скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблемы несанкционированных электронных рассылок

Закон предусматривает создание в США так называемого «do-not-spam»-списка – федерального списка электронных адресов, владельцы которых вообще не хотели бы получать спам. Недавно в США был организован сбор желающих не получать коммерческие предложения по телефону – номера этих абонентов были включены в так называемый «do-not-call»-список.

Согласно закону «CAN-SPAM Act of 2003», владельцам адресов, которые будут включены в «do-not-spam»-список, запрещается слать спам в любом случае, на другие адреса можно присылать коммерческие предложения, пока пользователь сам не заявит отправителю спама о нежелании больше получать от него корреспонденцию.

Многие штаты США уже ввели свои законы против спама. Новый федеральный закон имеет приоритетное действие над местными законами, однако власти штатов вправе устанавливать более жесткие наказания за оговоренные в нем правонарушения [9].

Несмотря на ряд положительных откликов на появление данного закона, есть и скептически настроенные пользователи, которые считают, что новый закон не только не улучшит, но даже ухудшит ситуацию, поскольку фактически узаконит тот спам, который будет соответствовать ключевым критериям. К примеру, утверждают они, пользователь вряд ли станет теперь получать меньше порнографических сообщений, хотя закон и оговаривает, что порнография в Интернете должна ясно и четко маркироваться.

Как сообщает корреспондент Би-Би-Си Дэвид Бамфорд, недовольными остались даже те активисты антиспамового движения, которые сами добивались принятия строгих мер в этой области. Они хотели, чтобы спам был полностью объявлен вне закона, а получили, по их словам, закон, который сообщает 23 миллионам американских компаний: вы имеете право заниматься массовой рассылкой электронного мусора, если, конечно, он отвечает определенным критериям.

Однако нью-йоркский сенатор Чарльз Шумер, один из инициаторов закона «CAN-SPAM Act of 2003», с критикой не согласен. «Не существует простого решения, позволяющего раз и навсегда избавиться от спама, а этот закон предусматривает ряд необходимых шагов, направленных на то, чтобы помочь людям лучше контролировать свои почтовые ящики, – говорит он. – Этим законом конгресс говорит: если ты спамер, то можешь оказаться за решеткой» [10].

Закон «Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing» («Контроль над атаками нежелательной порнографии и маркетинга») попал под огонь резкой критики сразу же после своего появления на свет; не только из-за того, что он запрещает не весь спам, но и из-за того, что закон приравнивает к уголовному преступлению стандартные спамерские приемы, самый распространенный из которых – указание неверного или несуществующего обратного адреса.

Принимая данный закон, американские сенаторы явно столкнулись с проблемой. С одной стороны, нельзя запрещать людям свободно передавать и распространять информацию, с другой стороны, спам доставляет немало проблем пользователям электронной почты. А ведь электронная почта – самая распространенная и самая востребованная услуга сети «Интернет». Доставка небольшого письма на другой континент посредством электронной почты занимает несколько секунд (в редких случаях минут) и стоит ничтожно мало. Едва ли какое-то еще средство связи сможет сравниться с электронной почтой по соотношению цены, скорости доставки, распространенности и простоты использования. Однако спамерские рассылки уже сегодня представляют собой серьезную угрозу электронной почте, поэтому меры, предпринятые в США, вполне обоснованы. Так как они были вызваны лавинообразными потоками электронных посланий, которые, как снежный ком, заполняют почтовые ящики как частных лиц, так и крупных корпораций. Из-за огромного количества ненужных писем пользователи порой не имеют возможности получить или просмотреть необходимые послания, которые из-за спама либо не попадают в переполненные почтовые ящики, либо не открываются пользователем, который принимает их за спам. Ибо просмотреть все послания, количество которых может составлять несколько сот писем в день, крайне сложно, зачастую владельцы e-mail-адресов вынуждены заводить новые почтовые ящики, адреса которых еще не известны спамерам. Сегодня некоторым начинающим пользователям данная проблема может показаться надуманной, ну подумаешь, удалил пару десятков ненужных писем, и нет проблемы; но нужно учесть, что количество непрошеных рассылок увеличивается необычайно быстрыми темпами и в ближайшем будущем может принять просто катастрофический характер. Спам способен просто парализовать работу электронной почты, особенно если он будет сочетаться с так называемым вирусом «червь», который, попадая в компьютер пользователя, первым делом шлет «зараженные» письма всем адресатам, занесенным в память компьютера, благодаря адресной книге.

