скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей

Реферат: Описание языка Turbo Basic для студентов всех специальностей

                            АННОТАЦИЯ

    Настоящее пособие содержит описание  основных  средств  языка

Турбо-Бейсик, а также необходимые сведения по среде Турбо-Бейсика.

    Пособие в основном ориентировано на использование при  выпол-

нении практикума по курсу "Основы прикладной информатики".  Может

также использоваться в качестве справочника по языку Турбо-Бейсик.

                                  С    Московский государственный

                                       институт стали и сплавов

                                       1994 г.


                             - 3 -

                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

    1. Основные средства языка..............................  4

       1.1. Структура программы.............................  4

       1.2. Типы данных.....................................  4

       1.3. Массивы.........................................  5

       1.4. Выражения.......................................  5

       1.5. Стандартные функции.............................  6

       1.6. Основные операторы..............................  8

       1.7. Операторы цикла................................. 10

       1.8. Подпрограммы, функции и процедуры............... 12

    2. Цвет и графика....................................... 16

    3. Файлы. Работа с файлами  данных  последовательного  и

       прямого доступа...................................... 20

       3.1. Файлы последовательного доступа................. 20

       3.2. Файлы прямого доступа........................... 23

    4. Движущиеся изображения, звуковые эффекты и нестандар-

       тный ввод с клавиатуры............................... 26

       4.2. Оператор DRAW................................... 26

       4.3. Операторы GET и PUT............................. 27

       4.4. Оператор BEEP................................... 28

       4.5. Оператор SOUND.................................. 28

       4.6. Оператор PLAY................................... 28

       4.7  Функция INKEY$.................................. 30

    5. Библиотека стандартных процедур в Турбо-Бейсике...... 31

    6. Рекомендуемый порядок работы на ПЭВМ при  создании  и

       выполнении программ на языке Турбо-Бейсик............ 32


                             - 4 -

                   1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

     1.1.  Структура программы

     Программа состоит из строк.  Одна строка содержит  один  или

несколько операторов, разделенных двоеточием. Например,

        a=1:b=1

     Перенос оператора на другую строку допускается.  В этом слу-

чае используется знак переноса _. Например,

        a=1:b_

        =1

     Строки могут нумероваться (но это не обязательно).  Ссылка в

нужное место программы может осуществляться также по метке.

      _Метка . размещается  в отдельной строке,  начинается с буквы и

содержит любое количество букв и цифр. После метки ставится двое-

точие. Например,

        aaa:

        x=x+1

        ...

        GOTO aaa

     Если первым  символом  в  строке  является апостроф ('),  то

строка воспринимается как комментарий.

      _Имя . образуется из букв от A до Z (или от a до z), знака под-

черкивания _ и цифр от 0 до 9,  начинается с буквы. Имя использу-

ется для обозначения переменных, меток, процедур и т.п.

     1.2. Типы данных

     Целый (значения от -32767 до 32767, занимает 2 байта); длин-

ный целый (от 2 5-31  0до 2 531 0,  4 байта); вещественный (4 байта); ве-

щественный двойной точности (8 байт); символьный ( последователь-

ность любых символов, каждый символ занимает 1 байт).

      _Тип переменной  .определяется типом данных, которые она предс-

тавляет. Указание типа переменной задается соответствующим знаком

после имени.

     a$ - символьный

     a% - целый

     a& - длинный целый


                             - 5 -

     a! - вещественный  обычной  точности

     а# - вещественный двойной точности

     Если знак после имени отсутствует,  то эта переменная счита-

ется по умолчанию вещественной обычной точности. То есть

     a!=1.1

и

     а=1.1

одно и то же.

     1.3. Массивы

      _Описание массивов .  осуществляется  с помощью оператора DIM с

указанием размеров. Например, оператор

     DIM a(10),  b(10:20,  25:45)

описывает одномерный массив a, элементы которого имеют индексы от

0 до 10, и двухмерный массив b, элементы которого имеют индексы :

первый от 10 до 20, второй от 25 до 45.

     Если нижняя  граница индексов в описании не указана,  то она

считается равной 0.

     Используя оператор  _OPTION BASE n ., можно задать нижнюю грани-

цу индексов равной n. Например,

     OPTION BASE  1

     DIM a(10)

В этом случае индекс элементов массива a 2  0будет  принимать  значе-

ния, начиная с 1.  Если описание массива отсутствует, то по умол-

чанию верхний индекс равен 10 ( нижний - 0).  В описании  массива

вместо константы может использоваться переменная.  Например,

     DIM a(n)

Значение n должно быть предварительно определено.

