скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Качество продукции - элемент выживаемости фирмы в условиях рыночной конкуренции

Пример диаграммы (№1) Ишикавы

 

Гистограммы

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

Определяем наибольшее значение показателя качества.

Определяем наименьшее значение показателя качества.

Определяем диапазон гистограммы как разницу между наибольшим и наименьшим значением.

Определяем число интервалов гистограммы. Часто можно пользоваться приближенной формулой:

(число интервалов) = Ц (число значений показателей качества)

Например, если число показателей = 50, число интервалов гистограммы = 7.

Определяем длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).

Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.

Подсчитываем число попаданий результатов в каждый интервал.

Определяем частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества)

Строим столбчатую диаграмму  №2

Диаграммы разброса

Диаграммы разброса представляют из себя графики вида, изображенного ниже, которые позволяют выявить корреляцию между двумя различными факторами.

Диаграмма разброса №3: Взаимосвязи показателей качества практически нет.


 

Диаграмма разброса №4: Имеется прямая взаимосвязь между показателями качества


Анализ Парето

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето - “универсальный” принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин.

Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. ниже), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

На диаграмме отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем.

Диаграмма Парето №5.

Стратификация

В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

Мы можем классифицировать массив данных в различные группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация - основа для других инструментов, таких как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

На рисунке №5 приведен пример анализа источника возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае «поставщик 1».


 

Стратификация данных №5.

Контрольные карты


Контрольные карты – специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Контрольные карты имеют вид, представленный на рис. №6. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.

Методы статистического контроля качества продукции были специально разработаны различными учеными для проведения исследований продукции, выявлении бракованных изделий и достижения наивысшего качества изделий. Они широко применяются в предпринимательстве и оказывают большое воздействие продвижение товара. Хотя в России методы статистического контроля только развиваются.

Системы управления качеством.
Объекты качества.

При построении системы управления предприятием следует использовать комплексное понятие качества, включающее качество самого выпускаемого продукта или предоставляемой услуги, качество процессов производства продукта или услуги, а также качество организации управления бизнес-процессами предприятия. На Рис. 7 представлены объекты качества, как объекты системы управления.

Рис. 7. Объекты качества

Развитие стандартов

Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной части системы управления предприятием, привела к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.

Рис. 2 показывает процесс развития стандартов с учетом возрастающего спроса и потребности в процедурах сертификации. Рис. 8. Развитие стандартов ИСО 9000

 

Новая редакция стандартов имеет новую структуру, которая приведена на Рис.3.

Рис. 9. Структура стандартов редакций 1994 и 2000 годов

Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 могут использоваться как вместе, так и раздельно. Они основаны на одних принципах, но назначение и сфера их применения – различны. Первый стандарт предназначен для целей сертификации и содержит набор требований для создания системы управления качеством. Второй – призван помочь предприятиям различных форм собственности, видов и масштабов деятельности непрерывно совершенствовать свои бизнес-процессы и повышать эффективность работы. Стандарт ИСО 9004:2000 носит рекомендательный характер и не предназначен для целей сертификации. Фактически его цель - переход предприятия на следующую ступень к вершинам качества - на концепцию глобального управления качеством (TQM, Total Quality Management).

Глобальное управление качеством (TQM, Total Quality Management).

Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для российских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.

Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:

·           расширение рынка сбыта;

·           наглядность управления процессами;

·           снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;

·           рост коллективизма;

·           повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;

·           снижение риска ответственности за продукцию.

К сожалению, для многих российских предприятий проекты по внедрению систем управления качеством не являются эффективными. Основные причины этого явления заключаются в следующем:

·           ограниченный период времени работы со стандартами ИСО (фактически с 1993 года);

·           слабость нормативной базы;

·           недостаточная техническая оснащенность;

·           отсутствие опыта и недостаток специалистов.

Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации. Кто занимался подготовкой документов для проведения процедуры сертификации, тот осознал на собственном опыте трудоемкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.

Принципы управления, принципы TQM

Новая редакция стандартов серии ИСО 9000:2000 основана на восьми принципах управления, определяющих его философию и позволяющих достигнуть цели качества. Эти принципы следующие:

1.         Фокус на потребителя.

2.         Руководство.

3.         Вовлечение всех работников.

4.         Процессный подход.

5.         Непрерывные улучшения.

6.         Системный подход к управлению.

7.         Подход к принятию решений на основе фактов.

8.         Взаимовыгодные отношения, как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

Анализ принципов показывает, что они практически совпадают с принципами TQM (см. принципы 1,2,3,5,7,8).

Структура требований к QM-системам в стандарте ИСО 9001:2000 состоит из четырех разделов:

·           Ответственность руководства.

·           Управление ресурсами.

·           Управление бизнес-процессами создания продукта.

·           Система измерений, анализа и непрерывных улучшений.

Напомним, что в ИСО 9000:1994 требования формулировались по 20 элементам. Несмотря на уменьшение количества разделов, общий объем требований не уменьшился.

 

 

Процессная модель управления качеством.

