скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Внедрение информационных технологий в учебный процесс на уровне Чувашской Республики

 

1.3 Информатизация образования: проблемы и перспективы

Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всегда радовались не меньше, чем первым подснежникам.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Педагогическая революционная ситуация. Широкое внедрение информационных технологий в образовательную практику порождает социальное напряжение среди педагогической общественности. Оно имеет несколько фаз. Фаза первая: руководство системы образования требует от педагогов массовой компьютерной грамотности. Все вынуждены идти на соответствующие курсы, все понимают: время пришло. Фаза вторая: педагоги, получившие базовые (читай – поверхностные) знания и умения, начинают имитировать использование компьютера в своей профессиональной практике. Делают презентации (пару штук в год) и проводят с ними открытые уроки. При этом все вокруг понимаю, что это показуха, что влияния на учебный процесс она не оказывает. Главная причина заключается в том, что руководители, пославшие учительские массы на учебу, забыли выделить деньги на соответствующие материальные ресурсы. Фаза третья: материальные ресурсы в одной отдельно взятой гимназии или школе найдены. Использовать компьютер и Интернет в учебном процессе можно постоянно и системно. И тут выясняется, что для этого требуются даже не знания, а определенный пересмотр своей личной педагогической концепции. Нужно сойти с пьедестала великого гуру и сесть рядом с учениками за парту. Нужно принять, что новую тему не хуже, а даже лучше, можно изложить на компьютере, что проверка знаний и выявление в них пробелов у компьютера, как правило, получается лучше. То есть, нужно найти себя в новом, до предела информатизированном, образовательном процессе. Или перейти в другую школу, где соответствующие материальные ресурсы пока еще не найдены. А там за серию открытых уроков с использованием презентаций можно и высшую категорию получить.

Массовое обучение на дому. Возможность получать знания экстерном была узаконена не так давно. Советская школа такую практику признавала крайне неохотно, в исключительных случаях для детей-вундеркиндов. Первая волна желающих быстро пошла на убыль. С экстернатом проблем семья получала больше, чем преимуществ. Затем в крупных вузовских центрах стала постепенно формироваться новая тенденция. Экстернат стал развиваться среди учащихся выпускных классов. Они, как правило, готовились поступать в конкретный вуз, посещали специальные подготовительные курсы. Непрофильные предметы при этом старались осваивать малой кровью. Введение единого государственного экзамена в форме централизованного тестирования сформировало среди выпускников еще одну тенденцию. Дети при попустительстве родителей начали манкировать школьными уроками, занимаясь целенаправленной подготовкой к единому государственному экзамену. Распространение тестовых форм контроля со временем приведет к тому, что тенденция перекочует из выпускных классов в младшие параллели. Обучающие программные продукты нового поколения, появление которых витает в воздухе, может сделать явление массовым. По моему мнению, вопрос не в том, случится это или нет. Вопрос в том, как скоро это произойдет. Успеет ли система образования адекватно к этому подготовиться? Найдет ли достойную замену классно-урочной форме организации учебного процесса? Сформирует необходимое количество педагогов нового поколения? Найдет сферу применения для тех, кто в новые реалии не вписался? Один из законов Паркинсона гласит: "Неприятности всегда случаются раньше, чем их ожидают".

Расслоение учебных заведений. Насыщение школ и гимназий средствами информационных технологий имеет свой предел. Для последующего качественного рывка учебное заведение обязано вовлекать в образовательный процесс домашние компьютеры учеников. Оно должно построить распределенный учебный процесс, в котором школьные и домашние компьютерные ресурсы будут использоваться согласовано. Это приведет к необходимости закладывать в семейный бюджет расходы на информатизацию образования для детей (оплата трафика в Интернете, покупка обучающих программ). Для достаточно обеспеченных семей эти расходы не принципиальны, для семей с обычным достатком они посильны. Главное убедить родителей в окупаемости вложений. Однако пока еще очень велик слой малообеспеченных семей, для которых такие расходы будут неприемлемой роскошью. Так как внедрение распределенного процесса обучения в школе имеет смысл только при 100% охвате, может усилиться миграция детей между учебными заведениями. Эта тенденция есть и сейчас, но при переходе информатизации учебного процесса на новый уровень, она, безусловно, усилится. Сгладить ее проявления можно только одним способом: разъяснять, что инвестиции в образование – самые выгодные из всех существующих.

Наверное, проблем будет гораздо больше. Может быть, их будет даже слишком много, и мы начнем искусственно замедлять информатизацию образования. И все-таки хочется верить, что плюсы и перспективы перевесят минусы и проблемы.

