скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Отладка программ пользователя в Tubro Pascal

Нажмите клавишу F7 несколько раз. Курсор выполнения переместится на оператор List[Indx]:=Indx и остановится. Это значит, что строка выполняется в цикле.

Выберите команду Debug/Watches/Add Watch (Ctrl-F7) для просмотра в окне Add Watch. Вы можете просматривать значения переменных, структур данных или выражений в окне Watch.

То, что появится в окне Add Watch зависит от того, где располагается курсор, когда Вы нажимаете на клавишу Ctrl-F7. Если курсор расположен на первой букве любой алфавитно-цифровой строки, внутри строки или сразу за ней, строка будет копироваться в окно Add Watch и подсвечиваться. Так, если курсор был спозиционирован на слове Indx, то Indx появится в окне. Если в окне необходимо что-либо изменить, начните набор на клавиатуре и первоначальное выражение и подсветка исчезнут.

Как только появится окно Add Watch, независимо от его содержимого, можно добавить в него текст, если нажать клавишу Ў (которая копирует дополнительный текст из редактора). Поместите List в окно, используя Ў, и нажмите Enter. Тогда в окне Watch в нижней части экрана появится строка:

List : (1,2,0,0,0,0,0,0,0,0)

Cнова нажмите клавишу Ctrl-F7, наберите слово Indx и нажмите Enter. Indx будет первым в списке в окне Watch:

Indx : 3

List : (1,2,0,0,0,0,0,0,0,0)

Нажмите клавишу F7 снова и Вы увидите, что значения Indx и List в окне Watch изменятся, отражая работу Вашей программы.

Как только Вы войдете в цикл while, Вы снова увидите, что значения Indx и List изменяются шаг за шагом. Заметим, что эти изменения в окне Window отражают действия каждой строки цикла после нажатия клавиши F7.

Продолжайте нажимать на клавишу F7, пока не достигнете начала цикла while, c Indx равным 10. Во время прохождения через цикл, Вы можете наблюдать как изменяются значения в окне Watch. Когда выполняется оператор

List [ Indx ] := - List [ Indx ];

значение Indx изменится на -11. Если Вы продолжаете нажимать на F7, то обнаружится, что вы вошли в бесконечный цикл.

Таким образом, если Вы наберете такую программу, она будет компилироваться и выполняться. Получается бесконечный цикл, так как цикл while выполняется 11 раз, а не 10, и последнее значение переменной Indx равно 11. Так как массив List содержит только 10 элементов, значение List(11) будет указывать на некоторую позицию памяти вне массива List. Из-за способа распределения переменных уже окажется, что значение List(11) займет в памяти тоже место, что и переменная Indx. Это значит, что при Indx=11, запись:

List [Indx] := - List [Indx]

идентична записи

Indx := -Indx.

Так как значение переменной Indx равно 11, этот оператор изменит ее значение на -11. В результате в программе начнется повторное выполнение цикла. Этот цикл теперь изменяет дополнительные байты в месте, соответствующем List[-11..0]. И т.к. значение Indx никогда не будет заканчивать цикл со значением большим или равным 11, то цикл никогда не закончится.

Важно отметить то, что используя лишь две клавиши (F7 и Ctrl - F7), через несколько минут, Вы быстро и легко прослеживаете промежуточные значения переменных и находите ошибку.

Пошаговое выполнение программы.

Различие между командами Trace Into (F7) и Step Over (F8) в том, что при использовании F7 осуществляется трассировка внутри процедур и функций, в то время как использование F8 приведет к обходу вызовов подпрограмм. Эти команды имеют особое значение при выполнении оператора begin основной программы, если программа использует модули, имеющие раздел инициализации. В этом случае, использование F7 приведет к трассировке раздела инициализации каждого модуля, что позволяет увидеть, что инициализируется в каждом модуле. При использовании F8 эти разделы не будут трассироваться, и курсор выполнения переходит на следующую строку после begin.