Спам порой попросту нарушает психологическое равновесие пользователей электронной почты. Нетрудно себе представить реакцию пусть даже самого сдержанного человека, которому регулярно, изо дня в день, приходят десятки, а то и сотни непрошеных электронных посланий. В ноябре 2003 года американская полиция арестовала программиста из Калифорнии Чарльза Бухера (Charles Booher) за угрозы физической расправы над сотрудниками компании, которую он обвиняет в массовой рассылке спама. В своих письмах Бухер обещал прислать в офис компании пакет с сибирской язвой, искалечить ее сотрудников с помощью электродрели и ножа для колки льда, после чего кастрировать их, передает агентство Reuters.

Как рассказал Бухер, он регулярно получал спам от фирмы DM Contact Management, которая работает на компанию Albion Medical, выпускающую таблетки под рекламным лозунгом «Единственное надежное и одобренное врачами средство для увеличения пениса». По словам Бухера, он пытался жаловаться в компанию и неоднократно просил удалить его электронный адрес из рассылки, но поток спама только увеличивался [11]. Позволим себе заметить, что поток спама увеличивался вполне запланировано; спамеры уже давно осознали, что большинство получателей писем попросту удаляют послания, не раскрывая их, однако некоторые граждане все-таки перечитывают содержание письма. Поняв, что письмо отправлено не от делового партнера или друга по переписке, а от случайного спамера, возмущенные граждане отправляют в ответ гневные письма. Логика спамеров проста: раз человек отвечает на спам, значит, он его читает, и его почтовый ящик функционирует (порой пользователи заводят новые почтовые адреса, т.к. пользоваться старыми становится невозможно в связи с их перегрузкой рекламными сообщениями), а следовательно, можно направлять ему еще больше писем. Несмотря на то, что метод, скажем, прямо совсем не этичный, он очень действенный. Хотя, как мы видим, порой доводит получателей спама до истерик.

Большинство развитых стран вынуждено запрещать спам на законодательном уровне, т.к. иные методы борьбы оказываются малоэффективными. Так помимо США, принявших закон «CAN-SPAM» в 2003 году, в Евросоюзе действует запрет на рассылку электронных писем без спроса. А в Великобритании с декабря 2003 года спамерам присваивается статус киберпреступников. В декабре 2003 года австралийское правительство приняло закон, согласно которому фирмы, занимающиеся рассылкой спама, могут подвергнуться штрафам до 1,1 миллиона австралийских долларов (около 800000 американских) за каждое отправленное по множеству адресов послание.

Совет потребителей Израиля в ноябре 2003 года представил Комиссии Кнессета по науке и технике новый законопроект об административном преследовании рассылки в печатной или электронной форме рекламных сообщений без предварительного запроса получателя о согласии.

Ввиду отсутствия в Российской Федерации законов, регулирующих электронные рассылки, пользователи электронной почты вынуждены бороться со спамом своими силами. Вследствие чего в российском Интернете появились такие проекты, как: «Национальная коалиция против спама» (http://www.spamtest.ru/coalition.html); Антиспам.ру (http://www.antispam.ru/); ANTI-SPAM (http://antispam.home.nov.ru/); Антиспам (http://antispam.rin.ru/). Первый отечественный проект против спама был открыт еще 12 ноября 1998 года Н. Родионовым по адресу: http://www.nospam.spb.ru/.

Самым значимым из перечисленных выше проектов, безусловно, является «Национальная коалиция против спама» (http://www.spamtest.ru/coalition.html). В нее вошли Microsoft, Rambler, Mail.ru, Golden Telecom, Subscrube.ru, Лаборатория Касперского, «Ашманов и партнеры». Такое сообщество гигантов Интернет-индустрии внушает оптимизм, однако, как заметила Татьяна Желонкина (Mail.ru), «это надолго». Имея в виду не только лоббирование антиспаммерских законов, но и всю деятельность по противодействию этому злу.

