скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Искусственный интеллект

Реферат: Искусственный интеллект

     Содержание:

     Введение.....................................1

     Механический подход..........................2

     Электронный подход...........................3

     Кибернетический подход.......................6

     Нейронный подход.............................8

     Появление перцептрона.......................10

     Искусственный интеллект и

     теоретические проблемы психологии...........12

     С конца 40-х годов ученые все большего  числа  университетских  и

промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели:

построение компьютеров,  действующих таким образом, что по результатам

работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума.

     Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследовате-

ли,  работающие в области искусственного интеллекта (ИИ),  обнаружили,

что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходя-

щими за пределы традиционной информатики.  Оказалось, что прежде всего

необходимо  понять механизмы процесса обучения,  природу языка и чувс-

твенного восприятия.  Выяснилось,  что для создания машин, имитирующих

работу человеческого мозга, требуется разобраться в том, как действуют

миллиарды его взаимосвязанных нейронов.  И тогда многие  исследователи

пришли  к  выводу,  что пожалуй самая трудная проблема,  стоящая перед

современной наукой - познание процессов функционирования человеческого

разума,  а не просто имитация его работы. Что непосредственно затраги-

вало фундаментальные теоретические проблемы психологической  науки.  В

самом  деле,  ученым  трудно даже прийти к единой точке зрения относи-

тельно самого предмета их исследований  -  интеллекта.  Здесь,  как  в

притче о слепцах,  пытавшихся описывать слона, пытается придерживаться

своего заветного определения.

     Некоторые считают,  что интеллект - умение решать сложные задачи;

другие рассматривают его как способность к обучению,  обобщению и ана-

логиям;  третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем

общения, восприятия и осознания воспринятого. Тем не менее многие исс-

ледователи ИИ склонны принять тест машинного интеллекта,  предложенный

в начале 50-х годов выдающимся английским математиком  и  специалистом

по  вычислительной  технике Аланом Тьюрингом.  Компьютер можно считать

разумным,- утверждал Тьюринг,- если он способен  заставить  нас  пове-

рить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком.

     Механический подход.

     Идея создания мыслящих машин "человеческого типа",  которые каза-

лось бы думают,  двигаются,  слышат , говорят, и вообще ведут себя как

живые люди уходит корнями в глубокое прошлое.  Еще древние египтяне  и

римляне испытывали благоговейный ужас перед культовыми статуями, кото-

рые жестикулировали и изрекали пророчества (разумеется не  без  помощи

жрецов).  Средневековые летописи полны рассказов об автоматах, способ-

ных ходить и двигаться почти также как их хозяева -  люди.  В  средние

века и даже позднее ходили слухи о том, что у кого-то из мудрецов есть

гомункулы (маленькие искусственные человечки) - настоящие живые,  спо-

собные чувствовать существа. Выдающийся швейцарский врач и естествоис-

пытатель XVI в Теофраст Бомбаст фон  Гогенгейм  (более  известный  под

именем Парацельс) оставил руководство по изготовлению гомункула, в ко-

тором описывалась странная процедура, начинавшаяся с закапывания в ло-

шадиный  навоз герметично закупоренной человеческой спермы.  "Мы будем

как боги,  - провозглашал Парацельс. - Мы повторим величайшее из чудес

господних - сотворение человека!"(4)

     В XVIII в.  благодаря развитию техники, особенно разработке часо-

вых механизмов, интерес к подобным изобретениям возрос, хотя результа-

ты были гораздо более "игрушечными", чем это хотелось бы Парацельсу. В

1736 г.  французский изобретатель Жак де Вокансон изготовил механичес-

кого флейтиста в человеческий рост,  который исполнял двенадцать мело-

дий, перебирая пальцами отверстия и дуя в мундштук,  как настоящий му-

зыкант. В середине 1750-х годов Фридрих фон Кнаус, австрийский автор,

служивший при дворе Франциска I,  сконструировал серию машин,  которые

умели держать перо и могли писать довольно длинные тексты. Другой мас-

тер, Пьер Жак-Дроз из Швейцарии,  построил пару изумительных по  слож-

ности механических кукол размером с ребенка: мальчика, пишущего письма

и девушку, играющую на клавесине.

     Успехи механики  XIX в.  стимулировали еще более честолюбивые за-

мыслы.  Так,  в 1830-х годах английский математик Чарльз Бэббидж заду-

мал,  правда, так и не завершив, сложный цифровой калькулятор, который

он назвал Аналитической машиной;  как утверждал Бэббидж,  его машина в

принципе могла бы рассчитывать шахматные ходы. Позднее, в 1914 г., ди-

ректор  одного  из  испанских  технических  институтов  Леонардо  Тор-

рес-и-Кеведо  действительно из готовил электромеханическое устройство,

способное разыгрывать простейшие шахматные эндшпили почти также  хоро-

шо, как и человек.

     Электронный подход.

