовое Целое положительное
Ключ сотрудника Индексированное, для связи с таблицей «Сотрудники» Числовое Целое положительное
Сумма заказа Вычисляемое программно Денежное Положительное
Дата размещения Дата
Дата оплаты Дата

Таблица «Сотрудники»

Ключ сотрудника Первичный ключ, индексированное Счётчик
Фамилия Текстовый 20
Имя Текстовый 20
Отчество Текстовый 20
Домашний адрес Текстовое 50
Рабочий телефон Числовое 7

Таблица «Категории»

Ключ категории Первичный ключ, индексированное Счётчик
Категория Текстовое 50

Таблица «Страны»

Ключ страны Первичный ключ, индексированное Счётчик
Страна Текстовое 50

2.6 Обоснование выбора СУБД

Microsoft Access – это самая популярная сегодня настольная система управления базами данных. Ее успех можно связывать с великолепной рекламной кампанией, организованной Microsoft, или включением ее в богатое окружение продуктов семейства Microsoft Office. Вполне возможно, что это так. Но корень успеха, скорее всего, заключается в прекрасной реализации продукта, рассчитанного как на начинающего, так и квалифицированного пользователя. Не будем сейчас вдаваться в подробности сравнения отдельных характеристик Access и его основных конкурентов, например Paradox for Windows или Lotus Approach. Эта тема прекрасно освещена в периодической компьютерной печати.

СУБД Access 2002 для работы с данными использует процессор баз данных Microsoft Jet 4.0, объекты доступа к данным и средство быстрого построения интерфейса — Конструктор форм. Для получения распечаток используются Конструкторы отчетов. Автоматизация рутинных операций может быть выполнена с помощью макрокоманд. На тот случай, когда не хватает функциональности визуальных средств, пользователи Access могут обратиться к созданию процедур и функций. При этом как в макрокомандах можно использовать вызовы функций, так и из кода процедур и функций можно выполнять макрокоманды.

Несмотря на свою ориентированность на конечного пользователя, в Access присутствует язык программирования Visual Basic for Application, который позволяет создавать массивы, свои типы данных, вызывать DLL-функции, с помощью OLE Automation контролировать работу приложений, которые могут функционировать как OLE-серверы. Вы даже можете целиком создавать базы данных с помощью кодирования, когда в этом появляется необходимость.

MS Access из всех рассматриваемых средств разработки имеет, пожалуй, самый богатый набор визуальных средств. Тем не менее кодировать в Access приходится  исходя из собственного опыта авторы берутся утверждать, что ни одно приложение, не предназначенное для себя лично, создать хотя бы без одной строчки кода невозможно.

Для коммерческого распространения приложений, разработанных на Access, как мы уже писали, предназначен пакет Access Developer Toolkit, вместе с которым поставляются некоторые дополнения и несколько дополнительных объектов ActiveX.

Главное качество Access, которое привлекает к нему многих пользователей, – тесная интеграция с Microsoft Office. К примеру, скопировав в буфер графический образ таблицы, открыв Microsoft Word и применив вставку из буфера, мы тут же получим в документе готовую таблицу с данными из БД.

Вся работа с базой данных осуществляется через окно контейнера базы данных. Отсюда осуществляется доступ ко всем объектам, а именно: таблицам, запросам, формам, отчетам, макросам, модулям.

Посредством драйверов ISAM можно получить доступ к файлам таблиц некоторых других форматов: DBASE, Paradox, Excel, текстовым файлам, FoxPro 2.x, а посредством технологии ODBC – и к файлам многих других форматов.

Access 2002 может выступать как в роли OLE контролера, так и ОЕЕ сервера. Это значит, что вы можете контролировать работу приложений Access из любого приложения, при условии, что оно может выступать в роли OLE контролера и наоборот.

Встроенный SQL позволяет максимально гибко работать с данными и значительно ускоряет доступ к внешним данным.

Пользователям, малознакомым с понятиями реляционных баз данных, Access дает возможность разделять свои сложные по структуре таблицы на несколько, связанных по ключевым полям.

Процесс построения систем обработки данных значительно различается на разных предприятиях и фирмах в зависимости от объема данных, которые они обрабатывают. Естественно, Access – это типичная настольная база данных. В то же время на небольшом предприятии с количеством компьютеров не больше 10, ресурсов Access вполне может хватить для обслуживания всего делопроизводства, естественно, в связке с Microsoft Office. То есть все пользователи могут обращаться к одной базе данных, установленной на одной рабочей станции, которая не обязательно должна быть выделенным сервером. Для того чтобы не возникали проблемы сохранности и доступа к данным, имеет смысл воспользоваться средствами защиты, которые предоставляет Access. При этом вы можете воспользоваться Мастером, если не уверены, что сами правильно установите права и ограничения для пользователей.

В отличие от других рассматриваемых средств разработки, СУБД Access имеет русифицированный интерфейс и частично переведенный на русский язык файл контекстной помощи. Как мы уже отмечали, причина этого отрадного факта заключена в позиционировании этой СУБД на конечного пользователя.

При создании многих объектов и элементов управления в Access предоставляется несколько возможностей реализации поставленной задачи. Как правило, большая часть объектов создается визуально, путем нажатия кнопки Создать. При этом необходимо находиться в контейнере базы данных на той вкладке, объекты которой вас интересуют. В качестве альтернативы можно воспользоваться меню Вставка и выбрать в нем соответствующий объект.

Заключение

В результате выполненной работы разработана модель базы данных для автоматизации управления работы дилера по продаже недвижимости.

Разработанная модель предназначена для реализации в СУБД Microsoft Access 2002.

В ходе работы получены практические навыки постановки задач, проектирования БД, и реализации для наиболее современной СУБД – Microsoft Access 2002, а так же навыки работы в Microsoft Word 2002 при работе с пояснительной запиской и Corel Draw 11 при оформлении схем и рисунков.

Список литературы

1.   Microsoft Access 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999. – 420с.

2.   Microsoft Excel 2000: справочник. Под ред. Ю. Колесникова. — СПб.: Питер, 1999. – 480 с.

3.   Винтер П. Microsoft Access 97: справочник. — СПб.: Питер, 1998. – 416 с.

4.   «Информатика» базовый курс Под ред. С.В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2001. – 642 с.

5.   Эффективная работа с СУБД А. Рубен, А. Горев, С. Макшарипов СПб.: Питер, 2001. – 822 с.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.