скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Концепция информатизации г. Омска

•   совершенствования телекоммуникационной среды Омска;

•   формирование инфраструктуры управления процессом информати­зации;

•   формирование частных программ и на их основе - Комплексной про­граммы информатизации.

Общий правовой режим (юрмиройания и использования информа­ционных ресурсов, регулирования отношений в этой области установлен Законодательством РФ.           i                 ''•

Приоритеты в применени л субъектами тех или иных информацион­ных технологий на этом этапе устанавливаются структурами управления самих субъектов с учётом собственных интересов последних, действующей нормативной базы, рекомендац т координационного оргаЦа, складываю­щихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области.

При решении задач первого этапа необходимо придерживаться госу­дарственных статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций, содержа­щий сведения об организациях - держателях государственных, негосудар­ственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам ин­формационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем со­здания:

•   городского центра для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;

•   региональных и межрегиональных государственных и коммерческих

организаций для справочно-информационного обслуживания

юридических и физических лиц.

Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к данным видам на территории города нет. Исключение составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сфе­рами ведения. К государственным информационным ресурсам относятся:

•   ресурсы, создаваем ые для обеспечения деятельности органов государ­ственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;

•   ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального уп­равления, деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде всего социальной сферы);

•   ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по зака­зам и в интересах органов государственной власти и муниципального управления.                                    \

Государственные информационные ресурсы являются основой еди­ного информационного пространства России. Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различ­ных видов. Государственные и негосударственные информационные ресур­сы, по существу, образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для включения в нее по мере необходи­мости вновь создаваемых информационных ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального использования инфор­мационных ресурсов осуществляется на основе комплексного подхода, ко­торый включает:

•   выделение и создание в городе ключевых позиций организационных, управленческих и социальных структур, выполняющих роль меж­ведомственных систем;

•   адаптацию существующих локальных систем формирования, рас­пространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития.

5.2. Второй этап (последующие 3 года) - создание в Омске интегриро­ванной городской информационной среды на базе единого информационно­го пространства.

Интегрированная информационная среда города включает в себя сле­дующие компоненты:

• информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе.

• телекоммуникационную среду.

• организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды.

• систему подготовки и переподготовки специалистов и пользовате­лей информационной среды.                             '

Организационно-технические и технологические аспекты построения интегрированной информационной среды г. Омска должны учитывать тре­бования, которые включают необходимость:

• обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интег­рации имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпора­тивных и проблемно-ориентированных информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и техноло­гических принципов построения информационных систем;

• строгого соблюдения стандартов в области информационно-вы­числительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных программных и ап­паратных средств;

• обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекомму­никационных системах;

• формирования и использования информационных ресурсов на ос­нове идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования раз­личных аппаратных платформ и операционных систем;

• учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.

Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной среды является нормативно-правовая база, определяю­щая основы регулирования в г. Омске отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей.

Разработка Комплексной программы информатизации является клю­чевой позицией при формировании механизмов интеграции и координа­ции действий по развитию информационной индустрии и интегрирован­ной информационной среды.

5.3. Третий этап (последующие 3 года) - построение развитой инфор­мационной инфраструктуры.

Индустрия средств связи, передачи информации, системных и при­кладных программ, информационно-аналитических услуг формирует ди­намичный рынок, способный удовлетворять социальные и культурные по­требности города. Информатизация и создание информационной индуст­рии является одним из важнейших способов реализации интеллектуально­го потенциала - одного из главных ресурсов Омска.

6. НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

6.1. Совершенствование телекоммуникационной среды.

6.2. Информатизация сферы образования.

6.3. Создание инфраструктуры управления процессами информати­зации для решения следующих задач:

• популяризация возможностей информационных систем и техно­логий, функционирующих на территории г.Омска;

• формирование общественного мнения о целесообразности и необходимости проведения информатизации в Омске;

• разработка организацинно-технических рекомендаций по со­зданию и использование информационных систем и сетей теле­коммуникаций, взаимодействие между субъектами информаци­онных процессов;

• создание координационного органа для учета и согласования интересов владельцев и пользователей информационных ре­сурсов разного уровня (муниципального, областного, федерально­го подчинения, остальных юридических лиц, частных лиц)

• анализ, мониторинг, координация процессов информатизации г. Омска;