Создатели проекта «Антиспам.ру» – компания «Зенон Н.С.П.» – считают, что наказать спамеров по закону все-таки возможно. По их мнению, спам является одной из форм рекламы, причем рекламы, распространяемой с нарушением действующего законодательства, в первую очередь, Федерального закона «О рекламе», согласно которому государственный контроль в области рекламы возложен на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Именно туда и было направлено заявление рабочей группы проекта «АнтиСпам» о нарушении ФЗ «О рекламе» со стороны одного из самых одиозных спамеров Рунета – так называемой «Российской информационной сети» (www.rin.ru).

В заявлении был указан ряд признаков, по которым произошло нарушение закона, а именно: «скрытая реклама», «недостоверная реклама», «заведомо ложная реклама», «неэтичная реклама» и др. Кроме того, внимание МАП было обращено на факт нарушения в рекламных рассылках РИС ряда других законодательных актов и этических норм. Комментируя обращение в МАП, координатор рабочей группы проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский обратил внимание на тот факт, что спам обычно является частью целого комплекса правонарушений: «Как и в данном случае, спамеры часто нарушают Конституцию, законодательство, регулирующее рекламную деятельность, предоставление услуг связи, авторское право, распространение продукции эротического содержания; игнорируют моральные и этические нормы, не говоря уже о распространении вирусов и других вредоносных программ» [12].

Многие крупные российские Интернет-порталы от безысходности вынуждены принимать самостоятельные меры по борьбе со спамом. Так, почтовая служба портала KM.RU сообщила о внедрении новой функции защиты от спама – сервиса «Карантин». Этот метод защиты основан на глобальной аутентификации пользователей. Подобный метод применяется в ряде коммерческих приложений, а также в некоторых платных почтовых сервисах. Эффективность метода исключительно высока, как сообщает пресс-служба компании, он позволяет отсеять 99% нежелательных писем.

Схема работы сервиса такова: при получении письма от неизвестного адресата оно отправляется в специальную папку «Карантин», отправитель помещается в карантинный список. При этом ему посылается запрос, ответив на который, отправитель будет идентифицирован и добавлен в белый список. Сообщение будет доставлено в папку «Входящие» только в том случае, если отправитель подтвердит его отправку. Отправителю достаточно сделать лишь одно подтверждение, после чего он автоматически заносится в белый список, и в следующий раз ему больше не придется этого делать, чтобы отправить вам письмо.

Новая защита от спама рассчитана для домашнего и корпоративного использования. Метод работает как через веб-интерфейс, так и через почтовый клиент-протокол (POP3-протокол). «Карантин» поддерживает русский и английский языки.

Технологические аспекты тоже требуют пристального внимания. Показателен опыт установки фильтров «Kaspersky Anti-Spam» на серверах почтовой службы Mail.ru. В первую неделю после их запуска поток спама на серверах Mail.ru упал почти до нуля. Затем начался постепенный его рост, и через три месяца число прошедших к пользователям ненужных сообщений снова оказалось на прежнем уровне.

На каждый замок спамеры довольно быстро находят ключ. Борьба не утихает ни на минуту. Разработчики непрерывно совершенствуют продукт, спамеры так же неустанно ищут в нем «дыры».

К процессу борьбы со спамом в конце 2003 года присоединился и один из крупнейших Интернет-порталов Рунета – «Яндекс». Интернет-компания «Яндекс» анонсировала открытие службы антиспамовой фильтрации «Спамооборона» – экспериментальный сервис Яндекса, позволяющий пользователю фильтровать незапрошенную электронную почту. «Спамооборона» не удаляет «мусорные» письма, а помечает их в заголовках, кроме того, письма проверяются на наличие вирусов. Сегодня «Яндекс», ежедневно отсеивает около 50% писем [13], являющихся спамом, но, несмотря на это, пользователи не перестают получать незапрашиваемые электронные послания, и еще около 70% писем оказываются удаленными пользователями с пометкой «спам» [14].

Возможность бороться со спамом предложила пользователям и другая крупная Интернет-компания «Рамблер». Почтовая служба «Рамблер» также создала возможность помечать ненужный спам; однако на почте «Рамблера» это возможно сделать лишь открыв письмо, что создает ряд неудобств.

Обещает решить проблему спама в Интернете и глава Microsoft Билл Гейтс. Об этом он сам заявил в январе 2004 года в Каире: «Мы предложили несколько решений, которые приведут к тому, что пользователи больше не будут получать не запрашиваемых ими электронных рекламных сообщений. Проблема будет снята в течение ближайших 18 месяцев», – сказал Гейтс.

