скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Организация процесса управления проблемами для интернет-магазина цифровой техники

Проблемы, также как и инциденты можно классифицировать:

·  проблемы с сетью,

·  проблемы с информационной безопасностью,

·  проблемы с ПО,

·  проблемы с оборудованием и т.д.

В качестве примера проблем с сетью и ПО можно привести следующий: периодически происходят следующие инциденты: пользователи не могут работать с 1С, нет доступа к сайту и не работает сеть. Их причина – отключился один из серверов, который отключился из-за перегрева, вызванного отказом (поломкой, недостатком мощности или техническим устареванием) кондиционера в серверной комнате. Соответственно основная проблема – неподходящий кондиционер для жаркого времени года. Она должна быть решена заранее либо заменой на более мощный кондиционер, либо установкой еще одного кондиционера.

Еще пример – нет доступа к базе данных, не работает 1С. Причина – закончилось дисковое пространство на сервере. Такую проблему можно также предвидеть регулярным мониторингом дискового пространства серверов, затем либо последующим увеличением дискового пространства, либо его периодической очисткой от ненужных данных не доводя ситуацию до возникновения инцидентов.

А в качестве примера проблем с ПО подходит пример с тиражированием ошибок в ПО стороннего разработчика. ПО корректно работает, если его устанавливать особым образом или нужны дополнения, утилиты или обновления. Соответственно, распространение данного ПО в организации без учета данных факторов будет приводить к увеличению количества инцидентов и они будут продолжать появляться пока не будут предприняты превентивные меры. Т.е. на основе данных от разработчика, базы сбоев должны вырабатываться инструкции по правильной установке такого ПО, а также выработаны меры по пресечению возникновения таких ситуаций (например, предварительное тестирование такого ПО, поиск решений проблем, обращения в техническую поддержку поставщика и т.д.)

В соответствии с разделом ITSM [7] входами процесса «Управление проблемами» являются:

·  Инцидент,

·  Сведения об инфраструктуре,

·  Сведения об обходных решениях (метод, позволяющий избежать инцидентов или проблем с помощью временного решения или устранением зависимости пользователя от проблемных аспектов сервиса).

Выходы процесса «Управление проблемами»

·  Записи о проблемах и известных ошибках,

·  Обходные решения,

·  Решенные проблемы,

·  Отчеты.

Виды деятельности, осуществляемые в рамках процесса «Управление проблемами»:

·  Контроль проблем – заключается в идентификация и записи проблем; их классификации; расследовании и диагностики.

·  Контроль ошибок – оценка известных ошибок; запись о ходе разрешения ошибок; закрытие ошибок; мониторинг проблем и прогресса разрешения ошибок.

·  Проактивное управление проблемами - анализ тенденций; анализ инфраструктуры; направление действий по предотвращению; обеспечение организации информацией.

·  Отчетность – подготовка аналитических отчетов по выполненным работам.

Таблица 3 Основные роли для процесса управления проблемами:

Менеджер проблем Поддержка решения проблем

разработка и поддержка процесса контроля проблем;

анализ продуктивности и эффективности процесса;

подготовка управленческой информации;

управление персоналом;

распределение ресурсов для осуществления поддержки;

анализ продуктивности и эффективности проактивного управления проблемами.

нахождение и расследование проблем;

оформление проблем;

наблюдение за ходом устранения известных ошибок;

предоставление рекомендаций персоналу процесса «Управление инцидентами» о лучших обходных решениях, доступных для нерешенных проблем;

определение тенденций и возможных источников проблем;

предотвращение появления сходных проблем.

Очевидно, что человек, который занимается устранением инцидентов не может быть менеджером по проблемам, т.к. возникает конфликт ролей. У них разные цели, скажем системный администратор (который обычно занимается устранением последствий инцидентов) нацелен на быстрое уменьшение негативного влияния произошедших инцидентов и анализировать и контролировать свои действия объективно он уже не сможет. Да и лишняя работа, связанная с поиском возможных причин появления инцидентов, при загруженности на их устранении ему также не нужна.