• увязка с общегосударственными и мекжрегиональными процес­сами информатизации;

• разработка и реализация механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе до­левого финансирования проектов;

• развитие международных и межрегиональных связей в рассмат­риваемой предметной области;

• разработка проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации;

• разработка механизмов научно-технической и технико-экономи­ческой экспертиз конкурсных вариантов проектов информа­тизации и результатов их реализации;

6.4. Формирование информационных ресурсов субъектами в преде­лах своего ведения, инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся ресурсов и систем:

• разработка силами субъектов концепций и программ развития корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных ин­формационных сред;

• внедрение средств обеспечения автоматизированных информаци­онных систем и их технологий;

6.5. Информатизация сферы муниципального управления:

• определение муниципальной политики в сфере информатизации:

• формирование пакета нормативных документов, регламентиру­ющих единые правила формирования и использования ресурсов и систем муниципальных предприятий и учреждений;

• обеспечение системы -тформационной поддержки принятия ре­шений органами местного самоуправления путем создания комп­лексных визуально-всспринимаемых моделей управляемых сис­тем, а также внедрения интерактивных методов участия граждан в процессах самоуправления с помощью современных информа­ционных технологий;                       ,

• разработка и реализация Комплексной программы информати­зации города Омска.

6.6. Создание условии информационной безопасности как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентиро­ванных информационных сред в единое информационное прбстранство.

6.8. Определение содержания и основных направлений тарифной и налоговой политики относительно сферы информационных услуг.

6.7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки спе­циалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информацион­ной среды г. Омска, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуни­каций и технологий обучения.

7. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЬ! ОМСКА

7.1. Телекоммуникационная среда Омска являет собой совокупность се­тей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функциони­рующих на территории Омска, а также правил их функционирования.

Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационными ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами информационных процессов.

Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является обеспечение технической базы иформатизации Омска.

Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Омской об­ласти является существенное различие уровня развития телекоммуникаци­онных систем в г.Омске и районах области, территориальная неравномер­ность распрастранения сетей.

Другая особенность определяется особым географическим положе­нием Омска, как регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая магистраль Москва-Хабаровск и где схбдятся телеком­муникационные магистрали нескольких областей Западной Сибири. Опережающее развитие магистральных цифровых сетей, проходящих через Омск, и скоростных региональных цифровых каналов, роуминговые режимы беспроводных сетей связи создает предпосылки для ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной инф­раструктуры.

В соответствии с действующей в отрасли нормативной базой, разви­тие существующих телекоммуникационных сетей должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  автоматизация сетей,

•  оптимизация сетей,

•  количественный рост сетей (распростанение действующих и строительтство новых),                                 '

•  повышение устойчивости и безопасности функционирования се­тей,

• расширение номенклатуры и улучшение качества услуг, пре. доставляемых потребителям.и создание новых служб.

Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должна осуществляться на основе следующих принципов:

7.1.1. Соблюдение адекватности уровня развития ТС поставленным задачам:

• В качестве стратегического подхода к внедрению новых тех­нологий на телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных зон с последующим их рас­ширением.

• Создание выделенных и наложенных региональных, муници­пальных, ведомственных, частных и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания. Общее направление развития те­лекоммуникаций должно соответствовать идеологии построения интеллектуальных сетей.

• Увязка созданных раннее и подготовленных к взаимодействию выделенных и наложенных сетей и систем.

7.1.2. Обеспечение сопрягаемости сетей (Обеспечение предрасположен­ности к интеграции):

• Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Омской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями. (Развитие существующих и создание новых теле­коммуникационных систем Омска как центра области должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства).

• Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя существующие возможности за счет ком­плексного использования аппаратных средств и технгологии.

• Интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов пе­редачи и обработки сигналов.

7.1.3. Обеспечение управляемости сетей

•  Координирование деятельности субъектов с учётом их интере­сов и интересов городского сообщества.

• Создание методологической базы и механизмов анализа эф­фективности внедрения и совершенствования информационных систем и технологий.

• Совершенствование механизмов, способствующих направлению инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры, как фактора информатизации Омска (в т.ч. механизмов регули­рования тарифов и налогов, как разновидности неявного инвестирования).