Как мы видим, борьба со спамом ведется многими Интернет-компаниями, тем не менее, победить это явление полностью пока еще никому не удалось. Единственными мерами борьбы с массовыми рассылками со стороны государств остается правовое воздействие на злостных хакеров. И подобные меры не заставили себя долго ждать.

К семи годам тюремного заключения приговорен американец, признанный виновным в распространении спама. Иск против Говарда Кармака был возбужден Интернет-порталом «Ерслинк». Его адвокаты заявили, что Кармак разослал 850 млн нежелательных электронных посланий, воспользовавшись украденными через Интернет данными и адресами клиентов. Согласно судебным документам, Кармак нанес ущерб клиентам портала на сумму 16,4 млн долларов. Об этом сообщил 29 мая 2004 года Интернет-портал «Страна.ру».

Несмотря на тот факт, что законодательство, регламентирующее деятельность спамеров в России, еще не принято, первый спамер уже осужден. 20 июня 2004 года вступил в законную силу первый в истории России приговор лицу, рассылавшему спам. Как сообщала пресс-служба проекта «АнтиСпам», летом 2003 года в правоохранительные органы Челябинска обратились представители челябинского сегмента сети «Мегафон» – ЗАО «Уральский GSM». Согласно их заявлению, 23 и 24 мая 2003 года неизвестный в виде SMS-сообщений произвел рассылку текста нецензурного содержания по адресам более чем 15 тысяч абонентов компании.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками отдела «К» ГУВД Челябинской области, было установлено, что рассылка произведена жителем Челябинска, гражданином Андросовым. В феврале 2003 года Андросов создал программу, предназначенную для рассылки SMS-сообщений абонентам. В конце мая 2003 года Андросов с целью сокрытия следов своих действий, используя чужие данные для подключения к сети Интернет, загрузил свою программу на сервер, расположенный в Петербурге, после чего привел ее в действие, результатом чего стала рассылка абонентам ЗАО «Уральский GSM» нецензурных SMS. Спамер был признан виновным и приговорен к одному году лишения свободы условно и уплате штрафа в размере трех тысяч рублей. Это дело стало прецедентным и поможет российским правоохранительным органам и судебной системе защитить общество от негативного воздействия спама [15].

Исходя из вышеизложенного мы можем с уверенностью утверждать, что «спам» является большой проблемой не только для российских пользователей «всемирной паутины», но и для всего мирового сообщества в целом, которое уже активно борется с незапрашиваемыми электронными сообщениями. Вследствие чего российским властям следует, обобщив мировой опыт борьбы с данной проблемой, создать эффективный барьер на пути спама в РФ, используя при этом как технические, так и законотворческие возможности. За ситуацией постоянно следит информационно-аналитический портал сетевой политики – www.politnet.ru.

Список литературы

1. Спамеры в октябре лишили компьютерный мир $10,4 млрд. – Известия науки. – 11 ноября 2003.

2. См.: «Спам: итоги 2003 года». – Аналитический отчет. – 12 января 2004. http://www.spamtest.ru/analytics/resume2003/index.ht...

3. Подр. см.: А. Ализар. 2004: последний год спама. – 16 января 2004. http://www.webplanet.ru

4. См. подр.: Никита Шерман. Думская кампания началась в Сети спамом от псевдо-единороссов. Рунет.ру. 27.03.2003

5. Там же.

6. Там же.

7. Политический спам: теперь от коммунистов. Ежедневное интернет-издание «Вебпланета». – 17 апреля 2003.

8. Подр. см.: Кандидат в президенты РФ агитирует с помощью спама. – 26 декабря 2003. http://www.compulenta.ru/

9. По материалам: Сенат США одобрил антиспамерский закон: за спам будут сажать и штрафовать на миллион. 23.10.2003 12:11 /lenta.ru

10. BBCRussian.com. 26 ноября 2003.

11. Подр. см.: Lenta.ru 25.11.2003 URL: http://lenta.ru/internet/2003/11/25/spam/

12. См. подр.: Российских спамеров начали преследовать по закону. – Известия науки. – 12 января 2004.

13. См. подр.: http://mail.yandex.ru/monitoring.

14. См. подр.: Там же.

15. РИА Ореанда www.oreanda.ru 21 июня 2004


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.