Рассмотрим следующий (неполный) пример программы:

($D+,L+)

program TestSort;

const

NLMax=100;

type

NumList=array[1..NLMax] of integer;

var

List : NumList;

I,Const : word;

procedure Sort ( var L:NumList; Cnt:Integer);

begin

(sort the list) (сортировка списка)

end; (of proc sort) (процедуры Sort)

begin

randomize;

Count:=NLMax;

for I:=1 to Count do

List[I] := Random(1000);

sort(List,Count);

for I:=1 to Count do

Write(List[I] :8);

Readln

end. {программы TestSort}

Предположим, что Вы отлаживаете процедуру Sort. Вы хотите осуществить трассировку процедуры Sort, включая проверку значения внутри List до вызова Sort. Однако, выполнять 100 раз инициализацию внутри List очень утомительно. Есть ли способ выполнять цикл, не останавливаясь на каждой выполняемой строке.

Да, фактически, существует несколько способов. Во-первых, Вы могли бы выделить этот цикл в отдельную процедуру и нажать клавишу F8 для того, чтобы обойти ее трассировку, но это слишком нерационально. Во-вторых, Вы могли бы установить внутри программы точку прерывания. Мы объясним, что это за точки прерывания, и как они используются немного позже. В конце концов, Вы могли бы использовать команду Run/Go to Cursor (F4). Переместите курсор на строку с вызовом Sort, а затем нажмите на клавишу (F4). Ваша программа будет выполняться до достижения строки, помеченной курсором. Курсор выполнения переместится на эту строку; затем Вы можете начать трассировку с этого места, нажимая на клавишу F7, для того, чтобы можно было сделать трассировку внутри Sort.

Команда Run/Goto Cursor (F4) действует на вложенных уровнях вызовов подпрограмм, даже если их исходный код находится в другом файле. Например, Вы могли бы разместить курсор где-либо внутри процедуры Sort и нажать на клавишу F4; программа выполнялась бы до этой строки. По существу, Sort могла бы быть выделена в отдельный модуль, отладчик бы уже знал, когда нужно остановиться и что отобразить.

Существуют три случая, когда команда Go to Cursor (F4) не будет выполнять программу до отмеченной курсором строки.

Первый, когда Вы расположили курсор между двумя выполняемыми строками; например, на пустой строке или строке с комментариями. В этом случае программа будет выполняться до следующей строки, содержащей оператор, который может быть выполнен.

Второй случай, когда курсор расположен вне процедурного блока, например, на операторе объявления переменной или операторе program. Отладчик будет выводить сообщение "no code generated for this line" (для этой строки код не генерируется).

Третий случай, когда Вы располагаете курсор на строке, которая никогда не выполняется. Например, строка располагается выше курсора выполнения (предполагается, что вы находитесь не в цикле) или строка является частью else - условного оператора, когда выражение if имеет значение true. В этом случае отладчик будет действовать так, как если бы выполнялась команда Run/Run (Ctrl-F9); программа будет выполняться до конца или до точки прерывания.

Предположим, что Вы трассируете процедуру Sort,затем хотите завершить работу программы и посмотреть выходные результаты. Каким способом сделать это? Сначала нужно переместить курсор к последнему оператору end основной части программы, а затем выполнить команду Run/Go to Cursor (F4). Или проще, нужно выполнить команду Run/Run (Ctrl-F9). Она позволяет отладчику продолжить нормальное выполнение программы пользователя. Программа будет выполняться до конца, или до тех пор, пока Вы не достигнете точки прерывания или не будет нажат Ctrl-Break.

Использование точек прерывания.

Точки прерывания являются важным инструментом отладки. Точка прерывания подобна знаку остановки, введенному в программу пользователя. Когда программа встречает такую точку, она останавливает свое выполнение и ожидает дальнейших отладочных инструкций.

Примечание: Вы можете иметь до 16 активных точек прерывания.

