Реферат: Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре
Реферат: Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре
Мультимедиа и виртуальные миры.
1. Пестрый мир мультимедиа
· Что такое мультимедиа?
· Каким должен быть мультимедиа-компьютер?
· Сложно ли работать с мультимедиа компьютером?
2. Области применения мультимедиа
· Как можно учиться с помощью мультимедиа?
· Как с мультимедиа осваивать разные профессии?
· Каковы преимущества мультимедиа-справочнка?
· Заменит ли мультимедиа книгу?
· Для чего еще используется мультимедиа?
· Что такое компьютерная сеть?
3. Будущее мультимедиа
· Что смогут делать компьютеры будущего?
· Как мультимедиа меняет наши будни?
ИНТЕРНЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
1. Мир информации и коммуникации
· Что такое Интернет?
· Что может Интернет?
· Как возник Интернет?
2. Мультимедиа в Интернет: Всемирная паутина
· Что такое Всемирная паутина и как она возникла?
· Как искать нужные материалы в Интернет?
· Как через Интернет звонить по телефону?
ГЛАВА : Мультимедиа и виртуальные миры
Давно
прошли те времена, когда на экранах компьютеров появились мигающие зеленые или
янтарно-желтые цифры и буквы. Сегодня возможности компьютеров кажутся почти
безграничными — в вашем распоряжении и цвет, и звук, и движение , и трехмерное
изображение. Цветные мониторы воспроизводят рисунки, видео и мультфильмы, а
акустическая стереосистема обеспечивает высококачественное музыкальное,
звуковое и речевое сопровождение. В проиизводстве вычислительной техники
произошел колоссальный прогресс: всего за несколько лет в тысячи раз
увеличились скорость вычислений и емкость запоминающих устройств, что расширило
и область применения компьютеров. Если раньше с их помощью обрабатывались лишь
тексты и числа, то сегодня можно, например, использовать огромные запасы
информации, хранащиеся на лезерных компакт-дисках, или же получать необходимые
сведения через телефонную сеть. Средства мультимедиа оказались черезвычайно
полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Благодаря
им изучаемый предмет становиться наглядным, «живым», а однажды увиденное
надолго останетя в памяти человека. Недаром народная мудрость гласит: лучьше
раз увидеть, чем сто раз услышать. Но новая техника годиться не только для
сугубо серьезных целей – она превращает игру в подпбие реальности.
В этой главе я расскажу о захватывающем мире мультимедиа, компьютерных
сетях и виртуальной реальности, значение которых неоценимо. Вероятно, через
несколько лет кино или телевидение по сравнению с возможностями компьютеров
покажутся нам такими же устаревшими, как чудом сохранившейся дедушкин грамофон
по сравнению с современным проигравателем компакт-дисков.
ПЕСТРЫЙ МИР МУЛЬТИМЕДИА
Что такое мультимедиа?
... У Коли “чемоданное” настроение: через несколько дней начинаются каникулы, и его ждет поездка на Средиземное море — на греческий остров Крит. Мальчик включает свой компьютер. В нем есть CD-RОМ-дисковод — устройство для воспроизведения информации (ДОМ — аббревиатура от английских слов Read Only Memory— постоянное запоминающее устройство), записанной на CD—лазерных компакт-дисках (их называют CD-ROM). Он хочет побольше узнать о Крите, а родители как раз купили компакт-диск, на котором хранится множество интересных сведений об острове. Коля вставляет компакт-диск в CD-ROM-дисковод компьютера. Нажатие кнопки — и компакт-диск начинает вращаться в дисководе. На экране возникает древний храм, из динамика льется мелодия “Сиртаки”, и приятный голос приветствует Колю: “Калимера!” (по-гречески это означает “Здравствуйте!”). Затем на экране появляется меню — десяток разноцветных картинок, обозначающих отдельную тему. Коля совсем растерялся: на какой картинке щелкнуть кнопкой мыши? На истории острова? Красотах его природы? Кратком курсе греческого языка или музыке Крита? “Отправиться” на экскурсию по острову? Ознакомиться с критской кухней, узнать, из чего здесь готовят кушанья и где их можно отведать? Или же “посетить” музеи Крита?
Решив для начала пополнить свой словарный запас, Коля подводит курсор к изображению маленькой книжки с названием “Курс греческого языка” и щелкает кнопкой мыши. На экране открывается таблица с разделами “Азбука”, “Слова и выражения”, “Числа” и “Словарь”. Коля выбирает “Слова и выражения”. На экране появляются три колонки. В левой — греческие слова и фразы, написанные русскими буквами, самые первые из которых эфхаристо и паракало, в центре — те же слова, но написанные по-гречески, а в правой — их значения на русском: спасибо и пожалуйста. И как только Коля устанавливает курсор на “эфхаристо” и нажимает кнопку мыши, компьютер произносит это слово.
