скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Организация тренировок по эвакуации персонала образовательных учреждений при пожаре

5.  Выработка у персонала навыков самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара и ЧС или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению и ликвидации пожара;

6.  Обучение приемам и способам спасения, эвакуации детей и материальных ценностей;

7.  Проверка знаний персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющегося снаряжения, первичных средств пожаротушения;

8.  Проверка результатов обучения персоналом по вопросам пожарной безопасности и правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;

9.  Проверка знаний персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие;

10.  Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного пожара до прибытия подразделения государственной противопожарной службы (ГПС);

11.  Руководство организаций и проведение тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность;

12.  Данные методические рекомендации по подготовке и проведению тренировок не являются исчерпывающими. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по его мнения, не пострадает способность персонала решить задачи, при возникновении возможного пожара;

13.  Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

Отличительной особенностью проведения тренировок по эвакуации при пожаре в ОУ является то, что в качестве обучаемых на тренировку привлекается руководящий состав ОУ, то есть все преподаватели, работники и учащиеся. Практическая отработка планов эвакуации - важная составная часть профессиональной подготовки персонала ОУ. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при ЧС. Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию и спасения, работу по его тушению, правильно применять первичные средства пожаротушения. На каждом объекте в рамках годового плана - графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта. В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение. Годовой план - график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения. Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит так же от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок, в связи с этим перед началом тренировки все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные. Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководитель объектовой противопожарной тренировки является ответственным за обеспечение пожарной безопасности. В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала ОУ и подразделений ФПС. На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа инженерно-технических работников (ИТР), которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и руководителя тушения пожаров (РТП) соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности. Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовки тренировки, в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки [Приложение 1]. Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором отражается тема тренировки, ее цель, состав участников и календарный план подготовки и проведения [Приложение 2]. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Этапы проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки. Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке - дополнительно из личного состава подразделений ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки. При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

организовать с ними изучение ОУ, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

ознакомить с обязанностями в качестве посредников, дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре, а также обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

Посредник в свою очередь обязан:

ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, а также в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке.

Посредники не должны допускать таких уточнений, которые могут послужить раскрытием тактического замысла руководителя тренировки. При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся, с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли. Любой участник тренировки может уточнять у посредников данные об обстановке на участке условного пожара. При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

Довести информацию об объемно - планирующих решениях объекта, состояние систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Довести замысел тренировки и порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие знаки: посредники - отличительную повязку на правом рукаве; руководитель тушения пожара - красную отличительную повязку; тренирующийся персонал - желтую повязку на правом рукаве.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами: очаг пожара - красными флажками, зона задымления - синими флажками, зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров - желтыми флажками. Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной и такой, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки. Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается. В качестве средств имитации пожара допускается использовать фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки [10].

2.2 Действия обучаемых и сотрудников в случае возникновения пожара

Анализ множества происшествий, связанных с поведением ребенка во время тренировки, не говоря уже о непосредственном пожаре, показывает, что их отличительной особенностью является пассивно - оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона - все это может спасти жизни детей в случае беды. Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и противопожарные требования, особенно если эти знания и умения демонстрируют взрослые (персонал ОУ). Как известно не каждый работник ОУ, да и просто взрослый, знает, как правильно действовать во время возникновения пожара. Последовательность действий персонала ОУ и учащихся при пожаре выделяет 5 этапов: тревога (включение звуковой сигнализации), вызов пожарной охраны, эвакуация, сбор всего состава ОУ в отдельном месте и перекличка [20].

Любой человек - ученик или работник ОУ - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге голосом, стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для эвакуации из здания.

О любом возникновении дыма, огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону "01". Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору ОУ.

Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствовали в классе во время сигнала тревоги (например, находясь в учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе. Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направляться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.

Место сбора - во дворе ОУ. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться, там, не расходясь.

По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводящий занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто - то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропускать ни одного места, куда дети могли бы спрятаться. Директор ОУ или лицо, его заменяющее, услышав тревогу должен дать команду на отключение электропитания и немедленно проследовать к выходу ОУ, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор информирует о том, что все ли люди были безопасно эвакуированы. Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарной охраны напрямую зависит от качества приведения практических занятий и учебных тренировок, направленных на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения сотрудников при любых ЧС. Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т.п.) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением электричества. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.

При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможным эвакуацию людей из опасного помещения. При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющее сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию. Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора, либо - фуги (бега). В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявляется - полная обездвиженность, в которой человек физически не способен выполнять команду. Такие реакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.

Исследования ученых показали, что реакция, противоположные заторможенности, наблюдаются у 85 - 90% людей, оказывающихся в опасной для жизни ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентирование в окружающей обстановке поверхностное. Паническое состояние людей при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию и даже игнорированию свободных и запасных выходов [11].

В то же время исследования структуры толпы, охваченной паникой, показали, что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится не более 30% человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10 - 20% лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы. Основная же масса (до 90%) представляет собой вовлекаемых "в общий бег" людей, способных к здравой оценке ситуации и разумным действиям, но, испытывая страх и заражая, им друг друга, они создают крайне неблагоприятные условия для организованной эвакуации.

Для того чтобы меры по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны не привели к жертвам среди добровольцев и работников объекта, должностное лицо, организующее действия по первичному пожаротушению, должно владеть хотя бы минимальными знаниями о динамике развития пожара.

В общей схеме развития пожара следует различать три основные фазы: начальная стадия (не более 10 минут), стадия объемного развития пожара и затухающая стадия пожара.

I фаза пожара (10 минут) - начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1 - 3 минут) и рост зоны горения (5 - 6 минут). В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождается обильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара. Среднеобъемная температура повышается в помещении до 200оС (темп увеличения среднеобъемной температуры в помещении 15оС/мин). Приток воздуха в помещение сначала увеличивается, а затем медленно снижается. Очень важно в это время обеспечить изоляцию данного помещения от наружного воздуха и вызвать подразделения при первичных признаках пожара (дым, пламя). Не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящее помещение. В некоторых случаях, при достаточном обеспечении герметичности помещения, наступает самозатухание пожара, если очаг пожара виден, обнаружен на этой стадии развития пожара, то существует возможность принять эффективные меры по тушению огня первичными средствами пожаротушения (огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна, бочки или емкости с водой) до прибытия пожарных подразделений.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.