7.1.4. Обеспечение безопасности на основе применения комплекса спе­циальных мер и средств (криптографических/некриптографических, орга­низационных/организационно-технических, в т.ч. программных/ и техни­ческих)

• Защита от комплексного воздействия, направленного на нару­шение функционирования непосредственно телекоммуникаци­онной среды;

• Защита от несанкционированного доступа к технологической, ' служебной и иной информации, связанной с работой телеком­муникационных систем;

• Защита от разрушения аппартных и технологических средств обеспечения безопасности;

• Защита от вредоносного воздействия в отношении субъектов информационного процесса, а также угроз безопасности лич­ности, общества, государства.

7.2. Программа развития телекоммуникационной среды Омской об­ласти должна включить в себя мероприятия:

* По анализу и прогнозу тенденций развития составных элемен тов телекоммуникационной среды.

По определению критериев соответствия уровня развития каж дого из элементов уровню решаемых им задач.

• По координации государственных, ведомственных и коммерчес ких программ развития телекоммуникационной инфраструк туры региона для исключения необоснованных затрат ресур сов города/региона.

7.3. Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электро­связи как основы построения современных информационно-справочных служб и расширение сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных технологий со средствами массовой инфор­мации. Важным шагом в этом направлении будет обеспечение возможнос­ти абонентам первичной телефонной сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального, учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего ха­рактера.

Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей беспроводной связи существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возмож­ности цифровых станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам. Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить возможности существующих телефон­ных сетей и информационно-справочных служб.

Важнейшей задачей процесса интеграции информационного про­странства является создание взаимоувязанной коммуникационной инфра­структуры внутри Омской области (для областного, городского и район­ного уровней), имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуника­ционные и информационные системы и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор коммуникационных услуг и серви-сов. Это позволит локализовать местный информационный трафик и уве­личить эффективные скорости обмена информацией в пределах Омской области.     

8. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

8.1. Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство г. Омска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспече­ние должного уровня информационной безопасности для каждого субъек­та, принявшего решение войти в это пространство.

В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. реализованы ме­ханизмы идентификации и аутентификации).

8.2. При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:

•   от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудо­вания, системного и прикладного, и программного обеспечения;

•   от несанкционированного доступа к информации путем обнару­жения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, при­водящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;

•   от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и об­служивающего персонала сети;

•   от внедрения программных «вирусов» и «закладок» в прбграммные продукты и технические средства.

8.3. Решение указанных зад.ач предлагается путем обесЬечения:

•   конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционирова -того использования и воздействий;

•   защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;

•   защиты технических средств и помещений от утечки по побочным ка­налам и от возможного внедрения в них электронных устройств съе­ма информации;

•   реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;

•   организации замкнутых подсетей и адресных групп;

•   установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС организаций и предприятий с региональной информационной средой;

•   развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпо­ративных сетевых сегментов;

•   развития и использования технологий подтверждения подлинности,, объектов данных, пользователей и источников сообщений;

•   применения технологий обнаружения целостности объектов данных.

8.4. Необходимо решать задачи обеспечения безопасности разраба­тываемых и модифицируемых систем в интегрированной информацион­ной среде, так как в процессе модификации неизбежно возникновение до­полнительных ситуаций незащищенности системы.

Для их решения, наряду с общими методами и технологиями, следует сформировать ряд требований к разработчикам, создать'регламент внесе­ния изменений в системы, а также использовать специализированные сред­ства для закрытия внутреннего трафика разработчиков.

9. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОМСКА

9.1. Организационной основой реализации второго этапа информати­зации города Омска должна стать Комплексная программа информатизации.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и коор­динации федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрог­рамм и отдельных проектов, принятых к осуществлению на территории города. Она призвана мобилизовать внутренние ресурсы города и объеди­нить их с внешними, а также создать для участников развития информаци­онной индустрии предпосылки по формированию различного рода кон­сорциумов при решении общих задач, консолидации ресурсов для более эффективного их использования.

9.2. Заказчиком Комплексной программы является администрация Омска.

Реализация проектов и мероприятий Комплексной программы, финан­сируемых из городского бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы (федеральных и отраслевых программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в Комплексную программу со своим бюджето^, а при необхо­димости рассматривается вопрос об их дополнительной финансовой под­держке за счет городского бюджета. Взаимоотношения участников Комп­лексной программы будут определяться заключенными меж,ву ними догово­рами, принятыми уставами, положениями и другими соотзетствующими правовыми нормативными актами.