Выучив несколько слов, Коля выбирает раздел “Греческая музыка”. Начинается видеофильм: мужчины и женщины в национальных костюмах танцуют под музыку возле колон древнего храма. Вспомнив, что в школе они изучают историю Древней Греции, Коля решает просмотреть все, что есть на диске по этой теме. Компьютер рассказывает ему миф о сыне критского царя Миноса, полубыке-получеловеке Минотавре, которого Минос заключил в построенный Дедалом Лабиринт, и легенду о Дедале и Икаре, бежавших с острова с помощью крыльев, сделанных ими из перьев и воска. А потом о громадном древнем дворце Кноссе. Коля словно на машине времени переносится в ту пору, когда здесь бурлила жизнь, и “прогуливается” по его залам. С помощью компьютера Коля пользовался информацией разного рода: текстом, речью, музыкой, мультипликационными и видеофильмами.
Только компьютер может воспроизвести все те средства информации, которые вместе и называются мультимедиа (multi — много, media — средство информации, multimedia — несколько средств информации). Так, книга — это совокупность текста и иллюстраций. Вставив в CD-плейер звуковой компакт-диск, можно слушать музыку и речь, но нельзя воспроизвести изображение. Даже возможности видеомагнитофона, передающего на экран телевизора видеофильмы, ограничены. Комбинация изображения и звука записана на ленте в строгой последовательности. Смотря фильм, вы можете отмотать пленку вперед или назад, перескочить через кадр. Но вам не удастся вмешаться в действие фильма. Компьютер умеет гораздо больше: Коля выбирает разные темы и пользуется средствами предоставления информации — от текста учебника до мультфильма. Он не только отдает команды компьютеру, но и отвечает на его вопросы. Программа, позволяющая взаимодействовать с компьютером, называется интерактивной (от английского слова interactive - взаимодействующий). Однако пределы этого “общения” тоже строго ограничены: нельзя, например, в текст добавить что-нибудь новое, вставить картинку, стереть ненужные сведения. Распространенные пока CD-ROMы или звуковые CD, Photo-CD, хранящие фотографии, не перезаписываются. Они предназначены только для воспроизведения информации — их поверхность в процессе производства можно обработать лишь один раз. Однако уже появились и перезаписываемые диски — CD-R (CD-Recordable), запись на которые осуществляют устройства, называемые накопителями CD-R.
Каким должен быть мультимедиа-компьютер?
К мультимедиа-компьютеру предъявляются определенные требования. Например, важно, чтобы он воспроизводил цвет — показывал на экране цветные фильмы и картинки — и звук (у компьютеров старых моделей были только двухцветные экраны, кроме того, с их помощью нельзя было слушать музыку и речь). В целом мультимедиа-компьютеры должны обладать высокими техническими характеристиками и быть оснащены устройствами, необходимыми для качественного воспроизведения звука и изображения (дисководом для чтения CD-ROM, звуковой платой, мощной видеокартой). При большой скорости обработки данных фильмы демонстрируются плавно, а не рывками, картинки сменяются на экране быстро, вы слышите неискаженный звук.
Сложно ли работать с мультимедиа компьютером?
CD содержит громадный объем информации, то есть он обладает большой емкостью (емкость определяется количеством той информации, которая помещается на диске; единица информации для компьютера, представленная цифрами 0 или 1, называется бит), а мультимедиа-компьютер может ее молниеносно обработать. И для того чтобы уметь работать с этой новой техникой, не нужно быть специалистом по компьютерам. Достаточно знать, как вставить компакт-диск в дисковод и как работать с мышью и клавиатурой: смысл появляющихся на экране картинок и пиктограмм так ясен, что вы без труда их поймете. Кроме того, даже при желании вам не удастся повредить или стереть записанную на компакт-диске информацию, так как она надежно защищена. Смело приступайте к делу! Как правило, после установки компакт-диска на экране монитора появляется заставка с приветствием, часто музыкальным или речевым. Она отошлет вас к главному меню, которое предоставит на выбор всю информацию, хранящуюся на компакт-диске. Вам остается лишь с помощью мыши подвести курсор — символ на экране компьютера в виде сплошного прямоугольника, стрелки или мигающей горизонтальной черточки — к соответствующему изображению или пиктограмме и щелкнуть кнопкой. Чаще всего после этого открывается подменю с подробным списком сведений по заинтересовавшей вас теме. В зависимости от типа компакт-диска (CD-ROM, Photo-CD, CD-I и т.д.), щелкнув кнопкой мыши на определенном символе, вы можете посмотреть видео- или мультфильм, прослушать музыкальное произведение или вызвать на экран пояснительные тексты, то есть через дебри информации проложить собственный путь к разыскиваемым сведениям. Системы подменю отличаются друг от друга в зависимости от содержимого компакт-диска. И символы, с помощью которых можно вернуться в главное меню или закончить работать с компакт-диском, часто бывают разными, их значение обычно объясняется в самом начале программы. Но существуют и общепринятые обозначения, например стрелка влево. Если щелкнуть на ней, то на экране появится предыдущая страница, с которой вы работали, или картинка, которую вы рассматривали. Соответственно, направленная вправо стрелка “откроет” следующую страницу. “Листая” страницу за страницей, вы ничего не пропустите. Иногда в текстах выделены отдельные слова, например подчеркнуты или написаны другим цветом. Щелкните на них кнопкой мыши — и получите объяснение их смысла, увидите картинку, то есть зрительный образ слова, или услышите, как его правильно произносить.