     Используя  _оператор ERASE .,  можно освободить память, выделен-

ную под массив,  и вернуть ее для дальнейшего использования. Нап-

ример, оператор

     ERASE a

возвращает память, выделенную под массив a.

     1.4. Выражения

      _Символьные выражения .  состоят из символьных констант (после-

довательность символов,  заключенная в кавычки), символьных пере-


                             - 6 -

менных,  символьных функций,  соединенных знаком + (конкатенация,

или объединение). Например,

     a$="КАТЯ"

     b$="ЛЕНА"

     f$=a$+" И "+b$

В результате f$ будет иметь значение "КАТЯ И  ЛЕНА".  При  помощи

функций LEFT$,  RIGHT$, MID$ можно выбрать часть символьной пере-

менной слева, справа или из середины. Например,

     F1$=LEFT$(f$,4)

     F2$=RIGHT(f$,4)

     F3$=MID$(f$,6,1)

В результате будет F1$ = "КАТЯ",  F2$ = "ЛЕНА" и F3$ = "И".

      _Числовые выражения . включают в  себя  константы,  переменные,

функции,  соединенные  знаками арифметических операций,  при этом

могут использоваться величины разных типов.

      _Приоритеты . арифметических операций:

     1. Возведение в степень (^)

     2. Умножение, деление (*,/ )

     3. Деление нацело (\) (например, 5\2 равно 2)

     4. Вычисление остатка от деления (MOD) (например,  45 MOD 19

равно 7)

     5. Сложение, вычитание (+,-)

     1.5. Стандартные функции

  Запись на Бейсике          Математическая запись

      ABS (x)                     │x│

      SIN (x)                     sin x

      COS (x)                     cos x

      TAN (x)                     tg x

      ATN (x)                     arctg x

      EXP (x)                     e 5x

      LOG (x)                     ln x

      LOG2(x)                     log 42  0x

      LOG10(x)                    lg x

      INT (x)                     целая часть  х

      SGN (x)                     знак х (+1 при х > 0,

                                  0 при х=0,  -1 при x < 0)

      SQR  (x)                    квадратный корень из х


                             - 7 -

      LEN (а$)                    количество символов а$

      LEFT$(a$,n)                 выбирает из a$ n символов,

                                  начиная с  первого

      MID$  (a$,m,n)              выбирает из a$ n символов,

                                  начиная с  m-го

      RIGHT$ (a$,n)               выбирает n символов а$,

                                  начиная с последнего

      STR$ (x)                    преобразует число к

                                  символьному виду

      VAL (a$)                    определяет числовое значение а$

      ASC  (a$)                   определяет код первого

                                  символа а$

      TAB (n)                     указывает номер позиции для

                                  вывода следующего  элемента   в

                                  списке вывода оператора PRINT

      SPC (n)                     вывод n пробелов, используется

                                  в списке вывода оператора PRINT

      RND [(x)]                   выдает случайное число из инте-

                                  рвала (0,1)

     Замечания. 1. [] обозначают необязательный  параметр.

2. Если х=0, то повторяется последнее сгенерированное число; если

х < 0,  то для каждого x 2   0генерируется  новая  последовательность

случайных чисел; если x > 0 или отсутствует, то генерируется оче-

редное случайное число,  но при повторном запуске  последователь-

ность  повторяется.  Можно использовать оператор RANDOMIZE (перед

первым использованием функции RND), чтобы при новом запуске прог-

раммы получать новую последовательность случайных чисел.

      _Операции отношения .:  <,  <=, >, >=, <>.

     Левая и правая части отношения - это числовое или символьное

выражение (в последнем случае сравниваются числовые  коды  симво-

лов).  Если отношение удовлетворяется (является истинным), то его

значение равно -1 , если не удовлетворяется (является ложным), то

его значение 0.  Отношения могут быть использованы также в число-

вых выражениях. Например, при выполнении оператора

     PRINT 5 > 6,  5 < 6,  (5 < 6) * 15

будет напечатано 0,  -1 и -15.

      _Логические операции .:  AND (логическое и  ),  OR  (логическое

или),  XOR (исключающее или ), EQV (эквивалентность), IMP (импли-

кация).


                             - 8 -

     Логические операции  осуществляются  над  целыми  числами -1

(TRUE) и 0 (FALSE).