     Однако только  после  второй  мировой войны появились устройства,

казалось бы,  подходящие для достижения заветной цели -  моделирования

разумного поведения;  это были электронные цифровые вычислительные ма-

шины. "Электронный мозг",  как тогда восторженно  называли  компьютер,

поразил в 1952 г. телезрителей США, точно предсказав результаты прези-

дентских выборов за несколько часов до получения окончательных данных.

Этот "подвиг" компьютера лишь подтвердил вывод,  к которому в то время

пришли многие ученые:  наступит тот день, когда автоматические вычисли-

тели, столь быстро, неутомимо и безошибочно выполняющие автоматические

действия, смогут имитировать невычислительные  процессы,  свойственные

человеческому мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознава-

ние образов,  понимание повседневной речи и письма, принятие решений в

неопределенных ситуациях,  когда известны не все факты.  Таким образом

"заочно" формулировался своего рода "социальный заказ" для психологии,

стимулируя различные отрасли науки.

     Многие изобретатели компьютеров и первые  программисты  развлека-

лись составляя программы для отнюдь не технических занятий,  как сочи-

нение музыки, решение головоломок и игры, на первом месте здесь оказа-

лись шашки и шахматы.  Некоторые романтически настроенные программисты

даже заставляли свои машины писать любовные письма.

     К концу 50-х годов все эти увлечения выделились в новую более или

менее самостоятельную ветвь информатики,  получившую название "искусс-

твенный интеллект".  Исследования в области ИИ, первоначально сосредо-

точенные в нескольких университетских  центрах  США  -  Массачусетском

технологическом  институте,  Технологическом институте Карнеги в Питт-

сбурге,  Станфордском университете,  - ныне ведутся во  многих  других

университетах и корпорациях США и других стран. В общем исследователей

ИИ,  работающих над созданием мыслящих машин,  можно разделить на  две

группы.  Одних интересует чистая наука и для них компьютер - лишь инс-

трумент,  обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий

процессов  мышления.  Интересы  другой группы лежат в области техники:

они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить поль-

зование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяс-

нении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли

более полезно, чем изучение полета птиц и самолетостроения.

     В настоящее время,  однако,  обнаружилось,  что как научные так и

технические поиски столкнулись с несоизмеримо более серьезными трудно-

стями, чем представлялось первым энтузиастам.  На первых порах  многие

пионеры ИИ  верили,  что  через какой-нибудь десяток лет машины машины

обретут высочайшие человеческие таланты. Предполагалось, что преодолев

период "электронного  детства"  и обучившись в библиотеках всего мира,

хитроумные компьютеры, благодаря быстродействию точности и безотказной

памяти постепенно превзойдут своих создателей-людей.  Сейчас мало кто

говорит об этом,  а если и говорит, то отнюдь не считает, что подобные

чудеса не за горами.

     На протяжении всей своей короткой истории исследователи в области

ИИ всегда находились на переднем крае информатики. Многие ныне обычные

разработки,  в том числе усовершенствованные системы программирования,

тектовые  редакторы и программы распознавания образов,  в значительной

мере рассматриваются на работах по ИИ.  Короче говоря,  теории,  новые

идеи, и разработки ИИ неизменно привлекают внимание тех, кто стремится

расширить области применения и возможности компьютеров, сделать их бо-

лее "дружелюбными" то есть более похожими на разумных помощников и ак-

тивных советчиков,  чем те педантичные и туповатые  электронные  рабы,

какими они всегда были.

     Несмотря на многообещающие перспективы,  ни одну из разработанных

до  сих  пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном понимании

этого слова.  Это объясняется тем,  что все они узко специализированы;

самые  сложные экспертные системы по своим возможностям скорее напоми-

нают дрессированных или механических кукол, нежели человека с его гиб-

ким  умом  и  широким кругозором.  Даже среди исследователей ИИ теперь

многие сомневаются,  что большинство подобных изделий принесет сущест-

венную пользу. Немало критиков ИИ считают, что такого рода ограничения

вообще непреодолимы.

     К числу таких скептиков относится и  Хьюберт  Дрейфус,  профессор

философии Калифорнийского  университета в Беркли.  С его точки зрения,

истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы,  заклю-

ченной в человеческом организме.  "Цифровой компьютер - не человек,  -

говорит Дрейфус.  - У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребнос-

тей. Он  лишен  социальной ориентации,  которая приобретается жизнью в

обществе, а именно она делает поведение разумным.  Я не хочу  сказать,

что компьютеры не могут быть разумными.  Но цифровые компьютеры,  зап-

рограммированные фактами и правилами из  нашей,  человеческой,  жизни,

действительно не могут стать разумными.  Поэтому ИИ в том виде, как мы

его представляем,  невозможен".(1)

     Кибернетический подход.

