скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет

- передача сообщений,  подготавливаемых непосредственно  с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;

- хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;

- демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

- подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;

-  использование и пересылка компьютерных обучающих программ.

С дидактической точки зрения, с  помощью электронной почты можно  организовать так называемые "виртуальные  учебные классы". Например, в Интернете с помощью использования режима  «списки рассылки» (mailing lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей.  Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим  и ограничивается  возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера.  В созданной  учебной группе  объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из участников  является преподаватель.

Таким образом, ЭП  может быть использована для невербального общения участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен информацией.  Чтобы использовать электронную почту  достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией. Так что при реализации обмена возникает больше психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что человеческое общение сводится не только к речи, в данном случае письменной речи. Устная речь, как известно, составляет 7%  из множества сторон общения : мимика, жесты и т.д.  Конечно, для компенсации  эмоционального человеческого общения можно использовать  при переписке «смайлики» для передачи эмоций, например, для радости и грусти соответственно  :-)   и  :-( .  Но это не решает в полной мере проблемы, и здесь  остается много работы для психологов. Тем не менее, как показал опыт, психологические  аспекты,  перехода к письменной речи в E-mail  похожи на те, которые наблюдаются при переходе от работы с помощью ручки и бумаги к пишущей машинке. К тому же письменная речь воспитывает такие положительные моменты как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.

Преподавателем  электронная почта может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и  поиска материала в  Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем,  для  взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также  по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Целесообразно также  использование ЭП для проведения электронной лекции, когда обучающимся  с помощью  электронной почты пересылаются текст лекции в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся консультации по электронной почте.

Таким образом, ЭП  может найти широкое распространение в образовательном процессе на различных в различных ипостасях.

Электронные конференции.

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными конференциями,    позволяют  получать  на  мониторе  компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга.  Аппаратное  оснащение рабочих мест такое же, как в режиме ЭП. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.

Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые  могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в  ЭК,  попадает ко всем абонентам,  подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в  нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима  при организации учебных занятий требует  модерирования преподавателем конференции.  Работа возможна в режиме реального времени, например,  при использование  системы IRC (Internet Relay Chat)  и произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).

Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут с успехом использоваться в образовательном процессе. Например, в режиме (USENET newsgroups), на сервере устанавливается программное обеспечение, обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки, основанных на применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального времени, требуя от пользователей онлайнового  подключения.  Работа с ними аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком рассылки пользователь шлет серверу письмо, тот его рассылает участникам, они читают, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылают всем, и т.д. Сервер же новостей никому ничего не рассылает, но показывает в реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает новые сообщения от желающих высказаться.

Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-графической информацией между участниками образовательного процесса.

Телеконференции  и видеотелефон.

Эти средства  обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит  одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора  абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях  в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства.    Аппаратно-программное оборудование одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру, манипулятор мышь, модем.

Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью  размеров и качества  представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Электронные библиотеки.

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема использования ресурсов Интернет.

Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции библиотек образовательных учреждений (в первую очередь, школьных) резко расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как социальный институт должна совершить в настоящее время скачок через несколько эволюционных ступеней развития. В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.

Рассмотрим использование ресурсов школьной библиотеки на примере работы с Интернет.

Появление Всемирной телекоммуникационной Сети, информатизация многих сфер общественной жизни не могли не сказаться на развитии образования и образовательных технологий.

Помимо использования средств Интернет в учебном процессе, учащиеся общеобразовательных учреждений получают возможность работы с ресурсами Сети и в детских библиотеках, становящихся, таким образом, неотъемлемой частью процесса непрерывного образования.

Можно выделить три главные цели организации общественного доступа к Интернет-ресурсам в библиотеках:

 - обучение компьютерной грамотности, в первую очередь, навыкам поиска информации;

 - предоставление сетевых информационных ресурсов пользователям библиотек;

 - предоставление информационных продуктов и услуг Интернет (электронная почта, телеконференции, группы новостей).

Прогнозируемые цели, с которыми читатели будут обращаться в Интернет, можно сформулировать следующим образом:

 - образовательные;

 - приобретение навыков работы в сети;

 - развлекательные.

Действительно, по данным опроса сотрудников библиотек от 30% до 40% пользователей заинтересованы в обучении работе с Интернет в библиотеке, образовательные сайты Интернет в рейтинге популярности находятся на третьем месте. По обращениям к Интернет-развлечениям данных нет.

Исходя из целей обращения можно предположить, что среди пользователей Интернет большую часть будут составлять студенты и учащиеся. Специфика читательского контингента школьных библиотек обуславливает необходимость изучения отношения к Интернет и читателей, и библиотекарей. С этой целью в 2000 г. в библиотеках четырех районов Санкт-Петербурга (Выборгского, Красногвардейского, Красносельского и Московского районов) был проведен опрос библиотекарей и читателей-школьников.

В анкетировании приняли участие 260 читателей. Все они обучаются в различных типах учебных заведений: общеобразовательной школе (26%), школе углубленного изучения какого-либо предмета (19%), школе – экспериментальной площадке (18%), школе-комплексе (14%), частной школе (8%), авторской школе (8%) и гимназии-лицее (7%).