Информатизация образования: перспективы

Перспектива первая: "Есть проблема – нет проблемы". Она лежит в сфере модернизации механизмов управления на всех уровнях системы образования. Любую проблему можно своевременно отследить по отклонению заданных показателей от допустимых значений. Затем провести анализ причин и принять меры. Сделать это без информационных технологий, без компьютерной обработки и анализа данных – невозможно в принципе. А вот с ними можно, хотя задача это непростая и решаться будет не один год. Главная сложность – выявить все необходимые параметры, их связь с реальными деловыми процессами, механизмы и алгоритмы их анализа и оценки, разработать технологии принятия эффективных решений.

Перспектива вторая: "Каждому специалисту – занятие по душе". Любую профессиональную деятельность можно разделить на две части. В одну входят те деловые процессы, которые у большинства специалистов этой профессии вызывают негативные чувства. Сомневаюсь, что выпускники педагогического вуза выбирают свою дорогу в жизни потому, что им нравится проверять тетрадки. Другая часть – это то, что в профессии нравится, то, за что ее выбирает большинство специалистов. Понятно, что у каждого свое деление деловых процессов на любимые и нелюбимые. Но опыт показывает, что некоторые процессы, имеющие рутинный, повторяющийся характер, не любят практически все. Информационные технологии позволяют значительно сократить время, которое тратится на нелюбимые дела, освободив его для более интересных занятий.

Перспектива третья: "Каждому ученику – индивидуальную образовательную траекторию". Индивидуальная образовательная траектория – это значительно больше, чем набор программ и курсов, выбранных для обучения. Она должна задавать последовательность и темп обучения, учитывать способности ученика, накопленный багаж знаний, личные пристрастия по формам и методам обучения. То есть, множество взаимосвязанных факторов, которые в комплексе можно отследить и оценить только при помощи информационных технологий. И перспективы здесь действительно впечатляющие. Маленький пример: просит ученик из информационного хранилища лекцию по новой теме, а система учитывает, какое полушарие у него ведущее, и подбирает соответствующий учебный материал.

Перспектива четвертая: "Знания без пробелов". Одна из ключевых проблем нынешней классно-урочной системы заключается в том, что у многих учеников пробелы в знаниях накапливаются как снежный ком. Для некоторых предметов это не критично, а вот для математики – просто катастрофа. Выявить все пробелы в знаниях у всех учеников не может ни один учитель. Даже репетитор, которого нанимают, чтобы подтянуть ребенка по предмету, не всегда это может сделать абсолютно точно. Только информационные технологии помогут решить эту проблему качественно. И здесь, кстати, компьютерное тестирование может и должно сыграть ведущую роль. Понятно также, что знания без пробелов – это часть информационного базиса для построения эффективной образовательной траектории.

Перспектива пятая: "Вместе весело шагать по просторам". Ученик часто считает, что учеба нужна родителям. Для себя он давно решил, что география (биология, история и др.) ему не нужны в будущей жизни. Родители считают, что всему должна научить школа, а их обязанность работать – и платить налоги в бюджет. Учителя считают, что их обязанность – красиво и правильно рассказать и строго спросить, а остальное – проблемы ученика и его родителей. Утрированный круговорот перекладывания ответственности в обучении. Понятно, что в чистом виде такие позиции существуют редко, но проблема налицо. Причем ответственность в разные времена перекладывается на разных участников круговорота. В советские времена – в основном на систему образования, после перестройки – в основном на родителей. Сейчас многие родители, глядя на то, как их дети легко адаптируются к новым реалиям, потихоньку перекладывают ответственность со своих плеч, на детские. И при нынешнем уровне коммуникаций между участниками образовательного процесса иного не будет. Только использование информационных технологий для организации своевременного, полезного и, главное, необременительного общения, способно в корне изменить ситуацию.


Глава 2. Использование информационных технологий в образовании

Как показывают научно-педагогические исследования в области создания и применения информационных ресурсов образовательного назначения (Андреев А.А., Ваграменко Я.А., Козлов О.А., Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Пак Н.И., Панюкова СВ., Поляков В.А., Роберт И.В., Румянцев И.А., Софронова Н.В. и др.), использование мультимедийных образовательных материалов, информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: представить обучающие материалы в графической, звуковой, анимированной форме, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне; автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учеников; автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения; получить доступ и оперировать большим объемом информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать детей находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную и воспитательную работу; предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо. Рассмотрим некоторые возможности применения информационных ресурсов образовательного назначения.