     Попытки построить машины, способные к разумному поведению, в зна-

чительной мере вдохновлены идеями профессора МТИ Норберта Винера,  од-

ной из выдающихся личностей в интеллектуальной истории Америки.  Помимо

математики  он обладал широкими познаниями в других областях,  включая

нейропсихологию, медицину, физику и электронику.

     Винер был убежден, что наиболее перспективны научные исследования

в так называемых пограничных областях, которые нельзя конкретно отнес-

ти к той или иной конкретной дисциплины. Они лежат где-то на стыке на-

ук, поэтому к ним обычно не подходят столь строго. "Если затруднения в

решении какой-либо  проблемы психологии имеют математический характер,

пояснял он, - то десять несведущих в математике психологов продвинуть-

ся не дальше одного столь же несведущего".

     Винеру и его сотруднику Джулиану Бигелоу  принадлежит  разработка

принципа "обратной связи", который был успешно применен при разработке

нового оружия с радиолокационным наведением.  Принцип  обратной  связи

заключается в использовании информации, поступающей из окружающего ми-

ра, для изменения поведения машины.  В основу разработанных Винером  и

Бигелоу систем  наведения  были положены тонкие математические методы;

при малейшем изменении отраженных от самолета радиолокационных  сигна-

лов они соответственно изменяли наводку орудий,  то есть - заметив по-

пытку отклонения самолета от курса,  они тотчас расчитывали его  даль-

нейший путь и направляли орудия так, чтобы траектории снарядов и само-

летов пересеклись.

     В дальнейшем Винер разработал на принципе обратной  связи  теории

как  машинного  так и человеческого разума.  Он доказывал,  что именно

благодаря обратной связи все живое приспосабливается к окружающей сре-

де  и  добивается  своих целей.  "Все машины,  претендующие на "разум-

ность",- писал он,  - должны обладать способность преследовать опреде-

ленные цели и приспосабливаться,  т.е.  обучаться". Созданной им науке

Винер дает название кибернетика,  что в переводе с греческого означает

рулевой.(2)

     Следует отметить, что принцип "обратной связи", введенный Винером

был в  какой-то  степени предугадан Сеченовым в явлении "центрального

торможения" в "Рефлексах головного мозга" (1863 г.)  и  рассматривался

как механизм  регуляции деятельности нервной системы,  и который лег в

основу многих моделей произвольного поведения в отечественной психоло-

гии.

     Нейронный подход.

     К этому времени и другие ученые стали  понимать,  что  создателям

вычислительных машин  есть  чему  поучиться у биологии.  Среди них был

нейрофизиолог и поэт-любитель Уоррен Маккалох,  обладавший как и Винер

философским складом ума и широким кругом интересов.  В 1942 г.  Макка-

лох, участвуя в научной конференции в Нью-йорке, услышал доклад одного

из сотрудников  Винера о механизмах обратной связи в биологии.  Выска-

занные в докладе идеи перекликались с  собственными  идеями  Маккалоха

относительно работы головного мозга.  В течении следующего года Макка-

лох в соавторстве со своим 18-летним  протеже,  блестящим  математиком

Уолтером Питтсом,  разработал теорию деятельности головного мозга. Эта

теория и являлась той основой,  на которой сформировалось широко расп-

ространенное мнение, что функции компьютера и мозга в значительной ме-

ре сходны.

     Исходя отчасти из предшествующих исследований нейронов  (основных

активных клеток,  составляющих нервную систему животных),  проведенных

Маккаллохом, они с Питтсом выдвинули гипотезу, что нейроны можно упро-

щенно  рассматривать  как  устройства,  оперирующие двоичными числами.

Двоичные числа, состоящие из цифр единица и нуль, - рабочий инструмент

одной  из  систем  математической  логики.  Английский математик XIXв.

Джордж Буль,  предложивший эту остроумную систему,  показал, что логи-

ческие утверждения можно закодировать в виде единиц и нулей,  где еди-

ница соответствует истинному выссказыванию а нуль - ложному, после че-

го этим можно оперировать как обычными числами. В 30-е годы XX в. пи-

онеры информатики,  в особенности американский ученый Клод Шеннон, по-

няли, что двоичные единица и нуль вполне соответствуют двум состояниям

электрической цепи (включено-выключено), поэтому двоичная система иде-

ально  подходит  для  электронно-вычислительных устройств.  Маккалох и

Питтс предложили конструкцию сети из электронных "нейронов" и  показа-

ли,  что  подобная  сеть может выполнять практически любые вообразимые

числовые или логические операции.  Далее они предположили,  что  такая

сеть в состоянии также обучаться,  распознавать образы, обобщать, т.е.

она обладает всеми чертами интеллекта.

     Теории Маккаллоха-Питтса в сочетании с книгами Винера (2) вызвали

огромный интерес к разумным машинам.  В 40-60-е годы все больше кибер-

нетиков  из  университетов  и частных фирм запирались в лабораториях и

мастерских,  напряженно работая над теорией функционирования  мозга  и

методично припаивая электронные компоненты моделей нейронов.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.