Заметим, что точки прерывания существуют только во время сеанса отладки; они не сохраняются в файле .EXE, если программа компилируется на диск. Чтобы задать точку прерывания, используйте обычные команды редактирования для перемещения курсора на каждую строку программы, где Вы хотите сделать паузу. Каждый раз выполняйте команду Debug/Toggle Breakpoint (Ctrl-F8). Когда строка отмечается как точка прерывания, она высвечивается. Это не должна быть пустая строка, комментарии, директивы компиляции; объявления констант, типов, меток, переменных; заголовком программы, модуля, процедуры или функции. Как только Вы задали точки прерывания, выполняйте программу с помощью команды Run/Run (клавиша Ctrl-F9). Сначала программа будет выполняться нормально. Когда встретится точка прерывания, программа остановится. Соответствующий исходный файл (основная программа, модуль или включенный файл) загружается в окно Edit, которое визуализируется на экране и курсор выполнения помещается на строку с точкой прерывания.

Заметим, что точка прерывания не высвечивается, когда на ней находится курсор выполнения. Если какие-либо переменные или выражения были добавлены в окно Watch, то они также выводятся на дисплей со своими текущими значениями.

Затем, пользователь может использовать любой режим отладки.

Вы можете осуществлять пошаговое выполнение программы, используя команду Run / Trace Into, Step Over или Go to Cursor (F7, F8 или F4). Вы можете проверить или изменить значения переменных.

Вы можете добавить или удалить выражения из окна Watch.

Можно назначить или удалить точки прерывания.

Можно просмотреть выходные результаты программы, используя команду Windows/User Screen (Alt-F5).

Вы можете перезапустить программу сначала ( Run/Program Reset и, затем, команду пошагового выполнения).

Можно продолжить выполнение до следующей точки прерывания (или до конца программы), выполнив команду Run/Run (Ctrl-F9).

Для удаления точки прерывания из строки переместите курсор на данную строку и, выполнив команду Debug/Toggle Breakpoint (или нажмите Ctrl-F8) еще раз. Эта команда включает или отключает точку прерывания в строке; если она используется для строки с точкой прерывания, то строка становится нормальной.

Давайте вернемся к примеру, который был рассмотрен ранее.

begin {основная часть программы Test.Sort}

Randomize;

Count := NLMax;

for I := 1 to Count do

List [I] := Random (1000);

Sort ( List,Count );

for I := 1 to Count do

Write ( List [I] : 8 );

Readln

end. {программа Test.Sort}

Как уже говорилось, идея была в том, чтобы обойти первоначальный цикл и начать трассировку с вызова процедуры Sort. Новый вариант. Передвиньте курсор на строку с вызовом процедуры и выполните команду Debug/Toggle Breakpoint ( Ctrl-F8), которая отметит строку, как точку прерывания. Теперь выполните программу до этой точки, используя команду Run/Run (Ctrl-F9 ). Когда программа достигнет этой строки, она остановится и позволит Вам начать отладку.

Использование Ctrl-Break.

Кроме назначения точек прерывания, пользователь может сделать немедленную остановку во время выполнения программы, используя клавишу Ctrl-Break. Это означает, что можно прервать работу программы в любое время. Когда Вы нажимаете на клавишу Ctrl-Break, выполнение программы прекращается. Вы возвращаетесь в редактор, курсор выполнения расположен на следующей строке программы, и программа готова к дальнейшему пошаговому выполнению.

Фактически, отладчик автоматически подключает DOS, BIOS и другие сервисные функции. Он знает, является ли текущий выполняющийся код программой DOS, программой BIOS или программой пользователя. Когда Вы нажимаете на клавишу Ctrl-Break, отладчик ждет, пока программа выполняется сама. Затем он делает пошаговое выполнение инструкций машинного уровня, пока следующая инструкция не будет в начале строки исходного кода на Паскале. С этого момента отладчик прекращает работу, перемещает курсор выполнения на эту строку и предлагает Вам нажать на клавишу ESC.

Примечание: Если пользователь нажимает на клавишу Ctrl-Break второй раз еще до того, как отладчик находит и отображает следующую строку исходного кода для выполнения, то отладчик завершает работу и не пытается найти строку исходного кода. В этом случае, процедуры выхода не выполняются, что означает, что файлы, видеорежим и распределение памяти DOS могут быть не полностью очищены.