Среди опрошенных читателей представители разных возрастных групп, 68% опрошенных составляют старшие подростки и 32% – младшие подростки.

Более 53% учащихся, принявших участие в исследовании, имеют компьютеры дома, 82% из числа опрошенных имеют представление об Интернет.

В различных библиотеках Санкт-Петербурга школьники чаще всего встречаются со следующими компьютерными услугами:

доступ в Интернет – 84, 6%; компьютерные игры – 81%; правовые базы данных – 13%; электронный каталог – 81%.

Как видно из перечня, наиболее часто в детских библиотеках встречается такая услуга как доступ к ресурсам Интернет. Интересно, что с точки зрения библиотекарей, в библиотеках компьютерные игры составляют лишь 16% предлагаемых услуг.

Школьные библиотеки выполняют функцию социального информационного института, что связано с использованием не только традиционных типов носителей информации, но и новых – электронных. Среди последних Интернет рассматривается как основа развития новых форм обслуживания читателей. Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

В библиотеке среди учащихся, обращающихся к ресурсам Интернет, наибольшей популярностью пользуются игры и образовательные ресурсы; в случае обращения к Интернет вне библиотеки – игры и электронная почта. При этом, образовательные ресурсы, конференции используются только в условиях библиотек, а компьютерные игры используются с одинаковой интенсивностью как в библиотеке, так и вне ее, занимая первое место в рейтинге популярности. Таким образом, библиотека для учащихся является, в первую очередь, информационно-образовательным и досуговым учреждением.

Кроме того, следует отметить, что перечень услуг, к которым обращаются дети-пользователи Интернет, в библиотеках несколько шире, чем вне их.

Несколько иначе определены школьниками приоритеты при ответе на вопрос: “Если бы у библиотеки была возможность предоставить Вам неограниченное использование Интернет, чем бы Вы стали пользоваться постоянно?”

Ответы распределились следующим образом:

распечатка материалов из Интернет – 81%;

e-mail – 80, 7%; игры – 75%; чаты – 30, 4%; сайты, серверы – 21, 5%.

В этом перечне услуг в качестве доминанты в сознании читателей учащихся впервые появляется распечатка материалов.

Ответы на вопрос об использовании читателями услуг Интернет в библиотеках целесообразно сопоставить с ответом на вопрос о возможностях использования Интернет, вызывающих наибольший интерес. Оказалось, что в качестве приоритетных названы игры – 81%, различные образовательные программы – 43%, чаты – 35, 8%, сайты и серверы – 29%. Эти ответы повторяют данные по реально используемым школьниками ресурсам Интернет. Однако появились новые услуги, вызывающие интерес читателей-детей: мультимедийные ресурсы (23, 5%) и коммерческая информация (7,3%). Вполне закономерен интерес учащихся к мультимедийным технологиям, так как они открывают принципиально новые возможности комплексного использования текстовой, звуковой информации, видеоряда, монтажа и т. д.

Интерес к коммерческой информации, пусть и у незначительной части школьников, связан, в первую очередь, с социально-экономическими условиями современного общества.

Одной из наиболее значимых характеристик любой деятельности является наличие тех или иных мотивов. Они рассматриваются как внутренние побуждения, которые проявляются в желаниях, стремлениях, интересах. Выявлены следующие мотивы обращения читателей-детей к ресурсам Интернет Наличие такого мотива как “любопытство” у 77% читателей-детей характерно для подростков и юношества вообще и, в частности, по отношению к сети Интернет, которая не может не вызывать удивления и восхищения.

Достаточно яркое проявление получил другой мотив – общение. Он характерен для 69% респондентов. Потребность в общении является одной из психических особенностей подросткового возраста. К тому же глобальная сеть предоставляет возможность исполнения ролей, отличных от социальной роли в реальном мире. Однако, может возникнуть опасность ухода в виртуальное общение и вытеснения реального общения из круга интересов подростка.

Представляется интересным сопоставить мотивы обращения школьников к Интернет по мнению читателей и библиотекарей. У читателей мотивы более разнообразны. Они назвали 6 мотивов, тогда как библиотекари – 4. По существу, можно говорить о совпадении только двух мотивов – общения и развлечения. Нам представляется, что в суждениях библиотекарей имеет место негативный оттенок в формулировке мотивов, например: доступ к готовой информации (85%), возможность бесконтрольного общения в чатах (72%). Вероятно, у библиотекарей недостаточно хорошее знание своих читателей как пользователей Интернет. Два вопроса анкеты были направлены на выявление установок респондентов в получении помощи от библиотекаря и использования путеводителя по ресурсам Интернет. Оказалось, что в помощи библиотекаря нуждаются только 24, 6% респондентов, а в путеводителях – около 49%. Эти данные, с одной стороны, свидетельствуют, что в силу психологических особенностей возраста читателей, респонденты стремятся к самостоятельности и самоутверждению. С другой стороны – могут означать недоверие к знаниям и умениям библиотекарей в области компьютерных технологий. В исследование был включен еще один вопрос, без ответа на который картина взаимоотношений школьников-пользователей Интернет и библиотекарей остается неполной.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.