2.1 Программно-технологический комплекс «Электронная учительская»

Программно-технологический комплекс (далее ПТК) «Электронная учительская» – необходимый шаг для успешной реализации ключевых задач модернизации системы общего образования, в том числе расширения рынка образовательных услуг и обеспечения электронного публичного мониторинга общеобразовательных учреждений.

«В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Сегодня основными технологическими проблемами на пути развития образовательной инфраструктуры и внедрения автоматизированных систем в организацию работы школы и педагогического персонала, а также кардинального расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, являются:

1.  Отсутствие динамически доступных компьютеров на рабочих местах педагогов – от директора и завуча до классных руководителей и преподавателей-предметников.

2.  Отсутствие аппаратных и программных выделенных серверов, обеспечивающих эффективность организации многопользовательской работы с единой информационной базой данных школы.

3.  Отсутствие профессиональной системной и технической поддержки, особенно важной при организации работы недостаточно опытных пользователей.

ПТК «Электронная учительская», поддерживающий формирование новой модели информационно-образовательной среды школы с использованием серверного оборудования и персональных инструментов учителей, решает все вышеперечисленные проблемы, обеспечивая:

1.  Реальное повышение эффективности использования информационных систем всеми педагогическими работниками общеобразовательного учреждения;

2.  Формирование и внедрение в практику работы школ электронного документооборота как основы реализации системы электронного публичного мониторинга;

3.  Информационную открытость школы за счет предоставления потребителям (учащимся, их родителям и общественности) широких возможностей оперативного получения информации о наиболее значимых событиях образовательной деятельности.

ПТК «Электронная учительская» включает в себя программно-аппаратные решения, базирующиеся на передовых достижениях развития современных информационно-коммуникационных средств с опорой на информационные системы и технологии, массово распространенные в ходе реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ в образовании:

1.  Программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 2.5. ПРОФ» из состава пакета программного обеспечения «Первая ПОмощь», поставленного во все общеобразовательные школы России – решающий задачи формирования единой информационной базы данных общеобразовательного учреждения, автоматизации процессов управления, формирования системы электронного мониторинга и оценки деятельности школы.

2.  Программный комплекс «3Т:ХроноГраф Журнал», получивший практическое внедрение и признание в общеобразовательных учреждениях целого ряда регионов РФ – представляющий персональный инструмент технологизации повседневного педагогического труда преподавателей и оперативного информирования учащихся и их родителей о значимых событиях учебной деятельности.

3.  Современное серверное, сетевое и периферийное оборудование, обеспечивающее интеграцию используемого в школе программного обеспечения и эффективное функционирование мобильных и стационарных рабочих мест – персональных инструментов преподавателей, администраторов и других сотрудников образовательных учреждений.

«В каждом муниципалитете, в каждой школе должны быть обеспечены: информационная открытость школ потребителям через систему открытого мониторинга и публичных отчетов; развитие системы оценки качества, учитывающей все достижения ребят и динамику их развития, в том числе - с использованием паспорта достижений школьника». Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко

Развернутый в общеобразовательном учреждении комплекс «ЭЛЕКТРОННАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ» решает такие актуальные задачи, как:

1.  Установка общешкольного сервера и создание возможности подключения к нему персональных инструментов администраторов и преподавателей для ведения единой информационной базы образовательного учреждения с последующей оперативной подготовкой и представлением форм публичной отчетности школы органам государственно-общественного управления образования, родителям учащихся и заинтересованной общественности.

2.  Обеспечение преподавателей-предметников, классных руководителей и других сотрудников школы полноценными автоматизированными рабочими местами на базе мобильных и стационарных компьютерных устройств, оснащенных программным обеспечением для ведения электронных классных журналов и другой организационно-распорядительной и методической документации.

3.  Обеспечение подключения персональных инструментов преподавателей и администраторов школы к сети Интернет для осуществления постоянных и оперативных контактов с родителями учащихся и размещения значимой педагогической информации на страницах школьных сайтов и образовательных порталов, с использованием современных средств защиты информации.

4.  Создание широких возможностей оперативного информирования родителей и учащихся с учетом ведения электронных дневников и портфелей достижений последних, в том числе и в сети Интернет, с учетом обязательности обеспечения защиты конфиденциальной информации (персональных данных учащихся и сотрудников) в соответствии с требованиями федерального законодательства (ФЗ-152 «О персональных данных»).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.