Особое внимание в стандарте ИСО 9001:2000 уделено процессному подходу к менеджменту качества. На Рис. 10 дано концептуальное представление процессной модели управления качеством.

Рис. 10. Процессная модель системы управления качеством

В общем случае, под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятия понимается ориентация на бизнес-процессы в рамках существующей организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.

Инструментальные средства

Для ускорения внедрения новой редакции стандартов ИСО 9000:2000 предлагается инновационное решение для создания процессно-ориентированной системы управления на основе применения программных инструментальных средств серии ARIS.

Интегрированная среда ARIS Toolset относится к категории комплексных средств, предназначенных для:

·           проектирования процессной системы управления предприятием;

·           моделирования, анализа и оценки бизнес-процессов;

·           документирования бизнес-процессов в соответствии с требованиями международных стандартов;

·           разработки, внедрения и сопровождения корпоративной информационной системы.

Использование ARIS-технологий для создания и сопровождения системы управления качеством, как составной части системы управления предприятием, имеет ряд преимуществ, а именно:

·           проведение классификации бизнес-процессов;

·           создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии;

·           автоматическое документирование бизнес-процессов;

·           автоматизированная поддержка создания и сопровождения документации по QM-системе;

·           автоматизированное предоставление информации для проведения аудита QM-системы;

·           возможность использования единого информационного пространства для выполнения таких проектов, как реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.;

·           возможность автоматизированной поддержки процесса перехода от менеджмента качества к глобальному управлению качеством (TQM);

·           создание и управление корпоративными знаниями и опытом.

Следует отметить, что для российских предприятий применение описанных выше технологий, к сожалению, пока экзотика. Но В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК, всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом   сертификатов, которые будут выдаваться в России.

Заключение.

Из выше всего сказанного я выделю, что качественная продукция для предпринимателя  - это ключ к успеху и прибыли. Любой человек из двух товаров выберет более качественный. Конечно, тут наблюдается зависимость цены от качества, т.к. для производства качественного изделия требуются добротные материалы. Качественные товары могут повлиять не только на увеличение прибыли фирмы, но и на рост экономики в целом, как на примере японских компаний. К сожалению, на российском рынке все еще отдается предпочтение импортным товарам, считая их более качественными. Но в этом потребители порою сильно заблуждаются. Сегодня разработаны эффективные  новые статистические методы, с помощью которых можно просчитать процент качественной продукции и увеличить его, а проявление дефекта предотвратить до выпуска продукции. Поэтому, качество занимает очень большую роль в производстве товаров и является методом выживаемости фирмы в условиях рыночной конкуренции.

Правительство РФ делает усилия по соответствию отечественных товаров мировым стандартам и защите российского рынка от низкокачественных импортных товаров. Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации». Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

            Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

            Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

            В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

            Всё для того, чтобы обеспечить признаваемость за рубежом   сертификатов, которые будут выдаваться в России.

            Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

            Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве.

            И те фирмы и предприятия, которые осознали, что качество – единственный путь выживанию в условиях рыночной экономики.

            Чтобы качество стало для России национальной идеей для этого надо сделать очень многое: заинтересовать «верхи», привлечь средства массовой информации и воспитать «низы».

            И первым шагом к этому является учреждение правительством страны премии качества, разработка программы «100 лучших товаров России». ЗАО «Экспоцентр» проводит международные  выставки и ярмарки уже несколько лет. Они касаются самых разнообразных сфер жизни и деятельности человека, таких как: «металлообработка»; «Связь -Экспокомм»; «Обувь. Мир кожи»; «Медтехника»; «Оптика»; «Нефтегаз»; «Секьюрити-Экспо»; «Электро»; «Быт и Мода»; «Экспогород»; «Медревмаш»; «Музыка, Шоу – техника»; «Агропродмаш»; «Информатика»; «Банк  и Офис»; «Мир детства»; «Мебель»; «Здравоохранение» и другие.

            На этих выставках представляют новые качественные товары отечественного и импортного производства.

Качественные товары  - залог выживаемости и процветания фирмы и в предпринимательской деятельности следует не экономить на качестве т.к. это все в дальнейшем окупиться.

 

Список используемой литературы.

1.         Круглов М.Г. «Менеджмент систем качества» изд. «Деловая книга», М.,1997 г;


2.         Бусыгин А. Предпринимательство, М, 1998 г.


3.         О.Ю. Григорьева, Справочник предпринимателя, изд. «Наука», 1999 г.


4.         Питер Диксон, Управление Маркетингом, изд. «Бином», 1999 г.


5.         Афанасьева Л. «Лучшие российские предприятия»1998.


6.         Финансовая газета 1999. № 46


7. Журнал Эксперт, 2000 г, № 187, статья Владимира Ивлева, генерального директора к.т.н., Татьяны Поповой, директора по финансам и маркетингу, к.э.н.,

8.Материалы Российской консалтинговой компании «ВИП Анатех»

9. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством»

10. Журнал  «Стандарты и качество»// №10, 1995г.

11. Гличев А. В., Круглов  М. И. «Управление качеством продукции»

М: «Экономика» 1979.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.