Просмотр значений.

Выполнение программы предоставляет много информации, но не в том объеме, как хотелось бы. Может возникнуть необходимость просмотреть за тем, как изменяются значения переменных во время выполнения программы. Рассмотрим процедуру Sort из предыдущей программы:

procedure Sort ( var L : NumList; C : word );

var

Top,Min,k : word;

Temp : integer;

begin

for Top := 1 to C-1 do

begin

Min := Top;

for k := Top+1 to C do

if L[k] Top then

begin

Temp := L[Top];

Top := L[Min];

L[Min] := Temp;

end;

end;

end; {процедуры Sort}

Примечание: Измените NLMax в теле программы на 10 так, чтобы Вы могли работать с меньшим массивом.

В этой процедуре есть ошибки, будем просматривать ее (используя команду Run/Trace Into или клавишу F7) и наблюдать за значениями переменных L, Top, Min и k.

Отладчик дает возможность пользователю задать объекты для просмотра во время выполнения Вашей программы. Как Вы и предполагаете, объектами просмотра являются переменные, структуры данных и выражения, расположенные в окне Watch, где отображаются их текущие значения, обновляемые по мере выполнения каждой строки программы. Давайте вернемся к предыдущему примеру. Установить объекты наблюдения просто.

Передвигайте курсор к каждому идентификатору и выполняйте команду Debug/Watch/Add Watch (Ctrl -F7) для добавления каждого выражения в окно Watch.

Результат может выглядеть так:

k : 21341

Min : 51

Top :21383

L : (163,143,454,622,476,161,850,402,375,34)

Предполагается, что Вы только что вошли в процедуру Sort, курсор выполнения расположен на начальном операторе begin. (Если Вы еще не вошли в процедуру Sort, то для каждого выражения в окне Watch будет появляться сообщение "unknown identifier" (неизвестный идентификатор), пока Вы не войдете в процедуру). Заметим, что переменные K, Min и Top имеют произвольные значения, т.к. они еще не были инициализированы. Значения переменной L, предположительно, тоже должно быть произвольным; они не будут таковыми при выполнении всей программы; все они должны быть неотрицательными и лежать в интервале от 0 до 999.

Если нажать на клавишу F7 четыре раза, то мы продвинемся к строке if L[k]Top then, назад к вершине внешнего цикла, и снова вниз к строке if L[k] < L[Min] then. В этот момент окно Watch будет выглядеть следующим образом (для L даны предыдущие значения):

k : 3

Min : 2

Top : 2

L : ( 34,143,454,622,476,161,850,402,375,34 )

Теперь Вы можете заметить две вещи. Первое, последнее значение переменной L(34), которое является также и наименьшим значением, скопировалось в первое значение L, и значение, которое уже было там раньше (163), исчезло. Второе, переменные Min и Top имели одинаковые значения во время трассировки процедуры. Фактически, Вы можете заметить, что переменная Min получает значение переменной Top, но она никогда не изменяется где-либо еще. Однако, ниже цикла располагается проверка:

if Min<>Top then.

Или эта проверка ошибочна, или существует какое-то несоответствие между этими двумя частями процедуры. Оказывается, ошибочна пятая строка программы. Она должна выглядеть так:

Min := k, вместо L[Min] := L[k].

Исправьте строку, переместите курсор к первоначальному оператору begin в процедуре Sort и выполните команду Run/Go to Cursor (F4). Так как Вы изменили программу, на экране появится окно с вопросом Source modified, rebild? (Y/N) (исходный модуль модифицирован, нужна ли сборка? Да/Нет). Ответьте Y. Программа будет перекомпилироваться, начнется ее выполнение, затем произойдет остановка на начальном операторе begin процедуры Sort. Теперь программа работает верно. Значение первого элемента теперь не меняется на наименьшее из значений элементов массива L, происходит обмен-перемещение значения первого элемента массива на место, где до этого располагался элемент с наименьшим значением. Затем процесс повторяется со второй позицией, третьей и т.д., пока список элементов не будет отсортирован полностью.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bestcode.org/


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.