                              -1, если A = -1, B = -1

     A AND B                   0,  в остальных случаях

                               0, если A = 0, B = 0

     A OR B                   -1, в остальных случаях

                              -1, если A и B не совпадают

     A XOR B                   0, если A и B совпадают

                              -1, если A и B совпадают

     A EQV B                   0, если A и B не совпадают

                               0, если A = -1,  B = 0

     A IMP B                  -1,  в остальных случаях

     1.6. Основные операторы

      _Оператор присваивания . имеет вид

      1переменная 0 = 1 выражение

      _Оператор безусловного перехода . имеет вид

     GOTO  1метка

      _Условный оператор . имеет вид

     IF  1условие 0 THEN  1операторы 0 [ELSE  1операторы 0]

Например,

     IF a < b THEN t=15 : V=16 ELSE t=17

В качестве условия может использоваться целое выражение,  которое

интерпретируется как  FALSE,  если его значение равно 0,  и TRUE,

если не равно 0.

     Если после  THEN  или  после ELSE располагается целая группа

операторов,  то можно использовать  _IF блок ., который имеет следую-

щую структуру

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSE

      1операторы

     END IF

При этом ELSE и операторы за ним могут отсутствовать,  т.е.  воз-


                             - 9 -

можна конструкция

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     END IF

Если после ELSE необходима проверка условия, то используется опе-

ратор ELSEIF

     IF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSEIF  1условие 0 THEN

      1операторы

     ELSE

      1операторы

     END IF

      _Оператор конца  END .  используется  для  окончания выполнения

программы.  Может использоваться в программе несколько  раз.  Ис-

пользуется также с IF, SUB, DEF, SELEСT (см.ниже)

      _Оператор очистки экрана CLS  .обычно  располагается  в  начале

программы для очистки экрана перед выводом результатов программы.

      _Оператор ввода INPUT . имеет вид

     INPUT [;] [ 1поясняющий текст 0],  1список переменных

Поясняющий текст заключается в кавычки. Переменные в списке отде-

ляются друг от друга запятыми. ";" после INPUT означает, что кур-

сор останется на той же строке, когда будет нажат "Ввод".

      _Оператор вывода PRINT . имеет вид

     PRINT [ 1список вывода 0]

Элементы списка разделяются "," или ";" или  пробелом.  В  первом

случае  вывод следующего элемента начинается в новую зону (строка

экрана условно разделена на 5 зон по 14 позиций каждая),  во вто-

ром  -  через  пробел  (для чисел) или непосредственно вслед (для

символьных строк) за предыдущим элементом.

     Элементом списка может быть имя переменной,  константа (сим-

вольная  заключается  в кавычки) или выражение (перед выводом вы-

числяется).

      _Оператор вывода PRINT USING . имеет  вид

PRINT  USING  1формат 0;   1список  вывода

     Формат задается  в виде символьной строки (заключенной в ка-

вычки),  задающей форму вывода каждого элемента списка по следую-

щим правилам для чисел :  # - для каждой цифры, ^^^^ - для вывода

в показательной форме.  Остальные символы обозначают  сами  себя.


                             - 10 -

Например 1,

     ##.## -  будет выведено 2 цифры в качестве целой части и две

- дробной.  Если целая часть содержит более двух цифр,  то  перед

числом будет напечатан знак % .

     #.## ^^^^ - вывод будет осуществляться в показательной  фор-

ме.

     Для символьных строк :

     "\ 1  0 \" - (два пробела) - будет выведено четыре символа

     "\\" 1    0- (без пробела) - будет выведено два символа

Вообще количество выведенных символов будет равно числу  пробелов

между двумя наклонными линиями + 2.

     "!"  1    0- будет выведен один символ

     "&"   1   0- будут выведены  все 1  0символы

Например,

     A$= "КОТ" :  GA= 6.5

     B$= "СОБАКА" :  GB= 15.3

     PRINT USING "& ВЕСИТ #.#,\     \ ВЕСИТ ##.# КГ";A$,GA,B$,GB

При выполнении этого оператора на экране появится

     КОТ ВЕСИТ 6.5, СОБАКА ВЕСИТ 15.3 КГ

      _Оператор определения положения курсора

     LOCATE i,j

устанавливает координаты (номер строки i и номер столбца j),  в ко-

торые начнется вывод данных оператором PRINT.

     1.7. Операторы цикла

1.   FOR i=i 4нач 0 to i 4кон 0 [STEP ih]

      1операторы

     NEXT i

     i, i 4нач 0,  i 4кон 0,  ih - соответственно, управляющая переменная

цикла,  ее  начальное,  конечное  значения и шаг изменения.  Если

ih=1, то шаг можно опустить. Например,

     FOR i=1 to 10

     ....

     NEXT i

     FOR i=1 to 10

     FOR j=1 to 20

     ....

     NEXT j: NEXT i


                             - 11 -

или

     FOR i=1 to 10

     FOR j=1 to 20

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.