9.3. При формировании Комплексной программы необходимо про­вести инвентаризацию действук щих проектов и программ, затрагивающих рассматриваемую предметную эбласть и финансируемых за счет городс­кого бюджета, с последующим проведением технико-экономической экс­пертизы. В Комплексной программе должны быть выделены первоочеред­ные проекты, «опорные зоны» и «опорные объекты», играющие определяю­щую роль в решении проблем информатизации города. Эти направления должны иметь приоритетное финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с конкурсным отбором.

9.4. Условием успешной реализации программы является развитая, на­дежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникаю­щих в этой сфере. Все проблемы информатизации области и создания ин­формационной индустрии не могут быть решены путем реализации несколь­ких крупномасштабных акций или какого-либо одного проекта. Необходи­мы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающих как государствен­ные интересы, так и интересы жителей города.

9.5. Особое значение придается взаимодействию с федеральными орга­нами власти и межрегиональными общественно-политическими структу­рами. Интересы города должны быть официально представлены в прави­тельственных организациях, а также в общественных и научных структу­рах федерального и регионального уровней.

9.6. Руководящим звеном Комплексной программы являет Координа­ционный совет, включающий ведущих специалистов в сфере информати­зации. Организационная работа по реализации программы, ее информа­ционное обеспечение, выполнение решений данного органа должны осу­ществляться структурным подразделением администрации города с функ­циями исполнительной дирекции. На это подразделение возлагают функ­ции центра по координации деятельности в сфере информатизации на территории города организаций, разнообразных по ведомственной принад­лежности и формам собственности.

9.7. Деятельность всех органов управления, участвующих в реализа­ции Комплексной программы, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми Главой местного самоуправления г. Омска

9.8. Одним из условий эффективной реализации Комплексной про­граммы является разработка и принятия пакета дополнительных норма­тивно-правовых документов:

•   О правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров информационных ресурсов на территории города.

•   О регламенте функционирования и доступности инфор­мационных систем на территории города.

•   О правах пользователей информационными ресурсами и теле­коммуникационными системами на территории города.

•   О тарифной и налоговой политике в сфере информационных услуг.

9.9. Для организации единого информационного пространства Омска необходимо разработать пакет нормативных и рекомендательных докумен­тов, оптимизирующих функционирование региональной системы классифи­каторов экономической и статистической информации.

Важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических документов, который направлен на стандартиза­цию и унификацию процедур информационного обмена на территории Омска между федеральными, региональными и ведомственными информа­ционными системами; внедрение концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных; организация распределенной об­работки информации; построение специализированных профилей и т.д.

Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами вла­сти и управления областей Сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и специалистов г. Омска и России, а также используя опыт миро­вой практики в этой области.

9.10. Одним из ключевых аспектов жизнеспособности Комплексной программы является развитие инновационно-инвестиционных механизмов, способствующих консолидации и привлечению материальных и финансо­вых ресурсов на ее формирование и реализацию. Одним из вариантов реше­ния указанной проблемы могло бы стать создание специального инноваци­онно-инвестиционного фонда, деятельность которого обеспечивается и кон­тролируется рабочими органами программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая концепция является исходной установкой для разработки Комплексной программы информатизации города Омска.

Концепция кратко описывает существующее состояние с информати­зацией города, отражает видение проблем построения единого городского информационного пространства и информационного общества.

Концепция после ее утверждения может рассматриваться как доку­мент, являющийся основой для реализации основных направлений инфор­матизации города.

Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции мож­но сформулировать следующим образом:

1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся клю­чевыми в концепции и используемые в процессе информатизации.

2. Определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная цель и принципы информатизации. Показано, что информатиза­ция является фактором устойчивого развития личности, общества, госу­дарства.

3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации города на основе исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные особенности информационной среды города.

4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны орга­низационные и технологические вопросы, требующие решения.

5. Разработаны основные направления информатизации, такие, как совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сфе­ры образования, создание структуры управления процессом информатиза­ции и т.д.

6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекомму­никационной среды г. Омска.

7. Выделены основные задачи системы информационной безопаснос­ти и защиты информации.

8. Дана краткая характеристика Комплексной программы информа­тизации города.

Таким образом предлагаемая концепция может служить некоторой основой развертывания системы мероприятий для разработки и реализа­ции Комплексной программы информатизации города.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.