При отказе от внедрения процесса «Управление проблемами» возможны ситуации как:

·  служба ServiceDesk работает только по принципу реагирования и устраняет проблемы когда предоставление услуги пользователю прервано,

·  Пользователи ИТ сталкиваются с повторяющимися инцидентами и теряют доверие к качеству ServiceDesk

·  ServiceDesk становится неэффективной, так как требуется разрешение повторяющихся инцидентов и структурные решения не внедряются.

Однако есть много рисков, с которыми можно столкнуться при попытке внедрения процесса «Управление проблемами» в компании – это и отсутствие поддержки у руководства и нехватка ресурсов, отсутствие хорошо налаженного процесса управления инцидентами (часто бывает, что инцидент побыстрее устранен, причины толком не найдены, полного описания проявления и решения инцидента нет, т.е. база сбоев неполная), а также отсутствие деятельности по улучшению процесса и обновлению процессной документации. Это могут быть и нечеткое распределение обязанностей ИТ-персонала, неадекватная система автоматизации, а также сопротивление сотрудниками любым изменениям. Поэтому здесь важно найти именно тот баланс, который подойдет к выбранной предметной области.


3. Совершенствование процессов управления ИТ организации

 

3.1 Организация процессов управления ИТ

Как упоминалось ранее процессы управления ИТ интернет-магазина цифровой техники следующие:

·  Техническая поддержка пользователей,

·  Управление информационной безопасностью,

·  Управление контентом,

·  Модернизация и развитие.

Т.к. размер бизнеса компании небольшой, то эти процессы выполняются ИТ-подразделением, состоящим из ИТ-директора, системного администратора и контент-менеджера. Очевидно, что существующим процессам необходимо совершенствование, а также внедрение новых процессов. Процесс «Управление проблемами» является новым для компании «Рентген», поэтому он должен разрабатываться в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО/МЭК 20000:2005 «Управление услугами» [1,2]. Стандарт состоит из двух частей: 1 часть - описание требований к системе менеджмента ИТ-сервисов; 2 часть - практические рекомендации по процессам, требования к которым сформулированы в первой части. Является руководством для аудиторов и компаний, намеренных пройти сертификацию.

Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 20000:2005 определены 13 процессов, которые объединены в пять групп (схема взаимосвязи этих процессов представлена на рисунке 9):

·  Предоставление сервисов (Service delivery process);

·  Процессы взаимоотношений (Relationship processes);

·  Процессы решения (Resolution processes);

·  Процессы контроля (Control processes);

·  Процессы релиза (Release process).


Рис.9. Процессы управления услугами по ГОСТ ИСО/МЭК 20000:2005

Разрабатываемый процесс управления проблемами входит в третью группу вместе с процессом управления инцидентами. Конечно, все процессы управления ИТ, прописанные в стандарте здесь внедрить будет сложно и дорогостояще. Поэтому первоначально нужно внедрение процессов «Управления проблемами», «Управления бесперебойностью предоставления и доступностью услуг», «Управления отношениями с потребителями», а также «Управление конфигурациями» и «Управление изменениями». Схема этих процессов представлена на рис.10.

Рис.10. Процессы управления услугами


Цели процессов представлены в таблице 4.

Таблица 4 Цели процессов управления услугами

Название процесса Цели процесса
1 Управление бесперебойностью предоставления и доступностью услуг Гарантировать, что согласованные обязательства перед потребителями услуг о бесперебойности предоставления и доступности услуг будут выполнены при любых обстоятельствах
2 Управление обеспечением информационной безопасности Эффективно управлять обеспечением информационной безопасности в рамках любой деятельности по поддержке и предоставлению услуг
3 Управление инцидентами Как можно быстрее восстановить предоставление потребителям согласованной услуги, и минимизировать отрицательное влияние инцидентов на бизнес потребителей услуг, а так же выполнять запросы на обслуживание, поступающие от пользователей
4 Управление проблемами Минимизировать отрицательное влияние проблем на бизнес потребителей услуг посредством определения корневых причин инцидентов, превентивного анализа и управления проблемами вплоть до их закрытия
5 Управление отношениями с потребителями Устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения между поставщиком услуг и их потребителями, основанные на понимании потребностей потребителей и мотивов их бизнеса