Уже существуют мультимедиа-системы, совсем непохожие на обычные компьютеры, например интерактивные проигрыватели, или CD-1-плейеры (I - первая буква английского слова interactive - взаимодействующий) Компакт-диски для них тоже называются интерактивными (их обозначают как CD-/). CD-I-плейеры подключают к телевизорам, вместо клавиатуры и мыши они снабжены пультом дистанционного управления, перемещающим курсор по экрану.
Нельзя путать компакт-диски, даже если они на вид одинаковы. Всегда обращайте внимание на маркировку. Информация с CD-I не воспроизводится компьютерами с CD-ROM-дисководом, и наоборот. Но самое главное, если это особо не оговорено на упаковке, — нельзя вставлять CD-ROM или CD-I в CD-плейер. Он попытается преобразовать текстовую и графическую информацию в музыку, из-за чего его усилитель и громкоговоритель выйдут из строя. Однако интерактивные проигрыватели и компьютеры с CD-ROM-дисководами воспроизводят информацию, записанную на звуковых компакт-дисках.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА
Как можно учиться с помощью мультимедиа?
Всe мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие на слух, скажем, во время урока или лекции. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств и эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения самых разных предметов, в частности, иностранных языков. Компьютер пишет каждое новое слово и его перевод на ваш родной язык. Если вы хотите, он произнесет это слово столько раз, сколько вам нужно, чтобы оно прочно засело в памяти. Современные программы позволяют записать собственное произношение, а затем, прослушав запись, сравнить с правильным. Значение каждого слова будет пояснено картинкой, вы услышите подробный комментарий, просмотрите короткий видеофильм. А в конце занятия компьютер проверит, насколько хорошо вы усвоили урок.
Обучение с помощью мультимедиа обладает несомненными преимуществами.
Один компакт-диск может хранить содержание книг, которые заняли бы целую книжную полку. На поиски нужной информации уйдет гораздо меньше времени: не нужно перелистывать страницы фолиантов, нажмите кнопку мыши — и нужные сведения перед вами. Предположим, вы изучаете в школе анатомию. Вам предстоит узнать, как устроен организм человека, как действуют системы кровообращения и пищеварения, железы внутренней секреции, какую роль играют скелет и мышцы, как работает мозг и многое другое. Все эти сведения не уместятся даже в толстой энциклопедии. Но если тексты сопроводить рисунками, пояснениями лектора, видео и мультфильмами и записать все это на компакт-диск, ваша энциклопедия, которая уместится на ладони, превратится в нечто совершенно новое. С помощью такого необычного пособия учиться и интересно, и приятно.
В английском языке, откуда в другие языки пришли компьютерные термины, появились два новых слова: edutainment и infortainment. Они образованы из слов education (образование), information (знание) и entertainment (развлечение). Новые термины подразумевают, что при обучении с использованием средств мультимедиа стирается грань между игрой и учебой. И дети, и взрослые незаметно для себя узнают много нового, играя на компьютере, а постижение самых трудных знаний превращается в подобие увлекательной игры.
Еще одно достоинство такого обучения заключается в том, что с компьютером можно “разговаривать”: получить ответ на свой вопрос. Задает вопросы и компьютер, тем самым он, как заправский гид, подводит вас к новой теме, показывает, где еще можно найти информацию по интересующей вас проблеме, или, как опытный учитель, проверяет достигнутые вами успехи.
Уже существуют экспериментальные программы — по химии, физике и биологии. Теперь на уроке химии по оплошности нерадивого ученика не произойдет случайный взрыв, а во время опытов по биологии не нужно мучить животных. Разводите мышей и скрещивайте их друг с другом, чтобы наглядно увидеть, как действуют законы наследственности, режьте лягушку, изучая ее внутренние органы, — но делайте это на экране компьютера. А сейчас мы изучаем химию. На экране появляются химические приборы — газовые горелки, стеклянные колбы, пробирки, фильтры, мензурки — и разнообразные химические вещества. Нажав кнопку мыши, вы можете взять из баночек любые химикаты и проводить опыты — это совершенно безопасно. Кроме того, запасы веществ никогда не кончатся, и вам не придется мыть лабораторную посуду. Но компьютер, к сожалению, не может воссоздать резкий запах аммиака или сероводорода, а ведь химику именно запах говорит о многом, поэтому обоняние играет важную роль в “живых” опытах. И ни одна мультимедиа-программа по астрономии не заставит вас испытать тот восторг, который охватывает любого, кто смотрит на ночное небо в телескоп. Но зато на экране монитора вы увидите солнечное и лунное затмения, небо над Вифлеемом, таким, каким его видели волхвы, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу, восход Сатурна, движущиеся по своим орбитам планеты Солнечной системы. А в завершение полюбуетесь фотографиями звездных миров.
Как с мультимедиа осваивать разные профессии?