3.2 Совершенствование процесса «управление проблемами»

Для организации процесса управления проблемами, во-первых, необходимо усовершенствование Технической поддержки до процесса «Управление инцидентами» (схема этого процесса представлена на рис.6 в Приложении). Как видно из схемы после регистрации заявки в базе SD, она классифицируется, ей задается приоритета, в соответствии с которым она выполняется, все действия по ее решению заносятся в базу SD, если инцидент не решен, то руководство информируется о невозможности выполнения и все данные также заносятся в базу. Таким образом, будет пополняться база сбоев, что будет являться источником информации для дальнейшей организации проактивного управления проблемами.

Во-вторых, нужна разработка метрик – показателей KPI для оценки результативности процесса. В соответствии с главной целью процесса – минимизации неблагоприятного воздействия на бизнес проблемами и инцидентами, вызванными ошибками в инфраструктуре, казалось, можно было бы выбрать следующие показатели:

·  снижение количества инцидентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

·  снижение суммарного ущерба от инцидентов, также по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Но как показывает практика, такие критерии слишком глобальны - снижение числа инцидентов, так же, как и снижение совокупного ущерба от них, произойдет только в долгосрочной перспективе. К тому же данные критерии весьма сложно нормировать и оценить по сравнению с предыдущими периодами, если учесть постоянный рост компании. Количество инцидентов растет с изменениями в инфраструктуре: при вводе новых рабочих мест в открываемых филиалах корпорации, при запуске новых информационных систем и т.д. В таких условиях трудно понять, насколько могло бы увеличиться число инцидентов или совокупный ущерб от них при отсутствии процесса управления проблемами, вряд ли возможно без статистических данных за достаточно большой период времени. Поэтому логичнее будет использовать следующие показатели:

·  количество зарегистрированных проблем,

·  количество закрытых проблем,

·  среднее и максимальное время, расходуемое на закрытие проблемы или согласование известной ошибки, рассчитываемое с момента регистрации проблемы, сгруппированное по кодам влияния и группам поддержки;

·  ожидаемое время устранения открытых проблем;

·  общее затраченное время на все закрытые проблемы.

В соответствии с разделом ITSM [6,7] и ГОСТ ИСО/МЭК 20000:2005 [2] описываемый процесс управления проблемами должен включать в себя следующие деятельности:

·  Контроль проблем (заключается в идентификации и записи проблем; их классификации; расследовании и диагностики);

·  Контроль ошибок (оценка известных ошибок; запись о ходе разрешения ошибок; закрытие ошибок; мониторинг проблем и прогресса разрешения ошибок);

·  Предотвращение проблем (анализ тенденций; анализ инфраструктуры; направление действий по предотвращению; обеспечение организации информацией)

·  Отчетность (подготовка аналитических отчетов по выполненным работам)

Применительно к выбранной предметной области – интернет-магазину цифровой техники, данный процесс будет состоять из следующих подпроцессов: контроль проблем, контроль ошибок и предотвращение проблем (рис.11).

Рис.11. Диаграмма цепочки добавленного качества для Процесса управления проблемами.


3.3 Организация управления ресурсами

Имеющиеся процессы управления ИТ выполняют сотрудники ИТ-отдела: ИТ-директор, системный администратор и контент-менеджер. Для внедрения процесса «Управления проблемами» потребуется найм, как минимум, еще одного сотрудника, который будет выполнять функции менеджера по проблемам. Как уже упоминалось, в ITIL этот процесс один из самых дорогостоящих, потому что требует найма квалифицированных специалистов (серьезных аналитиков, имеющих высокую квалификацию сразу в нескольких областях ИТ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.